О государственной политике информатизации


___________________

Артамонов Г.Т., Голубков А.С., Черешкин Д.С.



Затронуты вопросы новой стратегии информатизации, необходимой в условиях существенного ограничения ресурсных возможностей государства.

В настоящее время на переходном этапе к новому социально-экономическому укладу все большее значение приобретают вопросы оценки новой роли государства и уточнения его функций как регулятора экономической системы. Ход реформы ставит эти проблемы с большой остротой. Прежняя государственная экономическая политика, опирающаяся на многолетние традиции административно-командного нажима и жесткого распределения бюджетных ассигнований, дала трещину. Положение усугубляется ошибочными решениями, приведшими к освобождению от государственного контроля одновременно всех звеньев технологических цепочек, что особенно тяжело сказалось на отраслях наукоемкого производства и инфраструктуры. Разумеется, нельзя говорить о возврате к прежним методам плановой экономики, однако способы государственного воздействия, соответствующие переходному периоду, должны быть тщательно продуманы. Широко распространена точка зрения, согласно которой выход из кризиса может быть найден на путях селективной государственной поддержки некоторых предприятий, отдельных направлений НИР и ОКР, ряда федеральных и отраслевых программ, протекционизма и предоставления некоторого набора кредитных, налоговых и таможенных льгот. Часто именно в этом видят суть государственной экономической политики. На самом деле проблема государственного воздействия на экономику значительно шире, и сегодня речь должна идти о создании мощного и гибкого, хорошо оснащенного аппарата государственного регулирования.

Государственная политика развития любой отрасли предполагает определение стратегических целей или приоритетов, постановку текущих задач, поиск подходов и конкретных способов их решения, наконец, разработку организационных, правовых и экономических механизмов (инструментов) реализации политики. И, видимо, главное сегодня состоит в том, как научиться пользоваться этими механизмами, принципиально новыми, учитывающими огромное число экономических параметров, динамично развивающийся и уже вполне цивилизованный рынок информационных технологий, продуктов и услуг, зачастую не совпадающие интересы граждан, общественных институтов и организаций, быстро крепнущих предпринимательских структур и, наконец, государственных органов власти и управления, несущих основную ответственность за судьбу страны. При этом нельзя забывать, что пользоваться этими механизмами придется в условиях растущего правосознания граждан и необходимости твердого соблюдения их конституционных прав.

В Комитете при Президенте РФ по политике информатизации формируется именно такое широкое, надведомственное понимание содержания государственной политики, отвечающее ее высшему уровню и задающее основные экономические ориентиры развития многих отраслей науки, техники, производства, инфраструктуры, связанных с информатизацией.

Информатизация (напомним) — это процесс, обеспечивающий удовлетворения социальных и индивидуальных потребностей, нужд и интересов за счет выявления, преобразования и обеспечения доступа к информационным ресурсам общества посредством современных информационных технологий и развитой информационной инфраструктуры. В этом смысле информатизация представляет собой инструмент эффективного использования информации (данных и знаний) в различных областях человеческой деятельности.

Информатизация предоставляет реальные возможности осуществления многосторонних информационных взаимодействий практически для любых социальных институтов, экономических структур, политических организаций, отдельных граждан. Она обеспечивает оперативность, надежность, интенсивность, упорядоченность и конфиденциальность таких взаимодействий. Информатизация создает интегрированную телекоммуникационную среду, объединяющую центры обработки информации в глобальные, региональные и локальные информационно-вычислительные сети, и тем самым формирует единое информационное поле на всей территории России. Последнее является необходимым условием гибкого и эффективного управления жизнью общества на основе мобильного использования государственных информационных ресурсов как национального достояния. В конечном счете именно многосторонние информационные взаимодействия обеспечивают движение капиталов и технологий — основу современного общества развития.

Для всех участников многосторонних информационных взаимодействий информатизация предоставляет системы и технологии, обеспечивающие:

подготовку справочной, аналитической и оперативной информации и ее предоставление органам управления на всех уровнях для принятия обоснованных решений;

создание в рамках единой системы национального информационного ресурса баз и банков данных, специализированных (профессиональных) и общего назначения, компьютеризированных архивов и фондов различного назначения, и доступ к ним широкого круга потребителей;

предоставление новых видов информационных продуктов и услуг, удовлетворяющих растущие социальные потребности населения и профессиональные интересы специалистов;

интеллектуализацию процессов обработки информации и создание консультационных (экспертных) систем;

защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, искажений или хищения.

В условиях существенного ограничения ресурсных возможностей государства решение этих задач требует новой, продуманной стратегии информатизации, которая предусматривает разработку:

системы национальных приоритетов России в сфере информатизации, отвечающих социально-экономическим и политическим целям развития страны на перспективу и на ближайшие 2—3 года;

государственной политики информатизации, ориентированной на решение актуальных социально-экономических задач и учитывающей изменение роли и возможностей государства в регулировании хозяйственной деятельности, развитие отечественного рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг;

федеральной программы информатизации, отражающей приоритеты новой стратегии информатизации.

К настоящему времени выпущен уже ряд принципиально важных документов, в частности:

постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по организации международного сотрудничества в сфере информатизации:

от 28.04.93 г. № 385 — об образовании и Межведомственной комиссии по участию Российской Федерации в Межправительственной программе ЮНЕСКО по информатике;

от 27.05.93 г. № 961-р (распоряжение) — о предоставлении Роскоминформу полномочий по выполнению функций и обязательств органа государственного управления РФ в международных отношениях по вопросам сотрудничества и координации научно-технических связей в области информатизации;

от 7.10.93 г. № 944 — о заключении межправительственных соглашений о сотрудничестве в области информатизации. Во всех этих документах головная роль отводится Роскоминформу.

указы президента Российской Федерации:

от 20.01.94 г. № 170 — об основах государственной политики в сфере информатизации;

определены основные направления государственной политики в сфере информатизации;

установлено, что реализация государственной политики в сфере информатизации обеспечивается системой государственных органов, включающей органы управления при Президенте РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ; образован Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации на базе ликвидированного Комитета Российской Федерации по информатизации;

установлены основные задачи Комитета (Роскоминформа);

от 17.02.94 г. № 328— об обеспечений деятельности Роскоминформа:

утверждено Положение о Роскоминформе. В настоящее время подготовлен и находится на согласовании проект Указа Президента Российской Федерации и соответствующий проект постановления Правительства о создании единой системы ведения государственных кадастров РФ. Создание такой системы является одним из важнейших направлений в области формирования информационных ресурсов государства. Система должна обеспечивать комплексной многоаспектной информацией органы государственного и территориального управления.

Важную роль в формировании стратегии информатизации должен сыграть Указ Президента РФ № 1390 от 1 июля 1994 г. "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации". В нем сформулирована стратегическая идея интеграции информационных и телекоммуникационных систем органов государственной власти в единое информационное пространство России на основе международных стандартов и требований обеспечения информационной безопасности.

На период до 1998 г. определены следующие национальные приоритеты в сфере информатизации:

информационная поддержка экономической реформы в комплексе (структурная перестройка, финансовая стабилизация, приватизация и акционирование государственных предприятий, обеспечение эффективной внешнеэкономической деятельности, конверсия, создание новых рабочих мест и переподготовка кадров, организация служб управления государственными контрактами и государственными закупками и пр.);

информационное обеспечение построения правового государства (формирование и развитие системы гражданского законодательства, создание демократических политических институтов, борьба с коррупцией и организованной преступностью, обеспечение правопорядка и зашиты гражданских прав и пр.);

информационное обеспечение национальной безопасности (военная реформа и сохранение оборонного потенциала страны, предотвращение или преодоление межнациональных и социальных конфликтов, экологическая безопасность, защита государственных информационных ресурсов и пр.);

информационная поддержка вхождения России в мировое экономическое и информационное сообщество (подключение к мировым информационным сетям, формирование единого на территории России и некоторых стран СНГ информационного пространства, создание единой информационной инфраструктуры как компонента хозяйственной инфраструктуры России и пр.);

информационное обеспечение государственных органов социальной защиты населения (системы здравоохранения и медицинского обслуживания, пенсионного и социального обеспечения, обеспечения занятости и пр.). Информационная поддержка процессов духовного (интеллектуального, нравственного, культурного) развития личности /компьютеризация системы образования и библиотечной сети, создание информационного фонда по науке и технике и пр.).

Эти приоритеты определяют необходимость разработки конкретных информационных систем, сетей и комплексов, обеспечивающих достижение социально-экономического эффекта информатизации.

Информатизация и экономическая реформа

Опыт большинства развитых и развивающихся стран показывает, что уровень их социально-экономического развития тесно связан с результатами процесс, информатизации. Успех в базовых направлениях, в совокупности определяющих экономическую реформу в России, обусловлен созданием современных информационных систем, сетей и комплексов, обеспечивающих использование информационных ресурсов, предоставляющих достоверную и полную информацию о реальной экономической ситуации в стране, регионе, отрасли, на отдельном предприятии для эффективного управления национальной экономикой.

Основные направления информатизации для поддержки экономической реформы в сегодняшних политических, экономических и социальных условиях:

создание системы полных, достоверных и доступных баз данных и информационных кадастров по всем экономическим объектам вне зависимости от форм собственности;

развитие и совершенствование системы межбанковского информационного обмена, повышение защищенности и достоверности финансовой информации;

создание и развитие информационной инфраструктуры для поддержки институтов рыночной экономики, крупных предпринимательских структур и их взаимодействия с государственными предприятиями и органами хозяйственного управления;

развитие и совершенствование информационных систем налоговой, таможенной и приватизационной служб;

создание информационной системы ведения и контроля государственных закупок и контрактов;

развитие систем информационной поддержки региональной экономики, меж регионального хозяйственного взаимодействия и взаимосвязей центр — регионы;

создание и обеспечение доступа к базам данных по продукции конверсируемы: производств и технологиям двойного применения.

Информатизация и правовое государство

Построение в России развитого демократического общества, формирование правового государства требуют интенсивного развития демократических политических институтов, существенного совершенствования всей системы законодательства на основе приоритетного обеспечения всего спектра гражданских прав, повышения качества и результативности деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, развития систем и средств распространения массовой информации в интересах демократизации общества.

Как свидетельствует опыт развитых демократий и наш собственный опыт, решение указанных задач возможно только при условии полномасштабной и последовательной информатизации политико-правовой сферы. Это означает, что необходимо:

разработать систему законодательного и нормативно-правового регулирования информационной деятельности государственных, общественных и коммерческих организаций и предприятий, включающую положение о статусе информации, классификацию государственного информационного ресурса, регламент информационного обмена в сетях передачи данных, информационных системах и комплексах;

разработать специальное законодательство, обеспечивающее защиту информационных прав граждан (защиты персональных данных, доступ к социально-значимой открытой информации, защита права собственности на информационные продукты и технологии и др.), и организационно-правовые механизмы его реализации;

разработать интеллектуальные информационно-аналитические системы поддержки процессов формирования законодательных и нормативно-правовых актов;

развить существующие информационные системы налоговой службы, федерального казначейства, силовых министерств и ведомств в целях повышения уровня борьбы с коррупцией, организованной преступностью, зашиты прав граждан, а также мониторинга социально-напряженных ситуаций;

развить и усовершенствовать технические и технологические системы и средства распространения массовой информации;

создать систему общедоступных баз и банков данных, содержащих правовую информацию в максимально полном объеме (кодексы и законы, нормативно-правовые акты, ведомственные инструкции и регламентации и т. п.);

усовершенствовать информационные системы поддержки деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти за счет использования современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, сетей и средств.

Информатизация и безопасность

Поддержание на современном уровне .обороноспособности страны остается главной задачей национальной безопасности. Существенным элементом новой военно-технической политики, направленной на повышение обороноспособности, является информатизация Вооруженных Сил. Этот процесс предусматривает модернизацию всех действующих и разработку новых информационных и управляющих систем и комплексов на основе широкомасштабного использования перспективных информационных и телекоммуникационных технологий и средств информатизации.

Национальные интересы России в новых геополитических условиях требуют совершенствования и развития систем военной, ядерной, внешнеполитической, экономической, экологической, общественной и личной безопасности. В этих системах все большую роль играет информационная составляющая. Комплекс мероприятий, обеспечивающих ее защиту и эффективное функционирование, представляет собой предмет информационной безопасности. Разработка и применение современных методов и средств обеспечения информационной безопасности являются важным компонентом стратегии информатизации.

Для решения задач обеспечения информационной безопасности необходимо:

реализовать комплексную программу информатизации Вооруженных Сил и оборонного комплекса в целом;

создать комплексную информационно-справочную и аналитическую систему сбора, обработки и предоставления данных об экологической обстановке в регионах, городах, на объектах повышенной экологической опасности;

разработать программно-аппаратные средства нового поколения, обеспечивающие защиту информации от хищения, искажения, сокрытия и уничтожения в телекоммуникационных сетях, информационных системах и комплексах, в том числе реализацию технологии "электронной подписи";

создать систему сертификации и лицензирования средств вычислительной техники и информационно-программной продукции, приобретаемой у зарубежных и отечественных производителей.

Информатизация и вхождение России в мировое - информационное пространство

Развивающиеся мировой и европейский интеграционные процессы формируют, новые политические и экономические условия вхождения России в единое мировое экономическое и информационное пространство. Эту задачу необходимо решать с учетом сохранения единого информационного пространства на территории России. Эта ситуация определяет новые и жесткие требования к информационным и телекоммуникационным системам и технологиям, обеспечивающим интегра-тивные процессы, а именно:

создание и развитие систем трансграничного информационного обмена, реализующих взаимный доступ пользователей к отечественным и зарубежным базам и банкам данных, межмашинный обмен данными, проведение телеконференций и т. д.;

использование систем международных стандартов в области телекоммуникаций и разработка на их основе отечественных стандартов и протоколов информационного обмена;

совершенствование и развитие информационных систем для поддержки внешнеполитической (МИД) и внешнеэкономической (МЭВС, Росвооружение, Газпром и др.) деятельности;

разработка организационно-технических условий интеграции систем и средств массовой информации (телевидение, радио, печать) на основе современных мультимедиа технологий.

Информатизация социальной сферы и поддержка развития личности

Построение социально-ориентированной рыночной экономики и социальная политика государства в переходный период предъявляют особые требования к инструментам социальной защиты населения, совершенствования систем здравоохранения и образования, поддержки всех общественных структур, систем и средств, обеспечивающих духовное развитие человека, сохранение и приумножение интеллектуального, творческого и нравственного потенциала личности.

Задачи информатизации в социально-культурной сфере требуют:

создания эффективных систем информационного обеспечения деятельности государственных органов и общественных структур, ответственных за социальную защиту населения (служб занятости и трудоустройства, профессиональнойч переподготовки работников, пенсионного обеспечения и социального страхования, поддержки социально незащищенных слоев — беженцев, инвалидов, многодетных и неполных семей, детских домов и приютов и т. п.);

совершенствования и развития информационных систем для органов здравоохранения и медицинского обслуживания населения (компьютерных систем функциональной диагностики, медицинских экспертных систем, информационно-управляющих систем для крупных госпиталей и больниц, информационных сетей для страховой медицины, специализированных компьютерных технологий, используемых в медицинской технике и т. д.);

разработки систем компьютеризации высшего, специального, среднего образования и дошкольного воспитания, информационных систем передачи передового педагогического опыта, современных информационных и мультимедиа-технологий для развития интеллектуальных способностей, эстетического и нравственного воспитания;

создания высокопроизводительных информационно-вычислительных систем для сферы фундаментальной и прикладной науки, развитие моделирующих, испытательных комплексов и тренажеров, модернизация и развитие государственной системы научно-технической информации на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий;

развития сферы информационных услуг, оказываемых населению и специалистам на основе современных компьютерных сетей, системы общедоступных баз и банков данных справочной информации культурного и бытового назначения;

создания информационных систем для различных областей культуры и искусства, обеспечивающих передачу и освоение мирового культурного и эстетического потенциала.

Создание и развитие систем и средств информатизации в перечисленных направлениях нуждается в координации и согласовании деятельности различных организаций и ведомств. Основная цель такой координации — формирование взаимосвязанных информационных систем, образующих информационную вертикаль управления социальной сферой в целом и охватывающих все уровни социального управления — федеральный, субъектов Федерации, региональный, городской, районный, муниципальный.

Нельзя сказать, что политики информатизации вообще раньше не было. Были концепции и программы, было ведомство, отвечающее за координацию работ в сфере информатизации и пытавшееся влиять на распределение весьма скромных ресурсов между отраслями, создававшими техническую базу информатизации. Госкомитет по вычислительной технике и информатике в составе правительства фактически навязывал информатизацию, точнее ее элементы, сверху под мощным давлением отраслей-монополистов (радиопромышленности, электронной промышленности, приборостроения и средств автоматизации и др.) и ведомств-заказчиков, лоббировавших многие проекты информатизации из соображений престижа или просто, чтобы потратить выделенные бюджетные ассигнования. И сегодня часть этих проектов реализована с большим или меньшим успехом в отдельных сферах или областях хозяйственной или общественной жизни. Однако ситуация переходного периода существенно меняет исходные позиции в политике информатизации.

Есть два главных условия формирования новой действенной государственной политики информатизации. Первое связано с собственно "политикой", с осознанием изменившихся роли и функций государства в управлении экономикой.

Применительно к информатизации можно полагать, что суть государственной политики сегодня сводится к установлению единых для всех участников процесса информатизации "правил игры", т. е. установление жесткого, основанного на законодательстве, регламента информационных взаимодействий, предоставления им гарантий поддержки деятельности, осуществляемой в интересах общества и его граждан, и введения в практику разумной системы экономических регуляторов (льготы, налоги, ограничения, санкции и пр.). Другими словами, должна заработать стандартная формула "сдержек и противовесов", соблюдения баланса интересов государства, граждан и общественных институтов в сфере производства, распространения и использования информации.

Только на этом пути можно решить ключевую проблему привлечения инвестиций, в том числе на долгосрочные перспективные направления, вовлечь в процесс информатизации мощные предпринимательские структуры, определить масштабы и границы регулирующего воздействия государства на казенные и приватизированные предприятия, на рынок средств информатизации, информационных продуктов и услуг.

Второе условие относится к содержанию информатизации. Речь идет о понимании и -убеждении в ведущей роли информации, информационных ресурсов, информационных технологий и информационной инфраструктуры в организации всей общественной жизни и человеческой деятельности. Разработчики государственных (федеральной, региональных, отраслевых и иных) программ информатизации должны видеть социальный смысл информатизации. Яснее всего он может быть выражен триадой: информацией надо РАСПОЛАГАТЬ, информацию надо иметь возможность (и хотеть) ПРЕДОСТАВЛЯТЬ, информацию надо (желать) ПОЛУЧАТЬ. Сбалансированное развитие этой триады и составляет суть новой политики информатизации, когда государство, потеряв рычаги административного управления, прибегает к инструментам мотивации, поддержки и экономического стимулирования процессов формирования информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним специалистов и массового потребителя.

Наиболее трудной проблемой является мотивация поиска, получения и использования информации. Суть дела состоит в том, что значительная часть управленческого персонала ни прямо, ни косвенно не заинтересована в получении или, наоборот, в предоставлении информации. Сказываются долголетние традиции административно-командной системы и неумение работать в условиях, когда за нужную информацию приходится платить. Во всяком случае в стране еще не созданы предпосылки благоприятного климата для многосторонних информационных взаимодействий, низкая общая информационная культура населения и ее основа — информационные потребности. Лишь небольшое число потребителей информации включены в национальные и международные сети информационных обменов. Система образования в целом, несмотря на отдельные продвижения в области компьютерной грамотности, не обеспечивает требующийся для развития страны соответствующий культурно-информационный потенциал.

Государственные информационные ресурсы, создаваемые с использованием современных информационных технологий, еще долгие годы будут доступны гражданам населенных пунктов, удаленных от крупных городов, в основном через средства массовой информации, книжную продукцию, местные библиотеки с традиционными методами обслуживания. Это необходимо учитывать при формировании государственной поддержки доступа граждан к государственным информационным ресурсам.

Следует еще отметить, что технологическая отсталость отраслей, обеспечивающих информатизацию, неразвитость систем баз и банков данных и телекоммуникационных сетей не предоставляют возможностей регулировать процессы информатизации на частно-предпринимательском уровне. Интересы коммерческих структур поэтому часто противоречат интересам общества. Это делает восстановление государственного регулирования в сфере информатизации почти неизбежным. Весь вопрос в том, каковы наиболее продуктивные механизмы этого регулирования. Это означает, что стержень государственной политики информатизации составляют ее экономические, организационные и правовые компоненты.

Рассматривая и оценивая возможные и планируемые мероприятия по развитию указанной триады, необходимо иметь в виду, что в настоящее время практически все разрабатываемые информационные системы, сети и комплексы ориентированы на использование зарубежных технических средств и программных продуктов. В долгосрочном стратегическом плане эта ориентация может поставить Россию в жесткую зависимость от иностранных производителей в жизненно важной области высоких технологий и поэтому является неприемлемой.

Один из путей выхода из этой тревожной ситуации — разработка и принятие Федеральной целевой программы информатизации. Реализация программы должна опираться в большей своей части на отечественные предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию; импортируемые же средства должны в обязательном порядке пройти сертификацию. При этом должна быть внедрена система государственных контрактов на поставку средств вычислительной техники и информатики и информационной продукции для государственных нужд. Такая ориентация позволит создать необходимые условия для сохранения и развития отечественного научно-технического и технологического потенциалов отраслей, обеспечивающих информатизацию, и предотвращения утечки высококвалифицированных ученых и специалистов за рубеж и в коммерческие структуры. Это также означает, что вложение государственных средств будет идти только в производства и инфраструктуру, эффективность которых подтверждается складывающейся рыночной конъюнктурой, т. е. государство намерено вкладывать деньги как бы в роли "рядового" инвестора в соответствии с рыночными критериями эффективности. Это, безусловно, новый шаг в экономической политике.

Возможны различные организационно-финансовые формы участия государства в реализации процессов информатизации. Могут быть рассмотрены такие варианты, как предоставление краткосрочных льготных кредитов, привлечение капиталов акционерных обществ под гарантии государства, прямое государственное участие в финансировании проектов. В последнем случае государство выступает как субъект хозяйственной деятельности. В любом случае тот или иной вариант должен быть тщательно взвешен.

По-видимому, следует предусмотреть создание фондов информатизации на федеральном, региональном и местном уровнях, аккумулирующих бюджетные и внебюджетные ассигнования, инвестиции и другие ресурсы. Фонды должны участвовать в обеспечении гарантий отечественным и иностранным инвесторам, в лицензировании информационной продукции и решении различных задач взаимодействия государства с предпринимательскими структурами.

Должны быть уточнены роли и функции органов государственной власти в организации поддержки и регулирования процессов информатизации. Известный шаг вперед — это образование Комитета при Президенте РФ по политике информатизации (Роскоминформ), на который возложены задачи координации работы по реализации государственной политики в сфере информатизации в системе государственных органов, включая структуры Администрации Президента, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации. Положение о Комитете, утвержденное Указом Президента РФ от 17 февраля с. г. № 328, предоставляет Роскоминформу широкие полномочия по осуществлению государственной политики информатизации. Важнейшие направления его деятельности следующие:

определение национальных приоритетов в сфере информатизации;

разработка проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам информатизации;

проведение экспертизы государственных информационных и информационно-вычислительных систем и сетей, систем баз и банков данных, а также обеспечение государственного контроля за их созданием и использованием;

разработка предложений по обеспечению сертификации средств информатизации;

координация деятельности по разработке программ в сфере информатизации; инициирование открытых конкурсов по проектам Федеральной целевой программы информатизации и проведение независимой экспертизы всех ведомственных и отраслевых программ информатизации;

обеспечение сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями в сфере информатизации и другие направления.

Положение определяет общие контуры деятельности Роскоминформа по формированию и реализации государственной политики информатизации.

Особое значение для действенности государственной политики имеет законодательная база. К сожалению, подготовленные по инициативе Комитета проекты законов, регламентирующих всю совокупность информационных отношений в обществе, еще не приняты. Фундамент системы законодательства на федеральном уровне и нормативно-правовых актов в сфере информатизации составляет так называемый базовый закон "Об информации, информатизации и защите информации", проект которого представлен в Государственную Думу. Этот закон формулирует правовую основу регулирования процессов формирования и использования информационных ресурсов, распространения и предоставления потребителям информации, защиты информации и прав граждан на информацию.

Особую роль в реализации стратегии и политики информатизации играют регионы. Именно в них создаются "опорные зоны" и "опорные объекты" информатизации, на которых отрабатываются для дальнейшего тиражирования основные решения по созданию и использованию информационных технологий, продуктов и услуг. Поэтому координация деятельности органов исполнительной власти, ответственных за информатизацию на региональном уровне, также является одной из приоритетных задач Комитета.

Большое внимание Роскоминформ намерен уделять и прогнозно-аналитическим исследованиям, выработке решений по корректировке государственной политики с учетом динамики социально-экономического развития страны.


Статья поступила в редакцию в ноябре 1994 г.

Комитет при Президенте РФ по политике информатизации


Г. Т. Артамонов - д-р техн. наук;
А. С. Голубков - д-р техн. наук;
Д. С. Черешкин - д-р техн. наук


© Информационное общество, 1994, вып. 4-5, с. 67-76.