О некоторых вопросах обеспечения информационной безопасности

________________________________________

Хургин В.М.



Настало время, когда информационный компонент в стратегии обеспечения национальной безопасности государства вышел на первый план. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств [1]:

1. Разрушение и дезорганизация информационной инфраструктуры страны по силе воздействия на ее органы управления и экономический потенциал соизмеряется с последствиями применения оружия массового поражения.

2. С учетом первого вывода в условиях прекращения холодной войны и нормализации отношений в традиционной военной области центр тяжести противоборства развитых государств (а оно объективно существует и будет существовать) перемещается в информационную сферу.

3. Средства, применяемые для негативных воздействий на информационные и телекоммуникационные системы, стали доступны не только государственным спецслужбам, но и отдельным криминальным и террористическим группировкам, в результате чего проблема информационной безопасности стала международной и по значимости соизмеримой с глобальной экономической и экологической безопасностью.

Таким образом, переход от ранее распространенного понятия "защита информации" к новому, более широкому и современному понятию "информационная безопасность" означает не столько смену названия, сколько изменение понимания сущности, целей и объектов информационной безопасности. В этом случае подход к обеспечению безопасности строится на необходимости учета и согласования интересов трех основных субъектов, функционирующих в информационной сфере, - личности, общества, государства, а также расширения границ традиционного рассмотрения проблем защиты информации в системах передачи информации и телекоммуникациях. Как следствие изменения подхода - включение в состав объектов информационной безопасности таких, как информационные права граждан и системы формирования общественного сознания. На базе устойчивых приоритетов национальной безопасности, отвечающих долговременным задачам общественного развития, в [2] предложены следующие основные цели информационной безопасности:

1. Защита национальных интересов России в условиях глобализации информационных процессов, формирования мировых информационных сетей и стремления определенных сил к информационному доминированию.

2. Обеспечение органов государственной власти, предприятий и граждан достоверной, полной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений, а также предотвращение нарушений целостности и незаконного использования информационных ресурсов.

3. Реализация прав граждан, организаций и государства на получение, распространение и использование информации.

Правовая информация является разновидностью информации вообще, поэтому все признаки, характерные для понятия информации, присущи в равной степени и понятию правовой информации. В то же время правовая информация имеет специфические особенности ("незнание закона не освобождает от ответственности"), которые позволяют выделить ее в самостоятельное понятие [3].

Правовая информация должна быть достоверной, т. е., выступая в качестве разнообразных сведений о праве, она должна строго соответствовать действующему законодательству, правоприменительным документам правоохранительных органов и актам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

С требованием достоверности правовой информации органически связано и такое ее свойство, как полнота. В условиях разветвленной сети действующего законодательства накапливается колоссальный массив правовых документов. Одно и то же правоотношение может регулироваться множеством нормативно-правовых актов. Поэтому, чтобы вынести обоснованное решение, управленческому органу необходимо владеть всей полнотой правовой информации [4].

И, наконец, достоверная и полная правовая информация потеряет свое практическое значение, если не будет своевременно поступать в распоряжение пользователя [5]. Как известно, важнее информации может быть только информация, полученная вовремя.

Следовательно, такие требования, предъявляемые к правовой информации, как ее истинность, полнота и своевременность доставки, составляют комплексный организм, являющийся основой практически любой деятельности. Более того, можно утверждать, что правовая информация является одним из важнейших информационных ресурсов России.

Анализ особенностей обеспечения правовой информированности общества средствами массовой информации, проведенный в [5], позволил сделать вывод о том, что традиционные "бумажные" технологии опубликования правовых актов в условиях повышающихся информационных нагрузок не позволяют справиться с возникающими проблемами, поэтому создание информационно наполненных высокопроизводительных правовых систем становится безотлагательным. В связи с этим и в научном, и в практическом планах важно акцентировать внимание на решении задач сбора, обработки и предоставления нормативно-правовой информации в машиночитаемом виде с самым широким использованием средств вычислительной техники и телекоммуникации.

Вместе с тем на сегодняшний день самой трудной задачей в рассматриваемой области является сложность получения информации [6]. "Рынок, на котором практически продается и покупается правовая информация, формируется и развивается довольно стихийно и неорганизованно, поскольку никто из государственных структур, владеющих исходной правовой информацией, по действующему законодательству не обязан обеспечивать ею организации, занимающиеся распространением правовой информации. Как следствие этого появляется "черный рынок", на котором нормативные правовые акты (преимущественно ведомственные) продаются "из первых рук" чиновниками, близкими к источникам исходной правовой информации" [7]. Поэтому не случайно среди наиболее опасных угроз интересам России в информационной сфере заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации отмечает [8] имеющее место "противодействие со стороны органов государственной власти, местного самоуправления реализации гражданами своих конституционных прав и свобод в области информационной деятельности".

В результате информация, доступ к которой можно получить посредством существующих информационных систем, зачастую противоречива и весьма ограничена в смысле разновидности, количественных показателей и формы представления. Все это приводит к несогласованности по функциям и областям компетенции. Более того, можно говорить о существовании в этом плане определенной негативной тенденции, с каждым днем все набирающей силу. Необходима развернутая программа конкретных мер на федеральном уровне управления, практическая реализация которых в сочетании с усилиями региональных систем исполнительной власти позволит решить важнейшую государственную задачу информационно-правового обеспечения.

К таким мерам можно отнести:


Как правило, любые информационные ресурсы, в том числе и правовые, размещаются в соответствии со сложившейся структурой управления. Вместе с тем преобразование экономики к работе в рыночных условиях привело к широкому использованию расчетно-экономических принципов, принципов самоокупаемости. Появился и развивается частный сектор, который занимает значительные доли совокупного рынка. Возникает опасность неуправляемости потоками правовой информации в обществе и их потреблением. При этом маловероятно, что проблему можно решить введением все новых и новых регламентов, временных правил и т. п. Достижение целей правовой информатизации России возможно лишь при условии построения Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания, охватывающей органы государственной власти всех уровней [9]. Создание РАСИПО позволит решить важнейшую для правового государства задачу - информационно-правовое обеспечение субъектов Российской Федерации. В результате будет заложена фундаментальная основа правовой информатизации в масштабе страны, сформировано единое информационное пространство, в том числе в общемировом контексте.

Следует также отметить необходимость введения протекционистских мер в области информатизации. Речь, конечно же, не идет о монополизации государством деятельности на рынке правовой информации или существенном ограничении активности негосударственных структур путем, например, введения обязательного их лицензирования. В последнее время наблюдаются попытки внедрения в России сомнительных проектов, основной задачей которых является накопление информационно-правовых ресурсов и хранение их в зарубежных странах, преимущественно за океаном. Таким попыткам должен быть поставлен надежный заслон.

Выполнение требований к правовой информации как важнейшему информационному ресурсу -обязанность государства, из чего можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо ввести государственный учет всех правовых актов, выпускаемых уполномоченными на то органами. Вполне уместно внести такую норму в проект Федерального закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации". Вообще же с позиций права целесообразным представляется принятие в рамках федерального закона положения об обязательном ведении, поддержании в актуальном состоянии и предоставлении по утвержденным регламентам банков данных собственных актов всеми органами, наделенными правом такие акты принимать [10]. Вероятно, предпочтительнее осуществить это путем включения таких положений в один из готовящихся законопроектов - либо "О праве на информацию", либо "О правовой информации". Все предпосылки для этого есть [7, 11].

2. Необходимо утвердить и развивать принципы централизованного сбора, обработки и хранения правовой информации и децентрализованного обслуживания пользователей.

3. Координация деятельности государственных и коммерческих организаций в сфере правовой информатизации становится одним из важнейших вопросов.

4. Построение РАСИПО должно проводиться с максимальным использованием существующих компонентов и ускоренным созданием инфраструктуры современных информационных технологий.

5. Необходимы государственная поддержка государственной части правовой информатизации и протекционизм в той части, которая затрагивает общенациональные интересы.


Литература


1. Маркоменко В.И. Невидимая затяжная война // "Независимое военное обозрение". - М., 1997, № 30.

2. Курило А.П., Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. О проекте концепции информационной безопасности Российской Федерации //НТИ М.: ВИНИТИ. - Сер. 1.1995. №8. С. 22-24.

3. Хургин В.М. О требованиях к качеству правовой информации //KOДЕKCinfo 1996. № 36. С. 61 - 62.

4. Правовая информатика и кибернетика. Под ред. Н.С. Полевого //Ж: Юрид. лит., 1993.

5. Хургин В.М. Порядок опубликования нормативных правовых актов //Информационные ресурсы России. 1995. № 6. С. 20 - 21.

6. Хургин В.М. Перспективы взаимодействия НТЦ "Система" с органами государственной власти субъектов Российской Федерации //Вестник РОИВТ. М.: ВИМИ 1996, № 5. С. 46 - 49.

7. Тиновицкая И.Д. Правовая информация и общество //НТИ М.: Сер. 1.1996. № 7. С. 9 - 12.

8. Майоров Л С. Информация и безопасность //"Независимая газета", М., 1997, 25.09.

9. Концепция правовой информатизации России Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 //СА ПП1993. № 27. ст. 2521.

10. Киселев Б.В., Хургин В.М. О правовом обеспечении процессов правовой информатизации //НТИ М.: ВИНИТИ. Сер. 1.1997. № 4.

11. Киселев Б.В., Хургин В.М. Информационные проблемы в правовой сфере //Вестник РОИВТ. М.: ВИМИ 1994. №1-2. С. 38-41.


<hr><font size=-1>&copy Информационное общество, 1997, вып. 4-6, с. 52-54.</font>]