Электронный регион: организация работ по подготовке и реализации планов мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства (материалы методического семинара. состоявшегося в Москве 16 апреля 2010 г.)

_______________________

Лужков Юрий Михайлович



Мэр Москвы

Руководитель межведомственной рабочей группы по вопросам сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ

Дорогие коллеги!

Сегодняшний семинар посвящен организации работ по подготовке и реализации планов мероприятий, направленных на развитие информационного общества и формированию электронного правительства в российских регионах. Он проводится в рамках деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества по решению его президиума.

Мы все вместе будем и дальше решать те задачи, которые ставятся перед регионами в части формирования электронного правительства на уровне Российской Федерации. Но наша особая задача – сформировать условия для работы электронных правительств на уровне регионов.

В нашем семинаре участвуют члены президиума Совета, руководители и представители межведомственных рабочих групп и экспертно-консультативной группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества, заместители руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также руководители органов исполнительной власти, отвечающих за развитие и использование информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации.

Президент и Правительство РФ уделяют особое внимание вопросам внедрения ИКТ в сферу государственного управления и предоставления государственных услуг. На самом высоком уровне определены стратегические приоритеты информационного развития страны; приняты важные решения; разработан целый ряд документов, определяющих цели, задачи и программу действий по формированию в России электронного правительства и переводу государственных услуг в электронный вид.

Вместе с тем создание электронного правительства и организация работы по предоставлению государственных услуг в электронном виде должны осуществляться на всех уровнях власти. Актуальность семинара обусловлена тем, что для успешного решения поставленных задач в сфере информатизации требуются согласованные действия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Какие направления здесь являются самыми важными?

Первое. Необходима полная координация организационных решений и программных мероприятий, реализуемых на федеральном уровне и уровне субъекта федерации.

Второе. Важно обеспечить единую техническую политику в области создания электронного правительства и предоставления государственных услуг в электронном виде.

Третье. Необходимы выработка и использование широкого спектра механизмов, которые обеспечивали бы преодоление цифрового неравенства между регионами.

Межведомственной рабочей группой по вопросам сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития предлагается в кратчайшие сроки сфокусировать работу на следующих направлениях:

1. Разработка и внедрение архитектуры электронного правительства субъектов Российской Федерации.

Данная архитектура должна соответствовать общей архитектуре электронного правительства Российской Федерации. Фактически она должна лечь в основу комплексов мероприятий по созданию электронного правительства на уровне субъектов РФ и обеспечить возможность перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде.

2. Типизация решений.

Говоря об архитектуре электронного правительства субъектов Российской Федерации, мы должны четко следовать принципу типизации основных решений. Решения должны иметь общую сферу применения. Нужно использовать однотипные входные документы и формировать единые документы на выходе. Следует вводить систему общегосударственных типовых решений и обеспечивать доступ к базам данных министерств и ведомств субъектов РФ. Необходимо интегрироваться с решениями более высокого уровня. Все это – сложнейшие задачи.

Приведу пример. Необходимо, скажем, разработать типовое решение для обеспечения доступа граждан к услуге удаленной записи на прием к врачу в поликлинику. Это типичная задача в регионе, но для её решения нужно также решить целый ряд других задач. В первую очередь, автоматизировать рабочее место врача. Что это означает? – Сделать для врача доступной информацию о времени приема пациента и истории его болезни в электронном виде, обеспечить возможность выписать рецепт и сделать бронирование лекарств в аптеке при поликлинике по результатам обследования пациента, проверить наличие льгот и т.д. Немаловажно реализовать поддержку системы регламентов оказания медицинских услуг. Всем нам известно, что Министерством здравоохранения и социального развития РФ разрабатываются типовые регламенты оказания базовых медицинских услуг. Следовательно, нужно обеспечить связь между этими решениями и всей системой Минздравсоцразвития России.

На совещании в Минкомсвязи России 11 марта этого года был представлен проект общей архитектуры электронного правительства Российской Федерации, в том числе его региональный сегмент. Необходимо оперативно доработать и нормативно закрепить данный проект.

Разработка решений невозможна без проведения работ по типизации баз данных. Необходимо определить единые стандарты на создание и актуализацию баз данных и управление ими, разработать регламенты их ведения, определить ответственность за полноту и достоверность содержащихся в них сведений. И, что особенно важно, следует унифицировать типовые базы данных в рамках общероссийских решений.

Но это все, я бы сказал, просто элементы. Вся же работа по созданию электронного правительства – это революция во всей нашей государственной работе, в системе государственных услуг, в государственном планировании.

Вероятно, самым главным здесь можно считать принятие решений по полной типизации и унификации всего, что будет делаться в субъектах федерации. Это очень большая работа, но она абсолютно необходима, если мы хотим функционировать не только в пределах отдельного субъекта РФ, но также предоставлять информацию любого уровня в систему электронного правительства Российской Федерации.

3. Развитие нормативной правовой базы.

В настоящий момент субъектам Российской Федерации на своем уровне необходимо активизировать разработку нормативной правовой базы по вопросам оказания государственных услуг в электронном виде.

Подготовлены методические рекомендации по организации нормативного правового обеспечения перехода на представление органами исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, а также учреждениями субъектов федерации и муниципальными учреждениями государственных и муниципальных услуг такого рода. Нужно их срочно доработать, привести в соответствие решаемым задачам, утвердить и принять к руководству.

Следующий важный вопрос – это нормативно-методическое обеспечение процессов внедрения и использования типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации. Правительством России уже принят целый ряд нормативных документов, регламентирующих правила их разработки и распространения. Вместе с тем, я полагаю, этого недостаточно. Требуется на уровне субъектов федерации обеспечить выпуск нормативных актов, учитывающих некоторые особенности регионов, а также использование уже функционирующих решений для предоставления государственных услуг в электронном виде.

Необходимо, помимо этого, разработать планы мероприятий по созданию инфраструктуры электронного правительства. Данные планы должны обеспечить создание информационных систем и других элементов инфраструктуры, обеспечивающих решение соответствующих функциональных задач.

Важно обеспечить разработку системы регламентирующих документов, связанных с дальнейшим развитием электронного правительства в субъектах федерации. Вовсе не подразумевается, что такая система создается раз и навсегда – она должна постоянно развиваться, и это развитие должно осуществляться на унифицированной базе. Подразумевается и организационное обеспечение, и ПО, и обеспечение техническими средствами, и формирование / использованием баз данных, находящихся в разных местах. Унифицикация должна осуществляться и на уровне государства, и в субъектах федерации.

Регламентирующие документы должны содержать порядок формирования соответствующей системы управления процессами создания электронного правительства региона, порядок организации процессов финансирования мероприятий, предусмотренных комплексными планами. Регламентирующие документы должны содержать требования по разработке региональных целевых программ информационного развития и подходы к мониторингу результативности их реализации.

Задача по разработке инструкций, рекомендаций и необходимой нормативной базы достаточно сложная. Она может быть решена только при соответствующей административной и финансовой поддержке со стороны государства.

Со своей стороны мы готовы оказать содействие в решении вопросов перевода государственных услуг в электронный вид, основываясь на опыте реализации соответствующих мероприятий на территории города Москвы.

Целый ряд регионов уже воспользовался наработками Москвы в области нормативного правового, методического и организационного обеспечения. И можно сказать, что регионы успешно переносят на свою территорию московский опыт. Мы уже имеем примеры пока незавершенных работ по такому переносу (хочу особо подчеркнуть – бесплатному!). Соответствующая работа уже пошла. Здесь не должно быть иллюзий: это – дорогое удовольствие, так как требует больших финансовых затрат и человеческого потенциала, которого далеко не везде достаточно для решения таких задач. И я приглашаю «продвинутые» регионы, а у нас таковые есть, тоже принять принцип, о котором я уже неоднократно говорил.

Допустим, какой-то регион России хочет внедрять решение – уже освоенное и являющееся типовым, т.е. таким, которое могло бы органично войти в верхние уровни и при этом было бы достаточно богатым функционально для того, чтобы отвечать стандартным требованиям, предъявляемым сегодня к отдельным элементам системы электронного правительства на уровне региона. Такой регион мы приглашаем следовать нашему московскому принципу, который даст возможность дешевле и легче внедрять всё, что уже создано и работает.

Сегодня предлагается обсудить целый ряд важных вопросов, а именно: задачи субъектов федерации по реализации стратегии развития информационного общества; принципы и подходы к формированию плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъектах федерации; определение целевых показателей и порядка мониторинга хода реализации плана мероприятий.

Семинар позволит выработать основные подходы к дальнейшему развитию информационного общества в регионах России, согласовать наши действия по выполнению поставленных Президентом и Правительством РФ задач. Мы сможем обменяться накопленным в регионах опытом развития и использования информационно-коммуникационных технологий.

Мы неоднократно проводили встречи и семинары по различным аспектам формирования электронного правительства на уровне региона. Очень рад, что количество и потенциал участников растет. Среди них появились хозяйственники, которые начинают понимать желательность и обязательность этих работ.

Хочу пожелать всем продуктивной, полезной и творческой работы.


© Информационное общество, 2010, вып. 4, с. 6-8.