О стратегии и путях перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом

___________________________________



Рассматриваются стратегия и тактика развития региональной информатизации в соответствии с потребностями как высшей школы, так и общества в целом, так как анализ основных направлений и тенденций развития передовых стран мира показывает, что информатизация всех сфер жизни человека становится государственной задачей.

Высшее образование занимает особое место в развитии общества, именно оно определяет его будущее, формирует интеллектуальный потенциал, как отдельной личности, так и государства в целом. Анализ основных направлений и тенденций развития передовых стран мира показывает, что информатизация всех сфер жизни человека становится государственной стратегической задачей. В России проблемам информатизации традиционно большое внимание уделяется в Государственном комитете по высшему образованию. В последнее время в политике Госкомвуза России по вопросам информатизации наметилось принципиальное направление, связанное с переходом от информатизации собственно образования к всесторонней информатизации регионов России. Этот серьезный шаг высшей школы связан с глубоким осознанием ее ведущей роли в формировании будущего устройства страны.

Для решения этой стратегической задачи, в целях обеспечения единой политики и координации работ по целевым межведомственным и межвузовским науч но-техническим программам, проведения эффективной работы в регионах страны, направленных на информатизацию как образования, так и общества в целом, в соответствии с приказом Госкомвуза России от 20.10.94 № 1029 создан Центр информатизации высшей школы. Для обеспечения его работы на соответствующем уровне научно-техническому совету Центра информатизации высшей школы переданы обязанности научно-экспертного совета по информатизации вышей школы. Для отражения основных тенденций процесса информатизации структура научно-экспертного совета сформирована из следующих отделений:


Деятельность названных отделений в сфере высшего образования, на наш взгляд, можно отнести к одному из следующих направлений:

1. Технологическое направление (телекоммуникации, перспективные информационные технологии в высшей школе, применение новых информационных технологий в учебном процессе, информационные технологии дистанционного обучения).

2. Программно-аппаратное направление (мультимедиа в образовании, электронные обучающие средства, системы автоматизированного проектирования и автоматизация научных исследований, базы данных учебного и научного содержания, платформы вычислительной техники).

3. Организационно-методическое направление (программы и фонды, муниципальные информационные системы, методологические проблемы компьютерной поддержки учебного процесса, информационная поддержка программы малого бизнеса).

Отделение же "Региональная информатика" находится на перекрестке названных направлений, поскольку его деятельность связана прежде всего с геополитической проблемой формирования единого информационного пространства, как совокупности информационных технологий, их ведения и использования, телекоммуникационных и информационных систем и сетей, баз и банков данных и программ, компьютерного парка, новейших средств, методов и организаций обучения, направленной на удовлетворение информационных и образовательных потребностей, как организаций, так и отдельных граждан. Основные аспекты решения данной проблемы следующие:


Научно-экспертный совет, учитывая особую значимость деятельности отделения "Региональная информатика", признал считать это направление работ приоритетным. Перенесение центра тяжести информационной политики Госкомвуза в сторону регионов явилось логическим развитием Концепции информатизации высшего образования. Концепции системной интеграции информационных технологий в высшей школе и Концепции развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации. Практическими шагами в данном направлении стали подготовка и издание в 1995 году серии приказов Госкомвуза России об организации центров информатизации высшей школы и об основных направлениях их деятельности.

Основная задача центров информатизации высшей школы заключается в разработке и реализации стратегии и путей перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом. Функции головной организации по этому ответственному направлению деятельности Госкомвуза России возложены на Центр информатизации высшей школы ("Информика"). Целями создания Центра, в соответствии с уставом, являются:

1. Координация на региональном уровне, обеспечение и проведение собственными силами фундаментальных и прикладных исследований по созданию научной (научно-технической, методической и иной) продукции в области новых информационных технологий в рамках поручений и научно-технических программ Госкомвуза РФ, федеральных и региональных научно-технических программ, а также по договорам с иными организациями, реализация этой продукции.

2. Комплексная поддержка развития и использования новых информационных технологий в системе высшего образования региона, включая:

а) информатизацию всех форм учебного процесса в вузе;

б) информатизацию вузовской науки и научно-производственной деятельности вузов и других организаций системы высшего образования России;

в) создание и развитие единой информационной среды высшей школы и единой системы баз данных и других информационных ресурсов высшей школы;

г) создание информационной инфраструктуры системы управления высшим образованием;

д) информационную интеграцию системы высшего образования России в мировую систему.

3. Создание региональных узлов единой телекоммуникационной информационной сети высшей школы России и обеспечение эффективного функционирования региональных сегментов сети.

4. Создание и развитие единой системы баз данных и других информационных ресурсов региона с удаленным доступом.

5. Координация работ на местах по всем указанным областям деятельности совместно с администрацией регионов, советами ректоров, а также совместно с коммерческими структурами для привлечения местных инвестиций.

6. Организация предпринимательской деятельности, оказание услуг и выполнение работ, направленных на реализацию уставной деятельности.

Основными направлениями деятельности Центра информатизации высшей школы Госкомвуза РФ утверждены:

Осуществление функций головной организации (Гензаказчика) по курируемым научно-техническим программам Госкомвуза РФ, а также подпрограммам, ориентированным на информатизацию высшей школы, с формированием портфеля проектов и руководством по их реализации.

2. Сбор, обобщение и анализ заявок на проведение работ от головных организаций по регионам и по направлениям информатизации высшего образования, проведение их предварительной экспертизы, выработка предложений по объемам и условиям финансирования работ.

3. Научно-методическое руководство за выполнением межвузовских "научно-технических программ "Перспективные информационные технологии в высшей школе", "Системная интеграция информационных технологий в высшем образовании", "Функциональные сетевые комплексы для высших учебных заведений", "Развитие информационных ресурсов высшей школы", "Рекламно-информационная система реализации и внедрения научно-технической продукции высшей школы" и других программ, направленных на информатизацию высшей школы.

4. Осуществление взаимодействия с головными организациями по регионам и направлениям, другими организациями, принимающими участие в выполнении проектов и программ Госкомвуза России.

5. Контроль за сроками выполнения работ и их этапов в соответствии с календарными планами, включая подготовку промежуточных и итоговых отчетов; эффективным и целевым использованием всех видов инвестиций; экспертиза готовой научно-технической продукции и выработка рекомендаций и мероприятий по ее совершенствованию.

6. Информационное обеспечение межвузовских научно-технических и инновационных программ * "Университеты России", "Развитие инновационной деятельности в вузах России", "Поддержка новых экономических структур, научно-технического предпринимательства и защита интеллектуальной собственности в высшей школе" и других.

7. Информационное обеспечение системы грантов высшей школы.

8. Координация работ в области создания общероссийских систем передачи данных высшей школы.

9. Научно-методическое руководство и координация работ в области технологий и методики дистанционного обучения.

10. Проведение сравнительного анализа и сертификации программных продуктов и технических средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

11. Выполнение работ по тиражированию и реализации разработок межвузовских программ.

12. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектных и производственных работ по созданию научно-технической продукции, способствующих эффективному использованию научно-технического потенциала высших учебных заведений в области программного обеспечения и аппаратных средств вычислительной техники, а также разработка и внедрение новых информационных технологий в интересах образования и других отраслей народного хозяйства.

13. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ в области создания и использования современных программных и инструментальных средств хранения, обработки и передачи информации, а также в области компьютерных обучающих систем, экспертных систем и систем тестирования квалификации, систем мультимедиа, систем автоматизированного проектирования и автоматизации научных исследований, операционных систем, информационных систем учреждений высшей школы, компьютерных библиотечных систем.

14. Разработка и реализация методик, учебных и обучающих программ и курсов для высшей школы и других образовательных учреждений.

15. Создание баз данных и других информационных ресурсов, в том числе с удаленным доступом, в интересах организаций высшей школы.

16. Обеспечение научных организаций и учреждений системы Госкомвуза России соответствующей аналитической информацией.

17. Обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области информационных систем и технологий.

18. Организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде новых информационных технологий и результатов выполнения целевых научно-технических программ Госкомвуза России.

Эти направления деятельности Центр информатизации высшей школы координирует на региональном уровне через региональные центры информатизации, основными задачами которых являются:

1. Выполнение функций региональных узлов единой телекоммуникационной информационной сети высшей школы Российской Федерации и обеспечение эффективного функционирования региональных сегментов сети.

2. Создание и развитие единой системы баз данных и других информационных ресурсов региона с удаленным доступом.

3. Создание фондов программного обеспечения широкого профиля, реклама и распространение программных продуктов в интересах региональной системы образования.

4. Сравнительный анализ и сертификация программного обеспечения.

5. Создание и развитие демонстрационных и консультационно-методических залов с целью эффективной пропаганды и широкого распространения новых информационных технологий.

6. Координации деятельности центров новых информационных технологий региона.

7. Информационная поддержка учебной, учебно-методической и научной деятельности вузов региона.

8. Участие в информатизации всех сфер жизни региона, включая науку, промышленность, транспорт, финансы, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, здравоохранение, культуру и другие направления деятельности.

В четвертом квартале 1995 года созданы и активно работают девять региональных центров информатизации при Ивановском государственном энергетическом университете, Петрозаводском государственном университете, Тамбовском государственном техническом университете, Владимирском государственном техническом университете, Красноярском государственном университете, Алтайском государственном университете, Северо-Кавказском государственном технологическом университете, Нижегородском государственном университете, Воронежском государственном университете. При создании региональных центров информатизации при названных университетах учитывались следующие факторы:


Создание региональных центров информатизации происходило на базе наиболее передовых в области информатизации университетов, что преследовало цель ускоренного освоения, адаптации и внедрения в практику высшей школы пер-спективных информационных технологий и создания предпосылок к распространению полученного опыта и освоенных информационных технологий во всех регионах России. Вместе с тем, учитывалась необходимость вовлечения в процесс информатизации тех регионов России, которые не обладают в настоящее время современными телекоммуникационными технологиями.

Результаты первых месяцев работы региональных центров информатизации определили тенденцию к поэтапной реализации задач по информатизации регионов:


Организационно-техническая и кадровая база региональных центров информатизации сформирована на основе вузовских ВЦ и центров новых информационных технологий. Понимая и принимая качественно новый подход Госкомвуза к вопросам информатизации, ректоры вузов создали исключительно благоприятные условия для развития центров, однако, как они, так и руководители региональных центров информатизации возлагают большие надежды на централизованное целевое финансирование. Основную проблему в этой связи составляют выработка основных принципов и определение конкретных подходов в обеспечении региональных центров Информатизации финансовыми и материально-техническими ресурсами, как со стороны Госкомвуза, так и местной администрации. Для решения этой проблемы необходимо активное участие региональных центров информатизации с полномочиями представительств Госкомвуза (относительно данной предметной области) в соответствующих программах, проводимых местной администрацией. Заинтересованность в этом случае обоюдная: • местная администрация имеет возможность:

а) привлечь к выполнению своих программ наиболее квалифицированные кадры, которые традиционно тяготеют к университетской среде;

б) получить определенные гарантии от Госкомвуза по качеству выполняемых работ;

в) сократить собственные расходы на выполнение программ по региональной информатизации за счет привлечения централизованных средств Госкомвуза;

г) сохранить высококвалифицированные кадры в регионе, тем самым обеспечивая его будущее развитие;

Госкомвуз:

а) получить конкретную поддержку в реализации стратегии перехода от информатизации высшего образования к информатизации регионов и общества в целом, полноправно занимая собственную нишу наравне с другими центральными ведомствами и организациями России;

б) обеспечить поступление в вузы заказов от местной администрации, тем самым экономически помогая существованию и развитию вузов:

в) частично предотвратить уход квалифицированных кадров из высшей школы в коммерческие структуры;

г) сократить расходы на выполнение собственных программ по региональной информатизации за счет привлечения средств местного бюджета.

Дальнейшее развитие стратегии региональной информатизации Госкомвуза заключается как в интенсификации деятельности уже созданных, так и в создании новых региональных центров информатизации, которое проводится на основе утвержденного Положения о проведении общероссийского конкурса. При создании центра ключевыми факторами являются: наличие ученых и специалистов-профессионалов, способных реализовать новые информационные технологии применительно к конкретным условиям региона; совместные усилия вузов региона, подтвержденные решением Совета ректоров; конкретная, в том числе и финансовая поддержка местной администрации.

В первом квартале 1996 года подведены первые итоги общероссийского конкурса на создание новых региональных центров информатизации, в котором приняло участие 33 научно-технических коллектива вузов. Среди обязательных документов в заявке, представляемых на конкурс, были:


В результате конкурсная комиссия под председательством Первого заместителя Председателя Госкомвуза России А.Н. Тихонова решила создать новые региональные центры информатизации на базе Ростовского государственного университета, Новосибирского государственного университета, Самарского государственного аэрокосмического университета и Челябинского государственного технического университета. Этот конкурс планируется проводить ежегодно. Предусмотрена также и периодическая аттестация созданных региональных центров информатизации на соответствие выполнения ими поставленных задач.

Текущее взаимодействие с региональными центрами информатизации основывается как на проведении заказных работ, например в рамках программы Госкомвуза "Информационное наполнение телекоммуникаций" в аспектах:


Кроме того, уделяется должное внимание работам и по технологии представления информации, например:
Развитие региональных центров информатизации высшей школы должно идти поэтапно с максимальным использованием имеющейся телекоммуникационной инфраструктуры, как ведомственной, так и общенациональной с целью создания на ее основе единой информационно-образовательной инфраструктуры путем использования международных информационных ресурсов и создания собственных серверов и информационных услуг, путем наполнения телекоммуникационной инфраструктуры конкретным образовательным содержанием. Деятельность региональных центров информатизации высшей школы предполагает участие в межведомственных региональных программах по развитию информационной инфраструктуры региона совместно с Министерством науки и технической политики, Министерством образования, Российским фондом фундаментальных исследований и др., коммерческими предприятиями и неправительственными организациями. Большой потенциал развития региональных центров информатизации высшей школы заложен в перспективном сотрудничестве с международными организациями и фондами, такими как Фонд Сороса (Международный научный фонд и Институт "Открытое общество", программа "INTERNET"), Фонд Евразия, Международная академия Вега, IREX, Программа технического содействия России TACIS и др., что объясняется растущим интересом со стороны названных организаций именно к регионам России.

В заключение следует отметить, что особое внимание, которое уделяет Госкомвуз России стратегии и тактике развития региональной информатизации, в полной мере соответствует потребностям как высшей школы, так и общества в целом.


Статья поступила в редакцию в мае 1996 г.

Центр "Информика"



© Информационное общество, 1996, вып. 1, с. 36-42.