Опережающее образование и становление информационной цивилизации

________________________________

Урсул А.Д.



Анализируются причины кризиса образовательной системы как одного из аспектов кризиса вози индустриальной цивилизации; излагаются основные моменты концепции устойчивого развития как модели будущего всего человечества.

В последние годы идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы (ОС), которая соответствовала бы будущей цивилизации — постиндустриальному информационному обществу.

Выживание — это цель, которую поставило себе человечество, и которую можно реализовать лишь в случае решения всего комплекса глобальных проблем, угрожающих омницидом. Образование — одна из глобальных проблем цивилизации и находится в глубоком кризисе, способствуя продолжению существования модели неустойчивого развития. Выход из кризиса образования связан с созданием новой устойчивой (информационной) модели цивилизации, которая сможет выжить, и одним из важнейших механизмов этого выживания может и должно оказаться образование.

Столь тесная взаимосвязь модели образования и становления информационной цивилизации вряд ли оказывается неожиданной с философской точки зрения, как, впрочем, и то, что и нынешняя цивилизация и ее ОС — это также некое целое и его часть. Традиционное образование, будучи самой широкой социальной системой, является вместе с тем и одной из самых консервативных систем. Уже не одно десятилетие ОС в своем глобальном измерении не удовлетворяет потребности социальной жизни, продолжая транслировать в будущее ценности индустриально-потребительского общества, способствует приближению глобальной антропологической катастрофы.

В этом и состоит мировой кризис ОС, которая, с одной стороны, не удовлетворяет потребности современного общества, а, с другой — уже не способствует его грядущему выживанию. Отягощенная традициями прошлого современная консервативная ОС неумолимо увлекает всю цивилизацию в пучину грядущей экологической и антропологической катастрофы. Ее предотвращение требует поисков новых моделей развития человечества и ОС.

Поиски выхода из глобального кризиса современной цивилизации и выживания человечества уже привели к нетривиальным концепциям нашего будущего. Еще в 1987 г. был опубликован доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию под руководством Г. X. Брунтланд, который ввел новое понятие устойчивого развития (УР), а в 1992 г. состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, принявшая эту модель для нашего общего будущего. Под УР далее будет пониматься та будущая форма взаимодействия общества и природы, которая ставит две главные цели — сохранение биосферы и выживание и неопределенно долгое развитие человеческого рода (бессмертие). Короче говоря, переход на УР должен обеспечить гармонию или соразвитие (коэволюцию) человека, общества и природы.

По своей сущности мировой кризис образования является одним из аспектов кризиса всей индустриальной (неустойчивой) цивилизации, и поэтому переход к новой ОС XXI века должен оказаться одной из важных составляющих преодоления упомянутого кризиса и становления новой цивилизации в ходе информа ционно-компьютериой революции. Именно поэтому выход из кризиса образования не может быть преодолен без кардинальных преобразований в самом обществе. Генеральная линия перехода к новому обществу определена глобальной стратегией движения по пути УР, в которую информатизация общества вписывается как важнейший компонент, существенно влияющий на все другие компоненты этого "великого перехода" на новую цивилизационную парадигму.

В принципе информатизация общества, помимо всего прочего, имеет основную цель — создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять совокупной деятельностью человечества. В этом заключается кардинальная ноосферная трансформация социального развития, когда единый коллективный интеллект цивилизации сможет направлять ее развитие.и обеспечит приоритет разума, духовно-интеллектуальных ценностей над вещественно-энергетическими, материальными. По сравнению с прошлой и нынешней ситуациями в зрелом информационном обществе сознание в значительной своей части должно будет опережать бытие, предвидеть его развитие и разумно направлять по ноосферной траектории поступательного движения. В этом смысле информационное общество оказывается одной из стадий ноосферы, накопившей необходимый интеллектуально-информационный потенциал для решения глобальных проблем цивилизации, вывода ее из кризисного состояния.

Модель УР может быть реализована лишь в случае кардинальных структурных изменений в целях и структуре социальной деятельности и в плане рассматриваемой проблемы изменения роли ОС в обществе. В принципе оттянуть сроки приближения, скажем, глобальной экологической катастрофы можно, если замедлить весь социальный процесс и перейти на "нулевое" развитие. Это, однако, повлияет лишь на сроки катастрофы, оттянув их на будущие времена. Необходима новая качественная модель развития цивилизации, но уже не стихийного, а глобально-управляемого развития, что невозможно без становления информационного общества.

В этой модели одни процессы должны будут действительно замедляться, и, если это возможно, даже элиминироваться. В данном случае речь идет о социально-патологических процессах, разрушающих человеческую цивилизацию. Другие же, естественные для социума тенденции и механизмы развития должны стимулироваться и даже ускоряться, переориентируясь на цели УР. К ним относятся наука, образование и некоторые иные преимущественно информационные процессы и сферы социальной деятельности, связанные с информатизацией.

Одними из самых приоритетных механизмов выхода из глобального кризиса и перехода на модель УР являются наука и образование. Но не в своем традиционном и современном виде, а в УР-трансформированном (где под УР-трансформациями понимаются все изменения, направленные на переход на модель УР, на становление информационной цивилизации) . Наука, отвергая свои прежние формы развития (которые можно считать формами ее неустойчивого развития), отрицая практически все прошлые формы рациональности (частично и постнеклассическую), должна превратиться в Систему деятельности ноосфер-но-информационной ориентации. Одна из целей глобально-ноосферной революции в науке — создание модели УР цивилизации, которая и задаст оптимальную траекторию переходкого процесса в будущую сферу разума, постепенно выдвигая на приоритетное место информационные ценности.

Эта модель должна будет реализовываться в двух главных своих направлениях — научно-техническом и научно-образовательном и это тоже должны быть в основном информационные глобально-ноосферные процессы, опережающие иные социальные тенденции, поскольку они создают базу для УР-транс формаций всей жизнедеятельности людей. Научно-образовательный процесс должен происходить в настолько ускоренном темпе и с такими качественными изменениями, что его можно будет считать научно-образовательной революцией, развертывающейся в XXI веке и становящейся важной составной частью информационного общества.

ОС, впитывая научные знания ноосферно-ориентированной науки, постепенно преобразуется из консервативной системы в систему опережающую, ибо только такая информационная система и сможет обеспечить выживание всего человеческого рода. Только умея предвидеть и прогнозировать, можно будет реализовать комплекс превентивных, упреждающих действий, направленных на выживание цивилизации.

ОС, способствуя переходу на модель УР, постепенно будет становиться опережающей системой наряду с наукой, в .которой в результате ее "футуризации" также сместится акцент с прошлого на настоящее и будущее. А это и явится фундаментом не только возрождения духовности в результате интеграции в решении глобальных проблем цивилизации с другими формами культуры, но и опережения коллективным сознанием человечества его бытия. Только в этом случае неустойчивое, чреватое катастрофами бытие уступит место. направляемому опережающим разумом бытию ноосферной ориентации.

Ноосферно-информационная ориентация новой образовательной системы определяет и многие важные ее черты, в совокупности которых видится эта опережающая система. Среди них — возникновение и развитие глобальной системы образования, непрерывность образования в течение всей жизни человека с превалированием самообучения, демассификация, индивидуализация и рост разнообразия образовательных стандартов и специальностей, переход от формально-дисциплинарного к проблемно-активному типу обучения и т. д. С помощью средств информатики будут соответственно развиваться и различные модели дистанционного образования, открытые и гибкие системы обучения, автоматические и экспертные обучающие системы и становление других методов образования под воздействием новых информационных технологий.

Модель опережающей ОС XXI века, основанная на модели УР цивилизации (принципы которой уже предложены*), уже не будет транслировать из поколения в поколение неустойчивый, патологический образ жизни современных землян, общечеловеческие архаичные ценности, знания и умения, приближающие глобальную экокатастрофу. Ноосферная (опережающая) ОС, становясь темпо-рально-непрерывной и всеобще-глобальной, будет передавать нынешнему и будущему поколениям информацию и деятельность, направленную на выживание человечества, становление глобального информационного общества как первой ступени сферы разума. Новая научно-образовательная система совместно с иными системами духовной сферы, способствующими переходу на путь УР, станет базой информационного постиндустриального общества не только как общества, основанного на знаниях, но и как самообучающегося общества.


Статья поступила в редакцию в июне 1996 г.

Российская Академия государственной


______________________________

А. Д. Урсул - академик АН Молдовы, действительный член РАЕН, проф., д-р техн. наук