Проблемы информатизации территориальных органов исполнительной власти


Ю.О. Вартанов



В рамках ГЦП «Электронная Москва» мне как первому заместителю Генерального конструктора поручено направление, которое отвечает за информатизацию территориальных органов управления. В соответствии с московским законодательством к территориальным органам управления относятся префектуры административных округов и управы районов города Москвы. Направления их деятельности практически полностью совпадают с задачами общегородского управления, так как столичные территориальные подразделения представляют собой своеобразные мини-города, причем округа по количеству жителей (не говоря об объеме выпускаемой продукции и мощностях промышленных предприятий, которые находятся на их территории) сравнимы с очень крупными городами Российской Федерации.

Основная сложность информатизации этого направления состоит в том, что до недавнего времени отношение к территориальным органам управления со стороны городских властей напоминало отношение старшего брата к младшему. Отраслевые органы исполнительной власти, имея более развитый кадровый состав, занимающийся вопросами информатизации, активно разрабатывали свои собственные информационные системы и внедряли их по вертикали, далеко не всегда опускаясь ниже префектур. В итоге практически все отраслевые системы, которые работают в городе, не интегрированы друг с другом. Единственным интегрирующим звеном служат некие общемосковские классификаторы, однако их не так много на сегодняшний день, и они тоже не всегда работают.

Одной из особенностей территориального управления является то, что территориальные единицы (то есть округа и районы) сильно отличаются друг от друга.

Во-первых, они отличаются по составу населения и месторасположению. Есть спальные районы, где очень много жителей и мало предприятий, или, наоборот, Центральный округ просто перенасыщен предприятиями, соответственно, у него другие финансовые возможности по развитию тех же самых информационных технологий.

Во-вторых, территориальные руководители также по-разному относятся к вопросам информатизации, да и понимают по-разному. Одни направляют средства на развитие информационных технологий, другие не считают эту задачу приоритетной. Вдобавок не существует единого подхода к процессу информатизации. Кто-то из руководителей всерьез полагает, что достаточно приобрести компьютеры, и проблема будет решена. Другие акцентируют внимание на разработке программных продуктов, которых ранее не было. В итоге вот что мы имеем на сегодняшний день.

В октябре-ноябре 2003 года в органах территориального управления был проведен экспресс-анализ состояния дел в области информатизации. Районные управы опустим сразу – в основном здесь уровень информатизации очень низок из-за отсутствия финансовых возможностей и соответствующих кадров. Скорее исключением, чем правилом является ситуация, когда префектуры округов, где активно развивают информационные технологии, спускают корпоративные решения для автоматизированных информационных систем ниже, в управы, тем самым поднимая уровень информатизации последних.

Что касается закупок техники, то в этом вопросе, похоже, исходили не из типовых решений или конкретных потребностей, а отдавая, так сказать, дань моде. В моде Пентиум 4 – давайте будем приобретать эти Пентиумы, модны сейчас SD-мониторы – давайте их приобретать и т.д. Относительно серверов, боюсь, не во всех районных управах вообще понимают, для чего они нужны. Таким образом, проблема квалифицированных кадров на уровне управ строит очень остро.

На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом.

Практически вся первичная информация в общегородских и ведомственных ИАС привязана к конкретным объектам, субъектам и процессам на конкретной территории конкретного района и собирается территориальными органами управления. Однако значительная часть этих информационных потоков имеет восходящий характер и, пройдя зачастую многоуровневую обработку, капсулируется в ведомственных информационных системах.

Территориальные органы, работающие непосредственно с субъектами экономики и гражданами, как правило, лишены информационной поддержки от отраслевых информационных систем. Состояние дел на районном уровне управления (управы) не слишком радует. Полнофункциональных информационных систем нет ни в одной управе, а сколько-нибудь эффективная и регулярная информационная интеграция с отраслевыми АИС отсутствует. Очень часто территориальные органы управления, чтобы обеспечить хотя бы минимальные требования поддержки реальных процессов на своей территории и в своей сфере ответственности, вынуждены дублировать отраслевые органы и создавать собственные информационные ресурсы.

Существующие информационные системы носят накопительный, чисто справочный характер. Преобладают локальные замкнутые системы, которые работают на уровне либо префектур, либо районных управ. Хотя, следует заметить, предпринимаются определенные шаги по созданию корпоративных систем. Чего мы ждем от «Электронной Москвы»? Важнейшей и первоочередной задачей отраслевой информатизации является задача интеграции территориальных информационных систем с отраслевыми информационными ресурсами. В первую очередь это потребует разработки единых стандартов и регламентов по обмену данными и по взаимодействию информационных систем.

Данная работа начинается с подготовки концепции информатизации территориального управления, которая должна, с нашей точки зрения, определить некий стандартный или типовой подход к разработке комплексной интегрированной распределенной информационной системы управления территории округа с учетом имеющихся промышленно-эксплуатируемых информационных систем и ресурсов. Эта система, безусловно, должна интегрироваться с создаваемыми как отраслевыми, так и территориальными информационными системами. При этом программа мероприятий реализации данной концепции обязательно должна предусматривать стимулирование тех территориальных органов, которые по тем или иным субъективным или объективным причинам оказались среди отстающих в этой области, и поддержку лидеров в их дальнейшем развитии и отработке перспективных технологий, чтобы они ни в коем случае не тормозили, а развивались.

Еще одной важнейшей особенностью территориальных информационных систем является их большая, по сравнению с отраслевыми, направленность на информационное обслуживание потребностей населения. Развитие рыночных отношений, проведение социально-экономических реформ, становление демократических институтов власти на всех уровнях закономерно повлекли за собой необходимость совершенствования принципов взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с населением и представителями делового сообщества. Достижение указанных целей может быть обеспечено путем введения на всей территории города Москвы так называемого режима или принципа «одного окна». С реализацией поставленной задачи в первую очередь, видимо, столкнутся именно территориальные органы управления, так как это те самые структуры, которые находятся лицом к лицу с населением. Практически все население идет сюда, в отраслевые департаменты жители города вообще не попадают, они могут попасть еще только в аппарат Правительства Москвы.

Поскольку все общение с населением приходится на территориальные органы управления, скорее всего, им придется организовывать выдачу многочисленных документов и справок в режиме «одного окна».

В этом направлении сейчас ведется определенная работа. Все понимают, что не надо питать никаких иллюзий, надо осторожно подходить к количеству документов, которые в первую очередь начнут выдаваться в режиме «одного окна». Чтобы не вызвать у населения обратной реакции – будет объявлено о выдаче каких-либо справок, а автоматизировать в нужные сроки их выдачу в рамках системы электронного документооборота не удастся либо для реализации «одного окна» не будет хватать нормативно-правовой базы.

И последнее. Несколько слов об электронном взаимодействии. Мы столкнулись с ситуацией, когда территориальным органам нужны не отдельные общемосковские классификаторы улиц и территориальных единиц, а позарез необходим единый интегрированный общемосковский классификатор. Мы попробовали объединить (и наглядно продемонстрировали, как это делается) два объявленных на уровне города Москвы общемосковских классификатора – единую государственную картографическую основу (ЕГКО) г. Москвы, к которой справочно прилагаются адреса, и адресный реестр, где содержатся адреса (и к нему справочно прилагаются контура). Выяснилось, что подобный подход чреват тем, что надо держать в соответствующем учреждении службу ведения соответствующих классификаторов, что является достаточно дорогостоящим занятием. Поэтому этот вопрос был поставлен на повестку дня и сейчас прорабатывается.


Вартанов Юрий Оганесович - Директор ГУП «Гранит-Центр», Первый заместитель Генерального конструктора ГЦП «Электронная Москва».


© Информационное общество, 2004, вып. 3-4, сс. 158-160.