Сеть культурного наследия "Музеи России" как основа культурного туризма

А.В. Лебедев, К.А. Наседкин
Российский институт культурологии Министерства культуры РФ и Российской академии наук,
Дарвиновский музей



Сеть культурного наследия “Музеи России” – глобальный проект. Его основные цели:

Этот доклад посвящен только одному из обозначенных направлений движения – культурному туризму. Авторы проекта полагают, что России необходима интеграция в общеевропейские и мировые культурные процессы, в т.ч. процессы развития культурного туризма как одного из наиболее перспективных направлений социального и экономического сотрудничества.

Существует много определений понятия “культурное наследие”. Одно из них гласит, что культурное наследие есть отображение взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений.

Сегодня, когда человечество вступает в эпоху информационного общества, резко возросли требования к характеру и полноте доступной индивидууму информации. Поясним свою мысль примером из области культурного туризма.

В годы советской власти Россия была страной полуоткрытой. Весь международный туризм в СССР был монополизирован двумя организациями – “Спутником”, работавшим со странами социалистического лагеря, и “Интуристом”, обслуживающим весь остальной мир. Зарубежные туристы, прибывавшие в Россию, двигались по узким тропам, проложенным между закрытыми городами и полузакрытыми районами. Эта система рухнула, и восстанавливать ее нет смысла. Нужно создавать нечто новое, соответствующее реалиям дня сегодняшнего.

Зададимся простым вопросом: как планируется туристический маршрут? Вне зависимости от того, делает ли эту работу тур-оператор крупнейшего агентства или просто частное лицо, решившее отправиться отдыхать на собственном автомобиле, этот человек (назовем его сценаристом маршрута) должен обладать информацией о культурном ландшафте. А как ее разыскать, если она публиковалась мало, неполно, с огромными купюрами? В настоящее время музеями и специалистами в области российской культуры накоплен достаточно большой объем сведений, которые необходимо систематизировать, опубликовать и заставить работать на конкретного человека и общество в целом.

Большой ошибкой было бы считать, что речь идет о создании очередного путеводителя (пусть в современной, электронной форме), содержащего исключительно информацию о памятниках истории и культуры. Наша цель не ограничивается удовлетворением научных и образовательных интересов любителей старины. Эта задача будет решена попутно, но не она стоит во главе угла. Речь идет о культурном туризме – одной из наиболее доходных сфер мировой экономики. Для него необходимы сведения не только об отдельных объектах, но и о культурном ландшафте в целом.

Существует распространенное заблуждение: “У нас в городе такой музей хороший, такие церкви старинные, такие места исторические... Почему же к нам туристы не едут?”. Ответ прост: для туризма значимы не отдельные культурные объекты, а культурный ландшафт.

Поясним эту мысль простым примером: автомобильное шоссе не является памятником истории и культуры, но оно – важная часть культурного ландшафта. Историк архитектуры, описывающий древний храм, не станет останавливаться на том, хороши ли к нему пути подъезда. А для организации туризма эти сведения совершенно необходимы. Особенно в России, где для туристического автобуса в плохую погоду далеко не всегда преодолимы даже дороги областного значения, не говоря уже о местных.

Так вот, для целей культурного туризма важно осознать сильные и слабые стороны, именно культурного ландшафта. Назовем только основные общепринятые параметры его оценки:

Понятно, что для точного определения ряда названных параметров требуются специальные исследования, проводимые на месте. Парадокс состоит в том, что отправной точкой подобных исследований (а они не дешевы) должна стать гипотеза об их целесообразности. Другими словами, нужно заранее иметь немалый объем сведений и хотя бы ориентировочную оценку культурных ресурсов региона, чтобы позволить себе роскошь тратиться на дорогостоящие разработки. Возникает замкнутый круг: нет первичной информации – нечего предложить инвестору, нет инвестиций – нет инфраструктуры туризма, нет инфраструктуры – не едут туристы, нет туристов – огромные потери в виде неполученной прибыли.

Единственный способ прорвать этот порочный круг – централизованно создать первичный каталог культурного ландшафта России и предоставить его в общее бесплатное пользование. Технологии, используемые при создании такого каталога, могут быть различными. За основу, вокруг которой будет наращиваться информационное наполнение, можно принять:

При этом понятно, что как ни важна инфраструктура, для культурного туризма она является средством, а не объектом интереса. Что же касается выбора между памятниками архитектуры и музеями, то последние явно предпочтительнее вот по какой причине. В отличие от памятников архитектуры, музеи способны самостоятельно поставлять значительную часть информации и о себе, и о прилегающем культурном ландшафте. Тем самым задача существенно упрощается, сводится во многом к грамотной формулировке запроса.

Основой, на которой будет развиваться проект, станет сервер “Музеи России” (http://www. museum.ru). На сегодняшний день сервер “Музеи России” – это база данных (краткая информация о 2000 музеях) и путеводитель (около 300 сайтов российских музеев, галерей и организаций), интерактивные карты, музейные новости и афиша, информация для специалистов и др. При всех своих достоинствах, признанных профессионалами, сервер еще далек от совершенства. В связи с этим в круг первоочередных задач проекта входит серьезная концептуальная переработка содержания сервера (серверу недостает интерактивных элементов; база данных музеев неполна; механизмы ее наполнения несовершенны; английская версия значительно уступает русской по полноте).

На первом этапе представляется целесообразным, взяв за основу БД “Музеи России”, развивать ее в направлении выявления:

фокусных точек внутри музея (отдельные объекты и группы объектов, наиболее привлекательные для туристов);

фокусных точек вне музея (знаменитые памятники архитектуры, истории и др., которые могут быть включены в маршрут);

инфраструктуры туризма.

Практическим результатом выполнения первого этапа проекта (продолжительностью в один год) станет создание открытой в мировое информационное пространство базы данных, предназначенной для:

Оценочная стоимость этой работы составляет $ 40.000.

На втором этапе развития проекта можно будет осуществить:

Экономические и социальные выгоды, ожидаемые от предлагаемой работы, едины для России и Европейского Сообщества.

В более широком смысле можно сказать, что в числе ожидаемых результатов реализации проекта – внедрение новых информационных технологий в практику разработки и согласования национальных и региональных культурных политик, программ и проектов, что скажется на оптимизации финансовых и др. затрат как со стороны отдельных государств, так и со стороны международных организаций.

Проект будет содействовать развитию демократических начал и общих гуманитарных оснований для прямого культурного взаимодействия между региональными сообществами России и европейских государств. Это представляется важным для развития комфортной и продуктивной для всех членов Европейского Сообщества атмосферы сотрудничества и кооперации в целях устойчивого прогрессивного развития каждого Европейского государства и Европы в целом.


© Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 48 - 49.