Развитие информационной инфраструктуры - основное направление работ по информатизации России

______________________________

Голубков А.С.


Сформулированы основные проблемы в области информатизации России; отмечается, что их решение возможно только при комплексном подходе к развитию информационной инфраструктуры страны.

Определены направления первоочередных работ Роскоминформа по развитию информационной инфраструктуры: прикладные системы информатизации, программы информатизации, взаимодейстие и совместимость систем, информационная безопасность, информационные ресурсы, правовое регулирование и региональная информатизация.


Мнения большинства ученых и специалистов, как отечественных, так и зарубежных, сходятся в том, что повышение роли информации, знаний, телекоммуникаций и информатизации в самом широком смысле является глобальной тенденцией развития мирового сообщества в конце XX — начале XXI веков. Она оказывает непосредственное влияние на темпы и динамику развития всех секторов экономики, на благосостояние и безопасность государства, и становится важным фактором качества жизни каждого человека.

Сегодня в российском обществе также происходит переоценка отношения к информации, которая приобретает статус жизненно важного для общества и людей ресурса. Информационная инфраструктура, объединяющая информационные, информационно-вычислительные, телекоммуникационные системы и сети, базы и банки данных и обеспечивающая доступ, передачу, обработку и предоставление информации потребителю, становится таким же необходимым элементом жизни человека.как транспорт, энергетика, экология и т. п.

Быстрый рост возможностей и мощности компьютеров и аппаратуры связи привели к их интеграции и созданию компьютерно-телекоммуникационных систем и сетей различного назначения и форм собственности: федеральных, региональных, государственных, коммерческих и т. п.

Политика либерализации и создание конкурентной среды в области компьютеров и телекоммуникационных систем позволила в короткие сроки,, оживить рынок информационных технологий, продуктов и услуг. За период 1989—1993 гг. удалось ликвидировать "голод" на телекоммуникационные услуги. Большинство современных услуг (электронная почта, передача деловой информации, телеконференций и т. п.) предоставляются россиянину такими сетями, как РЕЛКОМ, СПРИНТ, РОСПАК, РЕМАРТ и т. п.

Однако обнаружилось, что массовый потребитель по целому ряду причин не готов воспользоваться этими услугами — высокие тарифы на услуги, стоимость терминального комплекса, несовместимость различных систем и сетей, отсутствие необходимой пользователю информации или недостаточно развитый пользовательский интерфейс.

Решение этих и других проблем информатизации возможно только при комплексном и системном подходе к созданию и развитию информационной инфраструктуры страны. Информация должна своевременно дойти до своего потребителя, быть для него доступной и защищенной от несанкционированного использования и искажения. Эти требования являются ключевыми при развитии информационных систем.

Важность и необходимость развития национальной инфраструктуры осознается и в развитых странах. Так, инициатива Администрации Б. Клинтона по созданию перспективной национальной инфраструктуры США (сентябрь 1993 г.) переводит эту идею в плоскость практических действий.

Следует отметить, что проблема создания и развития информационной инфраструктуры России по своей сложности может сравниться лишь с такими крупными мероприятиями как создание транспортной и индустриальной базы страны. Решение проблемы возможно лишь на пути разумного сочетания средств государственного регулирования и рыночных механизмов. Только таким образом можно повысить мотивацию пользователей информационных технологий и продуктов, потенциальных инвесторов и максимально привлечь имеющиеся у них ресурсы для развития и создания новых систем и сетей.

Образованный в январе 1994 г. на базе Комитета Российской Федерации по информатизации Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации (Роскоминформ) особое внимание уделяет разработке и осуществлению единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации, отвечающей современному мировому уровню, координации работ по созданию и развитию федеральных и региональных систем и сетей информатизации, обеспечению их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации, а также координации работ по формированию государственных информационных ресурсов на основе единой законодательной и нормативной базы.

Среди первоочередных направлений работ Роскоминформа по созданию и развитию информационной инфраструктуры в стране отметим следующие:

прикладные системы информатизации. Роскоминформом осуществляется поддержка проектов информатизации, обеспечивающих технологическое развитие информационных сетей и систем. Разработка прикладных систем по проектам Роскоминформа основывается на информационных технологиях новейших поколений: CASiJ-технолопга, мультимедиа, транспьютеры, системы искусственного интеллекта; протоколах и рекомендациях типа Х.400 и т. п.;

программы информатизации. Необходимо уже в ближайшее время приступить к реализации ряда межотраслевых и межрегиональных программ и проектов в области информатизации, прежде всего федеральной целевой программы "Информатизация России", которая позволит скоординировать усилия всех участников: государственных органов, предприятий различных форм собственности, ученых и специалистов на решении первоочередных проблем информатизации;

взаимодействие и совместимость систем. Ключевым направлением государственной технической политики является обеспечение взаимодействия и совместимости компьютерно-телекоммуникационных систем и сетей, баз и банков данных. Роскоминформ совместно с Госстандартом разработал и приступил к реализации Программы стандартизации в области информационных технологий. Начата разработка государственного профиля стандартов и протоколов, который станет гарантом совместимости федеральных систем и сетей с региональными, ведомственными и коммерческими сетями, а также международными сетями. Большое разнообразие используемого в стране рынка средств вычислительной и телекоммуникационной техники различных производителей требует скорейшей разработки и перехода как производителей, так и потребителей средств информатизации к стандартам и протоколам среды открытых систем. В этом вопросе необходима совместная работа государственных и коммерческих структур;

информационная безопасность. Создание хаоса в информационных системах, искажение и хищение информации уже сейчас в России приводит к значительным потерям в банковских сетях. Как свидетельствует зарубежная практика, получение экономической информации из сетей конкурирующих фирм может принести им непоправимый ущерб. Нередки случаи, когда компьютерные вирусы выводят из строя и парализуют работу крупных коммерческих и даже военных объектов. Речь идет о появлении нового вида оружия — информационного. Все эти вопросы находятся в центре внимания Межведомственной комиссии по информационной безопасности, под руководством которой организована подготовка концепции информационной безопасности;

информационные ресурсы. Необходимо на федеральном уровне осуществить мероприятия по инвентаризации государственных баз и банков данных, уточнению их правового статуса. Важно уже в ближайшее время сделать их доступными для предприятий и организаций всех форм собственности и частных лиц. Это требует большой научно-методической и технической работы по обеспечению информационной и лингвистической совместимости баз и банков данных, созданию справочно-информационных систем;

правовое регулирование. В настоящее время для того, чтобы решить наиболее острые проблемы в сфере регулирования отношений, связанных с информацией и информационными продуктами (базы и банки данных, программы для ЭВМ, типология микросхем), принят ряд законов и нормативных документов различного уровня. Но для приведения законодательства в области информатизации к нормам, которыми руководствуются в международном сообществе, необходима еще большая работа. Роскоминформ совместно с заинтересованными организациями, учеными и специалистами подготовил концепцию правового обеспечения информационных процессов и информатизации, и проект базового Закона "Об информации, информатизации и защите информации", который рассматривается в Государственной Думе;

региональная информатизация. Специалисты отмечают смещение вектора информационных потоков с федерального уровня на региональный и увеличение интенсивности информационного обмена между региональными и коммерческими структурами. Это сопровождается активизацией работ по региональной информатизации.

Политика Роскоминформа в области региональной информатизации ориентирована прежде всего на начальную поддержку разработок концепций и программ информатизации, типовых проектов для информатизации деятельности в социальной сфере, здравоохранении, образовании и управлении. Хорошо себя зарекомендовал опыт создания региональных центров информатизации — организаторов и координаторов работ по созданию региональной информационной инфраструктуры в городах Томске, Чебоксары.

Решение указанных выше проблем позволит уже в течение 1994—1995 гг. создать организационные и технические предпосылки для развития основы информационной инфраструктуры России XXI века.


Статья поступила в редакцию в июне 1994 г.

Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации


© Информационное общество, 1994, вып. 3, с. 3-5.