Рассмотрена проблема качества служебной информации, имеющая важное значение для обеспечения эффективных решений на всех уровнях управления государством и промышленностью. Подчеркнута необходимость стандартизации и сертификации информационных технологий для решения этой проблемы.
Стратегическое направление социального развития России связано с информатизацией общества. Все убеждены в необходимости информатизации, но, к сожалению, далеко не все понимают, что практическая полезность информатизации возможна лишь при успешном решении двух основных проблем: согласование различных потоков служебной информации и обеспечение качества этой информации. Без концентрации усилий по решению этих проблем информатизация общества лишь увеличит беспорядок и замедлит социальное развитие.
В промышленно развитых зарубежных странах уделяется большое внимание согласованию различных потоков.служебной информации. Эта организационно-техническая проблема решается путем развития системы нормативно-технической документации по информационным технологиям (см. стандарты ИСО/МЭК). Ее решение в условиях нашей страны требует проведения организационных мероприятий по созданию и применению соответствующих стандартов.
Проблема качества служебной информации привлекла всеобщее внимание сравнительно недавно.
Служебная информация является продуктом информационных систем различного назначения. Аналогично качеству промышленной продукции под качеством служебной информации понимают совокупность свойств этой информации, обусловливающих ее пригодность к удовлетворению определенных потребностей в соответствии с ее назначением. Среди этих свойств выделяют внутренние свойства (достоверность и кумулятивность), сохраняющиеся при переносе служебной информации в другую среду (систему), и внешние свойства (временные, недоступность), которые характерны для служебной информации, находящейся (используемой) в определенной среде (системе), и исчезают при переносе в другую систему.
Под достоверностью служебной информации понимают ее свойство не иметь скрытых Ошибок. Свойство недоступности служебной информации состоит в невозможности ее несанкционированного использования или изменения. Свойства служебной информации, заключающиеся в сохранении во времени способности правильного отображения действительности, называют временными свойствами. Под кумулятивностью понимают свойство служебной информации небольшого объема, заключающееся в достаточно полном отображении действительности.
В каждом из этих свойств можно выделить две составляющие: формально-техническую и социально-психологическую. При анализе технических составляющих не рассматриваются мотивы деятельности человека, связанные с качеством служебной информации. При анализе социально-психологических свойств служебной информации необходимо учитывать влияние на качество этой информации человека, находящегося под воздействием социальных и психологических факторов.
Свойства служебной информации, определяющие ее качество, более подробно описаны в [1 ].
Рыночная экономика не может существовать без качественной служебной информации. Более того, обеспечение качественной информацией об истинном ходе производственных, финансовых, транспортных и других процессов является основой новой промышленной революции.
Для нашей страны в настоящее время приобретает особо важное значение проблема качества служебной информации в силу особенностей исторического развития народного хозяйства. Многие годы сведения о ходе и результатах технологических процессов в промышленности, экологии, сельском хозяйстве, на транспорте в ряде случаев намеренно искажались, чтобы скрыть недостатки, получить премии и награды и т. д. Естественно, что на основе такой искаженной информации нельзя было принять эффективные решения. Поскольку систематически нарушалась истинность информации, то не придавалось должного внимания ее безошибочности, оперативности, защищенности и другим свойствам, определяющим качество информации. В результате на современном этапе в нашей стране возникла необходимость принятия срочных кардинальных мер по обеспечению качества служебной информации. Если будет упущено время, неизбежны экономические потери и замедление стабилизации народного хозяйства в новых экономических и политических условиях.
Таким образом, проблема качества служебной информации имеет государственное значение. Без ее своевременного решения информатизация России, требующая значительных затрат, окажется бесполезной и даже вредной. В частности, недостаточное качество информации может привести к неправильным решениям на любых уровнях управления.
Концепция системы обеспечения качества служебной информации изложена в [2].
В настоящее время очевидно, что отдельными, разрозненными мероприятиями решить проблему обеспечения качества служебной информации не удастся. Это определяется разнообразием мероприятий по повышению качества служебной информации, условий, в которых они проводятся, наличием различных ведомственных и местных традиций и рядом других факторов, мешающих координации усилий различных людей, ведомств и регионов.
Необходима Государственная Российская программа, учитывающая системный характер проблемы качества служебной информации. Цель создания такой программы — повышение эффективности управления государством и производством на основе разработки и внедрения мероприятий по обеспечению качества служебной информации с применением стандартизации, метрологии и сертификации ее свойств как важнейшего продукта.
По мнению авторов, эта программа должна учитывать ряд особенностей проблемы обеспечения качества служебной информации, отличающих ее от проблемы обеспечения качества продукции.
Во-первых, свойства служебной информации, входящие в состав ее качества, проявляются в процессе использования этой информации при управлении производством или государством. Если для материальной продукции обычно существует какой-то промежуток времени между ее созданием и применением (использованием) , то служебная информация может быть использована в момент ее создания.
Во-вторых, качество служебной информации во многом зависит от первичных источников сведений.
В-третьих, последствия использования некачественной служебной информации во многом зависят от личностных свойств лица, принимающего решения, и эти последствия часто трудно предсказать. Поэтому вряд ли удастся правильно оценить качество служебной информации только с помощью испытаний (контроля) сведений на выходе информационной системы.
В-четвертых, значительное влияние на качество служебной информации оказывают технология ее сбора и переработки и система управления качеством служебной информации на предприятии. Технология сбора и переработки такой информации реализуется с помощью соответствующей технологической системы. В этой системе источниками служебной информации могут быть технические устройства (сенсоры, датчики) и люди.
В системах управления качеством служебной информации на предприятии можно выделить две подсистемы: подсистему обеспечения формально-технических свойств и подсистему обеспечения социально-психологических свойств служебной информации.
В нашей стране на современном этапе ее развития приобретают особое значение стандартизация и сертификация информационных технологий как путь обеспечения качества служебной информации и согласования различных потоков информации. Под информационной технологией понимается комплекс технологических операций по сбору и переработке информации. Информационные технологии реализуются в человеко-машинных системах.
Стандартизация и сертификация информационных технологий в области качества информации должны опираться на результаты научно-исследовательских работ по анализу технологических процессов в человеко-машинных системах сбора и переработки информации.
Качество информации снижается в основном из-за ошибок и неэффективных действий людей. Поэтому стандартизация и сертификация только технических и программных средств не могут решить проблему качества информации, хотя и полезны для согласования потоков информации. Определяющее влияние на качество служебной информации оказывают структура технологического процесса ее переработки, свойства источников информации (люди и датчики) и личностные свойства персонала информационной системы.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" обязательна сертификация информационных технологий в области качества служебной информации, связанной с обеспечением безопасности жизни, здоровья потребителей, охраны окружающей среды, предотвращением ущерба имуществу потребителей.
По мнению авторов, необходима обязательная сертификация информационных технологий в области качества служебной информации в информационных системах государственного управления, всех видов транспорта, энергетики, опасных производств.
1. Дружинин Г.В., Сергеева И. В. Качество информации. М.: Радио и связь, 1990.172с.
2. Дружинин Г. В., Сергеева И. В. Концепция системы обеспечения качества информации (данных) // Вестник ВОИВТ. 1990. № 1. С. 4—8.