Санкт-Петербургская аудитория интернета: количественные оценки (Волна 2, осень 2000 года)

__________________________________________________________

И.В. Семак



Компания Gallup St. Petersburg провела в октябре 2000 года исследование, целью которого было описание санкт-петербургской аудитории интернета. Данное исследование является так называемой Второй Волной проведенного весной этого года изучения аудитории интернета северной столицы. При организации исследования, результаты которого представлены в данной статье, мы ставили перед собой те же задачи, что и раньше, при организации Первой Волны изучения интернет-аудитории: оценить численность пользователей, имеющих опыт работы в Сети, описать их социально-демографические характеристики и рассмотреть связи между социодемографическими параметрами и интенсивностью пользования интернетом.

Кроме этого, была еще одна цель - провести сравнительный анализ данных как этих двух исследований, так и результатов, полученных компанией IriS (International Researsh Institutes) при исследовании жителей России в январе-марте 1999 года.

Возможность подобного сопоставления была основана на том, что примененная в исследованиях санкт-петербургской аудитории интернета методика в целом повторила методики, используемые при панельных опросах международными исследовательскими компаниями, в частности, исследовательской группой IriS. Исследования компании Gallup SPb также проводились методом формализованного телефонного интервью с использованием сети CATI.

В Первой Волне (с 10 по 17 апреля 2000 года) был опрошен 1001 петербуржец в возрасте старше 15 лет, во Второй (с 15 по 21 октября 2000 года) - 1007 респондентов в возрасте 18 лет и старше. Репрезентативность выборки по полу и возрасту контролировалась квотами.

В исследовании IriS приняло участие 1004 жителя России старше 28 лет.

При анализе и сопоставлении результатов исследований следует учесть ряд ограничений. Одним из них является различие в географии исследований компаний Gallup и IriS. Однако представляется возможным сравнение результатов в силу единообразия используемых методик исследования. Важно отметить и тот факт, что при телефонных опросах (в случае исследований, проводимых Gallup) возможно занижение данных из-за того, что порой очень трудно дозвониться до респондента, активно использующего интернет (по телефонным линиям осуществляется связь с провайдерами). Кроме этого, при сравнении результатов Первой и Второй Волны необходимо учитывать разницу на три года в возрастных границах.

При анализе данных, представленных в статье, необходимо учитывать величину возможной погрешности: результаты измерения с вероятностью 99% лежат в интервале плюс-минус 3,2%.

В целом, за последние 6 месяцев произошли сдвиги в измеряемых количественных параметрах аудитории интернета в сторону увеличения. Количество персональных компьютеров в домохозяйствах за последние полгода увеличилось на 6% и составило 21% (в апреле этот показатель составлял 15%). Поданным IriS (IriS Internet Survey, январь-март 1999 года), на момент опроса компьютеры имело 15% населения России.

Объяснить увеличение числа компьютеров у жителей Санкт-Петербурга за последние полгода только за счет ПК, приобретенных за этот промежуток времени, невозможно. По данным осени 2000 года, в течение последних 6 месяцев компьютеры приобрели 2% горожан, а в целом парк домашних машин более чем на половину (56%) состоит из ПК, приобретенных два и более года назад. Лишь одна пятая их часть была приобретена в течение этого года (10% машин были куплены в течение последних 6 месяцев, еще 9% - от 6 до 12 месяцев назад). Можно предположить, что увеличение количества домашних компьютеров могло произойти за счет появления в домохозяйствах не принадлежащих домовладельцам компьютеров, например, принесенных ими с работы, но не взятых у знакомых или друзей, так как в этом случае произошло бы просто перераспределение ПК внутри всей совокупности домохозяйств, а не увеличение количества семей, имеющих компьютер.

В течение последних 12 месяцев интернет посещало 29,7% горожан. В апреле о том, что им приходилось когда-либо пользоваться интернетом, сообщило 15,7% респондентов. Всего по России в течение 1998 года интернетом пользовалось 11% взрослого населения.

За последний месяц интернет посещали 17,5% петербуржцев, в то время как при исследовании в апреле 2000 года только 8,7% указали на такую возможность. Поданным MS, месячная аудитория интернета по всей России составляла 5%.

В течение последней недели накануне опроса интернетом пользовалось 11,3% и 5,5% горожан (соответственно, Волна 2 и Волна 1).

Наиболее часто горожане выходят в интернет со своего рабочего места (17,4% - от всей совокупности работавших в Сети в течение последнего года, 38% - из работавших в течение последнего месяца). По данным осени 2000 года, из своей квартиры в сеть могут выходить 11% горожан (51% от всех, имеющих в личном пользовании ПК, имеют дома модем). Показатели по Волне 1 меньше показателей по Волне 2 почти в два раза - на возможность выхода из своей квартиры в Сеть во время исследования в апреле 2000 года указали 4,7% горожан (31,3% от всех, имеющих в личном пользовании ПК). По сравнению с результатами исследования IriS, 6% россиян в начале 1999 года указывало на возможность выхода в интернет с домашнего компьютера. Любопытен тот факт, что возможность выхода в Сеть с домашнего компьютера, которая определяется наличием модема, и реальное количество выходов в интернет из дома значительно отличаются друг от друга. В целом, из дома в интернет выходят 8,6% горожан за год и 5,5% - за последний месяц (соответственно, 28,8% и 18,4% из группы пользовавшихся компьютером за это время).

Как уже отмечалось в предыдущей статье, посвященной исследованию петербургской интернет-аудитории Волна 1,среди пользователей глобальной сети наблюдаются существенные различия в интенсивности использования ее ресурсов. Всех респондентов можно условно разделить на ряд групп, в зависимости от интенсивности их обращения к интернету:

регулярная недельная аудитория - те, кто пользуется интернетом не реже одного раза в неделю;

месячная аудитория - обращение к.сети не реже одного раза в месяц, но реже одного раза в неделю;

нерегулярная пассивная аудитория - обращение к интернету реже одного раза в месяц.

По сравнению с данными Волны 1, не наблюдается сколько-нибудь заметного изменения количественных параметров данных групп среди всей совокупности пользователей интернета. Так, по данным исследования осени 2000 года, доля регулярной недельной аудитории от общего числа работавших в интернете составила 38%, месячной аудитории - 21 % и нерегулярной пассивной аудитории - 34% (во время Первой волны эти показатели составили, соответственно, 40%, 23% и 30% для каждой выделенной группы).

Тем, кто пользовался интернетом еженедельно, был задан вопрос о том, сколько дней в неделю они бывали в нем. Выяснилось, что за последние полгода состав еженедельной аудитории по критерию «частота обращения» существенным образом не изменился.

Ответы распределились следующим образом (в скобках указаны данные Волны 1):

1-2 дня в неделю — 37% (35%)

3-4 дня в неделю — 26% (24%)

5-6 дней в неделю — 21% (18%)

7 дней, ежедневно — 11% (16%)

Как правило, интернет посещается в профессиональных целях (47% респондентов, пользующихся сетью, указало на это). Во вторую по значимости группу целей входят поиск информации о товарах с целью их покупки и получение новостей (20% и 19,4% соответственно). Для общения, проведения свободного времени, в образовательных целях к интернету обращается примерно одна пятая респондентов (16,7%, 15,4% и 16,4% соответственно). Для игр в сети и «скачивания» программ в интернет обращается равное количество респондентов - 6,7%.

Несмотря на то, что поиск информации о товаре является одной из важных целей обращения к сети, реально покупки с ее помощью совершают только 1,3% горожан (4,3% пользователей интернета). Перечислим номенклатуру приобретенных товаров (так как группа респондентов слишком мала для статистической оценки, просто назовем то, что было куплено жителями нашего го рода через сеть): компьютерное оборудование, программное обеспечение, книги, записи музыки (CD, кассеты), одежда, продукты, бакалея, автомобили. Кроме того, через интернет осуществлялось бронирование мест для частных и деловых поездок, его использовали для организации отдыха и развлечений.

На основе сравнения двух проведенных в течение 2000 года исследований можно говорить о том, что наблюдается заметный численный рост санкт-петербургской интернет-аудитории, при этом качественный состав аудитории не претерпел заметных изменений.

__________________________________________________________________

Семак Инна Васильевна - менеджер проекта компании Gallup St. Petersburg г. Санкт-Петербург



© Информационное общество, 2001, вып. 1, с. 32-34.