Законодательное обеспечение формирования информационного общества в России
Б.В. Кристальный
Государственная Дума Российской Федерации
1. Формирование информационного общества в России предусматривает:
создание единого информационно-коммуникационного пространства страны как части мирового информационно-коммуникационного пространства и создание на этой основе единого экономического пространства со свободным перемещением ресурсов;
развитие социально-экономической сферы с опорой на информационно-коммуникационную инфраструктуру как основную часть социально-экономической инфраструктуры;
создание рынка информационных продуктов и услуг;
создание системы обеспечения необходимой информацией и знаниями граждан, предприятий, организаций, органов самоуправления, органов государственной власти.
Формирование информационного общества в стране обеспечивается соответствующими политическими, социально-экономическими, правовыми и организационными решениями.
2. В основе правовых решений лежит необходимость в первую очередь
регулировать информационные правоотношения, поскольку любой вид отношений субъектов предваряется, сопровождается, заканчивается информационными отношениями.
На общем законодательном уровне нормы информационных правоотношений, способствующие формированию российского информационного общества, должны создаваться и/или совершенствоваться в конституционных федеральных законах, в федеральных законах, в законах субъектов Российской Федерации.
Законодательная деятельность непосредственно в сфере информации, информатизации и телекоммуникаций в интересующем нас аспекте должна затрагивать:
базовые (системообразующие) информационные законы, регулирующие информационные отношения общего характера (примеры таких законов: Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный Закон «О связи»);
видовые информационные законы, регулирующие информационные отношения в отдельных видах (направлениях) информационной деятельности (примеры таких законов: Федеральный Закон «Об участии в международном информационном обмене», Федеральный Закон «О почтовой связи»);
отраслевые (неинформационные) законы, регулирующие и информационные отношения в различных отраслях деятельности и сферах жизни общества (примеры таких законов: «Семейный кодекс Российской Федерации», Федеральный Закон «О труде»).
3. Анализ действующего российского законодательства показывает,
что вопросы правового регулирования, связанные с решением вопросов построения в России информационного общества, образуют обширную нормативную базу, включающую только на федеральном уровне более 50 федеральных законов, не говоря уже о многочисленных нормативных правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации.
Спектр этих законодательных актов исключительно широк, и их толкование с позиций специфики правоотношений, возникающих при использовании современных информационных технологий, затруднительно, тем более что при разработке этих законов в них не предусматривались соответствующие возможности. Понятно, что для судов данная область правоотношений совершенно новая, «непривычная». И хотя суды пытаются преодолевать эти трудности, применяя действующие законы к новой ситуации, объективно эффективность деятельности судов в данной сфере явно недостаточна.
4. В настоящее время в нашей стране назрела необходимость
приступить к совершенствованию и развитию российского законодательства с позиций урегулирования правоотношений, возникших в связи с широким использованием информационных и коммуникационных услуг на базе телекоммуникационных сетей практически во всех сферах жизнедеятельности.
Для реализации системного подхода в этой работе Государственным комитетом РФ по телекоммуникациям (в настоящее время Министерство Российской Федерации по связи и информатизации) и Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи в 1998 г. было принято решение о необходимости разработки Концепции развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации. Проект концепции разработан в 1999 г. и проходит обсуждение.
Развитие законодательства в сфере информации и информатизации должно проходить в условиях координации этой законодательной деятельности с развитием законодательства других сфер, а также с позиций гармонизации отечественного законодательства с международным.
5. Перечень федеральных законов в области информации и информатизации
, которые должны быть рассмотрены Государственной Думой нового созыва, представляется следующим.
5.1. Законопроекты, находящиеся в настоящее время в процессе рассмотрения в Государственной Думе:
«О коммерческой тайне»;
«О праве на доступ к информации»;
«Об информации персонального характера»;
«О телевизионном вещании и радиовещании»;
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О средствах массовой информации»;
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».
5.2. Законопроекты, разрабатываемые по принятым планам высших органов государственной власти, обладающих правом законодательной инициативы:
«Об электронной цифровой подписи»;
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»;
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене».
5.3. Новые законопроекты, необходимость разработки которых вытекает из задач формирования информационного общества в России:
«О внесении изменений и дополнений в «Бюджетный кодекс Российской Федерации», определяющих порядок формирования расходной части бюджета по статье «Информатика» с целью обеспечения координации усилий органов государственной власти, направленных на информатизацию подведомственных им областей;
«Об информационном взаимодействии органов государственной власти» с целью совершенствования связей для согласованного осуществления социально-экономической политики государства всеми органами государственной власти при формировании информационного общества;
«О межнациональном информационном обмене в Российской Федерации» с целью возможности однозначного понимания и использования информации, создаваемой на языках народов России;
«О регулировании вопросов развития сети Интернет в Российской Федерации» с целью совершенствования механизма отношений субъектов при использовании подобных сетей, с особым вниманием к электронной коммерции. Этот законопроект должен охватывать следующие основные вопросы:
общие нормы регулирования Интернета, описание прав и обязанностей субъектов, действующих в Интернете;
участие государства в вопросах регулирования Интернета;
регулирование потоков информации, поступающих в личные (частные) электронные почтовые ящики, в том числе коммерческой информации;
защита персональных данных при передаче информации через Интернет, включая:
– требования к провайдеру услуг по обеспечению безопасности и конфиденциальности при передаче данных;
– требования к использованию персональных данных провайдером;
электронная торговля в Интернете, в том числе:
– требования к идентификации коммерческого предложения;
– требуемый объем предоставляемой информации;
– порядок заключения договоров в электронном виде;
– обеспечение защиты прав потребителей при заключении и исполнении договоров с использованием Интернета;
ограничения на распространение отдельных типов информации через Интернет;
статус доменных имен Интернета.
5.4. Развитие законодательства в сфере информации и информатизации с позиций построения в России информационного общества потребует корректировки Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации, а также других основополагающих федеральных правовых актов.
5.5. Необходимо внесение изменений или дополнений в действующие федеральные законы разных отраслей законодательства, в которых представлены нормы, касающиеся регулирования информационных отношений, поскольку эти законы не м
огли учитывать особенности информационных отношений в информационном обществе.
© Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 25 - 27.