_____________________________
Дружинин Г.В., Сергеева И.В.
Обоснована необходимость разработки систем поддержки процессов информатизации общества. Описаны структура и функции таких систем.
На государственном уровне неоднократно, объявлялось об исключительной важности информатизации нашего общества. Все большее число людей начинает понимать, что мир находится на пороге нового информатизированного сообщества и наше отставание на этом направлении равносильно стратегическому поражению.
Однако недостаточно лишь объявить о необходимости информатизации общества. Необходимы значительные усилия по осуществлению информатизации, связанные с большими капитальными затратами, интенсивной разъяснительной работой, крупными организационными мероприятиями. При этом придется преодолевать сопротивление представителей исторически сложившихся организационных структур, в частности, влияние бюрократии.
В нашей печати широко обсуждается вопрос о бюрократии, причинах и опасностях ее разрастания, о бедах общества, пораженного бюрократизмом. Встречаются различные определения бюрократии, но в большинстве из них подчеркивается полновластие чиновников, независимость их от большинства членов общества.
Отвлекаясь от рассмотрения исторических корней бюрократии, отметим лишь, что она существовала на всех стадиях развития капиталистического общества-, существует и в нашем обществе. В настоящее время всем стало очевидным, что бюрократизм — одна из самых распространенных и опасных социальных болезней общества. В скрытом виде "зародыши" бюрократии имеются в любой организации. Если предусмотреть необходимые меры, эти "зародыши" бюрократии подавляются и не влияют на функционирование системы.
В связи с ростом значения информации и ее качества в современном общественном производстве изменяется роль бюрократии и способы борьбы с ней.
Всякое управление, в том числе и бюрократическое, основано на информации. Бюрократия добивается своих целей, деформируя информацию, циркулирующую в общественном производстве. Поэтому состояние качества служебной информации является индикатором "зараженности" общества бюрократизмом.
Приходится также учитывать, что в современных системах управления, которые строятся по иерархическому принципу, бюрократия является катализатором нарушений истинной информации. Верхние этажи иерархии получают информацию по служебным каналам от подчиненных подсистем. Нижние уровни иерархии, подавая информацию наверх, могут деформировать ее так, чтобы скрыть недостатки, получить премии и награды, угодить вышестоящим руководителям, "подтвердив" их мнение, и т.д. Естественно, что на основе такой информации нельзя принимать эффективные решения - верхние уровни иерархии не знают действительного положения дел.
Вместе с тем бюрократия использует искажения информации, чтобы держать в страхе нижние уровни иерархии. Один из приемов состоит в том, что организуется дополнительная тайная система сбора информации. При ее наличии верхние уровни иерархии могут в любой момент времени уличить подчиненных в обмане и валить на них вину за все просчеты и недостатки. Так создаются предпосылки для проведения "непредсказуемой кадровой политики".
Верхние уровни бюрократической иерархии воспринимают лишь информацию, отражающую их взгляды и установки на происходящие явления. Проявления инициативы отвергаются и подавляются. Поэтому гиперболически возрастают искажения истинной информации. Когда систематически нарушается истинность информации, уже не придается должного значения ее безошибочности и другим свойствам, входящим в состав качества информации. В результате управление общественным производством становится неэффективным, появляются застойные явления, крупные промахи и т.д.
Борьба с бюрократией на современном историческом этапе связана с борьбой за качество информации, в первую очередь, за ее истинность. Наличие качественной информации является основой эффективного управления производством, подрывает основы существования бюрократии, паразитирующей на наших недостатках.
В нашей стране наложили свой отпечаток на состояние информации, используемой в управлении промышленностью и государством, период культа личности Сталина, период застоя. На XIX партийной конференции отмечалось, что ряд ошибочных решений в руководстве страной принимался из-за искаженной и несвоевременной информации о происходящих событиях.
Из-за особенностей исторического развития нашей страны уже на первых этапах информатизации общества необходимы срочные кардинальные меры по обеспечению качества информации. Однако многие администраторы и специалисты не понимают значения этой проблемы, необходима разъяснительная работа. Вместе с тем очевидно, что только уговорами недостаточно квалифицированных работников проблему не решить. Необходимо создавать как общегосударственные, так и ведомственные организации и службы обеспечения качества информации, в том числе и инспекции качества информации. Все информационные системы должны включать обеспечения как формально-технических, так и социально-психологических свойств информации. Для вновь разрабатываемых информационных систем в технические задания должны включаться количественные требования по качеству данных.
Необходимо уточнить стратегию развития информационных систем. Вплоть до настоящего времени в основном наращивали количество технических и программных средств переработки информации. Настало время позаботиться, образно говоря, о "хорошей пище" для индустрии информатики, на которую затрачены многие миллиарды рублей.
Большое значение в обеспечении истинности информации имеет гласность. Контроль общественности на каждом уровне иерархии управления позволит свести к минимуму искажения информации, создаст моральный климат, при котором ее искажения будут считаться позорными.
Приведенные примеры факторов, препятствующих интенсивной информатизации нашего общества, иллюстрируют мысль о необходимости разработки целевых программ обеспечения информатизации и создания систем поддержки процессов информатизации. (СППИ). Такие системы представляют собой совокупности методов и средств, обеспечивающих ускорение процессов информатизации нашего общества.
СППИ должны состоять из постоянно действующих организационных структур, обеспечивающих выполнение трех групп мероприятий.
1. Организационно-технические мероприятия проводятся в целях развития и совершенствования различных служб информатизации, разработки и обеспечения качественного функционирования комплексов технических средств сбора и обработки
информации, создания систем поддержки операторов информационных систем, облегчающих их деятельность и стимулирующих ее.
2. Организационно-объединительные мероприятия связаны с созданием общественных групп, заинтересованных в ускорении информатизации общества. Большую роль могут играть союзы потребителей информации (пользователей информационных систем). Эти союзы могут проводить ряд мероприятий по ускорению информатизации общества и обеспечению качества информации. Значительное влияние на ускорение информатизации могут оказать добровольные научные общества, объединяющие усилия научной общественности. Большую пользу по обобщению опыта и концентрации внимания на актуальных проблемах информатизации могут принести конференции, семинары, конкурсы и другие мероприятия.
3. Организационно-законодательные мероприятия связаны с созданием системы законодательных актов, направленных на развитие информатизации общества. Необходима система законодательных актов, которая установила бы моральную, материальную и уголовную ответственность должностных лиц и организаций за развитие и совершенствование информационных систем, обеспечение качества служебной информации. На наш взгляд, целесообразно начать разработку таких мероприятий с обсуждения Верховным Советом СССР Закона о качестве служебной информации.
В настоящее время отсутствует опыт создания СППИ. Поэтому целесообразно использовать некоторые аналогии по созданию организационных структур, соответствующих определенным целевым программам. На наш взгляд, можно использовать концепцию системы мероприятий по повышению качества информации Дружинин Г. В., Сергеева И. В. Концепция системы управления качеством данных в стран В Новых условиях хозяйствования // Вестник ВОИВТ, 1990, N* 1. - С. 4-8., расширив при этом функции такой системы и развив ее структуру.
Основу СППИ могут составить три организационные формы:
Союзы потребителей информации, о которых уже говорилось, являются массовыми организациями, содействующими информатизации общества. Они оценивают достигнутый уровень информатизации различных предприятий, регионов, отраслей промышленности, оценивают качество информации, широко информируют общественность о результатах таких оценок и, в необходимых случаях, готовят предложения для государственных органов о проведении необходимых мероприятий. В необходимых случаях союзы потребителей информации рекомендуют отказаться от использования тех или иных ИС, если они не обеспечивают необходимое качество информации. Возможно введение сертификатов союзов потребителей информации.
Для выполнения своих функций союзы потребителей информации могут создавать контрольные, исследовательские и другие группы и организации, издавать журналы и бюллетени, организовывать конференции, съезды и т.д. потребителей информации. Сотрудники организаций, создаваемых союзами потребителей информации, обязаны систематически отчитываться о своей деятельности на общих собраниях членов союза, сессиях советов союзов потребителей информации. Такие советы могут создаваться на региональном и общегосударственном уровнях.
Государственная система информатизации должна выполнять следующие функции:
СППИ наряду с выполнением основной функции (содействия информатизации общества) направлена на выполнение основной задачи перестройки - повышения творческой активности широких масс трудящихся. Это обеспечивается совместной работой союзов потребителей информации, Государственной системы информатизации, органов информатизации на предприятиях.
(Московский институт инженеров железнодорожного транспорта)