Оборонные отрасли промышленности - научная и техническая база информатизации
__________________________

Глухих В.К.


Дан краткий анализ положения дел в оборонных отраслях, сформулированы приоритетные направления их деятельности.

Оборонный комплекс России сегодня — это более 2 тыс. предприятий и организаций, на которых трудится около 4,5 млн. чел., это восемь отраслей: промышленность вооружений, авиация, боеприпасы и спецхимия, ракетно-космическая техника, судостроение, радиотехника, средства связи и электроника; это б % общего объема выпускаемой в стране промышленной продукции, 16 % — товаров народного потребления.

В числе предприятий и организаций оборонных отраслей — более 70 городов-заводов, представляющих собой научные и промышленные объекты с замкнутой социальной инфраструктурой.

Что характерно для оборонного комплекса сегодня? Прежде всего, резкое увеличение выпуска гражданской продукции. За последние два-три года он удвоился и достигает сейчас 80 % общего объема производства. С другой стороны, идет сокращение выпуска вооружений и военной техники: ее удельный вес снизился с 50 % в 1990 г. до 21 % в 1993 г. Кроме того, за 1992—1933 гг. объемы финансирования заказов на поставку вооружения сократились почти в 9 раз, а на военные НИОКР — более чем в 8 раз.

Недостаточные объемы финансирования, задержка с оплатой за выполненные работы, несовершенство ценоообразования на военную технику привели к резкому ухудшению социально-экономического положения во всех оборонных отраслях промышленности.


О государственном оборонном заказе

Государственный оборонный заказ на 1993 г. обеспечивал загрузку производственных мощностей по отдельным видам вооружения и военной техники лишь на 10—15 % и находился ниже минимально допустимого уровня их рентабельности. Если в будущем положение дел не изменится, это может привести к разрушению таких производств, невозможности поддержания и сохранения мобилизационных мощностей.

Изложенное прежде всего относится к выпуску самолетов, подводных лодок, надводных кораблей, бронетанковой техники, производству боеприпасов, изделий электронной техники. В 1993 г. по сравнению с 1991 г. производство авиационной военной техники сократилось в 3,8 раза, бронетанковой техники — более чем в 5 раз, боеприпасов — в 4,5 раза, изделий электронной техники — в 5,4 раза.

В плачевном состоянии находится электронная промышленность, хотя она и является базовой с точки зрения научно-технического прогресса для всех остальных отраслей. Объемы производства здесь снизились до 67 % к уровню 1991 г., в том числе по военной продукции — до 35,7 %,товарам народного потребления — до 81,6 %. Отрасль потеряла 36,6 % кадрового состава и 43,8 % научного потенциала.

По состоянию на конец 1993 г. Министерство обороны России не смогло оплатить изготовленнную в рамках государственного заказа продукцию на сумму 1,3 триллиона рублей. На оплату НИОКР по вооружению и военной технике выделено лишь 48 % средств, определенных бюджетным посланием правительства на 1993 г. в апрельских ценах.

Предусматриваемые ассигнования на закупку вооружения и военной техники на 1994 г. не позволят стабилизировать обстановку на предприятиях, выполняющих государственный оборонный заказ.

В тяжелейшем финансово-экономическом положении находятся НИИ и КБ оборонного комплекса из-за резкого снижения рентабельности, падения прибыли и уровня заработной платы по сравнению с другими отраслями промышленности, невозможности содержания объектов социальной сферы. В результате за два года научные организации комплекса потеряли около 300 тыс. специалистов, создалась реальная угроза развала научно-технического потенциала оборонного комплекса, потери уникальных высоких технологий в таких областях, как гироскопия (в том числе лазерная и оптоволоконная), мощная радиолокация, СВЧ-приборы, твердые смесевые топлива, оптико-электроника (в том числе фотоприемники), электронная элементная база со специальными требованиями, авионика. Таким образом, без поддержки государства и существенного увеличения уровня финансирования оборонных НИОКР научно-технический оборонный потенциал страны будет разрушен.

Однако проектом государственного оборонного заказа на 1994 г. предполагается финансирование оборонных НИОКР ниже уровня 1993 г. Такой подход сохраняет тенденцию к дальнейшему разрушению научно-технического потенциала оборонного комплекса и в ближайшие годы может превратить страну из экспортера оружия в импортера.

Требования военной доктрины России и проект программы развития вооружений и военной техники делают необходимым пересмотр уровня бюджетных затрат на поддержание на достаточном уровне научно-технического потенциала оборонной науки, производства и мобилизационных мощностей.

В сложившейся обстановке Госкомоборонпром разработал и осуществляет программу действий по стабилизации положения в своих отраслях, в которой выделены следующие приоритетные направления:

создание опережающего научного задела, разработка и производство технически совершенных, высокоэффективных систем и образцов вооружения и военной техники с тем, чтобы не допустить в этой области отставания от развитых стран мира;

интеграция военного и гражданского производства с ориентацией на широкое использование технологий двойного применения и сохранение высококвалифицированных кадров;

формирование на современных принципах мобилизационных мощностей и резервов, отвечающих оборонным потребностям;

восстановление и расширение кооперационных связей с оборонными комплексами стран — членов СНГ и совершенствование взаимодействия с регионами России.

В соответствии с принятой правительством государственной программой конверсии на 1993—1995 гг. начата реализация 14 целевых конверсионных программ. При этом работа, в том числе и крупные НИОКР, сосредоточена на таких приоритетных направлениях, как транспорт и связь, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и потребительский рынок, медицина и экология.

Достигнуты первые результаты в перепрофилировании оборонных производств под выпуск гражданской продукции.

Так, танковые заводы начали выпуск пропашных тракторов, экскаваторов, погрузчиков, нефтеналивных цистерн по новой технологии (ранее производились на Украине), артиллерийские заводы — оборудования для нефтяной промышленности, стрелковые — швейных машин нового класса, оптико-механические — ночных наблюдательных приборов гражданского назначения, новых моделей кино-и фотоаппаратуры, геодезических приборов.

Предприятия, производившие боеприпасы, выпускают ткацкие станки, плосковязальные автоматы по иностранным лицензиям, льночесальные агрегаты, машины для сельского хозяйства и пищевой промышленности, медтехнику, посуду с антипригарным покрытием, инструменты с характеристиками не ниже мировых и другие товары.

Предприятия авиационной промышленности, выпускавшие боевые самолеты и комплектацию к ним, переключились на выпуск гражданских самолетов.

В 1993 г. освоено серийное производство нового поколения пассажирских самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, "деловых" и спортивных самолетов типа МАИ-890, Л-13 ("Леший"), СП-91, Як-19Т иЯк-112.

Впервые в истории отечественного вертолетостроения сертифицирован транспортный вертолет КА-32А, к которому проявлен большой интерес на рынках авиационной техники Северной Америки.

В промышленности средств связи в 1993 г. создана первая отечественная профессиональная телевизионная камера цветного изображения, создаются уникальные комплексы для спутниковой, космической, тропосферной и других видов связи.

Новые виды этой продукции оборонный комплекс демонстрировал на ярмарках в Нижнем Новгороде, Владимире, Иркутске, Туле. Наращиваются и объемы производства. Созданы десятки тысяч новых рабочих мест.

Эффект мог бы быть более весомым, если бы кредиты на конверсию выдавались в нужном объеме и своевременно.

Определенные успехи достигнуты и в области создания и производства оборонной продукции.

За прошедшие полтора года организованы и проведены выставки вооружения и военной техники в Объединенных Арабских Эмиратах, Китае, Турции, Англии, Франции, Малайзии, Сингапуре и Чили.

В дальнейшем промышленная политика здесь будет акцентироваться прежде всего на разработках "двойного" (многоотраслевого) применения, а также на тех НИОКР, которые являются "прорывными" на фоне мирового научно-технического развития или "критическими" с точки зрения обеспечения обороноспособности и экономической безопасности страны.

Без преувеличения можно утверждать следующее: то, что производится в оборонном комплексе страны как для укрепления ее обороноспособности, так и для нужд народного хозяйства не может быть сделано в других отраслях.

Одним из главных направлений экономической реформы являются институциональные преобразования, включающие преобразование собственности, приватизацию, реформу государственных предприятий и организаций, поддержку предпринимательства и развитие рыночной инфраструктуры, демонополизацию экономики и формирование конкурентной сферы, развитие финансового рынка, совершенствование законодательства.

В 1992—1993 гг. Госкомоборонпромом последовательно реализовывалась государственная программа приватизации.

К концу 1993 г. акционировалось более 500 государственных предприятий, а в 1994 г. предполагается преобразовать еще около 1000. В итоге это составит более 60 % общего числа предприятий оборонных отраслей.

В процессе акционирования была выработана новая форма взаимодействия Госкомитета с акционерными обществами и компаниями в интересах разработки и производства вооружений и военной техники, конверсии в виде равноправного Соглашения между Госкомитетом, акционерными обществами (компаниями) и другими объединениями независимо от их организационно-правовых форм.

И еще один принципиальный момент. Хотя на территории России осталось 80 % мощностей по выпуску вооружений и военной техники, без кооперационных поставок из стран СНГ предприятия Госкомитета не могут выпускать ряд важнейших образцов вооружений. При этом номенклатура комплектующих превышает 7000 позиций.

Представляется более предпочтительным не тратить триллионы рублей на масштабный перевод производства этой продукции в Россию, а восстановить необходимые связи с предприятиями СНГ. Данной проблеме уделяется самое пристальное внимание и осуществляются практические действия.

Так, например, в течение 1993 г. Госкомитетом подписаны 16 соглашений и решений о сотрудничестве с соответствующими органами этих государств, подготовлено 12 межправительственных соглашений. Готовятся к подписанию межправительственные соглашения по кооперации и специализации оборонных предприятий и перечни взаимных поставок комплектующей продукции.

Предприятия "оборонки", обладающие уникальным кадровым и производственным потенциалом, являющимся, по сути, национальным богатством страны, активно ищут свое место в рыночной экономике. Сейчас, когда в политическом развитии страны осуществлен поворот к стабильности, когда есть, наконец, основания ожидать стабилизации и в экономике, первоочередной задачей должна стать поддержка предприятий оборонного комплекса, создание для них условий и предпосылок самостоятельного развития.

Госкомитет настойчиво добивается расширения возможностей предприятий и организаций в отношении развития экспорта продукции и услуг, как одного из условий обеспечения конкурентоспособности и получения дополнительных средств на структурную перестройку промышленных предприятий и науки.

С учетом положений военной доктрины страны предстоит разработать и утвердить на федеральном уровне концепцию развития Вооруженных Сил и программу их оснащения на перспективу — Программу вооружений, сбалансированную по возможностям экономики страны и обеспечивающую ее обороноспособность и безопасность. Необходимо иметь ясность с оборонным заказом, его финансированием хотя бы на 2—3 года вперед, нужен стабильный оборонный бюджет, а также адекватная росту затрат индексация ассигнований на нужды обороны.

При этом важно, чтобы при решении бюджетных вопросов на федеральном уровне интересы оборонного комплекса были представлены не только в правительстве, но и в парламенте.

Необходимо отстаивать интересы "оборонки" и в законодательной сфере. Нужны законодательная база в области военно-экономического планирования, законодательное закрепление статуса оборонного заказа, статуса и прав предприятий, участвующих в выполнении государственного заказа на нужды обороны. Размещение оборонного заказа должно быть договорным (кроме случаев, предусмотренных антимонопольным законодательством), что исключает навязывание предприятию невыгодного заказа.

Контракт на выполнение оборонного заказа должен быть, безусловно, выгоден предприятию как за счет установления договорной цены, так и за счет предоставления определенных налоговых, экспортно-импортных и других льгот, что также должно быть закреплено законодательно. Что касается статуса предприятий, участвующих в выполнении оборонного заказа, то здесь недопустима любая дискриминация по формам собственности.

В этом плане нуждается в глубокой переработке принятый, но практически не действующий закон "О конверсии", который должен предусматривать реальные компенсационные гарантии при прекращении или снятии оборонного заказа, в том числе компенсацию затрат на переоснащение производства, создание рабочих мест в гражданской сфере, переобучение кадров, социальную помощь высвобождаемым работникам, поддержку регионов, страдающих от конверсии.

Необходима принятая на федеральном уровне государственная программа поддержки структурной переориентации "оборонки", включая прямое финансирование создания новых рабочих мест, помощь регионам, адресное дотирование конкретных конверсионных программ, налоговые льготы конверсируемым предприятиям, социальную помощь.

Предприятия оборонного комплекса пережили труднейшие два года обвальной конверсии на фоне экономического кризиса и политической нестабильности. Однако даже сейчас у них есть все возможности не только выжить, но и развиваться в условиях рынка. Помочь этому — важнейшая задача, которая стоит перед органами управления любого уровня, перед всей Россией в целом.


© Информационное общество, 1994, вып. 1-2, с. 3-7.