Электронное правительство Москвы: анализ динамики развития

____________________________

Е.З. Зиндер



1. Введение

1.1. Электронное правительство в Москве

Под электронным правительством (или электронным правлением, электронным государством) понимается использование в практике органов власти современных ИКТ, нацеленное на обеспечение доступа граждан к достоверной официальной информации, на создание новых возможностей для взаимодействия органов власти между собой, с населением, бизнесом и институтами гражданского общества, а также на повышение эффективности и прозрачности государственного управления.

Сегодня все больше растет понимание того, что электронное правительство (ЭП) – это не просто использование ИКТ в осуществлении функций органов власти, что речь идет о существенной реорганизации работы органов власти на базе ИКТ, что приводит к новому качеству государственного управления и появлению новых форм демократии. Получают развитие так называемые услуги электронного правительства – предоставление гражданам и бизнесу информации (общей, персональной и др.) и возможностей получения административных услуг по каналам интернета.

Следует также сказать, что реализация концепции электронного правительства не только повышает качество государственного управления и снижает затраты населения и предприятий на осуществление взаимодействий с органами власти, но и является важным стимулом широкомасштабного использования ИКТ в других сферах деятельности.

Значимость этого направления использования ИКТ для развития современного общества, совершенствования демократических институтов определяет пристальное внимание к этой сфере правительств, исследовательских и аналитических центров. В последние годы активно проводятся исследования и разработки в этой области, создаются методы и ин-
струменты для оценки реализации концепции электронного правительства на уровне национальных государств и регионов.

В частности, в Москве в рамках мониторинга движения города к информационному обществу Институтом развития информационного общества проводятся как оценки уровня общего развития ЭП в сравнении с другими регионами, так и более детальные исследования, которые позволяют готовить рекомендации и принимать решения о целенаправленной организации дальнейшей деятельности в данной области.

Фонд ФОСТАС принимал участие в этих исследованиях в течение 2004 и 2005 гг., выполняя детальный анализ получаемых сведений, проводя некоторые прямые наблюдения и формируя итоговые оценки и рекомендации. Особую ценность имеют сведения, показывающие динамику предоставления и использования услуг ЭП, включая изменение значений выявленных на предыдущем этапе важнейших показателей, а также возникновение новых областей реализации и функционирования ЭП. В качестве исходной точки для данного исследования динамики ЭП в Москве используется анализ состояния электронного правительства Москвы и соответствующие рекомендации, разработанные на основе данных мониторинга 2004 г. и изложенные в [1].

1.2. Области и категории параметров, по которым анализируется ЭП в данном исследовании

В целом в соответствии с мировой практикой и целями создания ЭП в Москве в центре исследования находятся услуги ЭП населению и предприятиям, их потенциальная и реальная востребованность. Основное внимание уделено двум областям функционирования электронного правительства и его органов, ориентированным на разные классы пользователей услуг ЭП:

G2C – услуги электронного правительства гражданам и другим людям, относящимся к населению Москвы,

G2B – услуги электронного правительства частным предприятиям и иным хозяйствующим субъектам (не являющимся организациями – органами власти).

Для анализа были выбраны услуги ЭП из списка рекомендованных Европейским союзом в качестве базовых. Так как большая часть аналогичных услуг в Москве оказывается территориальными подразделениями федеральных органов власти, в исследование было включено также получение различных документов в московских органах власти и городских организациях.

Предваряя анализ и его выводы, скажем, что на некоторых направлениях, которые были отмечены в отчете прошлого года как первоочередные для фокусирования усилий, произошли позитивные изменения, хотя в целом их масштабы оказались ограниченными.

Вместе с тем в Москве были зафиксированы последствия ряда крупных преобразований и трансформаций структурного характера (как организационного, так и технического). Стали разворачиваться центры общественного доступа (ЦОД) в интернет. Расширилась практика обслуживания граждан и предприятий в режиме «одного окна». Эти изменения также стали предметом изучения в данном исследовании.

Кроме того, в 2005 г. задействованы результаты исследования готовности регионов России к электронному правительству, проведенного сотрудниками ИРИО [2], а также материалы Всероссийского конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ», организованного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». Это позволило проанализировать положение Москвы в рейтинге готовности к ЭП российских регионов и провести международные сопоставления. При прямом изучении услуг ЭП использовались также сведения, полученные ФОСТАС в ходе его работы в Экспертном совете конкурса "Национальная премия Рунет" за 2005 г.

В соответствии со сказанным в данной работе использован следующий подход к областям исследования ЭП Москвы и его параметров:

- анализируется область услуг ЭП населению (G2C) и динамика их развития по сравнению с 2004 г., а также данные об использовании населением Москвы ЦОД – центров общественного доступа к ИКТ и услугам электронного правительства; - анализируется область услуг ЭП предприятиям (G2B) и динамика их развития по сравнению с 2004 гизучаются сведения об использовании услуг в режиме «одного окна», предоставляемые населению и предприятиям.

1.3. Использованные источники данных

Для анализа услуг G2C и G2B использованы данные следующих источников:


© Информационное общество, 2006, вып. 2-3, с. 59-75.