__________________________________________
А.С. Голубков
Даются характеристики основных типов объектов информатизации, трех главных классов технологий информатизации. Приводятся критерии отбора технологий информатизации для осуществления селективной государственной поддержки.
Вряд ли кто сегодня оспаривает представление об информатизации как о процессе, обеспечивающем удовлетворение потребностей, нужд и интересов граждан: общества и государства в информационных ресурсах, доступ к ним посредством современных информационных технологий и развитой информационной инфраструктуры. Информатизация представляет собой инструмент эффективного использования информации и знаний в различных областях человеческой деятельности1 . Во многих случаях процедуры или технологии обработки информации являются критическими для этой деятельности. Именно поэтому анализ этих технологий должен составлять концептуальную основу государственной политики информатизации.
Как известно, государство вынуждено в силу жестких ограничений на бюджетное финансирование переходить на селективную поддержку процесса информатизации. Это означает, что государство может финансировать из бюджета лишь отдельные проекты информатизации на конкретных объектах. Практика показывает, что, несмотря на кажущуюся "одинаковость" объектов одной и той же, например, социальной сферы, создаваемые для них информационные системы оказываются существенно различными и плохо адаптируемыми для других подобных объектов. Это связано, во-первых, с тем, что на каждом объект действует своя собственная, а в ряде случаев уникальная система правил и процедур действий с информацией, существенно определяющая структуру информационной системы. Во-вторых, масштабы деятельности и, соответственно, состав, вид представления, хранения и использования информации заметно различаются даже на "родственных" объектах. В-третьих, системы часто создаются под конкретного руководителя (или данный коллектив) и всегда с трудом воспринимаются другим лицом.
Все эти факторы определяют необходимость детального анализа объектов информатизации и механизмов реализации процессов информатизации на объектах.
С чего же следует начинать такой анализ?
Прежде всего, с детализации представления об объектах информатизации и более глубокого понимания механизмов информатизации.
Суть дела в том, что хотя объекты информатизации могут существенно различаться между собой, на них выполняются одни и те же или сходные процедуры переработки информации. Конечно, эти процедуры имеют различный вес в общем процессе и по-разному связаны между собой. Например, при информатизации процесса производства всегда необходимо решать задачи маршрутизации и распределения ресурсов станочного парка, которые в рамках информационной системы могут быть решены различными способами и различно реализованы на ПЭВМ. Однако последнее не слишком существенно. Главное в том, что для данного вида деятельности имеются общие процедуры или технологии обработки информации. Назовем комплексы этих процедур и технологий "технологиями информатизации" (ТИ) и будем уподоблять их кирпичам, из которых может быть интегрирована на основе жестко определенных правил любая информационная или телекоммуникационная система для определенного класса объектов.
Представление о "технологиях информатизации" раскрывает под определенным углом зрения широко используемые в теории и практике информатизации понятия "новые информационные технологии" (НИТ) или "перспективные информационные технологии" (ПИТ). Во многих случаях понятия ТИ, НИТ, ПИТ пересекаются или даже содержательно совпадают. Однако попытки связать политику информатизации с созданием и развитием НИТ (ПИТ) непосредственно не привели к успеху.
Введение понятия ТИ должно облегчить постановку и решение задачи о государственной поддержке создания, совершенствования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, поскольку раскрывает область и механизмы их целенаправленного применения на объектах информатизации. Это означает, что выработка стратегии и политики информатизации может происходить в более определенных рамках прямой или косвенной государственной поддержки ТИ, ориентированных на применение в конкретных объектах информатизации, а не разбросанных по разным отраслям и нескольким программам НИТ (ПИТ). Фактически это также означает упорядочение технологической базы информатизации, всей совокупности средств информатизации, информационных продуктов и услуг, ответственность за развитие которых несет Роскоминформ. Следующий шаг — формирование самостоятельного раздела бюджетной политики, связанного с информатизацией.
Если задачи информатизации ставятся предметно на конкретных объектах, то какие ТИ в нынешних экономических условиях должно поддерживать государство? Или другими словами, каково содержание селекции в провозглашенном принципе селективной государственной поддержки в области информационных и телекоммуникационных технологий?
Начнем с определения основных типов объектов информатизации с учетом ранее выявленных национальных приоритетов в сфере информатизации.
Объекты информатизации
Мы выделяем шесть основных типов объектов, на которые направлен процесс информатизации:
предельное многообразие производственных процессов, которые могут и должны быть информатизированы;
информатизации подлежат как отдельные устройства, так и вся технологическая цепочка, весь производственный комплекс;
специфика производственного процесса задает конкретное содержание используемых технологий информатизации;
технологии информатизации являются основным каналом воздействия научно-технического прогресса на производство;
практически все создаваемые для промышленных объектов системы информатизации являются уникальными;
применение технологий информатизации должно обеспечивать повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, повышения способности к быстрому изменению свойств товара, снижению издержек.
Рыночная структура экономики, образуемая комплексом различных рынков — товаров и услуг, труда, финансов, информации и знаний — в качестве объекта информатизации характеризуется, во-первых высокой степенью заинтересованности участников рынков в информатизации, во-вторых — возможностью комплексной информатизации широкой совокупности процессов и объектов. Эти особенности рыночной структуры определяют и специфику используемых технологий информатизации, которые должны обеспечивать мониторинг динамики процессов на рынках, широкий доступ к перерабатываемой и надежную защиту информации от угроз несанкционированного доступа и ее хищения.
Государство. Если рассматривать государство в качестве объекта информатизации чисто функционально, т.е. как орган, осуществляющий ту или иную государственную политику, то следует выделить такие его особенности:
информатизация государственных учреждений и организаций всегда жестко связана с необходимостью перехода к новым технологиям управления — обеспечения документооборота, процедур информационного взаимодействия, процессов подготовки и принятия решений, контроля исполнения, хранения и доступа к документам и т. д.;
при информатизации органов государственного управления обычно используются комплексные информационно-коммуникационные системы;
использование в системе государственного управления формализованных процедур обработки информации позволяет тиражировать полученные решения с минимальной доработкой "по месту".
Общество является основным объектом информатизации. Процесс информатизации воздействует на него либо непосредственно, либо через другие объекты информатизации, в первую очередь через государство. В связке "общество — государство" общество является ведущим. Особенности общества как объекта информатизации состоят в следующем:
системы информатизации общественного назначения всегда имеют открытый характер, что определяет необходимость применения технологий информатизации, обеспечивающих открытый информационный обмен;
информатизация объектов социальной сферы практически всегда ориентирована на общение с людьми, что требует применения во всех технологиях информатизации простого интерфейса "человек — ЭВМ";
общественные интересы требуют практически полного открытия информации, что в ряде случаев противоречит интересам государства. Поэтому особое внимание должно уделяться при информатизации обеспечению необходимого уровня информационной безопасности.
Наука и образование как объекты информатизации представляют собой общественные институты. Однако в силу их специфичности и огромной важности они заслуживают выделения как самостоятельные объекты. Если принять, что основной задачей науки является "производство" знания, а образования — его распространение, то можно выделить следующие особенности данной сферы:
в большинстве случаев информатизация науки связана с применением уникальных технологий информатизации, которые практически не имеют других областей применения;
информатизация образования, в силу специфики самого процесса передачи знания, .требует тщательной отработки используемых технологий информатизации и возможности их широкого тиражирования;
информатизация образования также требует использования тех технологий информатизации, которые в наилучшей степени могут обеспечивать восприятие человеком информации — мультимедиа, технологии виртуальной реальности и т. п.
Личность. Особенности личности как объекта информатизации определяются тем положением, которое личность занимает в связке "общество — личность". Сегодня личность по мере повышения общей цивилизованности общества и уровня жизни постепенно становится в этой связке определяющим фактором. Из этого следует, что те услуги, которые оказываются обществу, частично индивидуализируются, причем степень индивидуализации этих услуг растет со временем. Важное место среди таких услуг начинают занимать те, которые обеспечивают все более возрастающие информационные потребности личности. К таким услугам можно отнести:
Технология информатизации (ТИ)
Под термином "технология информатизации** понимается совокупность технических, программных и организационно-экономических средств, объединенных структурно и функционально для решения той или иной задачи информатизации, т. е. для повышения эффективности функционирования данного типа объектов или отдельного объекта информатизации.
Такое понимание позволяет перейти от великого множества имеющихся на рынке технических средств информатизации, информационных технологий и продуктов к небольшому и достаточно хорошо определенному множеству ТИ. При этом переходе в большей степени учитываются и интересы потребителей ТИ в повышении эффективности функционирования объекта информатизации.
Анализ состояния и тенденций развития рынка средств информатизации, информационных продуктов и услуг, а также сложившейся в стране структуры научно-производственного потенциала информатизации позволяет распределить всю совокупность ТИ по трем основным классам — базовые, прикладные, обеспечивающие.
К базовым относятся технологии, обеспечивающие решение отдельных компонентов той или иной функциональной задачи на объекте информатизации, а также служащие основой, "материалом", "кирпичами" для формирования прикладных ТИ. Практически базовые ТИ не фигурируют на рынке в качестве товарного продукта.
Прикладные ТИ — это технологии, формируемые на основе базовых и ориентированные на полную информатизацию объекта, т. е. комплексное решение функциональной задачи. Данные технологии составляют основную массу продаваемых на рынке продуктов.
К обеспечивающим ТИ относятся технологии, которые обеспечивают возможности реализации технологий двух первых классов. На рынке имеются как правило лишь отдельные элементы этих ТИ.
Ниже приведен перечень указанных классов ТИ.
1. Базовые технологии информатизации:
Критерии отбора технологий информатизации для селективной государственной поддержки
Проблема отбора приоритетных, критически важных технологий вообще является одной из трудных научных проблем формирования стратегии научно-технического развития и государственной экономической политики. Эта трудность обусловлена прежде всего условностью выделения приоритетных областей применения технологий с позиции органа государственного управления, занятого распределением ограниченных ресурсов. Вряд ли можно сравнивать по важности для общества и государства поддержку социальной сферы, обеспечение национальной безопасности или достижение экономической стабилизации. Приходится выстраивать некий перечень национальных приоритетов и объявлять его в целом главным ориентиром при разработке государственной политики. Однако продуктивность такого подхода мала и в любом случае приходится переходить на путь сравнительного анализа при весьма значительном количестве ограничении.
Это означает, что надо искать иные подходы, более прагматичные, способные прежде всего предложить процедуру отбора ТИ не только и не столько для их "зачисления" в перечень приоритетных или критически важных технологий, но прежде всего для обоснования решений о государственной поддержке.
Для решения поставленной задачи целесообразно использовать следующий набор критериев, формулируемых в виде ответов на такие вопросы:
1. Имеется ли данная ТИ отечественной разработки и производства конкурентоспособного или близкого к нему уровня?
2. Есть ли в наличии в мировом и отечественном рынке данная ТИ и/или ее важнейшие составляющие?
3. Продается ли нам данная ТИ и/или ее важнейшие составляющие на рынке или имеются какие-либо ограничения типа КОКОМ?
4. Имеется ли необходимый научно-производственный потенциал для разработки и производства данной ТИ конкурентоспособного мирового уровня или близкого к нему?
5. Каково соотношение стоимостей приобретения данной ТИ на рынке и собственной разработки?
6. Имеются ли возможности экономической и правовой поддержки и привлечения внебюджетного финансирования собственной разработки данной ТИ?
Данный набор критериев представляет собой "дерево", последовательное прохождение по ветвям которого позволяет вырабатывать более или менее однозначные утвердительные или отрицательные суждения по главному вопросу о государственной поддержке ТИ.
Естественно, в узлах этого дерева, в точках, где получены отрицательные ответы возникают новые проблемы, требующие дополнительного анализа и углубленных экспертных оценок.
Есть еще одно важное обстоятельство, которое надо иметь в виду при такой процедуре просеивания ТИ. Оно связано с тем, что основания выбора ответов на поставленные шесть вопросов лежат отчасти в области высокой политики. В этой области могут доминировать субъективные суждения, относящиеся к специфическому видению проблем на уровне политического руководства, к разным представлениям о приоритетах государственной социально-экономической политики или национальных интересах страны и о вкладе информатизации в защиту этих интересов. С субъективными воззрениями и пристрастиями лиц, принимающих решение о государственной поддержке, конечно, необходимо считаться. Однако смысл настоящего исследования и состоит в том, чтобы дать этим лицам некоторую объективную основу для принятия решений, подобно тому, как исследователи операций предоставляют объективные оценки вариантов развития ситуаций лицам, принимающим решения. В этом контексте может быть прояснен вопрос о кажущейся обязательной государственной поддержке отечественных произ водителей средств вычислительной техники и информатики; Кроне того, результаты просеивания ТИ могут ослабить в некоторых случаях искажающее действительную картину лоббирующее воздействие отдельных организаций, групп или лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодняшняя практика показывает» что традиционные для рыночной экономики методы воздействия государства на указанный процесс (осуществление селективной поддержки приоритетных направлений создания ТИ, конкурсное размещение госзаказов, гарантии госзакупок, разработка и реализация нормативно правовых актов в сфере налогообложения, таможенной и кредитно-финансовой политики, облегчающих и стимулирующих производство ТИ, поддержка перспективных исследований) хотя и необходимы, но совершенно недостаточны. В лучшем случае они позволят сохранить или незначительно улучшить существующее положение дел.
Ситуация переходного периода требует использования всего лучшего, что накоплено в мировом опыте регулирования экономики. Наш собственный опыт нельзя сбрасывать со счетов, в частности опыт программно-целевого управления народным хозяйством, Очищенный, разумеется, от искажений и субъективизма. По нашему мнению, новые экономические регуляторы в условиях становления рыночных механизмов будут действенными, если они будут рационально сочетаться с программными методами государственного регулирования. Представляется, что весь комплекс мероприятии по информатизации широкого круга объектов должен быть сведен в единую национальную программу, экономическую и организационно-правовую основу которой и должны составлять механизмы селективной поддержки технологий информатизации, отобранных по приведенным выше критериям.
Что касается планирования политики информатизации, то следует иметь кратко- и среднесрочные планы, а также план на более длительный период. Краткосрочный план сегодня — это система мероприятий и источников их финансирования, позволяющая выделить государственное финансирование информатизации в виде отдельной строки бюджета страны на 1996 г., а также различного рода внебюджетные (в том числе частные) ассигнования на тот же период. Если этого не сделать, то вместо единой государственной политики в области информатизации будет иметь место плохо скоординированная совокупность конкурирующих друг с другом ведомственных программ и отдельных проектов. Среднесрочные планы аналогичным образом должны вписываться в трехлетнюю экономическую программу правительства.. Планы на более длительный период должны быть представлены национальной Программой информатизации. Следует начать разработку и способствовать принятию пакета документов для законодательного выделения производства информационных систем и сетей, технологий и средств их обеспечения в специальную отрасль экономической деятельности.
Cноски.
1 Голубков А.С. Информатизация: новые правила игры//Промышленный вестник России.1995. № 1 (6).
_________________________________________________
Голубков А.С. - доктор технических наук, профессор
© Информационное общество, 1995, вып. 5, с. 3-9.