Основные концептуальные положения информатизации России

_________________________

Голубков А.С.



Характерной чертой научно-технического прогресса на современном этапе является глубокая информатизация общества.

Информатизация стала критерием оценки могущества и фактором выживаемости любого государства в борьбе за экономическое, политическое и военное превосходство, важнейшим средством выработки внутренней и внешней стратегии. Информатизация общества ведет не только к появлению качественно нового производственного аппарата, основанного на компьютеризованных орудиях труда и информационных технологиях, но и к возникновению новых социальных отношений.

По всем показателям информатизации Российская Федерация существенно отстает от развитых стран. Доля средств вычислительной техники в валовом национальном доходе в 1988 г. составляла 0,3 %. Объем производства и запчастей не превышает 10 % от уровня США, производства программных продуктов — 5 %. При этом по количеству занятой в производстве вычислительной техники СНГ уступает США лишь в два с небольшим раза. Структура продукции не ориентирована на задачи информатизации общества. В 1988 г. доля выпуска малых, мини- и мак-роЭВМ — не менее 40 %. В развитых странах имеет место обратная пропорция. Надежность отечественных ЭВМ чрезвычайно низка. Зарубежные модели превышают этот показатель по сравнению с отечественными в 100—500 раз. Наша страна значительно отстает в развитии локальных и региональных сетей ЭВМ, в использовании промышленных баз данных и баз знаний, роботов и робототехнических комплексов, гибких производственных систем и др. По разным оценкам, отставание от уровня информатизации передовых капиталистических стран превышает 10 лет и. продолжает увеличиваться.

Существенное отставание России от уровня информатизации в передовых странах, ограниченные возможности для реализации программ информатизации требуют тщательного подхода к формулировке целей информатизации и выбору путей их достижения. "Кавалерийские атаки" разрозненными силами вряд ли принесут успех. Необходимы взвешенная проверка и оценка всех шагов на трудном и длительном пути.

Глобальной целью информатизации России является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества и его членов во всех сферах деятельности в процессе перестройки социально-экономических отношений, демократизации общественно-политической жизни и совершенствования государственных и общественных организаций, появления новых рыночных структур и функций.

Ближайшей целью информатизации является создание современной информационно-технологической среды, которая позволит:

в сфере общественно-политической:


укрепить политические институты общества за счет принятия рациональных решений на основе учета большого количества достоверных данных и объективных факторов, усиления демократизации и повышения гласности этих решений;

способствовать путем свободного обмена информацией сближению и консолидации людей, взаимному доверию, сохранению мира и содружества;

обеспечить информатизированность и политизацию широких слоев населения, включая вопросы обеспечения выборов, референдумов, опросов общественного мнения и др.;


гибко реагировать на изменение спроса в целях своевременного удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах в условиях рыночных отношений;

обеспечить объективный контроль реализации принципов социальной справедливости при распределении общественных благ и применении нормативно-правовых актов к регулированию жизнедеятельности общества;

способствовать укреплению здоровья и повышению активности творческой жизни и культурного уровня людей;

создать условия для интеллектуального высокопроизводительного и научно-организованного труда, сокращения доли физического труда, повышения творческих возможностей каждого члена общества;

осуществлять непрерывный контроль и наблюдение за состоянием окружающей среды и техногенной деятельности общества в целях информирования населения, предотвращения и ликвидации нежелательных воздействий чрезвычайных ситуаций или их последствий;

моделировать крупномасштабные социально-экономические проекты и прогнозировать последствия и результаты до их реализации;


всемерно способствовать запуску и развитию рыночных отношений и новых хозяйственных структур, нацеленных на разгосударствление, снятие с центральных органов функций прямого хозяйственного управления и передачу их на уровень предприятий, регионов и автономных образований республики;

приводить объемы и структуру выпускаемой продукции и услуг в соответствие с потребностями общества на основе современных методов управления, анализа и прогнозирования;

способствовать ускорению научно-технического прогресса во всех сферах деятельности;

обеспечить структурное преобразование сферы материального производства за счет преимущественного развития наукоемких отраслей и внедрения ресурсосберегающих технологий;

интенсифицировать производство за счет внедрения средств вычислительной техники, электроники, робототехники и систем управления;

установить оперативные информационные связи между регионами и отраслями и внутри отраслей в целях повышения качества принимаемых экономических решений и актов на основе единого понимания происходящих процессов и их анализа с использованием экономико-математических методов.

Концепция развития информатизации общества предусматривает последовательное изложение предпосылок и особенностей информатизации России, укрупненное описание структуры информационной системы и ее состояния на конец 1991 г., характерные особенности отдельных составляющих системы, их взаимодействие с другими системами, описание состояния системы связи и передачи данных, а также предложения по реализации программы информатизации, предусматривающие максимальное использование существующих и действующих сегодня в России систем различного назначения, а также развитие информационной системы на базе использования типовых программно-технических решений и современных информационных технологий подготовки управленческих решений.

Проблема информатизации России и разработки государственных программ информатизации возникла в нашем обществе не впервые. Уже в начале 60-х годов руководство государства понимало необходимость проведения политики развития производства средств информатизации, но практические действия сводились, в основном, к удовлетворению потребности в создании средств информатизационной технологии для нужд оборонного комплекса, процессам информатизации других сфер жизнедеятельности общества внимания уделялось мало.

Формирование рыночных механизмов экономики, создание необходимых условий эффективного функционирования основных субъектов рынка товаропроизводителей и потребителей требуют создания адекватной этим механизмам информационной среды, интегрированной в единую информационную среду экономического пространства России. Эта среда должна обеспечить информационную поддержку товаропроизводителей и потребителей при формировании стратегии их функционирования для наиболее эффективного развития инвестиционных и инновационных процессов, методов хозяйствования, решения социальных задач. Информационная среда должна быть ориентирована на все области деятельности государства и субъектов рыночного механизма, включая международное сотрудничество.

В проблеме информатизации одним из важнейших аспектов является проблема создания собственно информации, огранизованной в банки данных, накапливаемой, обрабатываемой и передаваемой с помощью средств вычислительной техники, систем связи и передачи данных. При этом под информацией (данными) понимаются сведения об объективно существующих в обществе объектах и процессах управления, преломляемые в сознании людей, занятых в сфере информатизации и оказания информационных услуг.

Решение проблем перехода к рыночной экономике и эффективного управления во всех сферах деятельности общества во многом определяется тем, насколько эффективно будет использоваться информация как один из важнейших видов ресурсов в сфере материального производства и социальной сфере, т. е. насколько эффективно пойдет в России процесс информатизации.

Рассматриваемая в настоящее время правительством программа информатизации России на период 1993—1995 гг. направлена на решение первоочередных проблем информатизации общества, создания интегрированной информационной среды и инфраструктуры информатизации на основе максимального использования имеющихся программно-технических, информационных, коммуникационных и организационных ресурсов с учетом их соответствующей модернизации и адаптации. При этом предусматривается достаточно широкое использование научно-технического потенциала научных, проектных организаций и вузов.

Федеральная целевая программа "Информатизация России" определяет приоритетные направления применения современных информационных технологий создания и развития информационных систем, а также создание организационно-методических и правовых основ механизма реализации проектов информатизации, не затрагивая собственно проблем разработки и производства технических и программных средств вычислительной техники и телекоммуникации, которые являются предметом отдельных государственных и отраслевых программ развития инфраструктуры и объектов информационно-технологической среды информатизации.

В соответствии с поручением правительства министерства и ведомства России разрабатывают свои отраслевые целевые программы по созданию и развитию в интересах информатизации средств и систем в области электроники, вычислительной техники, связи и передачи данных, поддерживаемые средствами федерального бюджета. В частности, разработана Государственная целевая конверсионная программа «Информатизация на основании Закона Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности Российской Федерации"».

Роль основного разработчика проекта программы и координатора работ по ее осуществлению возложена правительством на Комитет Российской Федерации по информатизации.

Ожидаемые результаты выполнения Федеральной целевой программы "Информатизация России" в 1993—1995 гг. обеспечат минимально необходимый уровень информационного обслуживания жизненно важных сфер и объектов народного хозяйства, объектов управления и создадут научно-техническую и организационно-правовую основу развития процесса информатизации России в будущем.

Исполнителями проектов информатизации, приведенных в программе, являются государственные органы, министерства и ведомства, имеющие в своем составе научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, способные эффективно и в заданные сроки решить (с привлечением, при необходимости, негосударственных коммерческих организаций) поставленные перед ними задачи.


Определение приоритетности направлений информатизации, а также наполнение этих направлений конкретным содержанием должны всецело отвечать требованиям "Программы углубления экономических реформ (до 1995—1996 гг.)", подготовленной правительством России и принятой к сведению парламентом. Реализация конкретных проектов информатизации должна обеспечивать достижение целей правительства России в областях финансовой и кредитно-денежной политики, социальной политики, пенсионного обеспечения, политики занятости населения, здравоохранения, образования, культуры, эффективности производства и других сферах жизнедеятельности общества. Должны быть созданы условия, обеспечивающие приватизацию, развитие банковской системы общества, внедрение аграрной реформы.

Достижение целей информатизации России в стратегическом плане требует изменения принципов функционирования экономики, модернизации всех промыш-ленно-производственных фондов, реорганизации кредитно-финансовой системы, системы подготовки кадров, укрепления экспериментальной базы науки и др. Глобальная информатизация — дорогостоящее мероприятие, на реализацию которого в 1992—1996 гг. потребовалось бы не менее 55 млрд. руб. инвестиций (капитальные вложения в НИОКР) со стороны государства, предприятий и коммерческих структур.

В условиях отсутствия этих средств как в бюджете, так и у предприятий — производителей техники необходимо выделить первоочередные проекты информатизации России, которые обеспечили бы информационную поддержку радикальной реформы экономики России с наименьшими затратами.

Создание информационной инфраструктуры в России предполагается осуществить путем разработки и реализации ряда первоочередных проектов.

Информатизация процессов в социальной сфере включает четыре проекта по следующим направлениям информатизации:


природоохранительная деятельность и государственное управление в области охраны окружающей среды;

процессы прогнозирования, предупреждения и действия по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

В результате будут на единой методологической основе разработаны и внедрены на федеральном, ведомственном и региональном уровнях автоматизированные информационно-управляющие и справочно-аналитические системы, включающие в свой состав электронно-вычислительные машины, автоматизированные рабочие места, банки и базы данных, объединенные телекоммуникационными сетями связи и передачи данных на основе существующих и создаваемых государственных и ведомственных систем и каналов связи.

Внедрение указанных систем и новейших информационных средств и технологий позволит повысить эффективность работы государственных, ведомственных и местных организаций, органов управления и их служб, занятых в сфере социальной зашиты населения, за счет автоматизации операций по учету, сбору, поиску, обработке и выдаче достоверных данных, необходимых для решения стоящих перед ними задач.

Информатизация процессов управления и реализации экономических реформ включает проекты по следующим направлениям:


автоматизация бухгалтерского учета предприятий народного хозяйства при переходе на новый план счетов, систему международных стандартов бухгалтерского учета и систему национальных счетов в условиях экономических реформ;
информатизация деятельности Президента и Совета Безопасности Российской Федерации;

информатизация деятельности правительства Российской Федерации; информатизация системы подготовки кадров для государственной службы; информатизация сферы законодательной и правовой деятельности государственных органов;


Государственная поддержка указанных процессов необходима для проведения скоординированной по целям и средствам научно-технической политики разработки и создания современных автоматизированных информационно-управляющих систем, ситуационных центров и банков данных, обеспечивающих повседневную деятельность высших органов государственной законодательной и исполнительной власти Российской Федерации при решении проблем в указанных выше сферах жизни общества.

В результате выполнения этих проектов получат дальнейшее развитие и совершенствование компьютеризация и информатизация процессов управления и развития общества за счет создания высокоэффективных автоматизированных информационно-управляющих систем, включающих ситуационные центры, банки данных и базы знаний, автоматизированные рабочие места, оснащаемые программно-логическими средствами интеллектуальной поддержки пользователей государственного, регионального и местного уровней, занятых анализом и решением проблем, стоящих перед государством и обществом в сфере управления и проведения экономических реформ.

Информатизация регионов России включает проекты по следующим направлениям:


Основной целью этих проектов является информационная поддержка процессов социально-экономического развития территории, укрепление экономической самостоятельности регионов на основе разработки и широкого тиражирования типовых проектных решений по информатизации базовых объектов и процессов социальной сферы, сферы управления, реализации экономических реформ, создания инфраструктуры информатизации территориальных опорных зон. Государственная поддержка информатизации территориальных опорных зон позволит осуществить опережающую разработку и внедрение типовых комплексных автоматизированных систем на основе новых информационных технологий и по результатам их функционирования отработать типовые функциональные и информационные модели применительно к новым условиям хозяйствования и управления, типизировать и специфицировать типовые проекты, технологические, программные, технические и организационно-экономические решения.

Общие требования, предъявляемые к реализации первоочередных проектов, включают ряд условий:

обеспечение примата ценности информации над технологией ее сбора, хранения и распространения. Для этого следует уделить особое внимание обследованию объектов интереса пользователей и выявлению их информационных потребностей;

обеспечение комфортности, дружественности информационной среды для потребителя информации. Средства и методы сбора, хранения, передачи и предъявления информации должны быть удобными, доступными для быстрого освоения, полезными и необходимыми в повседневной деятельности;

обеспечение примата экономических методов регулирования и управления процессом информатизации общества над административно-командными методами.

Держателем информации всегда выступают люди. Получение данных, представляющих ценность для многих пользователей, невозможно без сочетания экономической заинтересованности держателей данных с законодательной и налоговой поддержкой, привлечения к информатизации новых рыночных структур;

сочетание имеющегося задела в области информатизационно-технологической среды с развитием и применением новых технологий на основе использования зарубежного опыта, переподготовки кадров и конверсии военных систем;

обеспечение эффективности организации данных должно предполагать одноразовый ввод данных в одну из баз данных с многократным их использованием на коммерческой основе всеми общероссийскими банками данных и знаний, объединенных сетями коммуникации информации;

обеспечение адаптивности информационной среды и технологии к потребностям общества и его членов за счет свойства открытости.


Концепция создания и развития региональных вычислительных сетей, обеспечивающих взаимодействие отдельных подсистем России

Целью создания региональных вычислительных сетей (РВС) является интеграция всех вычислительных и информационных ресурсов республики и создание многоотраслевой информационной среды, являющейся неотъемлемой частью жизни нашего общества и призванной обеспечить информационные потребности пользователей различных уровней управления, осуществляющих частнохозяйственную деятельность и управление республикой как суверенным государством.

РВС являются основным звеном создания новой высокоорганизованной информационной среды, охватывающей все стороны жизни общества и позволяющей повысить качество и оперативность информационного обслуживания, способствующей накоплению знаний и аккумулированию интеллектуального потенциала общества в целях интенсификации экономики, развития культуры и подъема жизненного уровня людей.


управление функционированием народного хозяйства республики в новых экономических условиях, включая промышленность, транспорт, топливно-энергетический комплекс, строительство и др.;

обеспечение деятельности новых структурных образований: концернов, ассоциаций, малых предприятий, совместных предприятий, различных бирж и др.;

обеспечение предупреждения и организации действий в чрезвычайных ситуациях и ликвидация их последствий;

обеспечение решения социальных проблем, включая занятость населения, образование, отдых, бытовые услуги и др.

РВС позволят обеспечить решение важнейшей народнохозяйственной задачи информационного и интеллектуального обслуживания субъектов различных уровней управления республики:

высших органов государственного управления (аппарат Президента, Верховного Совета, Совета Министров);


органов управления государственных и коммерческих банков, товарных, сырьевых и других бирж;
В основу концепции создания РВС целесообразно положить интеграцию имеющихся и вновь создаваемых республиканских, ведомственных и региональных систем управления вычислительных центров и других вычислительных средств.

Материальной базой для создания РВС должны стать государственные, ведомственные и региональные информационно-вычислительные центры, развитая сеть разнообразных систем связи, накрывающая всю территорию республики, в том

числе перспективных цифровых систем передачи, а также базы данных общего назначения и проблемно-ориентированные базы данных (базы данных по здравоохранению, занятости населения, по чрезвычайным ситуациям, народному хозяйству и др.).

РВС должна строиться на базе информационно-вычислительных центров республиканского, регионального и отраслевого уровней, соответствующих принятому в России административному делению и структуре законодательной и исполнительной власти.

Исходя из функций и задач РВС предлагается строить в виде многоуровневой иерархической структуры.

Высший уровень предназначен для обеспечения информационных и интеллектуальных потребностей пользователей высшего уровня управления республики (Президент, Совет Министров, Верховный Совет) и представляет собой сеть многофункциональных информационно-вычислительных центров с ситуационными центрами и базами данных, интегрирующими все информационные ресурсы республики.

первый уровень предназначен для информационного обеспечения руководства регионов и представляет собой сеть из региональных информационно-вычислительных центров с центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Красноярске, Иркутске, Хабаровске. Указанные регионы представляют собой зонированные территории, соответствующие условным границам экономических районов, каждый из которых включает несколько областных или краевых центров. Информационно-вычислительные центры первого уровня предлагается создать как многофункциональные центры, объединенные в полносвязную вычислительную сеть по принципу каждый с каждым и интегрирующую все информационные фонды региона.

Второй уровень предназначен для информационного обеспечения руководства автономных образований, областей и краев и представляет собой совокупность информационно-вычислительных центров, входящих в регион первого уровня, объединенных в вычислительную сеть.

Качественно новым для информационно-вычислительных центров высшего, первого и второго уровней является включение в их состав средств поддержки процесса анализа, выработки и принятия коллегиальных решений с использованием программно-технических средств ситуационного центра.

Третий уровень представляет собой совокупность локальных вычислительных сетей и рабочих мест пользователей районных и городских исполнительных комитетов и организаций областного и краевого уровней, объединенных в вычислительную сеть на базе государственных, ведомственных и региональных коммутируемых сетей связи с возможностью выхода в общую республиканскую сеть.

Предлагаемая многоукладная РВС информационно-вычислительных центров и информационная среда, соответствующая целям конкретного пользователя на каждом уровне управления, позволяют обеспечить разумное сочетание различных уровней управления.

Государственная политика информатизации является составной частью социально-экономической политики государства. В прогнозируемом периоде она будет служить важнейшим фактором успешного решения проблем экономического и социального развития России в условиях кризисного переходного периода к рыночной экономике, политических и социальных преобразований.

Федеральную программу информатизации России следует отнести к одной из важных компонент той части государственной политики информатизации на период 1993—1995 гг., которая определяет деятельность государства по поддержке предлагаемых проектов, в том числе финансированием из госбюджета, кредитно-налоговыми льготами, таможенным регулированием, правовым обеспечением и др.

Создание развитой территориальной инфраструктуры информатизации, обеспечивающей потребности местных органов власти и управления, предприятий, организаций и населения в получении, передаче, обработке, хранении и использовании информации, выступает в качестве обязательного условия успешного развития процессов информатизации России.


системы и средства передачи данных Минсвязи Российской Федерации, а также вневедомственные сети связи;

системы и средства обработки и хранения информации индивидуального и коллективного пользования;

систему баз данных и баз знаний общего пользования, территориальные разделы ведомственных баз данных, базы данных, входящие в состав информационно-вычислительных систем предприятий и организаций, товарных и фондовых бирж и др.;

систему комплексного обслуживания средств информатики; систему обучения и переподготовки пользователей и специалистов по применению средств информатики и информационных технологий; систему маркетинга в сфере информатики.

В зависимости от расположения, размеров зоны обслуживания, ее народнохозяйственной специализации, географических и социально-демографических характеристик и определяемых этими факторами объемов и номенклатуры информационно-вычислительных, телекоммуникационных и прочих видов услуг могут организовываться территориальные центры информатизации (ТЦИ) различной проблемной ориентации (медицина, природные ресурсы, экология, право и др.) и различных категорий: от локально размещенной единой организации, включающей необходимые структурные подразделения, до территориально распределенной ассоциации самостоятельных предприятий с использованием акционерных форм и др.

В состав ТЦИ (в зависимости от категории) могут входить центр управления, информационно-консультационный диспетчерский центр, производственно-коммерческий центр, центр проектирования информационно-вычислительных систем и средств информатики, информационных технологий, процессов и услуг, центры информатики, Главный информационно-вычислительный центр ТЦИ с базами данных общего пользования и региональной информационно-вычислительной сетью, отраслевые и ведомственные информационно-вычислительные центры, компьютерные клубы, региональные предприятия обслуживания, учебные центры, маркетинговые центры и другие, которые могут сохранять самостоятельность, координируя свою деятельность в рамках ТЦИ на двусторонней или многосторонней основе.

ТЦИ целесообразно организовывать на базе уже существующих производственных и организационных структур, например на ассоциативной основе с участием ВЦ местных органов, организаций Минсвязи России, отраслевых и ведомственных информационно-вычислительных центров и др.

ТЦИ, как и вся территориальная информационная инфраструктура в целом, в своем развитии пройдут три основных этапа.

На первом они смогут предоставлять относительно ограниченный набор информационно-вычислительных и других видов услуг. При этом ТЦИ будут принимать участие в разработке и создании региональных информационно-вычислительных сетей и систем баз данных общего пользования, что потребует нескольких лет работы и затрат на уровне нескольких миллионов рублей на центр (в ценах 1991 г.).

Центральный вычислительный комплекс ТЦИ первого этапа может быть реализован в виде локальной сети.

На втором этапе на базе этих центров начнут полноценно функционировать территориальные информационно-вычислительные сети, предоставляющие пользователям различные виды услуг в достаточных объеме и номенклатуре с использованием созданных в масштабах региона (и всей страны) распределенных и локальных баз данных общего пользования. Основой ТЦИ второго этапа должен являться центральный информационно-вычислительный комплекс, на котором будут размещены базы данных общего пользования, базы метаданных распределенных баз данных, системы и средства управления региональной информационно-вычислительной сетью. Доступ к ресурсам центрального информационно-вычислительного комплекса будет обеспечиваться местной локальной вычислительной сетью ТЦИ и территориальной вычислительной сетью, включающей районные и городские вычислительные центры, информационно-вычислительные центры, центры информатики и имеющей в своем составе связные процессоры, средства коммутации, концентрации и передачи данных.

Основным содержанием третьего этапа развития этих центров явятся разработка и внедрение на ТЦИ и в информационно-вычислительных системах региона комплекса взаимоувязанных моделей отраслевого, межотраслевого, территориального и социального управления, планирования и прогнозирования, использующих методы и средства искусственного интеллекта. Это позволит радикально повысить оперативность и качество решений местных органов власти и управления, предприятий, организаций и частных лиц, в максимальной степени обеспечить их комплексный характер. В результате будут сформированы условия для координации работ и согласования интересов отдельных субъектов хозяйственной деятельности, общества и частных лиц, для интеграции производственной и социальной сфер региона в единый комплекс, способствующий реализации хозяйственного потенциала региона и максимально толерантный к общественным и личным потребностям. При этом экономический и социальный эффекты ТЦИ третьего этапа должны быть оснащены ЭВМ информационного ресурса, на которых будут размещены базы данных общего пользования и базы знаний, а также ЭВМ вычислительного ресурса, производительность которых, существенно превосходящая показатели ТЦИ второго этапа, будет достаточной для поддержки систем искусственного интеллекта и решения в требуемые сроки многофакторных и многокритериальных оптимизационных задач.

Политика должна быть динамичной, учитывать результаты деятельности государства в области информатизации в ретроспективе и необходимые адаптацию и развитие. При этом нужно принимать во внимание следующие принципиально важные исходные положения, которые должны выполняться в процессе формирования и реализации государственной политики информатизации:

обеспечение преемственности государственной политики, ее принципов и задач с соответствующими коррекцией и актуализацией применительно к создавшимся и прогнозируемым условиям развития информатизации;

обеспечение динамичного развития государственной политики информатизации применительно к конкретным складывающимся и прогнозируемым условиям после 1995 г.

Соответственно предусматривается выполнение ряда мероприятий, обеспечивающих создание необходимого задела в 1993—1995 гг. для формирования этой политики в последующих прогнозных периодах.

Государственную политику информатизации условно можно разделить на следующие взаимосвязанные составляющие:


Задания на проекты формирования и реализации государственной политики информатизации сформулированы применительно к каждой из составляющих. В основном задания охватывают федеральный уровень этой политики.

Для проведения единой политики, обеспечения организации и управления деятельностью в сфере информатизации указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 1992 г. образован Комитет Российской Федерации по информатизации, в сферу деятельности которого входят разработка и проведение государственной политики информатизации России, подготовка проектов законодательных актов в области информатизации, разработка и реализация государственных программ информатизации России, распределение выделяемых на эти цели средств, регулирование процессов создания и развития систем и сетей, в том числе их учет, сертификация и лицензирование, обеспечение экономического и организационного механизмов формирования рынка информационных услуг.

При этом фундаментальные и прикладные исследования в области перспективных информационных технологий, средств и систем связи, элементной базы и новых технологий входят в сферу деятельности Министерства науки и технической политики Российской Федерации.


Статья поступила в редакцию в январе 1993 г. Комитет Российской Федерации по информатизации

____________________________________

А С. Голубков - д-р техн. наук


© Информационное общество, 1993, вып. 1-2, с.4-13.