Информатизация - одно из наиболее значимых направлений мирового научно-технического процесса, важнейший фактор развития современного общества.
Сегодня информатизация - это глобальный процесс, связанный с кардинальными изменениями структуры и характера мирового экономического и социального развития, с переходом к наукоемкому производству и новым видам информационного обмена. Этот процесс, охватывающий в разной степени практически все мировое сообщество, воздействует. На большинство сфер деятельности, существенно изменяет характер его развития, социально-экономические отношения в нем, уровень и качество жизни всех членов общества.
Информатизация как объективная закономерность неизбежна и для нашей страны, нашего общества и является необходимым условием для решения задач его социального развития.
Проводимая в стране перестройка социально-экономических отношений, демократизация общественной жизни требуют коренного изменения структуры и характера информационного обеспечения практически во всех сферах деятельности общества. Возникновение новых государственных и общественных организаций или изменение их функций вызывает изменение информационных потребностей в обществе; направленности и содержания информационных потоков и форм представления информации. Все эти требования не могут быть удовлетворены в рамках информационной среды, существующей в стране сегодня.
Несмотря на очевидную перспективность и большую актуальность информатизации, сложившаяся ситуация в этой области в нашей стране является критической. Более чем десятилетнее отставание СССР от уровня ведущих стран в развитии и использовании новых информационных технологий не сокращается, а продолжает увеличиваться. Разрыв с США достигает 10-100-кратного размера [по объему производства средств информатики, парку, технико-экономическим параметрам ЭВМ (в первую очередь качеству и надежности), показателям систем, баз данных и знаний, связи, объемам вычислительных и информационных услуг и т. д.].
Изменить эту ситуацию возможно только путем целенаправленной интенсификации процесса информатизации нашего общества и одновременно с созданием соответствующих политических, технико-экономических и организационных саморазвивающихся механизмов. В нашей стране создан для этого определенный задел. Проводимые в стране комплексная автоматизация, электронизация и компьютеризация могут рассматриваться как составные части информатизации общества. Работы по этим направлениям выполняются в XII пятилетке и намечены на последующий период постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также другими директивными документами, включая "Общегосударственную программу создания, развития серийного производства и эффективного использования вычислительной техники и автоматизированных систем до 2000 года" и ряд долгосрочных комплексных, общесоюзных и региональных научно-технических программ.
Однако принятые меры явно недостаточны. Для преодоления негативных явлений в экономике страны требуется вложение значительных средств, обеспечивающих переоснащение основных фондов новыми с использованием микроэлектронной и вычислительной техники и других средств информатики.
В предлагаемой Концепции информатизации советского общества определяются основные принципы научно-технической и социально-экономической политики для превращения информации в мощный рычаг перестройки, придающий ей необходимый динамизм и эффективность.
Разработанные концептуальные предложения базируются на выполненных исследованиях научно-технических, производственно-экономических, организационных и правовых аспектов развития информатизации. Для обоснования этих предложений приведены количественные и качественные показатели оценки того, что даст советскому обществу информатизация и что потребуется для ее осуществления.
Производственно-экономические параметры информатизации анализируются, главным образом, на основе оценок макроэкономических показателей необходимого ресурсного обеспечения и его эффективности.
По результатам оценок, объемы ресурсного обеспечения, необходимые для достижения целей информатизации, расширения масштабов производства и применения средств вычислительной техники и информатики (объемы и темпы роста производства и поставок, инвестиции и др.), достаточно высоки. Однако реализация разработанных предложений по государственной политике в области информатизации, основанной на соблюдении в рамках перестройки принципов саморазвития, самофинансирования и самоокупаемости, позволит свести долю госбюджетных ассигнований к величине, не превышающей 25—30 % от всех затрат на информатизацию.
Концепция применительно к нашему государству в целом рассматривает количественные и качественные показатели развития информатизации интегрированно (без регионального разделения по союзным республикам). Конкретные мероприятия по ее осуществлению, согласованные по исполнителям, времени и ресурсам для каждого этапа прогнозируемого периода, могут быть разработаны лишь на стадии подготовки целевой Общегосударственной программы информатизации общества на базе принятой Концепции. Целесообразно, чтобы с учетом Концепции в союзных республиках были разработаны соответствующие республиканские концепции и программы информатизации.
1. ЦЕЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Информатизация советского общества является одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение целей, стоящих перед советским обществом.
Непосредственной целью информатизации является обеспечение эффективной информационной поддержки задач политического, социального и экономического развития советского общества, создание информационно-технологической базы перестройки.
Информатизацияпозволит: в политическом аспекте:
создать необходимые условия для доступа широких масс к информации;
обеспечить возможность оптимального сочетания функций централизованного и регионального управления в интересах общества в целом и отдельных регионов на основе использования информации о реальной обстановке на местах;
способствовать путем свободного обмена информацией сближению и консолидации людей, взаимному доверию, снижению напряженности межнациональных и других социальных отношений, сохранению мира и расширению международного сотрудничества;
способствовать укреплению политических институтов общества за счет демократизации и гласности, поддержанных средствами информатизации.
в социальной сфере:
гибко реагировать на изменение спроса с целью своевременного удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах;
способствовать осуществлению принципов социальной справедливости при решении проблем распределения общественных благ;
способствовать укреплению здоровья и повышению активности творческой жизни за счет широкого использования в системе здравоохранения и в быту современных медицинских приборов, информационных и экспертных медицинских систем, диагностических устройств, тренажеров и других средств, использующих микропроцессорную и вычислительную технику;
повысить уровень культуры и качество образования на основе создания и внедрения компьютерных средств обучения, баз данных и знаний;
создавать необходимые условия для интеллектуального, высокопроизводительного и научно организованного труда, сокращения и полного вытеснения тяжелого физического труда, раскрытия творческих способностей граждан;
развить новые формы досуга и отдыха населения;
осуществить непрерывный мониторинг за состоянием окружающей среды в целях оперативного информирования населения и управления ее состоянием;
моделировать последствия крупномасштабных социальных проектов до их реализации.
в области экономики:
привести объемы и структуру выпускаемой продукции в соответствие с научно обоснованными потребностями общества за счет использования современных методов управления, учета, анализа и прогнозирования на основе внедрения новых информационных технологий и систем принятия решений;
обеспечить структурное преобразование сферы материального производства на основе преимущественного развития наукоемких отраслей, внедрения ресурсосберегающих технологий;
обеспечить ускорение научно-технического прогресса, сокращение сроков и повышение уровня научных исследований, проектно-конструкторских работ и технологической подготовки производства;
интенсифицировать производство на основе широкомасштабного использования встраиваемых в технологическое оборудование средств микропроцессорной техники, интеграции автоматизированных систем управления и обработки данных на всех стадиях жизненного цикла создаваемых изделий: исследование — разработка — проектирование — производство — эксплуатация;
совершенствовать межрегиональные, межотраслевые и внутриотраслевые связи..
Информатизация является прорывом в будущее. На это пошли все развитые страны, придав информатизации высшие приоритеты, подчинив этой цели основные ресурсы и усилия. Из объекта теоретического анализа информатизация превратилась в критерий оценки могущества, стала важнейшим фактором выживания той или иной страны в борьбе за экономическое, политическое, военное превосходство.
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СССР
Выбор того или иного варианта стратегии информатизации в значительной степени определяется достигнутым в настоящее время уровнем информатизации в различных сферах народного хозяйства СССР, тем положением, которое мы занимаем в мировом процессе.
Анализ сопоставимых показателей уровня информатизации в СССР и передовых капиталистических странах (в том числе по объемам производства и количеству средств вычислительной техники и информатики, их качеству и надежности, масштабам и эффективности применения и т. д.) показывает, что отставание достигло стратегически опасного уровня и имеет тенденцию к увеличению.
Объем производства средств вычислительной техники (СВТ) в СССР составляет в настоящее время малую часть общего объема производства США (при численности специалистов, занятых в производстве таких средств в СССР всего в 2 раза меньше, чем в США).
В сфере разработки, производства и сопровождения программных средств й СССР
занято также в 2 раза меньше специалистов, чем в США, однако общий объем работ по программным средствам у нас в 20 раз меньше, чем в США.
Приведенные данные свидетельствуют о низкой производительности труда в сфере производства аппаратно-программных средств вычислительной техники и информатики.
В СССР наблюдается тенденция к снижению темпов роста производства аппаратно-программных средств. Если в IX пятилетке этот показатель превышал 30%, то в XI он снизился до 18%.
Структура продукции, выпускаемой предприятиями СССР, слабо ориентирована на решение первоочередных задач информатизации общества. В 1988 г. доля выпуска больших и средних вычислительных комплексов была несколько выше 60%, а доля малых мини- и микроЭВМ около 40 %. В передовых капиталистических странах имеет место обратная пропорция. В общем объеме Производства СВТ за рубежом лидирующее место занимают персональные и суперЭВМ.
Доля периферийного оборудования в общем объеме продажи средств вычислительной техники в США повысилась с 27 % в 1970 г. до 40—50 % в 80-х гг., тогда как в нашей стране этот показатель остался на прежнем уровне (27—29 %).
Качество и Особенно надежность отечественных средств информатизации существенно уетулакк аналогичным показателям зарубежной техники. Например, надёжность зарубежных ЭВМ в 100-500 раз превышает уровень надежности отечественной техники.
Низкие качество и надежность ограничивают экспорт советской вычислительной техники. За 15 лет за рубеж продано всего около 1000 ЭВМ, из них в капиталистические страны лишь 50.
Имеется значительное отставание в развитии локальных и территориально-распределенных систем и сетей ЭВМ, систем связи и передачи данных, в создании и использовании, баз. данных и знаний, робототехнических комплексов, гибких производственных систем, систем автоматизированного проектирования и др.
Аналогичное положение сложилось и в сфере развития традиционных средств информатизации. Бели в США на каждого жителя приходится примерно один телефон, то в СССР один телефон соответственно на 10 городских и 30 сельских жителей. Практически отсутствует кабельное телевидение, ограниченно применяются факсимильная связь и другие телекоммуникационные системы (видеотекс, телетекс и др.).
С одной стороны, в СССР создана мощная промышленная база, произведены и эксплуатируются десятки тысяч больших и средних ЭВМ, подготовлены кадры, созданы предпосылки для формирования эффективной инфраструктуры информатизации, разработаны и реализуются "Общегосударственная программа создания, развития серийного Производства и эффективного использования вычислительной техники и автоматизированных систем до 2000 года", другие комплексные программы научно-. технического прогресса. С другой стороны, несмотря на принимаемые меры наше, отставание от уровня информатизации передовых капиталистических стран продолжает увеличиваться.
Основные причины такого положения заключаются в следующем.
В нашем обществе недостаточно развиты социально-экономические условия, которые предопределяли бы жизненную необходимость информатизации и ее результатов для массового потребителя. В связи с этим даже самые современные!средства вычислительной техники и программные средства удовлетворяют пока потребности только сравнительно узких социальных групп населения.
Сейчас ситуация изменяется в связи с, происходящей перестройкой и радикальной экономической реформой, создаются предпосылки того, что информатизация станет необходимым условием выживания общества.
В то же время структура выпускаемых средств не всегда соответствует первоочередным задачам развития информатизации общества, зачастую определяется диктатом производителя, преследующего цели, далекие от интересов потребителя.
В СССР, пока существует монополия крупных производителей вычислительной техники. В отличие от СССР в промышленности развитых капиталистических стран сосуществуют крупные, и мелкие фирмы. Крупные компании обеспечивают стабильность, высокие общеотраслевые стандарты и массовое производство средств информатизации. Прерогатива мелких и средних фирм — эксперимент, нововведения, риск, реагирование на индивидуальные запросы потребителей.
Жесткое фондирование, отсутствие оптовой торговли в условиях дефицита в СССР привели к нежелательному перекосу в распределении техники по отраслям. Ущерб нанесен в первую очередь науке, образованию и социальной сфере.
Помимо. этих причин, существуют другие, вызванные нашей общей технологической отсталостью и недостатками в кадровой политике:
. в стране слабо развиты, а в ряде случаев Отсутствуют передовые промышленные технологии по производству сверхчистых материалов, химреактивов, прогрессивное оборудование для проектирования и изготовления изделий микроэлектронной базы и электрорадиоэлементов, средства прецизионной механической обработки, а также необходимые мощности по их производству;
тенденция копирования "лучших" зарубежных образцов не обеспечила развития творческого потенциала целого поколения специалистов, не позволила сформировать новое поколение, работающее на перспективу. В настоящее время положение усугубляется тем, что по ряду причин технического, технологического и другого характера наша промышленность уже не способна копировать современные зарубежные образцы.
Существующая система подготовки и переподготовки кадров не обеспечивает потребности страны в квалифицированных специалистах ни по номенклатуре, ни по качеству.
В сложившейся ситуации в основе мер, рассчитанных на исправление имеющегося положения, должна лежать целостная Концепция информатизации, понимаемая как ведущий замысел, руководящая идея,и необходимая для определения основных принципов социально-экономической и научно-технической политики при разработке стратегии и Общегосударственной программы информатизации общества.
3. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
Концепция информатизации применительно к нашей стране должна учитывать особенности ее развития. В связи с этим необходимо рассмотреть специфику тех общих проблем, с которыми придется встречаться в практической деятельности. Это проблемы создания необходимых социально-экономических условий, правовых отношений, информационной инфраструктуры, развития материально-технической базы и другие проблемы, решение которых обеспечивает в комплексе достижение эффективности процессов информатизации.
3.1 Формирование социально-экономических условий подготовки общества к информатизации
В нашей стране не созданы необходимые социально-экономические условия для развития информатизации. Массовый потребитель не в полной мере подготовлен к использованию ее возможностей для решения своих жизненно важных задач.
Основные проблемы заключаются в том, что существующий хозяйственный механизм не способствует широкомасштабной и эффективной информатизации, отсутствует система психологической подготовки общества к осознанию необходимости информатизации, оценки ее значимости для перестройки и демократизации жизни.
Решение этих проблем связано с совершенствованием хозяйственного механизма, изменением социально-экономических отношений в обществе, а также основных направлений деятельности средств массовой информации по пропаганде информатизации, обеспечению компьютерной грамотности, информатизации сферы образования.
Наряду с этим необходимо принятие комплекса законодательных и нормативных актов, создающих необходимую правовую основу информатизации.
3.2 Совершенствование научного обеспечения информатизации
Развитие информатизации в значительной мере определяют достижения в Области фундаментальных исследований и прикладных научно-технических разработок, прогрессивная организация опытно-конструкторских и проектных работ по созданию новых информационных технологий.
Необходимо существенно увеличить вклад фундаментальной и прикладной науки в решение проблем информатизации на базе:
дальнейшей интеграции усилий отдельных ученых и научных коллективов во всех областях фундаментальной науки за счет включения их в работу над крупными, "прорывными" проблемами информатизации;
создания эффективной системы информационного обеспечения науки и научных учреждений с обеспечением в ней возможности реализации функций электронной почты, телеконференций, создания и использования баз данных и знаний научно-технической информации;
значительного увеличения целевого финансирования работ на конкурсной основе: ускоренного развития материально-технической базы научных организаций для решения приоритетных проблем информатизации в сопряженных областях науки.
3.3 Создание инфраструктуры информатизации
Для решения проблемы формирования и развития в стране современной инфраструктуры информатизации в первую очередь должны быть созданы:
приемо-передающая информационная среда, включающая самые разнообразные виды и средства связи и передачи данных, в том числе оконечную аппаратуру пользователей, а также информационные технологии их использования;
система баз данных и знаний, в том числе общего межотраслевого профессионального и проблемно-ориентированного назначения;
информационно-вычислительные сети (ИВС), объединяющие базы данных (знаний), приемо-передающие среды и вычислительную среду;
система обучения и переподготовки кадров для информатизации;
система сервисного обеспечения информатизации в части внедрения и эксплуатации средств вычислительной техники и информатики путем предоставления широкого комплекса информационно-вычислительных и технических услуг;
опорные зоны информатизации в виде центров, организаций, предприятий, регионов (в том числе на базе телепортов с опережающим развитием в них инфраструктуры информатизации)
3.4 Повышение эффективности использования имеющихся средств информатизации
Имеющиеся в стране средства информатизации используются недостаточно эффективно вследствие того, что существующая структура этих средств в полной мере не отвечает требованиям развития различных сфер народного хозяйства.
Для повышения эффективности их использования необходимо:
изменить структуру производства средств информатизации, увеличив в первую . очередь объемы выпуска средств телеобработки и периферийного оборудования;
обеспечить поставку пользователю заказных конфигураций средств вычислительной техники и информатики (СВТИ), ориентированных непосредственно на его потребности;
повысить качество обслуживания существующих СВТИ;
обеспечить первоочередное развитие средств телекоммуникационной среды для взаимодействия существующих информационно-вычислительных (вычислительных) центров.
3.5. Создание новых информационных технологий
Успех информатизации в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий, основанных в первую очередь на элементах систем искусственного интеллекта экспертных систем, а также на прогрессивных методах и средствах приема-передачи информации, использования баз знаний, создании на их основе средств и систем для поддержки принимаемых решений, систем моделирования ситуаций и оценки вариантов решений и т. д. Новые технологии обеспечивают реализацию методов безбумажного административного управления, разработку и передачу проектной и конструкторской документации, автоматизацию сферы безналичных расчетов, проведение телеконференций, организацию телеопросов общественного мнения и т. д.
Ключевыми в разработке информационных технологий являются проблемы создания и развития языков взаимодействия пользователей с системой информационного обслуживания, описания предметных областей, интеллектуального интерфейса.
Информационные технологии в настоящее время превращаются в мощное средство высокоэффективного; использования вычислительной техники и средств автоматизации. Необходимо интенсифицировать исследования, направленные на создание методик проектирования информационных технологий в приоритетных направлениях научно-технического прогресса.
3.6. Активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и разделении труда
В настоящее время в мире развитие наукоемких направлений научно-технического прогресса, к которым относятся разработка, производство и применение средств информатизации, базируется на широкой международной кооперации. Ни одна страна в мире не в состоянии самостоятельно и на современном уровне развивать все направления информатизации. Поэтому перед нашей страной стоит задача определить свое место и способы участия в международном разделении труда в области информатизации.
4. НАПРАВЛЕНИЯ И СФЕРЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Главная задача информатизации заключается в том, чтобы обеспечить качественно новое решение всего комплекса проблем, которые возникают перед обществом В управлении, производственной, общественной и политической деятельности, в быту и при решении задач укрепления обороноспособности страны. При этом приоритет отдается информатизации социальной сферы, в частности, решению задач обеспечения населения продовольствием и жильем, экологии, здравоохранения, социального обеспечения, быта, образования и культуры.
Только в сочетании с социально-экономическими, научно-техническими и другими программами информатизация может обеспечить значительную эффективность.
Информатизация различных сфер народного хозяйства реализуется путем создания в них проблемно-ориентированных конфигураций (информационных инфраструктур) , основными составляющими которых являются вычислительные машины различных типов и классов: локальные и глобальные информационно-вычислительные сети и системы; программные системы И пакеты; информационные технологии; базы данных и знаний; автоматизированные рабочие места; средства электронизации оборудования; роботы и робототехнические комплексы; автоматизированные системы различного уровня и назначения; традиционные средства информатизации (печать, радио, телевидение); информационные системы массового обслуживания населения, предприятий и т. д. (видеотекс, телетекс, телефакс, маркетинговые системы, электронные рынки и т. п.). Одним из главных требований создания информационных инфраструктур является совместимость материально-технической базы информатизации и органическая связь ее с объектами информатизации.
Для оценки направлений информатизации целесообразно выделить три основных составляющих жизнедеятельности человека;
обеспечение оптимальных условий жизни (социальная сфера); производственная деятельность (производственная сфера);
участие в управлении народным хозяйством (сфера управления).
41. Информатизация социальной сферы
Информатизация этой сферы направлена на непосредственное обслуживание информацией населения, улучшение быта человека и качества предоставляемых услуг, а также на повышение интеллектуального уровня каждого члена общества, что позволит существенно изменить многие стороны жизнедеятельности человека и общества.
В области здравоохранения и экологии убытки и потери из-за отсутствия современных средств информационного обеспечения и диагностики во много раз превышают все допустимые затраты на информатизацию. Необходимо формирование на современной информационной основе единой государственной системы охраны здоровья и единой системы охраны окружающей среды. Это позволит проводить всесторонний мониторинг здоровья пациента, своевременно предоставлять ему все формы медицинской помощи. Определенную роль в решении этой задачи может сыграть распространение автоматизированных диагностических систем индивидуального и коллективного пользования (мобильных и стационарных), оценки состояния здоровья и состояния окружающей среды (воздух, вода, продукты питания и т. п.).
В области образования важнейшей задачей является интенсификация и индивидуализация образования, его адаптация к реальным способностям обучающегося, усиление творческого начала в процессе образования.
Цель информатизации данной области — воспитание устойчивых навыков практической работы с ЭВМ, базами данных и знаний у учащихся и студентов всех категорий, компьютеризация обучения (индивидуализация обучения, самообучение) и повышение на этой основе уровня знаний и практических навыков обучаемых. Обеспечивается непрерывность повышения квалификации и постоянная переподготовка в течение всей активной жизни специалистов всех квалификационных групп (ученых, инженеров, техников, рабочих).
Приоритетные направления:
1. Массовое производство и совершенствование учебных комплексов вычислительной техники:
Базой комплексов являются локальные сети учебных ПЭВМ, которыми оснащаются кабинеты, классы, аудитории в общеобразовательных школах, ПТУ, техникумах, вузах. Намечается к 2005 г. оснастить средствами ВТ, МПТ и информатики рабочие места школьников и студентов. Парк ЭВМ в сфере обучения превзойдет 8 млн. шт.
2. Разработка и широкое тиражирование ориентированных на учебные процессы программных средств и учебно-методических материалов для преподавания и самостоятельного изучения основных дисциплин.
3. Разработка, создание и внедрение автоматизированных обучающих систем (АОС) для индивидуального углубленного самообучения и репликации знаний специалистов высшей квалификации в разных отраслях науки, медицины, техники.
Основой создания АОС должны стать базы данных, дополняемые в перспективе базами знаний, экспертными системами, системами общения на естественном языке. Технической базой АОС должны стать мощные специализированные ЭВМ информационного ресурса.
В области культуры задача состоит в том, чтобы выйти на качественно новый уровень участия человека в творческой деятельности за счет распространения новых форм культурной жизни, творческого досуга, повышения качества и объема индивидуализированной культуры (специально организованные тексты, визуальные образы и динамические действия с теми и другими). Возникает уникальная возможность для сохранения в электронной форме всего богатства культуры, приумножения социальной и культурной памяти человечества.
В сфере, быта необходимо добиться сокращения непроизводительных затрат на решение бытовых проблем (за счет внедрения безналичных расчетов, заказов товаров и услуг, автоматического контроля за состоянием коммунально-бытовой техники); повысить контроль за распределением, состоянием и учетом жилого фонда. Необходимо решить задачи формирования информационной среды жилого помещения; насыщения бытовой техники встроенными средствами информатизации, а также организации обучения пользованию информационными средствами.
В области общественной жизни необходимо обеспечить членам общества более широкий .доступ к различным источникам информации и к индивидуальным средствам ее обработки, включение их в мировую систему широкого нерегламентированного распространения информации. Только на этой основе возможно формирование личности с широкими интересами и стремлением к духовному совершенствованию.
Информатизация обеспечивает возможность регистрации индивидуального мнения в ходе опросов и референдумов, причем не только как элемента общественного мнения, но и как самоценного объекта, что стимулирует процесс формирования независимых взглядов. Ту же цель преследует защита прав человека на интеллектуальную собственность и поощрение интеллектуального вклада, независимо от конечного использования этого вклада (формирование фондов идей).
Информатизация должна привести к повышению действенности мер борьбы с общественными правонарушениями, их профилактики.
В секторе общественного и социального управления задача состоит в повышении . влияния социальных факторов на принятие стратегических решений, их обоснованность, в усилении общественного контроля за исполнением принятых решений, в действенной борьбе общественности с искажениями отчетной информации, совершенствовании системы государственной статистики.
В области расселения людей и организации социального пространства возникает возможность формирования новых типов поселений, связанных с перенесением в ряде случаев основной работы в домашние условия; перераспределения роли больших и малых городов, изменения целей и видов миграции населения.
В части занятости информатизация вызывает переструктурирование старых и образование новых профессиональных групп, изменение места и роли этих групп в социальной структуре общества. Изменяются содержание профессиональной деятельности, условия труда, требования к квалификации, дисциплине, здоровью, общекультурному уровню, психологии работника. Возникает возможность привлечь к общественно полезному труду на дому инвалидов, многодетных матерей, пенсионеров, подростков. Они смогут работать по специальным информационным технологиям в комфортной среде.
Важной задачей становится переподготовка персонала и освоение им информационных технологий. Необходимо исследовать механизмы адаптации людей к этим технологиям с учетом возрастных, этнических, профессиональных, психологических и культурных особенностей. Необходимо учитывать, что первоначальные, относительно медленные темпы информатизации, ее неравномерность в разных отраслях, регионах и сферах жизни общества, анахронизмы в виде ограничения передвижения рабочей силы по стране или выезда на временную работу по контракту за рубеж могут породить структурную безработицу. Вместе с тем ускорение темпов информатизации может привести к опережающему росту, числа автоматизированных рабочих мест по отношению к высвобождению персонала из традиционных отраслей народного хозяйства, т. е. к структурной нехватке квалифицированных специалистов (программистов, специалистов по системному анализу и пр.).
В каждой из рассмотренных областей информатизация неизбежно приведет к возникновению новых проблем. В частности, можно ожидать возрождения на новой основе старых технократических иллюзий о возможности централизованно управлять сложными социально-экономическими процессами.
Учитывая, что современный уровень осознания возможностей информатизации не может быть окончательным, необходимо создать специальный механизм отслеживания новых возможностей, которые открывает информатизация, и готовности общества воспользоваться ими.
4.2 Информатизация сферы материального производства
В современных условиях Основным средством повышения эффективности общественного Производства, создания ресурсо- и энергосберегающих технологий, устранения ручного и непроизводительного труда является массовое внедрение комплексных систем проектирования, автоматизации и Механизации на базе средств вычислительной техники и информатики. Информатизация сферы материального производства обеспечивает:
повышение производительности труда;
повышение технического уровня и качества продукции;
снижение затрат в производстве и экономию топлива, энергии, сырья, трудовых ресурсов;
совершенствование управления и хозяйственного механизма во всех звеньях материального производства;
ускорение создания и использования новой техники и технологий;
возможность решения принципиально новых задач науки и техники, экономики, управления, недоступных для традиционных методов.
Основным направлением информатизации в сфере материального производства является переход к комплексной автоматизации всех стадий жизненного цикла создаваемой продукции: исследование — проектирование - производство — сбыт и эксплуатация.
Информатизация производственных процессов отраслей промышленности направлена на создание интегрированных автоматизированных и информационно-вычислительных систем, обеспечивающих гибкость и перенастраиваемость производства на выпуск новой высокопроизводительной техники.
В процессах производства в машиностроении, строительстве, на транспорте, в добывающем и топливно-энергетическом комплексе, в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности информатизация обеспечивает гарантированный экономический эффект и окупаемость средств вычислительной техники и Информатики и других затрат в 2—3 года за счет резкого повышения производительности труда, экономии энергетических и материальных ресурсов, улучшения потребительских свойств изделий И продукции, совершенствования организации труда и технологических процессов, резкого снижения сверхнормативных материальных запасов.
При этом информатизация позволит повысить производительность Труда в "области научных исследований в 3—4 раза, в опытно-конструкторских и проектных работах — в 4—5 раз, в технической подготовке производства — более чем в 4 раза. Уровень охвата автоматизированным трудом в сфере научных исследований, проектирования и технической подготовки производства необходимо довести к 2005 г. до 50—60 %. Кардинально изменится структура выпускаемого оборудования — доля автоматизированного оборудования с применением средств микропроцессорной и вычислительной техники в общем. объеме его производства должна составить 65—70 %.
4,3 Информатизация сферы управления
Информатизация в сфере материального производства, в социальной и непроизводственной сферах становится более эффективной в случае, если обеспечивается отраслевой, межотраслевой, территориальный и межтерриториальный обмен научной, производственной, экономической и социальной информацией. Углубление специализации в общественном производстве и индивидуализации каждой личности в социальной сфере возможны лишь на основе усиления кооперационных, отраслевых, межотраслевых, территориальных и межтерриториальных связей. Эти связи обеспечиваются системой территориального, отраслевого и межотраслевого управления, усилением хозяйственного механизма их взаимодействия.
Информатизация процессов управления на всех уровнях территориальных, отраслевых и межотраслевых структур позволяет более полно учитывать как интерес отдельных республик, областей (краев), городов, отдельных предприятий и отраслей, так и интересы народного хозяйства и страны в целом как единого народнохозяйственного и социально-политического образования.
Информатизация функций территориального и отраслевого управления требует интеграции автоматизированных и информационных систем на союзном, республиканском, региональном, отраслевом и межотраслевом уровнях управления, создания единой инфраструктуры информатизации. При этом должно обеспечиваться решение следующих задач:
разработка и внедрение типовых и стандартных протоколов информационного, технического и программного взаимодействия систем на территории при межотраслевом и -межтерриториальном взаимодействии объектов управления;
создание многоязычных интерфейсов при вводе и выводе информации в языках запроса к базам данных общего пользования;
определение рациональной специализации республик в производстве средств вычислительной техники и в разделении труда, в создании индустрии информатики в стране;
выравнивание профессиональной грамотности в области информатизации всех народов и народностей страны.
С этой целью необходимо создать в каждой республике систему компьютерной грамотности, территориально-распределенные сети подготовки специалистов для работы с информационно-вычислительными системами, АРМ, развить систему проектных организаций по разработке заказных АРМ и автоматизированных систем информационно-вычислительного обслуживания пользователей на ассоциативной основе независимо от отраслевой и ведомственной принадлежности, организовать межотраслевые центры информатики, информационно-вычислительные центры и системы коллективного пользования, создать материальные, правовые и моральные предпосылки реализации региональной политики в области информатизации.
Решение проблем информатизации в регионах страны поможет решению национального вопроса, укреплению дружбы народов СССР на основе полной информированности, более быстрому развитию экономики и социальной сферы в республиках, других национальных образованиях, в производственно-территориальных комплексах, послужит сближению народов СССР.
Решение проблем информатизации отраслевого и межотраслевого взаимодействия позволит углубить специализацию общественного производства, повысить профессионализм специалистов, качество й научно-технический уровень выпускаемой продукции на основе расширения кооперации и динамизма экономической системы как единого народнохозяйственного комплекса.
Информатизация управления на союзном, республиканском и других территориальных уровнях
Информатизация управления на союзном, республиканском, областном (краевом), городском и районном уровнях управления помогает рационально сочетать принципы отраслевого и территориального управления, подчиняя отраслевую специализацию общественного производства потребностям общества, национальным интересам, учитывать специфику территориального и национального развития, природно-климатические условия. Создание территориальных информационно-вычислительных систем и информатизация иа их основе процессов управления в партийных, советских исполнительных органах и общественных организациях позволит реализовать политические, социальные и экономические цели перестройки. Информатизация на территориальных уровнях управления будет способствовать реализации принципов экономической и национальной самостоя-
тельности союзных и автономных республик, других национальных образований, укреплению авторитета и действительной передаче власти Советам на местах, в государстве, в республиках, укреплению хозрасчетной самостоятельности и экономического развития регионов, обеспечению рациональной специализации и оптимальным хозрасчетным отношениям, реализуя принцип "сильный Союз -сильные республики".
Информатизация процессов управления в партийных, советских, законодательных и исполнительных органах управления должна проводиться на основе создания и внедрения автоматизированных рабочих мест, локальных и распределенных информационно-вычислительных систем. Основой таких информационно-вычислительных систем должны стать средства оперативного сбора информации о политическом, экономическом, социальном положении страны и обстановке в мире, об окружающей среде, о результатах опроса общественного мнения с реализацией методов анализа, прогнозирования, моделирования для оценки ситуаций и выработки альтернативных решений.
Важной проблемой формирования подобных систем является создание иерархической распределенной базы данных и знаний по экономическим и социальным показателям развития страны, республик и отдельных регионов, согласованных по содержанию, методам обработки и каналам актуализации. Информатизация органов управления должна опираться на межотраслевые и отраслевые (ведомственные) территориальные информационно-вычислительные системы, в том числе на базы данных плановых и статистических органов.
Автоматизированные системы союзного уровня управления должны иметь выход к распределенным базам данных оценки экономического и политического состояния стран мира, способствуя укреплению взаимопонимания, доверия между народами и добрососедских отношений.
Информационное обеспечение функций отраслевого и межотраслевого управления
В настоящее время в связи с усилением самостоятельности предприятий, организаций и регионов, внедрением хозрасчетных отношений между республиками, административно-территориальными образованиями и отдельными предприятиями решение задач отраслевого и межотраслевого управления, хозяйственных, политических и социальных отношений все больше делегируется органам республиканского, областного (краевого) и районного управления, а также хозрасчетным предприятиям. В этих условиях информатизация процессов отраслевого, межотраслевого и межтерриториального взаимодействия становится все более актуальной.
Информатизация на межотраслевом уровне управления позволит:
обеспечить сбалансированность планов и пропорций территориального развития;
учесть в планах особенности развития экономики и социальной сферы республик и областей, автономных н национальных образований;
обеспечить оперативные и хозяйственные расчеты и товарообмен между регионами;
повысить качество планирования и учитывать участие республик в союзном и международном разделении труда;
способствовать определению разумной территориальной и национальной специализации с учетом гармоничного развития каждой нации и народности.
С этой целью необходимо содействовать созданию на единой методологической и информационной основе автоматизированных систем планирования, учета и статистики, управления трудовыми ресурсами, материально-технического обеспечения, ценообразования, маркетинга и т. п. на каждом уровне территориального управления. Для Этих систем требуется создать специализированные профессионально и проблемно-ориентированные автоматизированные рабочие места, локальные распределенные сети в учреждениях, информационно-вычислительные (вычислительные) центры коллективного пользования, базы данных плановой и оперативной информации, территориальные информационно-вычислительные сети с внедрением методов агрегирования показателей, систем экономико-математических моделей прогнозирования, планирования, анализа и выработки альтернативных вариантов для принятия решений.
Высокую эффективность должны обеспечивать межотраслевые маркетинговые системы, электронные рынки и т. д., важную роль в решении задач перестройки должна играть информатизация в области денежного обращения. Деятельность этого сектора тесно взаимосвязана со всеми сферами общества. Развитие информационной инфраструктуры финансово-кредитной системы и ценообразования улучшит обслуживание населения, позволит достичь товароденежной сбалансированности экономики, повысить устойчивость и покупательную способность рубля. Получат широкое распространение комплексные автоматизированные системы финансовых безналичных расчетов, управления банковскими технологическими процессами (включая банковские автоматы), учетно-кассовых операций сберегательных банков, автоматизированные банки для населения, в которых каждый гражданин будет иметь свой личный счет, и т. д.
Информатизация системы денежного обращения должна:
ускорить оборачиваемость денежных средств и снизить затраты, связанные с налично-денежным оборотом;
создать новые формы платежного обслуживания населения, гарантирующие максимальную мобильность денежных потоков при минимальной трудоемкости и себестоимости расчетов;
существенно повысить качество и расширить номенклатуру предоставляемых услуг населению; организовать оперативный государственный учет Доходов и расходов населения; обеспечить безопасность личных денежных средств населения;
сократить на 10-15 % издержки государства на поддержание наличного денежного обращения.
5. РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Основная концепция развития материально-технической базы информатизации состоит в том, чтобы обеспечивалось структурное соответствие входящих в нее средств целям информатизации.
Под средствами информатизации понимаются:
все виды связи и передачи данных (телефон, радио, телевидение и др.), средства массовой информатизации, обеспечивающие коммуникационную среду информатизации;
средства вычислительной техники и информатики; локальные и глобальные сети; базы данных и знаний;
базовые и прикладные программные средства;
системы искусственного интеллекта (СИИ), которые должны стать основой новых информационных технологий.
Главными направлениями развития СИИ являются машинный перевод и понимание естественного языка и текста, машинное зрение и распознавание образов, создание баз знаний и экспертных систем.
5.1. Масштабы производства средств вычислительной техники и информатики
Основными факторами, лимитирующими наращивание объемов производства средств вычислительной техники и информатики (СВТИ) в нашей стране, являются:
ресурсные ограничения на необходимые капитальные вложения;
ограничения, вызванные инерционностью макроэкономических процессов массового внедрения средств СВТИ в народное хозяйство.
Принятие слишком высоких темпов роста производства приведет к затовариванию экономики техническими средствами и омертвлению капитальных вложений. Даже в условиях существенно более гибкой экономики США объем внутреннего потребления за период 1970-1985 гг. возрастал со среднегодовым темпом 10—12 % (в постоянных ценах ВНП), меняясь от 5 до 25 % в отдельные годы.
Среднегодовые темпы роста объемов производства технических средств и элементной базы ВТ в XIII-XV пятилетках принимаются в дальнейшем равными 15, 13, 10% соответственно и близки к максимально допустимым с учетом современного состояния экономики страны.
Исходя из этого объем производства средств ВТИ возрастет с 10 млрд. руб. в 1990 г. до 50 млрд. руб. в 2005 г. и за весь период превысит 400 млрд. руб. Объем производства элементной базы только для средств информатики за три пятилетки достигнет 100 млрд. руб.
Масштабы производства и применения средств ВТ и МПТ в XIII-XV пятилетках требуют увеличения к 2005 г.:
объема разработок всех программных средств в стране в 8—9 раз;
объема создаваемого системного базового программного обеспечения, типовых пакетов прикладных программ в 30 раз.
Поставки этих видов программных средств в народное хозяйство за период 1990— 2005 гг. оцениваются в 70 млрд. руб., а объем разработок всех прикладных средств (включая и прикладные программы пользователей) — в 240 млрд. руб.
Для достижения указанных объемов производства капитальные вложения в развитие производства средств вычислительной и микропроцессорной техники (ВТ и МПТ) должны составить в целом за 1991—2005 гг. 54 млрд. руб., в том числе 37 млрд. руб. на производство средств ВТ, 17 млрд. руб. на элементную базу для СВТ..
Требуемые затраты на автоматизированные рабочие места программистов ориентировочно составляет 15—20 млрд. руб. за XIII—XV пятилетки.
Исходя из общих тенденций обеспечения эффективности производства доля затрат на НИОКР от суммарного объема поставок средств ВТЙ и элементной базы должна находиться в диапазоне 10—12%, что совпадает с мировыми нормативами, сложившимися в этом секторе экономики. При этом общий объем затрат на НИОКР должен составить 46 млрд. руб.
поставок в народное хозяйство
средств вычислительной
и микропроцессорной техники
Стратегическим направлением организации поставок средств ВТ и МПТ в народное хозяйство является переход на поставку заказных комплектаций ЭВМ, вычислительных систем и всех средств информатизации. Доля периферийного оборудования в поставках должна быть увеличена примерно в 1,5—2 раза до уровня 45-55 % от общего объема производства СВТ.
В соответствии с основными областями применения изменится структура средств ВТ. Получат развитие:
средства вычислительного ресурса, обеспечивающие максимальную скорость вычислений для решения сверхсложных научных, проектно-конструкторских задач, задач вычислительного эксперимента и моделирования особо сложных и крупных задач, а также проблем мобильного метеорологического и геофизического моделирования для устойчивого и долгосрочного прогнозирования климата и погоды в интересах всего народного хозяйства и задач управления объектами, процессами и производствами;
вычислительные средства информационного ресурса, ориентированные на создание центров обработки информации в глобальных и локальных вычислительных сетях;
вычислительные средства рабочего места, ориентированные на использование в АРМ массового применения для научных исследований, проектирования и производства, в организационно-экономическом управлении и других областях деятельности.
Для приведения в соответствие структуры технических средств и первоочередных задач информатизации необходимо увеличить годовое количество поставляемых ЭВМ рабочих мест более чем в 15 раз. Парк машин этого класса на конец XV пятилетки должен вырасти наиболее значительно и достигнуть 35 млн. шт., а парк ЭВМ вычислительного ресурса (в части суперЭВМ) достигнет 2,5 тыс. шт. Парк остальных классов ЭВМ должен увеличиться в 6—8 раз. При этом особое значение приобретают персональные ЭВМ как средство массовой информатизации, доступной каждому рабочему месту, каждой семье, каждому учащемуся и т. д.
Технические параметры ЭВМ должны возрасти примерно на порядок при сокращении стоимости единицы техники в 1,5—2 раза.
Периферийное и терминальное оборудование должно развиваться в направлении расширения логических возможностей устройств за счет использования более современной микропроцессорной техники и программных средств. Особое внимание должно быть уделено созданию и организации массового производства периферийного оборудования для персональных ЭВЦ и терминальных (рабочих) станций для САПР.
Должны быть разработаны и освоены в серийном производстве накопители на магнитных дисках типа "Винчестер" емкостью 500-5000 Мбайт, накопители на оптических дисках емкостью не менее 50—100 Гбайт, цветные графические мониторы высокого разрешения, малогабаритные печатающие устройства, обеспечивающие вывод цветной алфавитно-цифровой и графической информации, сканеры, растровые многоцветные графопостроители, устройства речевого ввода-вывода, устройства ввода многоцветных и многоградационных изображений, средства, обеспечивающие информатизацию полиграфии, радио, телевидения и других традиционных направлений информатизации.
5.3- Развитие инфраструктуры информатизации. Связь и передача данных
Основным направлением развития связи в стране в XIII—XV пятилетках является переход на новую технологическую базу, предусматривающую электронизацию технических средств, освоение новых передающих средств (волоконно-оптических, лазерных, спутниковых), цифровизацию процессов передачи и коммутации. В рамках развития средств ВТ и МПТ должно быть предусмотрено создание и широкомасштабное внедрение высокопроизводительных систем и средств передачи данных (в том числе коммутации, концентрации, интерфейсных систем, многофункционального терминального оборудования и др.). Процесс слияния средств связи и вычислительной техники должен привести к созданию полностью цифровой техники коммутации. Удельный вес каналов интегральной цифровой системы связи (ИЦСС) достигнет к 2005 г. 95% на внутризоновых и 65 % — на магистральных первичных сетях Единой автоматизированной сети связи (ЕАСС). Наиболее интенсивное развитие предусматривается для оптических и спутниковых линий связи, создания телепортов и организации на их основе развитых опорных центров информатизации.
Важным компонентом связи должна стать Общегосударственная система передачи данных (ОГСПД), создаваемая специально для обеспечения интеграции средств информатизации в рамках различных сетевых структур с использованием на 1-м этапе работ аналоговых и цифровых, а в дальнейшем цифровых каналов связи.
Система баз данных (СБД)
Для проведения единой стратегии организации баз данных в стране необходимо в XIII— XV пятилетках создание и развитие системы баз данных (СБД), объединяющей в своем составе БД общего, межотраслевого, профессионального и проблемно-ориентированного назначения.
Локальные базы данных создаются объектами народного хозяйства децентрализованно, в зависимости от своих потребностей. Однако для обеспечения постоянного взаимодействия с СБД
необходимо придерживаться принятых в СБД. стандартов, типовых технических и программных решении. Создание СБД обеспечивает необходимую унификацию построения локальных БД и, как следствие, их совместимость.
СБД создается поэтапно, причем уже в X111 пятилетке должны быть заложены основные БД общего назначения, дальнейшее развитие которых идет по пути увеличения объемов хранимой информации и роста числа пользователей. Капитальные вложения на создание СБД за XIII—XV пятилетки превысят 9 млрд. руб., в том числе 5,3 млрд. на заполнение и актуализацию, 4 млрд. руб. -на техническое оснащение и создание региональной сети банков данных. Основные фонды СБД оцениваются на 2005 г. в 7 млрд. руб.
Система вычислительных услуг и сервисного обслуживания программных и технических средств пользователей
Макроэкономический характер проблемы определяет необходимость ее решения на основе создания и развития в XIII—XV пятилетках системы вычислительных средств пользователей. Основой системы является сеть информационно-вычислительных (вычислительных) центров, центров вычислительных услуг и центров информатики, в том числе в составе телепортов, обеспечивающих комплексное предоставление информационно-вычислительных услуг и взаимодействие массового потребителя СВТИ с производителями технических и программных средств.
5.4. Повышение технического уровня средств ВТ и информатики
Для реализации поставленных целей информатизации необходимо достижение к 1995 г. мирового технико-экономического уровня и качества лидирующих отечественных средств ВТ и элементной базы, а к 2000 г. — выпускаемых серийно и массово.
Для этого необходимы:
автоматизация научных исследований, проектирования и изготовления элементной базы, компонентов средств ВТ и вычислительных систем на основе интегрированных САПР;
создание и внедрение интегрированных систем автоматизации программирования, охватывающих все этапы жизненного цикла создания программных средств;
освоение и широкомасштабное внедрение к середине 90-х гг. новых прогрессивных технологий производства элементной базы, средств ВТ и информатики и достижение значительного удешевления и увеличения объемов их производства;
опережающее развитие сопряженных отраслей и производств, в первую очередь производства носителей информации, особо чистых химических материалов, изделий современной элементной базы;
углубление специализации разработок и производства отраслей —изготовителей СВТ и элементной базы и создание в 1995—1997 гг. специализированных подразделе-ний'разработчиков и специализированных производств;
использование результатов международного разделения труда и крупные закупки перспективных технологий производства за рубежом.
Элементная база средств ВТ и информатики
Реализация требований к качеству и надежности вычислительной техники зависит в первую очередь от развития элементной базы и совершенствования микропроцессорных компонентов.
Основные направления работ по повышению технико-экономических характеристик элементной базы:
переход на комплексную автоматизацию цикла проектирование — изготовление СБИС путем создания и совершенствования систем автоматизированного проектирования и их интеграции с гибкими производственными системами (САПР-ШС) ;
резкое сокращение цикла разработки и изготовления заказных и полузаказных микросхем к 2005 т.;
расширение производства высокоинтегрированных БИС и СБИС вне промышленно-загрязнен-ных зон, создание особо чистых помещений;
создание и освоение новых прогрессивных технологий изготовления СБИС, а также сверхчистых материалов для них;
опережающее развитие производств технологического и контрольно-измерительного оборудования для выпуска изделий элементной базы.
ЭВМ и периферийное оборудование Направления работ:
кардинальное повышение эксплуатационных и экономических показателей массовых средств вычислительной техники, особенно ПЭВМ и периферийного оборудования;
создание широкого спектра системно совместимых средств вычислительной техники для обеспечения универсализации применения за счет соответствующей комплектации вычислительных систем;
интеллектуализация средств ВТ, ориентация на непрофессионального пользователя;
достижение предельных технических показателей (производительность, память, скорость обмена и т. д.) малотиражных средств ВТ;
создание машиностроительной базы по производству специального технологического оборудования (СТО) и контрольно-измерительной аппаратуры (КИА);
повышение уровня специализаций заводов .по производству СВТ до 70—80 % за счет переоснащения действующих производств прогрессивным технологическим оборудованием и строительства новых автоматизированных заводов;
строительство новых и реконструкция существующих заводов по выпуску специальных материалов, особо чистых химических реактивов и сопутствующих изделий электронной техники;
создание научно-производственной базы технологических исследований с опытным производством.
В первую очередь необходимо привести технологию и структуру производства в соответствие с задачами крупносерийного и массового производства классов ЭВМ. Цикл создания и внедрения СТО и КИА должен быть сокращен с 5-8 до 1—2 лет и включен в цикл разработки изделия. Период обновления технологического оборудования должен быть сокращен с 10—15 до 5-6 лет.
Программные средства
Решение поставленных задач информатизации возможно только на основе создания в стране индустрии программных средств. Для этого необходима реализация неотложных мероприятий:
правовых - придание программным средствам статуса товара и принятие закона, рассматривающего их как интеллектуальную собственность;
экономических - создание рынка программных средств в стране;
научно-технических - разработка и широкомасштабное внедрение интегрированных систем автоматизации программирования, поддерживающих все этапы их жизненного цикла, реализуемых на АРМ программистов. ,
Производство программных средств к концу . XIII пятилетки должно стать самоокупаемой отраслью народного хозяйства. Необходимо ввести в практику лицензионную закупку зарубежных и продажу отечественных программных средств, решив при этом проблемы авторских прав.
6. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Особенности процесса информатизации в нашей стране обусловливают необходимость формирования и реализации государственной политики в этой области.
Информатизация сегодня и в ближайшее время будет происходить в сложных условиях замены административно-командной системы управления экономическими методами, поэтому необходимо, сохраняя в этой сфере централизованную составляющую государственного управления, развивать рыночные отношения, связанные с процессом информатизации.
Для ликвидации стратегического отставания по уровню информатизации от развитых капиталистических стран необходимы кардинальные меры со стороны государства.
Необходимость принятия многообразных мер по распределению централизованных ресурсов, стимулированию процессов информатизации, созданию условий, позволяющих привлечь для этого ресурсы организаций и отдельных лиц и активизировать их участие в решении проблем информатизации, обусловливает разработку политических решений.
6.1. Принципы государственной политики
В основу государственной политики информатизации положены определенные принципы, которые будут периодически пересматриваться и уточняться в ходе их гласного обсуждения.
Развитие процесса информатизации должно быть полностью согласовано с Концепцией и Программой социально-экономического развития СССР и направлено на достижение основных целей, сформулированных в этих документах; информатизация советского общества должна рассматриваться как неотъемлемая часть социально-экономического развития нашей страны; должны быть согласованы механизмы, обеспечивающие развитие информатизации и социально-экономических отношений в стране, и созданы условия для саморазвития процесса информатизации.
Традиционный подход к крупномасштабным изменениям в обществе предполагает почти исключительно централизованное управление, определение масштабов, форм и сроков необходимых мероприятий.
Новый подход к этим изменениям должен создать условия, при которых информатизация будет саморазвивающимся процессом, ориентирующимся прежде всего не на крупные государственные капитальные вложения, а на заинтересованность организаций и конкретных людей в результатах информатизации, в их позитивных воздействиях на качество и условия жизни и общественного развития, на готовность организаций й этих лиц вложить средства в информатизацию.
Государственная политика в области информатизации должна иметь централизованную и децентрализованную составляющие. Централизованная составляющая направлена на достижение национальных стратегических целей посредством государственных капиталовложений и госзаказов; она не ориентирована специально на коммерческую выгоду и обеспечивает общую направленность всего процесса информатизации. Децентрализованная составляющая ориентирована на создание условий, позволяющих Удовлетворять текущий спрос на информатизацию и информационные продукты посредством работы на рынок государственных, кооперативных и смешанных (при участии, иностранного капитала) предприятий, а также индивидуальной трудовой деятельности, осуществляемой за счет собственных средств и кредита.
В реальной политике две эти составляющие тесно переплетаются: централизованная деятельность, помимо традиционных задач (управление государственными предприя-
тиями, создание единой государственной инфраструктуры, удовлетворение потребностей бюджетно-финансируемых отраслей), включает работу по созданию условий для нормального функционирования децентрализованной составляющей.
В рамках централизованной составляющей при в; делении средств и финансировании программ информатизации предпочтение следует отдавать развитию науки и технических разработок в областях, где имеются или ожидаются крупные научно-технические прорывы (например, исследования в области искусственного интеллекта); созданию и развитию инфраструктуры информатизации; формированию "опорных зон" информатизации, т. е. полностью информатизированных объектов в различных сферах деятельности и регионах, где имеются наилучшие условия для этого развития (информационная инфраструктура, передовые технологии, кадры и т. д.); на этих "опорных зонах" должны отрабатываться типовые решения и исследоваться результаты и последствия информатизации.
Следует обеспечить равноправное включение страны в международное разделение труда, кооперацию с социалистическими и капиталистическими странами, создание совместных предприятий и других форм внешнеэкономической деятельности в области информатизации. Необходимо отказаться от традиционной установки "догнать" развитые капиталистические страны в той или иной области науки и техники. На практике это означает, что страна берется самостоятельно повторить путь развития, уже пройденный мировым сообществом.
Необходимо обеспечить разнообразие путей и способов информатизации, системность работ.
Политика должна быть антимонопольной, способной ограничить притязания тех или иных групп и организаций на исключительное положение в сфере информатизации. Приоритеты следует рассматривать как инструмент текущей, а не долгосрочной политики, они должны формироваться гласно, путем широкого обсуждения их обществом.
Условия системности требуют комплексного и согласованного развития всех составляющих процесса — новых информационных технологий, информационной инфраструктуры, новой информационной среды общества.
Информатизация должна не противопоставляться другим важнейшим народнохозяйственным программам (продовольствие, жилье, товары народного потребления и др.) или конкурировать с ними, а быть одной из важнейших составных частей этих программ, обеспечивая достижение сформулированных в них целей.
Развитие информатизации должно быть ориентировано на всемерную поддержку интеграционных тенденций как во внешнеполитической и производственной сферах, так и обществе в целом, обеспечение гибкого сочетания индивидуализации и коллективизма, получение системного эффекта.
Научно-техническая политика в области информатизации должна быть направлена на достижение структурного соответствия используемых средств поставленным целям информатизации, обеспечивать реализацию "технологических прорывов" за счет интенсификации информационных и производственных технологий.
Разработка республиканских, региональных, отраслевых, по сферам деятельности и т. п. концепций и программ информатизации должна основываться на согласованности и взаимосвязанности предлагаемых решений с основными принципами Концепции и программы информатизации советского общества (государственной политики в области информатизации).
Указанное положение позволит обеспечить в общегосударственном масштабе преемственность и единство основных принципов политики, механизмов и подходов к решению ключевых проблем информатизации на всех уровнях структуры и во всех сферах деятельности общества и одновременно дать свободу и гибкость выбора решений в конкретных условиях, характерных для региона или данной сферы деятельности.
Необходимо обеспечить всемерную демократизацию процессов производства и потребления информации: общедоступность информационных ресурсов и услуг, ликвидацию необоснованных зон закрытой информации; защиту прав личности от информационного вторжения.
Нецелесообразно использовать в качестве единственного показателя оценки результатов информатизации критерий экономической эффективности. Такой сложный социальный феномен, как процесс информатизации, требует комплексной оценки его эффективности в социальной, политической, идеологической и других сферах общественной деятельности.
Безотлагательной задачей является создание и принятие пакета нормативно-правовых актов для регулирования информационных общественных отношений, возникающих в процессе сбора, обработки, передачи, хранения и использования информации в любых ее формах. Законодательство должно учитывать международные правовые нормы в области информатизации и конкретизировать рамки их применения в нашей стране. Распространение международных правовых норм на процесс информатизации советского общества — необходимое условие присоединения СССР к мировому сообществу.
Должна быть разработана и введена в действие система финансирования и ценообразования на машинную информацию и информационные услуги.
Необходимо правовое регулирование статуса информации, упорядочивающее отношения в сфере обращения информации.
6.2. Механизмы информатизации
Управление процессом информатизации
В процессе управления информатизацией должно обеспечиваться:
выявление потребностей общества в информационных услугах и средствах на основе приоритетных направлений, определенных Концепцией социально-экономического развития страны до 2005 г., определение объемов затрат на информатизацию общества и, прежде всего, необходимость в централизованном выделении ресурсов (капитальных вложений и других бюджетных ассигнований, материальных ресурсов); определение конкретных социально-экономических результатов информатизации применительно к различным сферам деятельности;
формирование и реализацию государственной политики в области информатизации общества, определяющей содержание и способы воздействий государства на звенья народного хозяйства, которые направлены на достижение поставленных целей;
формирование и развитие народнохозяйственного комплекса информатики, обеспечивающего создание необходимой материально-технической базы информатизации и организационно-экономических условий ее осуществления;
регулирование процесса использования информационных технологий во всех звеньях народного хозяйства и общественной деятельности.
Характер и разнообразие перечисленных задач требуют наличия целостной системы органов управления информатизацией общества. Эта система должна функционировать в рамках действующего в стране хозяйственного механизма.
Законодательные акты в области информатизации разрабатываются Верховным Советом СССР.
Функции исполнительного органа государственного управления процессами информатизации выполняются ГКВТИ СССР.
Народнохозяйственный комплекс как форма организации общественного производства, складывающаяся на достаточно высоком уровне его развития, объединяет все формы и виды деятельности, обеспечивающие реализацию комплексной общественной
функции (в данном случае информатизацию общества). Народнохозяйственный комплекс — не административная структура, а совокупность экономических, социальных, правовых, научно-технических и других систем отношений, связывающих различные типы форм организации работ (крупные и мелкие производственные объединения и заводы, научно-исследовательские и конструкторские организации и др.). Успешное развитие системы взаимоотношений между всеми участниками комплекса информатики зависит от степени удовлетворения потребностей общества в информационных технологиях.
Использование информационных технологий необходимо регулировать на основе существующей системы государственного управления народным хозяйством в рамках принятой государственной политики в области информатики.
Необходимо также отказаться от форм директивного вмешательства органов государственного управления в конкретное применение средств информатизации на предприятиях и в организациях. Стимулировать применение информационных технологий должны экономические или технологические интересы потребителей, ради которых они готовы расходовать собственные средства, брать кредиты, вступать в кооперацию с различными советскими и зарубежными контрагентами.
Механизм участия
в международном сотрудничестве и разделении труда
Участие в международном сотрудничестве и разделении труда является одним из реальных факторов сокращения стратегического отставания нашей страны в области информатизации.
Необходимо использовать интеллектуальные возможности советских специалистов для участия в международном разделении труда, решить правовые вопросы,, обеспечивающие патентную защиту наших программных продуктов, организацию маркетинга на зарубежном рынке, умелую рекламную кампанию, организацию соответствующих торговых фирм и консультационных пунктов; закупку самых передовых средств вычислительной техники и долевое выделение их конкретным программистам или коллективам (кооперативам).
Учитывая интерес в мире к научным публикациям советских ученых, необходимо создавать базы данных по соответствующим областям знаний и обеспечивать теледоступ к ним для зарубежных пользователей; базы данных должны включать первичные документы (статьи, препринты, сборники и т. д.) и их рефераты на английском языке. Возможно создание совместных предприятий по организации и эксплуатации таких баз.
Необходимо приложить все усилия для создания в стране большого числа совместных предприятий, работающих в сфере информатизации. Это позволит насытить рынок техникой и информационными услугами и обучить кадры использованию новых технических средств информатизации.
Опираясь на опыт стран Западной Европы, Японии, КНР и других стран, необходимо организовать массовое обучение советских студентов и молодых ученых за рубежом в крупнейших центрах научных исследований в этой области, создавать международные научные коллективы, широко практиковать работу советских ученых по контрактам за рубежом.
Необходимо уже сейчас готовить советских специалистов, которые смогут работать за рубежом (возможно, лучше всего направлять их на стажировку в известные фирмы).
Стратегическим направлением в международном разделении труда должна стать концентрация усилий на решении тех фундаментальных проблем информатики, которые уже в ближайшее время могут обеспечить получение принципиально новых результатов.
Отставание в области производства средств информатизации невозможно преодолеть в ближайшей перспективе. Однако наиболее опасно отставание именно в области применения прогрессивных информационных технологий, где меры надо принять немедленно, не дожидаясь сдвигов в области производства. На компьютерном и валютном западных рынках сегодня сложилась благоприятная конъюнктура для этого.
Через несколько лет одной из форм научного общения в цивилизованном мире станут связи через коммуникационные сети с использованием персональных компьютеров. Возможность активно участвовать в этом процессе может дать нам лишь интеллектуальный продукт, поэтому необходимо вооружить творцов этого продукта современными средствами производства.
Целесообразно с учетом реальных возможностей экономики страны осуществить закупку в крупных масштабах персональных ЭВМ для сферы образования, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций в приоритетных отраслях нардного хозяйства.
Для реального выхода на международный рынок отечественными программными продуктами необходимо создать сеть организаций по их распространению, в которую вошли бы не только традиционные торговые структуры, в том числе и реклама, но и центры консультаций и обучения использованию предлагаемых программ. При этом следует использовать все меры экономического стимулирования для доводки конкурентоспособных (по замыслу и использованию) программ до нормального (на мировом уровне) товарного вида: подготовка документации на нескольких языках, разнообразные демонстрационные примеры, реклама и т. д.
На новый уровень должна подняться кооперация со странами — членами СЭВ. Попытки организации многостороннего сотрудничества, создание Комплексной программы научно-технического прогресса: СЭВ не принесли желаемого эффекта. И страны — члены СЭВ, и СССР понимают, что необходимо изменить формы кооперации и специализации стран в области создания средств вычислительной техники. Наиболее перспективным представляется переход на прямые, преимущественно двусторонние связи, базирующиеся на широком использовании современных экономических методов.
Необходима организация особых экономических районов с совместными предприятиями по производству всего комплекса средств информатизации; государство должно экономическими мерами обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для совместных предприятий, работающих в области информатики.
6.3. Источники и формы финансирования
Чтобы информатизация оптимально использовала различные формы финансирования, следует сочетать традиционную схему использования централизованных государственных капитальных вложений с широким привлечением других источников: средств государственных и негосударственных Предприятий (кооперативов, совместных предприятий и т. п.); прямых иностранных инвестиций; средств населения, мобилизуемых, например, с помощью акций и облигаций.
Источники финансирования программы информатизации:
государственный бюджет, относительная доля которого будет уменьшаться по мере развития комплекса информатики;
средства, получаемые комплексом информатики за счет отчислений от прибылей предприятий, поступлений из различных фондов, доходов от реализации СВТИ и услуг населению, арендной платы за использование СВТИ и др.
Поскольку нёцентрализованные средства нельзя планировать заранее, потребуется система прогнозирования и оценки ближайших перспектив, гибкая политика стимулирования или сдерживания перераспределения средств, направляемых в различные сферы информатизации.
Следует избегать монополизма государственной поддержки. Наряду с финансированием в рамках министерств и ведомств необходимо создание новых межотраслевых финансирующих структур, таких, например, как специализированный Государственный
банк информатики (Инфобанк). Финансовая политика государства в области информатизации должна состоять не столько в выделении средств, сколько в поощрении'макроэкономической деятельности в этом направлении. Между государственной помощью и коммерческим финансированием должно произойти своеобразное разделение труда и осуществляться гибкое взаимодействие государственных капитальных вложений с децентрализованными средствами. В перспективе может остаться лишь несколько областей прямого государственного влияния, причем они будут находиться вне сферы массовой информатизации, основанной на коммерческих началах.
При финансировании разработок нужно руководствоваться следующими принципами:
финансировать конкретные проекты, четко формулировать предлагаемые цели. Как правило, избегать проектов сроком более 2,5—3 лет, составляющих для информатики период смены поколений и морального старения техники. Шире практиковать контрактный способ работы. Это сделает разработки более персонифицированными;
поддерживать рисковые, исследования и разработки, новаторские продукты. Объем таких разработок должен быть ограничен. Желательно, чтобы разработчики сами оценивали, в каких случаях их разработки носят рисковый характер, который понижает вероятность принятия проекта, а в случае принятия обеспечивает более льготные условия. Плата по контракту должна быть достаточной (с учетом платы за риск).
Основными областями государственного финансирования следует считать:
фундаментальные исследования в области информатизации;
дорогостоящие, специализированные разработки, не имеющие быстрого коммерческого эффекта. В отличие от предыдущего случая, когда средства выделяются непосредственно разработчику, здесь желательно использовать опосредованные формы финансирования через заказчиков;
отдельные перспективы и рисковые проекты.
В этих случаях для нормального функционирования бюджетного механизма необходимо:
финансировать не организации, а отдельные коллективы и специалистов (для рисковых проектов);
предоставлять возможность всем желающим участвовать в конкурсе на финансирование, что может стать гарантией развития творческой активности;
разработать и внедрить независимую высокопрофессиональную экспертизу пр отбору проектов из потока заявок на финансирование.
Создание Инфобанка должно обеспечивать проведение независимой финансовой политики в области информатизации. Предполагается, что он будет иметь три отделения: инвестиционное, инновационное, международное.
Инвестиционное отделение обеспечивает финансирование централизованно проводимых крупных мероприятий, госзаказа. Инновационное отделение осуществляет операции, связанные с финансированием мелкомасштабных мероприятий, не вошедших в госзаказ (фундаментальные и прикладные рисковые НИОКР, выпуск опытных партий оригинальной продукции, капитальное строительство, кредитование предприятий, организаций, кооперативов для закупки комплектующих изделий и т. д.).
Международное отделение предоставляет валюту для преодоления отдельных узких мест при создании конкурентоспособных продуктов, рассматривает заявки разработчиков на приобретение валюты и в зависимости от перспективности проекта предоставляет валютные займы как с оплатой рублями (по курсу, разному для разных клиентов), так и под валютные проценты с выплатой долга также валютой.
Для усиления влияния потребителей на процессы создания и массовое производство новой техники необходимо, чтобы средства Инфобанка и других возможных банков для финансирования информатизации формировались на основе вкладов потенциальных пользователей и части государственных средств, направленных на развитие производства СВТ.
Кроме средств государственного» бюджета, предлагается широко применять другие формы финансирования, используя, например, льготную и дифференцированную системы налогообложения и тарифов на информационные продукты и услуги, предоставляемые пользователям.
Одним из источников финансирования развития информатизации является организация свободного рынка средств информатизации, в частности, продажи нефондируемых персональных ЭВМ.
Такая продажа может осуществляться либо за наличные деньги, либо из средств фонда оплаты труда организации, в последнем случае возможно исключение стоимости закупок из суммы налога на добавочный фонд заработной платы.
Основным условием реального самофинансирования информатизации является направление всех полученных средств на развитие комплекса информатики.
7. РЕСУРСЫ,
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Для решения поставленных в Концепции задач информатизации советского общества с учетом возможностей экономики, принятых темпов роста производства по пятилеткам необходимые ресурсные затраты за XIII-XV пятилетки составляют:
капитальные вложения на развитие производства СВТИ — 55,0—60,0 млрд. руб.;
объем ассигнований на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработки и производства СВТИ — 45,0—50,0 млрд. руб.
Это позволит достичь необходимого объема производства средств вычислительной техники и информатики (СВТИ) — 700,0 млрд. руб. (в базовых ценах 1984 г. или в текущих ценах конечного общественного продукта — 400,0 млрд. руб.).
Объем производства базовых системных программных средств и типовых средств программного обеспечения составит 70,0—80,0 млрд. руб.
Для реализации задач информатизации советского общества необходимо обеспечить соответствующее развитие ее инфраструктуры. По экспертной оценке, капитальные вложения на развитие основных компонентов инфраструктуры составляют не менее 120,0 млрд. руб. (включая системы связи, радио, телевидение, общегосударственную систему передачи данных и т. д.).
Кроме того, эффективное применение средств вычислительной техники в различных отраслях народного хозяйства и в социальной сфере, создание и использование новых информационных технологий, системы баз и банков данных (знаний) отраслевого назначения, баз и банков данных (знаний) интегрированных информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных систем для предприятий и организаций требует дополнительных ресурсных затрат в народном хозяйстве, которые за три пятилетки, по оценкам экспертов, составят не менее 720,0 млрд. руб. (без учета стоимости СВТ).
Опыт ведущих капиталистических стран показывает, что эффект информатизации оправдывает инвестиции, по крайней мере, в 3—5 раз большие, чем в данной Концепции. Так, в США за период 1975-1990 гг. на внутреннее потребление средств ВТ и МПТ, капитальные вложения на Их производство, на проведение НИОКР в этой области и информационно-вычислительные услуги всего затрачено более 1500 млрд. дол. За период 1991—2005 гг. затраты США по этим статьям составят 2500 млрд. дол.
Экономический эффект от внедрения информатизации в СССР будет получен за счет:
снижения численности занятых в сфере производства в 1,8 раза, как следствие роста производительности автоматизированного оборудования в 6—8 раз, увеличения парка автоматизированных рабочих мест до 3,5 млн. ед.;
сокращения численности административного аппарата в 2 раза, как следствие "роста уровня автоматизации управленческого труда на 50% в результате внедрения 15,3 млн. автоматизированных рабочих мест;
увеличения фондоотдачи на 10—20 % за счет авто- атиjauHH до 50 % оборудования к 2005 г.;
снижения капиталовложений на прирост продукции на 5-10 %;
более чем двукратного сокращения уровня запасов;
ускорения оборачиваемости оборотных средств на 15—20 %.
Не учитывается экономический эффект, связанный с увеличением свободного времени населения, укреплением здоровья, ростом культуры и образования, повышением уровня квалификации.
При этом прибыль за XIII—XV пятилетки у потребителя и производителя средств информатизации составит более 726 млрд. руб., что превышает сумму капитальных вложений, предусматриваемых Концепцией на развитие производственно-технической базы информатизации.
Заключение
В предлагаемой Концепции информатизации советского общества определены основные цели и направления работ по решению задач информатизации различных сфер народного хозяйства страны и, в первую очередь, его социальной сферы.
В результате реализации комплекса мер, изложенных в Концепции, страна безусловно достигнет к 2005 г. нового, более высокого уровня информатизации общества, что явится одним из важных условий укрепления позиций СССР как одной из ведущих стран мира.
В то же время по ряду количественных показателей, определяющих уровень информатизации (количеству различных типов ЭВМ, средств и систем телекоммуникационной техники и информатики и др.), к 200S г. мы не достигнем уровня передовых капиталистических стран (с учетом планов их развития).
С точки зрения перспектив развития процессов информатизации мы находимся в парадоксальном положении:
с одной стороны, существующие в стране социально-экономические отношения не стимулируют развития процессов информатизации;
с другой, - коренное изменение этих отношений как одно из требований перестройки общества не может успешно развиваться без решения проблем информатизации;
с одной стороны, мы затрачиваем и предполагаем расходовать в 5-10 раз меньше средств на информатизацию, чем США;
с другой, — стремимся обеспечить уровень информатизации, сравнимый с уровнем передовых капиталистических стран.
Следует учесть, что наша "стартовая позиция" в ефере информатизации характеризуется сегодня отставанием на 10—15 лет от передовых капиталистических стран, а возможности экономики страны, сложившиеся в настоящее время социально-экономические отношения, наличие ряда первоочередных задач, стоящих перед обществом (продовольственная, жилищная и др.), не позволяют обеспечить соответствующее уровню задач инвестирование сферы информатизации.
Необходимо отметить, что в Концепции информатизации советского общества приведены ресурсные затраты, практически адекватные уровню затрат на информатизацию, предусмотренному в проекте Концепции экономического и социального развития СССР до 2005 г. (кроме затрат в сфере применения средств информатизации), т. е. экономически и социально возможные затраты.
В этих условиях особо важно выделить первоочередные цели и задачи процесса информатизации страны, а также реальные средства их достижения и решения.
Представляется, что нашей главной задачей к 2005 г. является достижение такого уровня информатизации, который бы в качественном отношении соответствовал степени его воздействия на все сферы общества, достигнутой в передовых капиталистических странах.
Решение этой задачи может быть обеспечено только при условии реализации следующих мер организационно-экономического характера:
повышения уровня государственного регулирования условий, обеспечивающих развитие информатизации (в создании инфраструктуры информатизации, разработке правовых положений, определяющих статус информации, развития хозяйственного механизма в данной области и т. д.);
повышения степени самостоятельности сферы материального производства, уменьшения уровня централизации управления, развития хозрасчетных и товарно-денежных отношений, что обеспечит постоянное возрастание потребности в переходе информации и знаний в ранг конкретного ресурса развития экономики;
концентрации усилий всех членов общества, аппарата управления, сферы материального производства на приоритетном решении задач информатизации общества;
опережающей разработки нового хозяйственного механизма применительно к сфере информатизации, стимулирующего саморазвитие и самофинансирование процесса, его ориентацию на решение первоочередных задач развития советского общества;
активного участия в международном разделении труда в области информатизации, постоянного поиска тех видов информационных и интеллектуальных продуктов, за счет которых это участие будет равноправным и взаимовыгодным;
развития совместных предприятий по производству средств информатизации (вначале сборка, далее замена комплектующих отечественными, переход к реализации отечественных разработок);
организации поиска тех направлений и областей, где возможно производство интеллектуального продукта, способного обеспечить каше участие в международном разделении труда в сфере информатизации;
обеспечения экономического стимулирования (включая льготное налогообложение) в деятельности организаций, предприятий и отдельных лиц, направленных на развитие информатизации;
разрешения бартерных сделок для закупки современных средств информатизации, обеспечения их эффективного использования;
создания "опорных зон" информатизации в различных сферах и регионах страны, позволяющих воочию увидеть реальное воздействие информатизации на развитие общества;
разработки правовых актов, определяющих статус и право собственности на информацию и знания.
Однако в настоящее время сложно прогнозировать степень влияния указанных мер на процессы информатизации.
В этой связи возникает задача постоянного совершенствования концептуальных положений проблем информатизации советского общества в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации, складывающейся в стране с реализацией принципов радикальной экономической реформы, перестройки социальной среды общества, принципов и методов его взаимодействия с мировым сообществом.
В то же время предлагаемая Концепция информатизации советского общества после одобрения Верховным Советом СССР должна стать основой для разработки Общегосударственной программы информатизации общества, а также соответствующих республиканских концепций й программ информатизации.
Информатизации советского общества должна и может стать на деяе одним из решающих факторов укрепления в составе СССР союза суверенных республик с обеспечением их экономической самостоятельности.
© Информационное общество, 1990, вып. 5, с. 6-32.