Региональная информатизация: практические решения (заметки с Пленума ЦП РОИВТ)

________________________________

Зарецкая Т.Ф., Марунин В.И.



13 мая 1991 г. в Киеве состоялся 'очередной 5-й Пленум Центрального правления Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники. Основными вопросами стали проблемы региональной информатизации (обсуждались концепции города Киева, Московской области и Казахстана), нового устава общества, подготовки к съезду.

Усиление хозяйственной самостоятельности предприятий, расширение полномочий местных советов, демократизация управления на всех уровнях повысили требования к полноте, оперативности, достоверности информации, необходимой для принятия решений. Одновременно появилась насущная потребность в самых разнообразных сведениях о социальной стороне жизни общества. В новых условиях хозяйствования предприятиям для успешного решения задач нужны оперативные данные о номенклатуре, ценах и изготовителях изделий, новых идеях и тенденциях в определенных обла­стях науки и техники, состоянии рынков спроса и предложений в регионе, стране и за рубежом. Но это только одна сторона проблемы. Есть и другая. В последние годы все активнее проявляются тенденции децентрализации. Резкое ослабление вертикаль­ных связей усилило региональную интеграцию, что привело к необходимости создания региональных информационных систем. В то же время региональная информатизация - это неотъемлемая часть общегосударственного процесса информатизации страны. Следует помнить, что информатизация общества повлечет за собой революционные перемены не только в народном хозяйстве. Она же является необходимым условием достижения главной политической цели перестройки - создание правового государ­ства. И начинать следует с создания сети общедоступных банков данных, так как свободный доступ к любой несекретной информации любого коллектива или отдельного гражданина является одним из важнейших условий демократии. В большинстве про-мышленно развитых стран мира в настоящее время реализуются крупномасштабные и дорогостоящие программы по созданию национальных компьютерных сетей, объединяющих в единую сеть уже действующие и вновь создаваемые сети, чтобы дать возмож­ность пользователю через телефонные каналы подключиться к любой базе данных. Одна­ко особенности современного периода развития советского общества настоятельно требуют расставить свои акценты.

Главными составляющими информационной структуры должны стать специали­зированные информационные объекты и средства, объединяемые в информационные системы и комплексы, призванные осуществлять информационное обеспечение процессов становления общесоюзного и региональных рынков. Все без исключения основные блоки перехода к рынку испытывают острую необходимость в информацион­ной поддержке. Это касается изменений отношений собственности, кардинальной струк­турной перестройки промышленности, стабилизации финансово-денежного отношения, процессов ценообразования и регулирования цен, социальной защиты населения. Главной задачей любой региональной программы информатизации, так же как и госу­дарственной, должно стать обеспечение условий становления рыночной экономики и ее успешного функционирования. Именно с этих позиций разрабатывали свои програм­мы региональные отделения ВОИВТ.

В "Концепции информатизации города" (речь идет о Киеве), представленной членом-корреспондентом АН СССР А. А. Стогнием1, директором НПО "Горсистемотех-ника", подробно рассмотрены два основных компонента этого процесса — стихийный и управляемый. Правильное выделение управляемого компонента сократит сроки достижения поставленных целей, а также общие затраты ресурсов.

Предлагается особое внимание обратить на следующие направления:


В "Концепции информатизации Московской области", коротко изложенной в выступлении одним из разработчиков, директором Института информационных и социально-экономических исследований С. В. Кондратьевым2, в качестве приоритетных мер определены:

создание организационно-экономических механизмов информатизации;

развитие информационной инфраструктуры;

реализация первоочередных социально-значимых и экономически обоснованных проектов.

Вниманию присутствующих была также предложена подготовленная Центральным правлением 2-я редакция Устава ВОИВТ. Как отметил в своем выступлении И. Н. Бук-реев, "изменения, которые произошли за последние два года в нашей стране, априори привели к необходимости изменить устав общества. В стране изданы новые законы. Политическую окраску - неотъемлемый элемент уставов прошлых лет, заменили юридические обоснования деятельности общественных организаций. Деидеологизация, независимость от официальных инстанций становятся девизом советской обществен­ности. И эти веяния не могли не коснуться ВОИВТ, не найти отражения в новом уставе".

В заключение Пленум заслушал ряд сообщений о проведенных и планируемых мероприятиях (директора регионального центра "Ленинформатика" В. П. Иванова о Всесоюзном семинаре "Проблемы социально-экономического развития и информа­тизации административных районов крупного города"; председателя Пермского отде­ления ВОИВТ В. А. Кислинга о научно-техническом семинаре "Компьютерные вирусы и защита от них"; заведующего кафедрой МИЭМ, председателя секции ВОИВТ В. С. Жда­нова об учредительном съезде клуба пользователей систем с магистралью В1ТВ и о конференции "Микросистема-91"; заместителя председателя Ленинградского отде­ления ВОИВТ А. Л. Фрадкова о международном симпозиуме "Адаптивные и экспертные системы в управлении"; члена Центрального правления Т. Т. Палташева о конференции "Графикой", научно-техническом обществе "Графо" и Ассоциации "Визуализация научных данных" и т. д.), о психофизиологических и эргономических исследованиях новых технологий защиты пользователей от излучений, о создании диагностико-лечебно-го комплекса на базе восточной энергетической медицины, о промышленной поддержке компьютеризации Белгородского отделения ВОИВТ.

Пренум принял постановление:

1. Отнести к приоритетным направлениям своей деятельности создание республи­канских и других региональных концепций и программ, требующих индивидуальных

(не типовых) подходов к решению проблем информатизации региона из-за политических и экономических особенностей современного общества.

2. При информатизации административных районов, городов и областей стремиться к созданию ряда базовых проектных решений.

3. Создать секцию региональной информатизации, поручив ей обобщение накоплен­ного опыта для использования его в базовых концепциях информатизации.

4. Продолжить проведение конкурсов на лучшую базовую разработку концепций информатизации городов и областей страны.

5. Считать обязанностью региональных, республиканских отделений и Центрально­го правления ВОИВТ организацию независимой от государственных и отраслевых структур общественной экспертизы региональных программ информатизации, приклад­ного программного обеспечения (ПО), аппаратных комплексов и т. д.

Поручить Центральному правлению ВОИВТ разработать положение о проведении экспертизы, в котором должен быть предусмотрен порядок решения Всех возникающих проблем.

6. Рекомендовать научно-техническим секциям и региональным отделениям ВОИВТ одновременно с развитием фундаментальных исследований в своей области заниматься и практической реализацией прикладных разработок.

7. Утвердить с учетом внесенных замечаний новую редакцию Устава Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники для последующей регистрации его в Министерстве юстиции СССР. Внести вопрос об уставе в повестку дня съезда ВОИВТ.

СНОСКИ


© Информационное общество, 1991, вып. 3, с. 50-51.