__________________________________
Н.С. Рудь
Обоснована необходимость возрождения организационной науки, которая даст методические рекомендации и окажет практическую помощь трудовым коллективам и работникам сферы управления в формировании организационных структур производственных систем нового типа. При Украинском правлении Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники создан хозрасчетный научно-технический центр "Система", основной направленностью которого-является решение теоретических и практических вопросов повышения уровня организованности и эффективности производства, перевод предприятий и организаций на качественно новый организационный уровень.
Сложность происходящих в экономической жизни страны процессов вызывает неоднозначное их восприятие, толкование и оценки на различных уровнях управления, среди населения, отдельными специалистами и учеными. Причин этому множество, но главной является та информированность, которая лежит в основе проводимых оценок.
Особую актуальность в связи с этим приобретают полнота, достоверность, своевременность и доступность информации. К сожалению, качественные параметры информационных потоков в стране (особенно в производственной сфере) остаются низкими на всех уровнях управления.
Снижение качества информации в сфере производства можно связать прежде всего с ее стремительным количественным ростом по мере экстенсивного роста объемов самого производства. Почти 30 лет назад на эту особенность (лавинообразное увеличение объема информации) указывал акад. А. А. Харкевич. Жизнь подтвердила его гипотезу о том, что количество информации пропорционально квадрату промышленного потенциала [1 ]. К сожалению, ни сфера управления, ни общество в целом к решению возникшей проблемы оказались не подготовленными.
Рост в народном хозяйстве объемов управленческой информации вызвал увеличение соответствующего персонала и грозил, по мнению акад. В. М. Глушкова, превратить все трудоспособное население в управленческих работников, если бы не было начато широкое внедрение АСУ [2 ].
Сегодня трудно говорить о спасительной миссии АСУ, скорее всего этого можно ожидать в будущем и, как нам видится, в несколько ином качестве. А постигшие это движение неудачи связаны прежде всего с несовместимостью уровней организованности указанных систем и производства. Как вынуждены были признать и сами сторонники широкого внедрения АСУ, "нельзя автоматизировать организационный беспорядок, дефицит ресурсов по сравнению с планом, психологическую неподготовленность людей" [З]. По той же причине не была решена с помощью АСУ и проблема ограничения роста управленческого персонала.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что концепция совершенствования производства "в условиях АСУ" оказалась ошибочной. Потребовался качественно новый подход к решению проблемы, выразившийся в постановке задачи создания нового хозяйственного механизма. И, хотя концепция его формирования до настоящего времени не разработана в рамках поставленной проблемы, объективно возникают вопросы, требующие незамедлительного решения.
К числу наиболее важных из них нужно отнести вопросы упорядочения структуры и функций производственных (социально-экономических) систем с целью повышения уровня их внутренней организованности, а следовательно, и эффективности функционирования.
Экстенсивный рост производства сопровождался ростом его структурно-функциональной неупорядоченности, достигшей в ряде случаев критического уровня, при котором производственный процесс стал практически неуправляемым. Наглядно это можно проследить на примере строительной отрасли, нынешняя структура которой обеспечивает управляемость технологическим процессом строительства объектов на уровне генподрядных трестов на 10 - 12 %. На уровне СМУ этот показатель еще ниже (менее 10 %).
В условиях административно-командной системы этот низкий уровень внутренней организованности частично компенсировался включением в процесс управления строительством объектов других уровней (по вертикали) и смежных структур по горизонтали (в том числе партийных и хозяйственных). Начавшийся же демонтаж командно-административной системы носит разрушительный характер, ибо взамен разрушенных связей и отношений основному звену (генподрядному тресту, объединению) ничего не предложено (кроме обещаний рынка, которого нет и который появится не скоро).
Это еще больше ухудшило положение дел в строительстве и привело к снижению ввода объектов в эксплуатацию. Аналогично обстоят дела и в других отраслях народного хозяйства.
Разумеется, автор не ратует за сохранение командно-административной системы, но он и против складывающегося разрушительного подхода к созданию нового хозяйственного механизма.
Основной недостаток концепции, по которой он (новый хозяйственный механизм) формируется, состоит в том, что в ней постулируется (особенно в последнее время) резкий переход к рынку и упускается из виду (или игнорируется) организационный аспект проблемы. То, что нынешняя структура народного хозяйства не способна решить вопрос обеспечения общества необходимой номенклатурой товаров и изделий в достаточном количестве, происходит не только и не столько потому, что нет рынка, и не потому, что недостает каких-либо ресурсов, а главным образом вследствие структурно-функциональной неупорядоченности, а потому и предельно низкой эффективности. В подавляющем большинстве организационные структуры подразделений, составляющих структуру народного хозяйства, ориентированы на "производственную деятельность", а не на производство товаров и изделий. Из-за своей монофункциональности они способны лишь на получение промежуточного результата, к тому же, имея низкий уровень внутренней организованности, достигают его неритмично, с плохим качеством и с большими затратами, что делает чрезмерно высокими совокупные затраты на низкокачественную готовую продукцию.
В таких условиях чрезвычайно сложным является и процесс организации участников производства для выпуска готовой продукции. Сбои и потери на этом этапе окончательно губят дело.
Эти и целый ряд других закономерностей и явлений выпали из поля зрения отечественной организационной науки, которая заморожена на уровне 30 - 40-х гг. Закончившиеся полным провалом последние структурные реформы в народном хозяйстве (как, например, реформа 1986 г. в строительстве) только подтверждают кризисность ее состояния и в настоящее время.
Проведенные реформы, как известно, ставили своей основной целью сокращение разбухшего многомиллионного административно-управленческого аппарата, что теоретически было неверно, ибо носило характер устранения не причины, его породившей, а следствия: административно-управленческий аппарат (как управляющая подсистема) сформировался на основе производственной структуры и отражает ее внутреннее состояние, не изменив которое, нельзя было изменять и аппарат управления. Научно обоснованно изменить структуру аппарата управления можно только путем системного проектирования организационной структуры народного хозяйства как целостности, причем первичной при этом является производственная структура, ради которой и на основе которой создается аппарат управления. Попытка же изменить это соотношение путем волевого, механического сокращения аппарата управления, как известно, ни к чему не привела (в целом по стране после завершения кампании он даже увеличился).
Опыт мировой и отечественной науки и практики показывает, что эффективные производственные структуры можно (и нужно) формировать на уровне подразделений, выпускающих готовую продукцию. Однако до настоящего времени в концепции нового хозяйственного механизма не определена структура (внутренняя организация) основного производственного звена, а потому нет и концепции организационной структуры всего народного хозяйства. Вопросы собственности и перехода к рыночным отношениям не исключают (и не подменяют), а, наоборот, усиливают необходимость решения этой проблемы.
Следует помнить, что к рыночным отношениям можно перейти, только насытив рынок товарами, которые должны быть произведены производственными предприятиями. Как уже отмечалось, нынешний их организационный уровень сделать этого не позволяет. Есть два пути: либо целенаправленно на научной основе этот уровень повысить, сформировав качественно новые высокоорганизованные и высокоэффективные производственные системы, способные решить проблему насыщения рынка товарами и тем самым создать рынок, либо ввергнуть архаичные, неэффективные в подавляющем своем большинстве производства, составляющие нынешнюю структуру народного хозяйства, в пучину рыночных отношений, которые, по замыслу сторонников этого подхода, автоматически (без мороки) сформируют такие же высокоэффективные производства, способные решить ту же проблему - насытить рынок товарами.
Несмотря на кажущуюся простоту и быстроту решения проблемы по второму (рыночному) варианту (ни в коей мере не ставится под сомнение целесообразность перехода к рыночным отношениям по существу), путь форсированного перехода к рынку, если он будет избран, окажется на деле мучительным, болезненно долгим, разрушительным (не для командно-административной системы, а для народного хозяйства) и убыточным для общества.
Необходимо все же отказаться когда-нибудь от психологии разрушительного подхода. Ведь в свое время такими же методами, какими мы собираемся создать рынок сегодня, он был разрушен. Результаты известны. Известно также, что в любом деле крайности просто опасны. А утешительные призывы броситься в рыночный эксперимент, не опасаясь последствий, сами по себе никаких гарантий, как известно, не дают.
Поэтому на данном этапе необходимо всему обществу повернуться лицом к возрождению в стране организационной науки, которая даст методические рекомендации и окажет практическую помощь трудовым коллективам и работникам сферы управления в формировании полифункциональных организационных структур производственных систем нового, синергетического типа, ориентированных на конечный результат - выпуск готовой продукции.
При Украинском правлении Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники создан хозрасчетный научно-технический центр "Система", основной направленностью которого является решение теоретических и практических вопросов повышения уровня организованности и эффективности производства, перевод предприятий и организаций на качественно новый организационный уровень.
Возвращаясь к началу статьи, следует отметить, что создание нового хозяйственного механизма - это прежде всего переход от расчлененного, дисфункцио-нального, архаичного, неуправляемого и неэффективного, чрезвычайно запутанного и сложного производства, с громадным количеством связей и потоками некачественной информации, к интегрированному простому типу структур, обладающих свойством саморегуляции.
Приведенный тезис акад. А. А. Харкевича в новых организационных структурах действовать не будет. В таких системах объем информационных потоков уменьшится пропорционально росту уровня их внутренней организованности. Это позволит по-новому решать в стране задачу компьютеризации и создания информационного общества. Затраты на ее решение при этом резко сократятся..,
Нами рассмотрены лишь некоторые преимущества организационного подхода к созданию нового хозяйственного механизма с переходом к рынку, который в целом не имеет альтернативы.
Центр "Система" оказывает методологическую и практическую помощь в формировании качественно новых организационных (производственных) структур в любой сфере деятельности.
Литература
1.ХаркевичА.А. Избр. тр. Т. 3. - М.: Наука, 1973, с. 495 - 507.
2-Глушков В.М. Введение в АСУ. - Киев: Техшка, 1972.
3. Ш в е ц о в Ю. В., Н е м ч и н А. М., Ш в е ц о в а К. М. Эффективность автоматизированных систем управления в строительстве. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1982.
Рудь Н.С. - кандидат экономических наук, директор хозрасчетного центра "Система"
© Информационное общество, 1991, вып. 2, с. 35-38.