Выступление на Всероссийской конференции "Будущее России - создание информационного общества XXI века"


Е.П. Велихов




Сегодня мы по-прежнему находимся на экспоненциальной кривой развития, по-прежнему действует закон Мура – каждые 18 месяцев примерно вдвое увеличивается производительность и почти в два раза падает цена. И не видно этому конца.

Практически во всех областях знания стремительно развивается научно-технический прогресс. Вслед за элементами из кремния, которые измеряются десятками долей микрона, начинают появляться еще более новые идеи и технологии, в том числе и российских ученых. В качестве примера можно вспомнить оригинальную идею отечественного физика – создание одноэлектронного транзистора.

Информационное общество ожидает новая революция. Вместо сегодняшних нескольких десятков гигабайт на жестком диске будут десятки терабайт, а терафлопные машины превратятся в лаптопы и рабочие станции. Когда это произойдет – вопрос времени. Это приведет к огромным сдвигам во многих направлениях, в том числе и к появлению колоссальных потребностей в программном обеспечении – ведь должны будут работать невероятные сейчас скорость и память. Подобная революция связана не только с интернетом, но и с тем, что цифровые технологии проникнут в каждый дом. Давно привычный фотоаппарат, несмотря на великолепные успехи классических технологий той же фирмы Кодак, сменится цифровым фотоаппаратом. Цифровое телевидение также начинает завоевывать рынок. Причина проста – цифра, в отличие от аналога, сохраняет информацию. Вспомним, что и генетический код – тоже цифра. Кроме того, резко увеличивается скорость передачи информации по каналам, начинается их конкуренция, хотя трудно сказать, кто выигрывает: спутниковые каналы, каналы беспроводной связи в области сантиметровых волн развиваются очень быстро. Также быстро развиваются оптоволокно, витая пара, кабель. Все это становится инструментом в руках общества.

Интернет существенно меняет и жизнь, и бизнес. Несмотря на взлеты и подъемы фирм, работающих с Сетью, на бирже она остается очень прибыльным и быстроразвивающимся сектором экономики. 35 % жителей Южной Кореи имеют постоянный доступ к интернету, 50% домашних компьютеров США оборудованы для выхода в сеть. Культура становится совсем другой, и это приводит к изменениям в промышленности, торговле, даже политике. Образно говоря, когда появился самолет, то граница переместилась географически: она появилась в аэропорту. Интернет же сделал так, что граница переместилась на письменный стол. К чему это может привести? К свободе обмена информацией и знаниями, к горизонтальным связям, к тому, что вся структура связи в обществе может стать другой, поскольку групповые интересы могут быстро и легко устанавливаться на глобальном уровне. К сожалению, этими новыми возможностями могут воспользоваться и криминальные группировки, и другие нарушители законов. Роль государства в этом феномене пока до конца не ясна. Поэтому Бундестаг, например, решил отказаться от услуг компании «Microsoft», полагая, что эта мера поможет сохранить «независимость» от США. Таким образом, государство как бы «приватизирует» национальные границы, теоретически оно даже может себе позволить иметь «агента» в каждом компьютере. Кроме этого, в сети появились крупные криминальные интересы. Все это приводит к тому, что роль общества в глобальных сетях должна быть серьезной, его взаимоотношения с государством, с демократическими институтами должны быть конструктивными.

Может ли Россия поднять жизненный уровень населения, используя информационную промышленность? Печальный опыт конца 70-х годов должен нас чему-то научить. Мы имели огромный потенциал в электронной и радиопромышленности, сотни тысяч рабочих мест, однако упустили момент. Сегодня мы не можем просто догонять Запад или Японию, так как догонять столь стремительно развивающиеся отрасли бессмысленно. Так же наивно рассчитывать, что можно с легкостью подняться с 100-го или даже 50-го места в мировом производстве на 3-е, которое много лет занимал СССР. Поэтому нам нужна другая парадигма.

Но где взять деньги, чтобы привлечь иностранные компании и как конкурировать с ними? Напомню, что один современный завод в электронной промышленности стоит сегодня 1-1,5 млрд. долларов США. Другой важный вопрос – промышленность программного обеспечения. Здесь есть так называемое оффшорное программирование, которым активно пользуется Индия. Нам всегда казалось, что в этой области у нас огромный потенциал, но что-то особых успехов пока незаметно. Правда, есть солидные национальные компании, работающие в этой сфере, но им постоянно необходима реальная помощь государства. И дело не столько в предоставлении определенных конкретных льгот, сколько в необходимости поддерживать с помощью государственной протекционистской политики конкурентоспособность российского программного продукта на внутренних и внешних рынках.

Не менее важна проблема образования. Хотя мы его хвалим, справедливости ради нужно признать, что computer science в нашем обучении поставлен не на достаточно высокий уровень. Поэтому если с помощью государства наша информационная промышленность начнет стремительно развиваться, совершенно понятно, что кадров, чтобы ее поддерживать, у нас нет.

Возьмем школы. Старая идея, что сначала профессора обучат преподавателей, затем преподаватели научат школьников и таким образом мы получим новое образованное поколение – не работает. Сегодня школьники подчас учат преподавателей, которым уже не хватает накопленного жизненного опыта и знаний. Мы должны относиться к молодому поколению как к партнеру, а не как к объекту образования. В мире уже существуют подобные образовательные системы, активно поддерживаемые бизнес-кругами. Российское предпринимательство, по сути дела, не вкладывает денег в школьное образование, а там, где оно это делает, начинается public relations.

В августе в Москве будут проходить международные соревнования европейских школьных компаний, которые продемонстрируют возможности самовыражения, самостоятельного обучения школьников. Среди приоритетов – изучение интернета, ориентирование в навигации в сети. Мы должны помогать созданию таких школьных компаний по изучению всемирной сети. Из школьной компании в Казани выросла профессиональная, ею занимается Николай Никифоров. Я всегда привожу пример из Аргентины: там парень, имея в кармане 200 долларов, из обычной школьной компании создал большую профессиональную фирму и недавно продал ее за 765 миллионов долларов. Это, конечно, уникальный пример, но он может стать поводом для серьезных размышлений. Мы должны вложить силы и деньги в образование – и школьное, и высшее, только тогда мы сможем выйти на рынок высоких технологий.

Уже появляются первые региональные инициативы в этой сфере. Дума Ярославской области приняла решение о снятии местных налогов на продукцию и услуги информационных компаний. Губернатор объявил наукоемкие технологии одним из основных направлений промышленного и экономического развития региона, включив их в число главных приоритетов, которые должны получить законодательную и финансовую поддержку исполнительной власти.

Создать в России информационное общество является очень сложной и трудоемкой задачей, но я верю, что вместе, сообща, мы добьемся успеха.

Данная статья подготовлена по материалам выстпления автора на Всероссийской конференции "Будущее России - создание информационного общества XXI века" (Москва, Кремлевский Дворец, 2001 г.)



Велихов Евгений Павлович - академик Российской академии наук.



© Информационное общество, 2001, вып. 2, с. 40-42.