Сеть культурного наследия "Музеи России" как основа культурного туризма
А.В. Лебедев, К.А. Наседкин
Российский институт культурологии Министерства культуры РФ и Российской академии наук,
Дарвиновский музей
Сеть культурного наследия “Музеи России” – глобальный проект. Его основные цели:
открывать российское культурное наследие мировому сообществу;
способствовать росту культурного туризма в России;
развивать технологии дистанционного образования;
сформировать коммуникационную среду для музейных специалистов различных регионов.
Этот доклад посвящен только одному из обозначенных направлений движения –
культурному туризму
. Авторы проекта полагают, что России необходима интеграция в общеевропейские и мировые культурные процессы, в т.ч. процессы развития культурного туризма как одного из наиболее перспективных направлений социального и экономического сотрудничества.
Существует много определений понятия “культурное наследие”. Одно из них гласит, что
культурное наследие
есть отображение взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений.
Сегодня, когда человечество вступает в эпоху информационного общества, резко возросли требования к характеру и полноте доступной индивидууму информации. Поясним свою мысль примером из области культурного туризма.
В годы советской власти Россия была страной
полуоткрытой
. Весь международный туризм в СССР был монополизирован двумя организациями – “Спутником”, работавшим со странами социалистического лагеря, и “Интуристом”, обслуживающим весь остальной мир. Зарубежные туристы, прибывавшие в Россию, двигались по узким тропам, проложенным между закрытыми городами и полузакрытыми районами. Эта система рухнула, и восстанавливать ее нет смысла. Нужно создавать нечто новое, соответствующее реалиям дня сегодняшнего.
Зададимся простым вопросом: как планируется туристический маршрут? Вне зависимости от того, делает ли эту работу тур-оператор крупнейшего агентства или просто частное лицо, решившее отправиться отдыхать на собственном автомобиле, этот человек (назовем его
сценаристом
маршрута) должен обладать информацией о культурном ландшафте. А как ее разыскать, если она публиковалась мало, неполно, с огромными купюрами? В настоящее время музеями и специалистами в области российской культуры накоплен достаточно большой объем сведений, которые необходимо систематизировать, опубликовать и заставить работать на конкретного человека и общество в целом.
Большой ошибкой было бы считать, что речь идет о создании очередного путеводителя (пусть в современной, электронной форме), содержащего исключительно информацию о памятниках истории и культуры. Наша цель не ограничивается удовлетворением научных и образовательных интересов любителей старины. Эта задача будет решена попутно, но не она стоит во главе угла. Речь идет о культурном туризме –
одной из наиболее доходных сфер мировой экономики
. Для него необходимы сведения не только об отдельных объектах, но и о культурном ландшафте в целом.
Существует распространенное заблуждение: “У нас в городе такой музей хороший, такие церкви старинные, такие места исторические... Почему же к нам туристы не едут?”. Ответ прост: для туризма значимы не отдельные культурные объекты, а культурный ландшафт.
Поясним эту мысль простым примером: автомобильное шоссе не является памятником истории и культуры, но оно – важная часть культурного ландшафта. Историк архитектуры, описывающий древний храм, не станет останавливаться на том, хороши ли к нему пути подъезда. А для организации туризма эти сведения совершенно необходимы. Особенно в России, где для туристического автобуса в плохую погоду далеко не всегда преодолимы даже дороги областного значения, не говоря уже о местных.
Так вот, для целей культурного туризма важно осознать сильные и слабые стороны, именно
культурного ландшафта
. Назовем только основные общепринятые параметры его оценки:
идентификация: группировка объектов и описание свойств;
картографирование местоположения и доступности;
оценка важности (национальная, региональная, местная);
целостность (хорошо сохранившийся, типичный, измененный);
оценка ограничений, связанных с требованиями сохранности окружающей среды и отдельных памятников истории и культуры;
оценка “несущей емкости” и возможностей туристической инфраструктуры;
подсчет инвестиций, необходимых для устойчивости и жизнеспособности;
учет интеграции национальной, региональной и местной деятельности.
Понятно, что для точного определения ряда названных параметров требуются специальные исследования, проводимые на месте. Парадокс состоит в том, что отправной точкой подобных исследований (а они не дешевы) должна стать гипотеза об их целесообразности. Другими словами, нужно заранее иметь немалый объем сведений и хотя бы ориентировочную оценку культурных ресурсов региона, чтобы позволить себе роскошь тратиться на дорогостоящие разработки. Возникает замкнутый круг: нет первичной информации – нечего предложить инвестору, нет инвестиций – нет инфраструктуры туризма, нет инфраструктуры – не едут туристы, нет туристов – огромные потери в виде неполученной прибыли.
Единственный способ прорвать этот порочный круг – централизованно создать первичный каталог культурного ландшафта России и предоставить его в общее бесплатное пользование. Технологии, используемые при создании такого каталога, могут быть различными. За основу, вокруг которой будет наращиваться информационное наполнение, можно принять:
существующую инфраструктуру;
памятники архитектуры;
музеи.
При этом понятно, что как ни важна инфраструктура, для культурного туризма она является средством, а не объектом интереса. Что же касается выбора между памятниками архитектуры и музеями, то последние явно предпочтительнее вот по какой причине. В отличие от памятников архитектуры, музеи способны самостоятельно поставлять значительную часть информации и о себе, и о прилегающем культурном ландшафте. Тем самым задача существенно упрощается, сводится во многом к грамотной формулировке запроса.
Основой, на которой будет развиваться проект, станет сервер “Музеи России” (
http://www
. museum.ru). На сегодняшний день сервер “Музеи России” – это база данных (краткая информация о 2000 музеях) и путеводитель (около 300 сайтов российских музеев, галерей и организаций), интерактивные карты, музейные новости и афиша, информация для специалистов и др. При всех своих достоинствах, признанных профессионалами, сервер еще далек от совершенства. В связи с этим в круг первоочередных задач проекта входит серьезная концептуальная переработка содержания сервера (серверу недостает интерактивных элементов; база данных музеев неполна; механизмы ее наполнения несовершенны; английская версия значительно уступает русской по полноте).
На первом этапе представляется целесообразным, взяв за основу БД “Музеи России”, развивать ее в направлении выявления:
фокусных точек внутри музея (отдельные объекты и группы объектов, наиболее привлекательные для туристов);
фокусных точек вне музея (знаменитые памятники архитектуры, истории и др., которые могут быть включены в маршрут);
инфраструктуры туризма.
Практическим результатом выполнения первого этапа проекта (продолжительностью в один год) станет создание открытой в мировое информационное пространство базы данных, предназначенной для:
туристов;
тур-операторов и сценаристов туристических маршрутов;
специалистов;
инвесторов;
администрации.
Оценочная стоимость этой работы составляет $ 40.000.
На втором этапе развития проекта можно будет осуществить:
разработку форматов и стандартов описания для полной каталогизации культурного ландшафта;
модельный проект на материале отдельного региона и его апробацию;
создание механизма тиражирования проекта и его апробацию;
формализацию технологии каталогизации культурного ландшафта.
Экономические и социальные выгоды, ожидаемые от предлагаемой работы, едины для России и Европейского Сообщества.
В более широком смысле можно сказать, что в числе ожидаемых результатов реализации проекта – внедрение новых информационных технологий в практику разработки и согласования национальных и региональных культурных политик, программ и проектов, что скажется на оптимизации финансовых и др. затрат как со стороны отдельных государств, так и со стороны международных организаций.
Проект будет содействовать развитию демократических начал и общих гуманитарных оснований для прямого культурного взаимодействия между региональными сообществами России и европейских государств. Это представляется важным для развития комфортной и продуктивной для всех членов Европейского Сообщества атмосферы сотрудничества и кооперации в целях устойчивого прогрессивного развития каждого Европейского государства и Европы в целом.
© Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 48 - 49.