Интернет и его люди: о подготовке пользователей и администраторов информации современнных компьютерных сетей

________________________________________

А. Д. Гвишиани, А. В. Елютин, М. Н. Жижин, А. Н. Микоян; Р. Р. Назиров, М. И. Синюков

Никакие другие технологии не развиваются сегодня столь взрывоподобно, как технологии телекоммуникации и межкомпыотерной связи. Информационные услуги, предоставляемые через межкомпыотерные сети, перестают, быть экзотикой и образцом высоких, но недоступных западных технологий. Напротив, ИНТЕРНЕТ и объединяемые этой самой большой в мире информационной инфраструктурой компьютерные сети входят в жизнь научных, образовательных и деловых кругов стран бывшего Советского Союза значительно быстрее, чем кто-либо мог себе представить еще несколько лет назад. Этот процесс, хотя и замедлен историческими, политическими и финансовыми причинами, приобретает лавинообразный характер и не может быть игнорирован при планировании дальнейшей информационной и технологической политики.
Развитие и распространение новых информационных технологий, опирающихся на ИНТЕРНЕТ, происходит в России и других странах бывшего СССР Далеко не так, как это происходило и происходит на западе, чего, впрочем, следовало ожидать. Неожиданным является другое — некоторые из тех факторов, которые в прошлом тормозили развитие сетевых технологий в СССР, сейчас способствуют ускоренному развитию этих же технологий на новом этапе их эволюции.
Именно эволюционный процесс происходил в США, где находятся истоки сетевых технологий нового поколения. В ходе этого процесса изначально специализированная сеть военного назначения DARPANet (Defense Advanced Research Projects Agency Network) сперва отбросила первую букву в сокращенном названии, указывавшую на основное назначение, и превратилась в ARPANet, а вместе с ней — и оборонную специализацию. Вслед за этим естественным образом стали происходить расширение круга пользователей и интеграция все новых компьютерных сетей, пока не возник тот мега-сетевой конгломерат, который теперь называется ИНТЕРНЕТ.
В это же время в СССР постепенно, в меньших масштабах и меньшими темпами, создавались региональные и межрегиональные (зачастую охватывавшие довольно значительное пространство) сети специализированного или ведомственного назначения. Свои сети строили Газпром и Гидрометцентр, не говоря уже о множестве учреждений, тем или иным образом связанных с обороной и безопасностью (в традиционном для того периода понимании). Лишь с распадом СССР и началом экономических реформ и деформаций стало очевидно существование в странах, унаследовавших технологические ресурсы СССР, довольно разветвленной технической сетевой инфраструктуры. Одновременно стало очевидно и несоответствие реальных информационных мощностей имеющихся сетей их потенциальным возможностям, вытекающим из характеристик физических каналов связи.

Строившиеся на разнородной технической основе, использовавшие различные протоколы и ориентированные на узкую специализацию в режиме использования, эти сети были бы обречены на постепенное увядание и, в конечном счете, прекратили бы свое существование, поскольку не существовало путей их интеграции как в смысле информационных ресурсов, так и в смысле круга пользователей.

Как ни парадоксально, именно относительная разрозненность и разнородность этих сетей оказались тем фактором, который стал способствовать их стремительной модернизации в последние два года. Устаревшие сетевые технологии, наложенные при создании этих сетей на довольно развитые физические коммуникационные структуры, оказались не только неэффективным инструментом, но и неэффективным тормозом в модернизации и расширении сетей, в результате чего переход на стандарт TCP/IP и выход в глобальные сети происходит значительно быстрее, чем если бы это было сопряжено с необходимостью "демонтажа" работоспособных структур. Более того, именно это явилось решающим фактором в начавшемся процессе объединения сетей и их информационных ресурсов внутри бывшего СССР.

Таким образом, развитие и распространение современных сетевых технологий на территории бывшего СССР реализуются скорее в "революционном" варианте, а как следствие, едва ли не впервые за послевоенные десятилетия не сопровождается уже привычным 10—15-летним отставанием от западных технологий. Напротив, по признанию западных специалистов, ИНТЕРНЕТ в настоящее время наиболее стремительно распространяется именно на восток.

Важнейшим этапом на пути решительной модернизации сетевых технологий в России и странах бывшего СССР стало создание постоянно развивающейся сетевой структуры, включающей московскую опорную сеть, общероссийскую университетскую сеть RUNNET, каналы связи, которые связывают российские научные сети с сетями в Европе и США (среди них — наземный канал емкостью 256 Кбайт, соединяющий МГУ им. М. В. Ломоносова и европейскую сеть EBONE, и спутниковый канал емкостью 512 Кбайт, соединяющий Институт космических исследований РАН и NASA).

Поддержку в развитии сетей межкомпьютерпой связи оказывают различные международные и российские организации, среди которых ЮНЕСКО1, ЮНИДСИ, Международный научный фонд (Фонд Сороса), NASA3, Госкомвуз4, Министерство по науке РФ, Российский фонд фундаментальных исследований. Кроме того, интенсивно развиваются различные коммерческие сети (RELCOM, SPRINT-Russia, SOVAM Teleport, GlasNet, сети X.25), которые становятся доступными во всех основных городах России и СНГ.
Появление подобных структур позволяет с уверенностью сказать, что если только не произойдут резкие политические изменения, ИНТЕРНЕТ и другие компьютерные сети в их приложениях для науки, образования и коммерции в России и в других странах бывшего СССР вскоре достигнут по распространению и доступности для пользователей уровня, характерного для европейских стран. Этого нельзя, к сожалению, сказать о прогрессе в подготовке пользователей и администраторов сетей. Опыт показывает, что развитие сетевой инфраструктуры, как правило, значительно опережает как уровень обучения пользователей (потребителей информации), так и тех, кто должен осуществлять информационное наполнение сетей. Наличие быстрых каналов связи не влечет за собой автоматически появление новых информационных услуг, поскольку стало ясно, что развитая компьютерная сеть — это не объединение компьютеров, а объединение людей, обладающих информацией и вооруженных соединенными компьютерами.
Еще в 1994 г. на это однозначно указывалось в опубликованном ЮНЕСКО документе "Межкомпьютерная связь в России для науки и образования: Обзор состояния и рекомендации по дальнейшему развитию", ставшем результатом исследования, выполненного группой российских и зарубежных специалистов по заказу ЮНЕСКО. Рассматривая сценарий дальнейшего развития сетевых технологий в России, авторы исследования высказали предположение, что технические возможности российских сетей довольно скоро выйдут на своего рода "уровень насыщения" в смысле приближения вплотную к возможностям сетей зарубежных, в то время как недостаточные объем и уровень их информационно-, го наполнения и недостаток в квалифицированных пользователях сделает участие российских специалистов в процессе мирового информационного обмена неравноправным, поставит их вновь в зависимое положение и, в конечном счете, вновь приведет к торможению дальнейшего развития сетевых технологий в пространстве бывшего СССР. Многое изменилось за два года, прошедшие с момента публикации исследования, однако этому предсказанию суждено было сбыться почти буквально, и теперь стало ясно, что критическим звеном в дальнейшем распространении новых информационных технологий является подготовка пользователей, администраторов сетей и администраторов информации. Это стало особенно важным сейчас, когда потенциал ИНТЕРНЕТ во всех видах информационного взаимодействия был оценен представителями деловых кругов, и ИНТЕРНЕТ стал быстро становиться не только технологической основой глобального научного форума, но и мощнейшей платформой коммерческих операций.
Исторически первыми пользователями, а во многом и создателями неких информационных технологий, стали представители научного сообщества. Поэтому естественно, что сейчас, когда обмен. информацией по компьютерным сетям входит в практику и деловых кругов, именно специалисты из научных центров могут наиболее эффективно проводить обучение и профессиональную подготовку новых пользователей сетевых ресурсов и администраторов информации. Такую инициативу взял на себя Центр изучения компьютерных геофизических данных Российской академии наук (ЦИГЕД), который, используя собственные компьютерные ресурсы и опыт своих специалистов, провел в мае 1995 г. пробный учебный курс по работе в сети ИНТЕРНЕТ, на котором прошли обучение как исследователи из научных учреждений, так и представители малых и средних коммерческих предприятий из России и стран бывшего СССР. В проведении обучения на курсе принимали участие специалисты из Института космических исследований РАН и Московского государственного университета, свои усилия в поддержке курса объединили ЮНЕСКО, ЮНИДО и ЭДНЕС5. Общая координация осуществлялась Постоянным комитетом по сетевым стратегиям.
На основе опыта, полученного при проведении пробного курса, была организована и начата серия регулярных учебных курсов для представителей научных и образовательных кругов и представителей малых и средних предприятий.

Курсы

Организаторы серии курсов ставили перед собой несколько задач: обучение обычных пользователей с тем, чтобы они могли эффективно использовать доступные им возможности компьютерных сетей; обучение продвинутых пользователей с тем, чтобы они могли осуществлять обучение и поддержку пользователей в своих организациях и, наконец, обучение тех, кто должен заниматься администрированием информационных узлов. В соответствии с поставленными задачами была организована программа обучения слушателей. Если на первом, пробном курсе акцент делался на обучение конечных пользователей, то на курсах, которые состоялись в мае 1996 г., повышенное внимание уделялось вопросам управления информацией, организации своих информационных сетевых узлов, вопросам коммерции и образования в ИНТЕРНЕТ, электронным публикациям.
Учитывая различную специфику слушателей из делового и научного сообщества, было решено провести два курса один за другим. И хотя оба этих курса были организованы по одному и тому же принципу, содержание занятий существенно различалось. Слушателями первого курса являлись представители малого и среднего бизнеса из всех стран бывшего СССР, рекомендованные ЮНИДО, а также несколько представителей деловых кругов России. Слушателями второго курса были представители научных и образовательных кругов России и Украины. Среди слушателей были медики, филологи, математики, геофизики, экологи и журналисты. Обучение слушателей на обоих курсах состояло из двух частей — теоретические лекции и практические занятия.
Лекции проводили преподаватели из ЦИГЕД, ИКИ и МГУ им. М. В. Ломоносова, а также специалисты из ведущих центров сетевых технологий Франции и Великобритании, специально приглашенные в качестве лекторов. Темы лекций включали в себя обзор основных типов сетевых услуг (электронная почта, списки рассылки, USENET6, TELNET7, GOPHER8, FTP9, WWW10 и т. д.), обзор методов поиска и индексирования сетевой информации, обзор состояния компьютерных сетей и методов обработки и передачи данных в России и за рубежом, использование сетей для торговли и рекламы, использование сетей для распространения научной информации и образования.

Особый раздел лекций был посвящен вопросам безопасности, защиты информации и прав интеллектуальной собственности в компьютерных сетях. Эти вопросы становятся все более болезненными в связи с совершенствованием сетевых программных средств даже на западе, где, казалось бы, существуют аффективные легальные механизмы защиты от злоупотреблений по компьютерным сетям. В России же, равно как и в других бывших союзных республиках, законы о защите прав интеллектуальной собственности в области компьютерной информации существуют только на бумаге, а для правонарушений, связанных с информационным обменом по сетям, нет даже сложившейся терминологии, не говоря уже о правовых нормах. В этих условиях, если не позаботиться заранее о соответствующей подготовке пользователей, об их информированности о возможных последствиях пренебрежения сетевой безопасностью и методах ее обеспечения, существует риск, что через год-два сетевое информационное пространство в наших странах станет аморфным и неуправляемым, а пользователи информационных ресурсов и услуг, в том числе вполне добросовестные, окажутся в изоляции, подобной той, что устанавливается сейчас в России американскими производителями аудио-визуальной продукции.
Практические занятия проводила группа преподавателей из ЦИГЕД и ИКИ. Эти занятия позволили слушателям опробовать все те типы сетевых услуг, о которых было рассказано в ходе лекций. Кроме того, эти занятия позволили слушателям наладить рабочие контакты не только с другими слушателями, но и с преподавателями. Помимо этого, во время практических занятий слушатели могли в более неформальной обстановке, чем во время лекций, получить ответы на те вопросы, которые у них возникали. Геофизический центр, где проводились практические занятия, обладает широкополосным подсоединением к сети ИНТЕРНЕТ и это позволило слушателям одновременно с десяти персональных компьютеров выходить в ИНТЕРНЕТ и обращаться к любым сетевым услугам, не создавая взаимных помех. Практические занятия были посвящены четырем темам: операционные среды сетевых приложений, включая введение в UNIX, — основную операционную систему ИНТЕРНЕТ; электронная почта, TELNET, FTP, GOPHER; WWW и подготовка документов на языке HTML11; информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ. После окончания занятий у слушателей была возможность самим "походить" по сети и воспользоваться теми сетевыми ресурсами, которые им были интересны.

Результаты курсов и их оценка

Очевидно, что результаты проведенных курсов могут быть оценены лишь по прошествии некоторого времени, так как истинным и неоспоримым результатом может служить лишь интенсивное, квалифицированное и, главное, продуктивное применение слушателями знаний и навыков, полученных на курсе, в своей повседневной работе. Но уже сейчас можно сказать, что эти курсы привели к тому, что еще почти $0 человек получили представление об ИНТЕРНЕТе, его возможностях и технике использования. Достичь этой цели преподавателям было непросто: им пришлось столкнуться с большой разницей в исходном уровне подготовки слушателей, учитывать разное происхождение задач, которые слушатели планировали решать, опираясь на новые знания, весьма широкий круг профессиональных интересов. Для предварительной оценки курсов была применена многоступенчатая система опроса слушателей. Помимо ответа на вопросы подробной анкеты, которая должна была помочь устроителям курсов объективно оценить состояние дел в учреждениях слушателей, они участвовали в заседаниях за круглым столом, которые были проведены перед началом занятий.
На этих встречах у организаторов появилась возможность ознакомиться с уровнем знаний у слушателей и составить представление о первоочередных вопросах и проблемах, стоявших перед слушателями, с учетом их профессиональной ориентации. На основе полученной информации вносились рабочие коррективы в процесс практических занятий, с тем, чтобы приблизить процесс обучения к индивидуальному, с учетом как уровня подготовки, так и профессиональных интересов слушателя. В заключение каждого из курсов были проведены собрания, на которых слушатели имели возможность высказать замечания и рекомендации, касающиеся содержания и организации курсов, что будет учтено организаторами при разработке программ последующих курсов серии.

Дальнейшие планы

Уже сейчас понятно, что инициатива ЦИГЕД и других сотрудничающих организаций по обучению пользователей и администраторов информации в ИНТЕРНЕТ и других компьютерных сетях должна быть продолжена. В связи с этим планируется организация еще одного курса для работников малого и среднего бизреса при поддержке UNIDO в сентябре 1996 г. Эти курсы будут вновь ориентированы на администрирование информации в ИНТЕРНЕТ, на предоставление информации через ИНТЕРНЕТ и методы практического делового взаимодействия в коммерческой сфере с использованием сетевых технологий. На них планируется участие слушателей из всех стран бывшего СССР.
Кроме того, на рассмотрении Генеральной дирекции XIII Европейской комиссии находится проект поддержки распространения прикладных сетевых технологий в странах СНГ STACCIS (Support for Telematic Applications for CIS Countries). Этот проект, помимо организации демонстраций европейских технологий в области телематики, предусматривает организацию серии из восьми курсов для конечных пользователей, будущих преподавателей и администраторов информации в течение следующих двух лет.

Статья поступила в редакцию в июне 1996 г.

Центр изучения компьютерных геофизических данных ЦИГЕД;

ОИФЗ им. О. Ю. Шмидта Российской Академии наук;

Институт космических исследований Российской Академии наук;

ЗАО 'ОРБиТЕЛ'

СНОСКИ

1 Организация по науке, культуре и образованию ООН.
2 Организация ООН по промышленному развитию.
3 Национальное агенсгво по аэронавтике и космосу США.
4 Государственный комитет по высшей школе РФ.
5 Международная некоммерческая ассоциация "Мировая сеть обучения и научного обмена".
6 Сетевые новости; алекгронные доски объявлений.
7 Протокол терминального доступа.
8 Древовидная структура меню и документов.
9 File Transfer Protocol: протокол передачи файлов.
10 World-Wide Web: Гипертекстовая мультимедийная, распределенная информационная система.
11 Hyper-Text Markup Language: Язык разметки гипертекста.
_________________________________

А. Д. Гвишиани, д-р физ.-мат. наук;
А. В. Елютин, канд. физ.-мат. наук;
М. Н. Жижин, канд. физ.-мат. наук;
А. Н. Микоян
Р. Р. Назиров, д-р техн. наук;
М. И. Синюков, канд. техн. наук