Медиаобразование как прививка и как инструмент творчества


Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский



Футурологи и писатели-фантасты XX века не раз ставили перед собой вопрос, какой облик примет грядущая цивилизация. Среди блестящих озарений, между диковинными инопланетными мирами и роботозависимыми обществами как-то неброско выглядела утопия Джорджа Оруэлла «1984», которая в год издания воспринималась как антикоммунистический роман. Следящий за человеком телеэкран, неизменный атрибут процветания, – разве это не точный образ сегодняшней жизни? Английский писатель предвосхитил «будущее в настоящем» – медиатизированное общество, с которым человечество вступает в третье тысячелетие.

Сегодня огромная роль СМИ в общественной и даже частной жизни современного человека не оспаривается ни ее критиками, ни сторонниками, хотя позиции их остаются полярно противоположными. Первые справедливо упрекают СМИ в манипулировании общественным мнением, создании системы ложных ценностей, продвижении «низкой» культуры, словом, в оглуплении аудитории. Вторые не менее справедливо уверяют, что без массмедиа современный человек не выживет в окружающей действительности: без них он окажется лишен важнейшей политической информации, социального опыта, экономических знаний.


Истина, естественно, находится где-то посередине. Современные масс-медиа и создают, и решают проблемы. Суть дела, однако, не в их наличии или отсутствии, а в умении любого читателя, зрителя, слушателя разобраться в мозаичной картине действительности, создаваемой СМИ. Сегодня же, с приходом в нашу жизнь онлайновых интерактивных мультимедиа, современному человеку все более необходимо и уметь ими пользоваться, и понимать, как они создаются и функционируют.

Медиаобразование – одна из ключевых междисциплинарных сфер современного образования. Она простирается значительно шире традиционного журналистского образования, нацеленного на подготовку профессионалов. Медиаобразование призвано научить аудиторию профессионально пользоваться СМИ, понимать их плюсы и минусы. В информационном обществе оно также становится обязательным условием превращения рядового интернет-пользователя в творца и созидателя, в тех, кем были раньше только избранные – журналисты, писатели, кинематографисты.

И поэтому в завтрашнем обществе медиаобразование неизбежно станет элементом любой образовательной программы – в школе, университете, на курсах профессиональной переподготовки или просто в интернет-кафе.
__________________________________________


Засурский Ясен Николаевич - Декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
зав. кафедрой ЮНЕСКО по журналистике и массовым коммуникациям, профессор, доктор филологических наук.


Вартанова Елена Леонидовна - Заместитель декана по научной работе, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор филологических наук .


© Информационное общество, 2003, вып. 1, с. 1.