________________________________
Зарецкая Т.Ф., Марунин В.И.
13 мая 1991 г. в Киеве состоялся 'очередной 5-й Пленум Центрального правления Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники. Основными вопросами стали проблемы региональной информатизации (обсуждались концепции города Киева, Московской области и Казахстана), нового устава общества, подготовки к съезду.
Усиление хозяйственной самостоятельности предприятий, расширение полномочий местных советов, демократизация управления на всех уровнях повысили требования к полноте, оперативности, достоверности информации, необходимой для принятия решений. Одновременно появилась насущная потребность в самых разнообразных сведениях о социальной стороне жизни общества. В новых условиях хозяйствования предприятиям для успешного решения задач нужны оперативные данные о номенклатуре, ценах и изготовителях изделий, новых идеях и тенденциях в определенных областях науки и техники, состоянии рынков спроса и предложений в регионе, стране и за рубежом. Но это только одна сторона проблемы. Есть и другая. В последние годы все активнее проявляются тенденции децентрализации. Резкое ослабление вертикальных связей усилило региональную интеграцию, что привело к необходимости создания региональных информационных систем. В то же время региональная информатизация - это неотъемлемая часть общегосударственного процесса информатизации страны. Следует помнить, что информатизация общества повлечет за собой революционные перемены не только в народном хозяйстве. Она же является необходимым условием достижения главной политической цели перестройки - создание правового государства. И начинать следует с создания сети общедоступных банков данных, так как свободный доступ к любой несекретной информации любого коллектива или отдельного гражданина является одним из важнейших условий демократии. В большинстве про-мышленно развитых стран мира в настоящее время реализуются крупномасштабные и дорогостоящие программы по созданию национальных компьютерных сетей, объединяющих в единую сеть уже действующие и вновь создаваемые сети, чтобы дать возможность пользователю через телефонные каналы подключиться к любой базе данных. Однако особенности современного периода развития советского общества настоятельно требуют расставить свои акценты.
Главными составляющими информационной структуры должны стать специализированные информационные объекты и средства, объединяемые в информационные системы и комплексы, призванные осуществлять информационное обеспечение процессов становления общесоюзного и региональных рынков. Все без исключения основные блоки перехода к рынку испытывают острую необходимость в информационной поддержке. Это касается изменений отношений собственности, кардинальной структурной перестройки промышленности, стабилизации финансово-денежного отношения, процессов ценообразования и регулирования цен, социальной защиты населения. Главной задачей любой региональной программы информатизации, так же как и государственной, должно стать обеспечение условий становления рыночной экономики и ее успешного функционирования. Именно с этих позиций разрабатывали свои программы региональные отделения ВОИВТ.
В "Концепции информатизации города" (речь идет о Киеве), представленной членом-корреспондентом АН СССР А. А. Стогнием1, директором НПО "Горсистемотех-ника", подробно рассмотрены два основных компонента этого процесса — стихийный и управляемый. Правильное выделение управляемого компонента сократит сроки достижения поставленных целей, а также общие затраты ресурсов.
Предлагается особое внимание обратить на следующие направления:
создание организационно-экономических механизмов информатизации;
развитие информационной инфраструктуры;
реализация первоочередных социально-значимых и экономически обоснованных проектов.
Вниманию присутствующих была также предложена подготовленная Центральным правлением 2-я редакция Устава ВОИВТ. Как отметил в своем выступлении И. Н. Бук-реев, "изменения, которые произошли за последние два года в нашей стране, априори привели к необходимости изменить устав общества. В стране изданы новые законы. Политическую окраску - неотъемлемый элемент уставов прошлых лет, заменили юридические обоснования деятельности общественных организаций. Деидеологизация, независимость от официальных инстанций становятся девизом советской общественности. И эти веяния не могли не коснуться ВОИВТ, не найти отражения в новом уставе".
В заключение Пленум заслушал ряд сообщений о проведенных и планируемых мероприятиях (директора регионального центра "Ленинформатика" В. П. Иванова о Всесоюзном семинаре "Проблемы социально-экономического развития и информатизации административных районов крупного города"; председателя Пермского отделения ВОИВТ В. А. Кислинга о научно-техническом семинаре "Компьютерные вирусы и защита от них"; заведующего кафедрой МИЭМ, председателя секции ВОИВТ В. С. Жданова об учредительном съезде клуба пользователей систем с магистралью В1ТВ и о конференции "Микросистема-91"; заместителя председателя Ленинградского отделения ВОИВТ А. Л. Фрадкова о международном симпозиуме "Адаптивные и экспертные системы в управлении"; члена Центрального правления Т. Т. Палташева о конференции "Графикой", научно-техническом обществе "Графо" и Ассоциации "Визуализация научных данных" и т. д.), о психофизиологических и эргономических исследованиях новых технологий защиты пользователей от излучений, о создании диагностико-лечебно-го комплекса на базе восточной энергетической медицины, о промышленной поддержке компьютеризации Белгородского отделения ВОИВТ.
Пренум принял постановление:
1. Отнести к приоритетным направлениям своей деятельности создание республиканских и других региональных концепций и программ, требующих индивидуальных
(не типовых) подходов к решению проблем информатизации региона из-за политических и экономических особенностей современного общества.
2. При информатизации административных районов, городов и областей стремиться к созданию ряда базовых проектных решений.
3. Создать секцию региональной информатизации, поручив ей обобщение накопленного опыта для использования его в базовых концепциях информатизации.
4. Продолжить проведение конкурсов на лучшую базовую разработку концепций информатизации городов и областей страны.
5. Считать обязанностью региональных, республиканских отделений и Центрального правления ВОИВТ организацию независимой от государственных и отраслевых структур общественной экспертизы региональных программ информатизации, прикладного программного обеспечения (ПО), аппаратных комплексов и т. д.
Поручить Центральному правлению ВОИВТ разработать положение о проведении экспертизы, в котором должен быть предусмотрен порядок решения Всех возникающих проблем.
6. Рекомендовать научно-техническим секциям и региональным отделениям ВОИВТ одновременно с развитием фундаментальных исследований в своей области заниматься и практической реализацией прикладных разработок.
7. Утвердить с учетом внесенных замечаний новую редакцию Устава Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники для последующей регистрации его в Министерстве юстиции СССР. Внести вопрос об уставе в повестку дня съезда ВОИВТ.
СНОСКИ