Часть 3 национального доклада "Функционирование автоматизированных информационных ресурсов"

_____________________________



3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Свободный доступ к национальным информационным ресурсам — важнейшее условие соблюдения конституционного права граждан на информацию, роста престижа и доверия к государственной власти, достижения политической и экономической стабильности.
Чтобы определить, в какой мере имеющиеся в стране информационные ресурсы отвечают информационным потребностям, какими должны быть пути их дальнейшего развития, необходимо рассмотреть структурные характеристики информационных ресурсов, а также характеристики качества их составных частей, учитывая, что те и другие определяют качество информационных продуктов и услуг и, следовательно, заинтересованность в них пользователей. а) распределение оригинальных БД по тематике, формам представления
информации, в них содержащейся, формам собственности и другим признакам
организаций, которые их генерируют;

б) распределение БД по составу источников, которыми они наполняются,
географическим регионам, видам предоставляемых продуктов и услуг, включая
удаленный доступ, профильным сегментам рынка.

К числу важнейших характеристик относится также полнота информационных ресурсов. Показателями полноты должны характеризоваться различные тематические области (наличие пробелов), их отражения в оригинальных БД и мера удовлетворения соответствующих пользователей предлагаемыми формами и режимами предоставления информации.
Удельное распределение числа БД различных разновидностей (с точки зрения содержащейся в них информации) выглядит неравномерно.
На информационный рынок мало поступает информации (или имеется весьма ограниченный доступ к ней), крайне необходимой новым группам потребителей, прежде всего тем, кто занят в сфере предпринимательства, решает задачи обоснования инвестиций, разработкой целевых проектов и программ. Появившиеся коммерческие информационные организации в какой-то мере компенсируют этот пробел. Но по-прежнему остается труднодоступной информация экономико-статистическая, демографическая, информация о деятельности министерств и ведомств, государственных заказах, разрабатываемых и реализуемых программах, расходуемых бюджетных и внебюджетных фондах.
Особую заботу вызывает состояние БД, содержащих нормативно-правовую информацию. Формирование таких БД — проблема чисто организационная, которая активно решается в негосударственных секторах. Однако для многих пользователей этой информации созданные БД недоступны прежде всего по экономическим причинам.
В решении задач обеспечения доступа к АИР важнейшая роль принадлежит "географической" дислокации БД, их топологической характеристике. Из 3229 БД, охваченных учетом,почти 65 % находятся в Москве. Концентрация БД в двух регионах — Москве и Санкт-Петербурге вместе с их областями — достигает почти 75 %. Если учесть 9 % БД, находящихся в Екатеринбурге, Калуге, Нижнем Новгороде, Омске (с их областями), а также Татарстане, то на всю остальную территорию России приходится только 523 БД (16 % от общего числа учтенных БД), т. е. существуют большие территории, практически не охваченные информатизацией. Согласно имеющейся статистике, из всех БД, функционирующих в России, только 16 % способны функционировать в режиме удаленного доступа. Так как почти половина из них находится в Москве, то относительно низкая доступность информационных ресурсов становится очевидной. Заметна некоторая закономерность: по мере географического удаления регионов от Центра относительное число БД, способных обеспечить теледоступ, несколько возрастает. Так, в Центральном и Центрально-Черноземном районах почти из 1000 расположенных там БД менее 100 (примерно 9,5 %) могут работать в режиме теледоступа, в Поволжье — уже 11 %, в Северо-Кавказском регионе—14,5%, в Волго-Вятском — 14,8%. Однако во всей Европейской части страны наличие теледоступа зафиксировано на уровне более низком, чем в среднем по России. На Урале и в Западной Сибири этот уровень составляет соответственно 17 и 16 %, как и в среднем по стране. В Восточно-Сибирском регионе доля БД, способных обеспечить теледоступ, достигает 22,6 %, а в Дальневосточном — уже 26,6%.
Таким образом, с учетом незначительного абсолютного количества БД в периферийных регионах страны, выявлено явное стремление держателей этих БД с помощью теледоступа компенсировать их общую нехватку. При этом следует иметь в виду, что только удаленный доступ не решает задачу эффективного использования АИР, а лишь в какой-то мере облегчает это решение. В любом случае главными остаются факторы, связанные с информацией, передаваемой по каналам связи, с тем, насколько она способна удовлетворить потребности пользователей.

Одним из косвенных показателей, характеризующих функционирование АИР, может служить номенклатура информационных продуктов и услуг, предлагаемых пользователям.
Общий перечень продуктов и услуг, предоставляемых на основе БД, достаточно велик (не менее 15 видов). Однако он существенно сужается при дифференцированном рассмотрении БД и их продуктов. 91 % учтенных БД предоставляют услуги и продукцию в 5—6 формах (видах) или в их комбинации.

Лидирующим видом услуги является ретроспективный поиск информации, который позволяет пользователю получать интересующие его данные в определенной, чаще временной динамике. Этот вид услуги реализуется путем тиражирования БД и разового поиска информации, которые осуществляются, главным образом, БД НТИ, БД справочной, коммерческой, статистической и другой информации.
Сложным вопросом остается подготовка на основе БД аналитических материалов. Анализ и синтез информации из-за недостатка специалистов в службах информации и низкого уровня финансового обеспечения не получили большого развития. Во всех развитых странах эта продукция подготавливается на основе использования информации из различных БД, обеспечивающих необходимую полноту сведений, достоверность, оперативность или ретроспективу и оценивается, как правило, на два порядка выше, чем в России.
Заметное место в последнее время занимают информационные технологии, которые обеспечивают принципиально новые потребительские свойства создаваемых на их основе АИР, а также существенно снижают стоимость последних. К числу таких информационных продуктов относятся электронные издания, количество которых в' стране в последние 2—3 года стремительно растет. Качественно новые потребительские свойства электронных изданий обеспечиваются, например, такой перспективной информационной технологией, как мультимедиа, а снижение цены на эту продукцию достигается распространением ее на оптических компакт-дисках (CD-ROM). Оптические диски обладают рядом существенных преимуществ: большой емкостью, возможностью записи текстовой, графической, аудио- и видеоинформации, дешевизной по сравнению с другими носителями информации. Эти преимущества обеспечили стремительное вхождение информационной продукции на CD-ROM на отечественный рынок. Если в 1993 г. был выпущен один CD-ROM, то в 1994 г. — уже 25, а в 1995 г. ожидается появление более 100 информационных продуктов, в том числе баз данных, на CD-ROM.
Помимо чисто утилитарных преимуществ, использование технологии CD-ROM имеет для страны и глобальное значение — это один из возможных и реальных путей сохранения культурного достояния России и обеспечения широкого доступа к нему граждан.


Важнейшими факторами развития телекоммуникационно-информационной инфраструктуры являются информационные потребности пользователей и наличие информационных ресурсов, доступных через сети передачи данных.
Практическим подтверждением этого были создание и развитие Централизованной системы автоматизированного доступа к зарубежным сетям и банкам данных (ЦСАО), бывшей СЭВовской Международной системы автоматизированного обмена информацией (САОИ) и сети ИАСНЕТ — единственной сети общего пользования России до 1990 г. В 80-е годы более 80% информационного потока по этим системам составляла НТИ.
С началом экономических и политических преобразований в большинстве стран бывшего социалистического лагеря произошел резкий спад количества запросов к БД по НТИ. Одновременно формировались новые информационные потребности массового пользователя, в первую очередь на биржевую и коммерческую информацию. Это обусловило в начале 90-х годов возникновение в России около трех десятков коммерческих информационных центров при одновременном торможении деятельности большинства российских центров НТИ, в том числе территориальных.
С резким спадом биржевой активности в России в 1993 г. и прекращением деятельности ряда бирж начали приходить в упадок многие из новых информационных центров, а также некоторые тесно связанные с ними территориальные телекоммуникационные системы, ориентированные на рынок. Это, однако, не повлияло на общую тенденцию лавинообразного роста числа возникающих телекоммуникационных систем: при общем числе сетей передачи данных порядка 250 активно функционируют 50—60 сетей общего пользования (при общем числе выданных за последние 3—4 года лицензий на этот вид деятельности более 100).
Около половины всех действующих отечественных систем передачи данных составляют сети с пакетной комммутацией (рекомендация МККТТ Х.25), обеспечивающей возможности онлайнового интерактивного взаимодействия пользователя с БД при поиске необходимой информации, высокую степень надежности и безошибочности передачи данных, гарантированную доставку сообщений и детальную регистрацию коммерческих характеристик трафика (длительность сеансов идентифицированных пользователей, объем полученных и переданных символов и др.).
Более десятка сетей с пакетной коммутацией зарегистрированы в МСЭ как признанные частные эксплуатирующие организации (ПЧЭО) (Recognized Private Operating Agency — RPOA) и, получив международный статус, взаимодействуют с зарубежными и отечественными сетями согласно международному межсетевому протоколу Х.75.
Более трети отечественных телекоммуникационных систем — это сети модемной связи, наименее дорогостоящие системы, отличающиеся технической простотой. В начале 90-х годов этот вид передачи данных приобрел в России большую популярность. Существенными недостатками таких сетей в условиях низкого качества (слабой помехозащищенности и малой надежности) отечественных телефонных каналов и их недостаточного количества являются ненадежность передачи данных и неразвитый пользовательский комфорт: необходимость повторных вызовов для установления соединения, прерывания сеанса из-за потери несущей, ошибки в передаваемых данных. Наиболее используемой модемной сетью является сеть "ИКС МИР". Другие широко известные сети этого типа — "СИТЕК", "ИНФОРМСЕТЬ", "МЭБ".
Бурное развитие в последнее время получили сети-подмножества всемирной научно-университетской сети "Internet", объединяющей более 15 млн. абонентов. В начале 90-х годов эти сети базировались на использовании UUCP-протокола и применялись в основном как база электронной почты. За последние 1—1,5 года в ' этих сетях внедряется протокол TCP/IP, обеспечивающий теледоступ к БД в онлайновом режиме. Наиболее известной и объединяющей наибольшее число пользователей (в основном пользователей услуг электронной почты) является сеть "РЕЛКОМ". Другая крупная сеть — "ГЛАСНЕТ" характеризуется ежедневным объемом трафика через центральный московский узел до 10 Мбайт.

Главным результатом развития систем передачи данных в России за последние 45 лет можно считать то, что практически без значительных госбюджетных инвестиций и на базе эффективного использования рыночного механизма было преодолено 1520-летнее отставание в этой области от наиболее развитых индустриальных стран. Однако существует ряд проблем, без решения которых нельзя рассчитывать на то, что через 2—3 года передача данных не станет самым узким местом в функционировании информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Серьезным техническим препятствием на пути интеграции многочисленных отечественных сетей в единую национальную телекоммуникационную систему "грозят" стать разнотипность оборудования и несогласованность протоколов, если не будет внедрена государственная сертификация и не будет осуществляться лицензирование отечественных и импортируемых аппаратно-программных сетевых средств.
Постоянное повышение тарифов на услуги телефонных сетей общего пользования, значительно опережающее рост инфляции, диктует необходимость незамедлительного освоения альтернативных первичных сетей и, в первую очередь, радиоканалов на базе наземных ретрансляторов и персональных спутниковых станций.


Анализ статистики показывает, что 86 % учтенных БД принадлежат государственному сектору, подавляющая часть из них (почти 80 %) создается и функционирует в организациях сферы науки и техники, слабо приватизируемых. Количество услуг, оказываемых государственными БД, вдвое превышают услуги негосударственных БД.
Однако если взять отдельно услуги по подготовке аналитических материалов, то соотношение услуг государственных и негосударственных БД примет обратное соотношение — 1:2. Это свидетельство того, что негосударственные службы информации интенсивно осваивают наиболее перспективные формы информационного обеспечения пользователя, причем такие формы, которые могут быть признаны не просто наиболее рыночными, но и способными наилучшим образом удовлетворить современные, весьма динамично изменяющиеся информационные потребности.
В России, как и за рубежом, БД деловой и коммерческой информации сформировались и развиваются преимущественно негосударственными информационными службами. Государственными организациями предпринимались попытки занять определенное место на этом рынке и даже принять участие в его формировании: они были связаны со стремлением организовать информационное обеспечение оборонных отраслей. Эти попытки не увенчались успехами, так как основывались на традиционных подходах, нацеленных на бюджетное субсидирование, которое в новых экономических условиях исчерпало себя.
Экономическая реформа и переход к рынку подталкивают систему информации к непосредственному влиянию на производство, бизнес, торговлю, на формирование спроса.
Возникла необходимость не только сохранять, но и стабильно наращивать информационные ресурсы. Средством, с помощью которого эту задачу можно решить, является информационный финансово-независимый рынок (информационная биржа).
В условиях рынка (точнее, его становления) управление созданием БД должно основываться, в первую очередь, на учете спроса и потребностей в информации.

Перспективным представляется функциональный принцип взаимодействия информационных ресурсов — по функциональной (технологической) взаимосвязи отраслей производства и регионов.

по мере развития информационного ресурса информационная потребность станет все менее явной, поскольку в экономически развитых системах она интегрируется с производственной потребностью;
исследование информационной потребности из обособленного процесса анализа запросов пользователей и их реакции на выдачу превратится в процесс воздействия на потребительский спрос конечного потребителя;
потребность в информации может рассматриваться как потребность в дополнительных целевых ассигнованиях; на этой основе информационный ресурс сможет непосредственно участвовать в регулировании товарно-производственных процессов. Для этого необходимо прийти к формированию разветвленной системы комплексных БД, содержащих все виды информации, необходимой для принятия решений на всех стадиях жизненного цикла продукции.


© Информационное общество, 1994, вып. 4-5, с. 20-25.