Развитие мультимедийных сетей в программе "Электронная Москва"

Г.И. Скляр



Прежде всего, мне хотелось бы выразить благодарность Мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову. Недавно мы стали партнерами в большом и важном деле — подписаны учредительные документы ОАО "Электронная Москва", учредителем которого вместе с Правительством Москвы является и Российская телевизионная и радиовещательная сеть. Это очень важный момент, потому что он отвечает основной тенденции, которая наблюдается сегодня на рынке телекоммуникаций. Эта тенденция называется конвергенцией услуг.

Цифровая революция, которая шагает по всему миру, диктует нам только один образ действия – объединение усилий и сетей для того, чтобы мы могли людям доставить максимум информации по минимальной цене. По моему убеждению, все то, что будет происходить в Москве, должно быть ориентировано не на отставание других регионов от столицы, а на громадное отставание России от мирового телекоммуникационного рынка. Мы занимаем сороковые-пятидесятые места в этой сфере, и если сегодня будем просто повторять (копировать) путь, пройденный ведущими странами, которые вовсю пользуются плодами цифровой революции, то сделаем очень серьезную ошибку. Какие возможности дает цифровая революция? Это конвергенция услуг – объединение телевидения, радио, интернета, телефонных сетей для предоставления пользователю максимума услуг. Среди них – видео по заказу, дистанционное образование и решение вопросов, связанных с управлением государством, о чем мы сегодня говорили. Особо хочу подчеркнуть: граждан России не столько интересует возможность через интернет попасть в муниципалитет, сколько возможность получать именно ту информацию, которая ему нужна, смотреть по телевидению, слушать по радио то, что ему интересно, причем все это делать в интерактивном режиме, ощущая себя полноправным участником процесса. Новые технологии это позволяют. К примеру, кабельные сети Берлина уже насчитывают миллион пользователей цифрового интерактивного вещания. Москва, на наш взгляд, должна идти по этому же пути. Останкино является "сердцем" российской телевизионной радиовещательной сети, и именно здесь мы ведем работы по освоению самых современных технологий. Наряду с модернизацией оборудования на Останкинской башне – установкой новых передатчиков, в том числе цифровых (кстати, мы уже в этом году продемонстрировали на выставке цифровое радиовещание в стандарте DRM и будем заниматься этим дальше), наши специалисты проводят эксперименты по использованию сетей – и тех, которые есть в Москве, и тех, которые действуют на территории России. Недавно мы организовали пробную передачу сигнала по медному проводу на расстояние около десяти километров. От Никольской улицы (район Красной Площади) до Останкино в одном цифровом потоке передали два канала телевидения, три канала радио, интернет, IP-телефонию и видеоконференцию. Шесть абонентов этим пользовались. Значит, мы должны посмотреть на те сети, которые уже функционируют в Москве, чтобы понять – нужно ли строить заново и вкладывать громадные деньги или что-то можно использовать уже сейчас, опираясь на новые технологии. Наши специалисты уже сегодня ведут работы по обеспечению цифрового потока на всю Россию десятков каналов телевидения и радио, причем одновременно с интернетом.

Если говорить о сферах интернета, теле- и радиовещания, то по оценкам французской компании Alcatel в скором будущем в развитых странах 80% потребителей будут пользоваться интернетом через телевизор и 20% – телевидением через компьютер. Над этими цифрами, видимо, надо серьезно задуматься, чтобы не "наступить на одни и те же грабли". Помнится, где-то лет 30 назад под информатизацией понималось, что каждому директору в кабинет следует поставить компьютер. Поставили, и что же дальше? Директор на это чудо техники только смотрел, как на памятник. Вывод может быть только один: мы должны не навязывать людям ту или иную схему доставки информации, а предлагать то, что удобно и востребовано. Еще вчера у нас не было таких возможностей, а завтра будем собирать контент программ здесь, в Москве, используя материалы всех (включая региональное вещание) отечественных теле- и радиокомпаний, архивировать их в Останкино и продавать (раздавать) потребителям.

Почему и в Соединенных Штатах Америки, и в Германии национальные диаспоры, живущие на территориях этих стран, могут смотреть и турецкое, и греческое телевидение? Здесь же, в Москве, где многочисленны диаспоры хотя бы стран СНГ, мы не показываем ни армянское, ни азербайджанское, ни какое-либо иное телевидение СНГ. Технологически это становится возможным, это тоже информатизация, скорее, я бы сказал, – новый образ жизни.

Надо думать о консолидации общества и на территории Москвы, и на территории России. Правительство Соединенных Штатов Америки, власти Германии и других стран стимулируют процессы консолидации, исходя из тезиса: "нам надо помогать людям адаптироваться в их новой среде". В Москве и России тем более надо стимулировать процессы адаптации, в этом нуждается большинство мигрантов, и сегодня эта задача стоит перед теми, кто может, владея информационными технологиями, дать людям аудио и телевизионный национальный контент. Впрочем, можно поставить задачу шире – контент по запросу, в соответствии с желаниями зрителя и слушателя.

Предполагается, что в Останкино мы будем формировать цифровые пакеты программ и оттуда же их передавать. Чтобы не тратить лишние деньги, не дублировать одни и те же объекты, мы должны здесь, в рамках программы "Электронная Москва", договориться о том, как будем использовать имеющиеся технологические возможности, которые находятся в собственности различных структур на территории столицы. Я думаю, что для многих провайдеров, которые работают на информационном рынке Москвы, настало время всерьез задуматься над тем, как дальше будет развиваться прогресс, сколько проводов будет заходить в квартиру москвича и сколько это будет ему стоить. А координировать деятельность столичных операторов в этом направлении будет новая городская программа.

Я снова повторяю (и готов повторять еще и еще): "Мы должны сделать так, чтобы человек, получая максимум информации, минимум за это платил". Именно по этой причине у нас не развиваются новые информационные услуги – они слишком дороги для большинства населения. Одновременно надо обратить внимание и на содержание, особенно сетевой информации. Мы думаем над телевизионным и аудиоконтентом, содержанием теле- и радиопрограмм, но наполнение сетей – это та проблема, которая еще ждет своего решения. Об этом мы говорили с Юрием Михайловичем Лужковым при нашей последней встрече, и пришли к одному и тому же мнению – лучшие решения создаются в Москве. Мы будем их транслировать через Российскую телевизионную и радиовещательную сеть на всю территорию страны, чтобы программы из столицы шагали по всей России. Я желаю в этом начинании всем нам успеха.


Скляр Геннадий Иванович - Генеральный директор ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 13-14.