Перспективы развития российской информационной инфраструктуры и вхождения в мировое информационное сообщество
________________________

А. С. Голубков, д-р техн. наук, проф.


В последние десятилетия XX века мировое сообщество вступает в новую стадию своего развития — информационное сообщество. Россия также не стоит в стороне от глобальных мировых тенденций. Перемены, которые происходят в мире, сопровождаются в России кардинальными изменениями в экономической, социальной и политической сферах. Существенно меняются и информационные отношения в обществе.
На российском рынке в настоящее время работают тысячи фирм, поставляющие современные программно-аппаратные средства ведущих мировых производителей. Ряд российских фирм заняты сборкой и поставкой компьютеров. Комплектующие для их производства поступают преимущественно из-за рубежа.
Большинство крупных российских компаний готовят заказчикам системные сетевые решения по зарубежным каталогам и разрабатывают отдельные компоненты программного обеспечения, а также поставляют системную программную среду с использованием собственных разработок.
В России функционируют десятки крупных компьютерных сетей общего пользования. Среди них в первую очередь можно назвать "РЕЛКОМ", "РОСПАК", "ИАСНЕТ", "СПРИНТ", "ИНФОТЕА", "РОСНЕТ", "ТЕКОС", "СОВАМ ТЕЛЕПОРТ", которые функционируют на основе протоколов ТОР/1 Р. Практически все они используют в своей работе импортное сетевое оборудование. Поэтому одна из главных задач здесь расширить производство средств информатики на основе международных коопераций.
Компьютерные сети, функционирующие в России, имеют шлюзы для выхода на зарубежные сети, в т. ч. в Internet. Среди прочих российских узлов Internet следует выделить образовательную сеть FREENet. Она объединяет организации РАН и учебные заведения. Сеть Internet доступна также через службы электронной почты из таких сетей, как BITNET, DECnet или Sprint, которые используют другие системы протоколов.
Таким образом, в России уже существует ряд элементов информационной инфраструктуры, что является необходимой основой для создания общей национальной структуры.
Вместе с тем состояние информатизации в России характеризуется и рядом нерешенных проблем: отставание по отношению к странам — лидерам в производстве собственной элементной базы, средств вычислительной техники и связи, недостаточный уровень компьютеризации различных сфер деятельности общества и развития рынка информационных услуг.
Несмотря на значительное расширение за последние годы информационного рынка, возможность доступа к информации все еще ограничена. Большинство населения получает информацию в традиционном виде — печатные издания, радио, телевидение.

Потребности экономики, успешное проведение реформ требуют совершенствования национальной информационной инфраструктуры России (РИИ), преодоления барьеров (правовых, экономических, технических) для свободного
движения информации и создания на территории России единого информационного пространства.
Решение проблем РИИ предполагает опережающее развитие ее телекоммуникационной среды, как основы открытого взаимодействия информационных систем согласно международной модели OSI.
Очевидным и важным условием развития РИИ является совместимость программно-технических платформ компьютерных и телекоммуникационных услуг. Основой для обеспечения совместимости могут служить разработка и реализация открытых интерфейсов, спецификации которых должны быть легко доступны всем поставщикам и пользователям услуг.
Не менее важным является решение проблемы "переносимости" софтвера. Переносимость, как способность прикладных программ и данных перемещаться без существенной модификации более чем на один тип компьютерных платформ и, соответственно, операционных систем, позволит обществу сэкономить интеллектуальный труд большого количества специалистов, создаст основу для более быстрого развития инфраструктуры.
Развитие РИИ требует создания не только технической и технологической базы информатизации, но и учета политических, социальных и экономических аспектов России. Это приводит, как правило, к существенным доработкам западных решений.
Необходимо также преодоление монополизма государственных и коммерческих структур на информационные ресурсы и услуги. Для этого требуется в законодательстве и экономических механизмах реализовать принцип либерализации информационного рынка и презумпции открытости информации.
Качество на рынке средств и систем информатизации должно обеспечиваться созданием системы организаций для лицензирования и сертификации средств и систем информатизации и информационной продукции, в том числе по безопасности.

Федеральные и местные системы и сети сбора, обработки и распространения информации должны оказывать различные информационные услуги населению, предприятиям и организациям на основе государственных информационных ресурсов. С этой целью мы намерены принять законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности должностных лиц по формированию и использованию государственных информационных ресурсов, решить экономические проблемы, связанные с их использованием.

Исходя из указанных посылок, можно сформулировать следующие цели РИИ как основы формирования единого информационного пространства России:

создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;
распространение новых информационных технологий во все сферы деятельности общества и человека, прежде всего в образование, здравоохранение, науку, социальное обеспечение;
повышение оперативности, устойчивости и эффективности деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйствования; модернизации отечественной микроэлектронной и компьютерной промышленности;
создания условий для развития отечественного рынка информатизации, продвижения российских конкурентоспособных средств информатизации на мировые рынки;
поощрения передовых отечественных и зарубежных информационных техно
логий;

развития первичной сети связи, особенно на региональном уровне, построения информационных супермагистралей;
совершенствования законодательства по использованию информационных и телекоммуникационных систем физическими и юридическими лицами, защите интеллектуальной собственности, противодействию компьютерной преступности;.
обеспечения совместимости и взаимодействия систем и сетей с учетом международных систем стандартизации;
обеспечения доступа граждан к открытым государственным Информационным ресурсам, информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Формирование и развитие информационной инфраструктуры требует значительных затрат, рассчитанных на ряд лет. С целью рационального распределения ресурсов предполагается поэтапное развитие РИИ и создание ее пилотных зон.
1. й этап (до 2000 г.) — создание инфраструктуры в нескольких регионах России, наиболее продвинутых по уровню развития компьютеризации и связи, с отработкой на них принципов построения и функционирования РИИ, организацией "шлюзов" для доступа российских пользователей в международные сети.
1. й этап (до 2003 г.) — создание информационных супермагистралей: Копенгаген — Санкт-Петербург — Москва — Дальний Восток; Палермо — Истамбул — Новороссийск — Москва с подключением к ним регионов по мере готовности.
Очень важно обеспечить широкое информирование общественности о возможностях и информационных услугах, совершенствование системы обучения и повышения компьютерной грамотности пользователей.
Создание современной информационной инфраструктуры — очень дорогое мероприятие. В таких странах, как США, на эти цели расходуются десятки миллиардов долларов в год. Безусловно, основная доля работ по развитию РИИ будет выполняться частным сектором, как наиболее динамичным и заинтересованным пользователем и поставщиком информационных услуг. Источниками финансирования развития РИИ будут также средства федерального бюджета, бюджеты регионов и местные бюджеты для создания региональных структур РИИ.

Основная задача государственных структур - создание условий для инвестирования в РИИ, привлечения консолидированных средств крупных концернов, промышленных компаний, банков и т. д. Могут использоваться также целевые займы и другие формы привлечения средств от населения и коммерческих структур. Определенные перспективы имеются в России и для иностранных инвестиций и кредитов.

Для решения проблем в области информационных отношений в феврале 1995 г. принят Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Конкретные мероприятия нашли отражение в ряде государственных программ. Подготовлена федеральная целевая программа "Информатизация России", "Концепция формирования и развития Единого информационного пространства России и соответствующих информационных ресурсов" и ряд документов по поддержке различных направлений информатизации. Реализуются проекты и программы, направленные на развитие РИИ, включая такие как "Деловая сеть России", "Народный телефон" и др.

Международный информационный обмен и сотрудничество. Ведущие страны мира работают над созданием национальных информационных инфраструктур. На различных уровнях обсуждаются проекты создания глобальной международной информационной инфраструктуры.
Россия и ее партнеры заинтересованы в международном информационном обмене. Интеграция России как равноправного партнера в международное информационное сообщество позволит:

развить сети связи и системы информатизации как на федеральном, так и на региональном, местном уровне;
обеспечить продвижение на мировой рынок отечественных высоких технологий и " ноу-хау" .
Много полезного это даст партнерам России в освоении ее громадных рынков и ресурсов.
Однако, кроме политической воли, полноценная интеграция России в мировое информационное сообщество требует решения проблем, связанных с технологическими и законодательными вопросами, затрагивающими использование компьютерных технологий и сетей телекоммуникаций, защиту информации и информационную безопасность.
Поэтому вхождение России в мировое информационное сообщество будет эволюционным, с учетом опыта других стран.
В силу того, что темпы развития международного информационного обмена будут определяться, главным образом, активностью частного сектора, в том числе иностранного, государственным органам в этот период следует уделить внимание созданию международного правового режима, обеспечивающего информационный обмен и применение санкций к поставщикам некачественных средств телекоммуникационных и информационных продуктов.
Успешное развитие информационного обмена возможно лишь при условии обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности. В этой области положение обстоит неблагополучно и в промышленно развитых странах. Что же касается России, то государственными органами за последние три-четыре года предпринят ряд мер по защите прав разработчиков программ для ЭВМ, баз данных и других информационных ресурсов. Поэтому ситуация в последнее время начинает стабилизироваться.
Другой аспект проблемы — защита информационных ресурсов как объектов собственности. Значительная часть информационных ресурсов в соответствии с действующими правовыми нормами не отнесена к объектам защиты интеллектуальной собственности, оказывается юридически незащищенной.

Наибольшие сложности вызывают вопросы Несанкционированного доступа к конфиденциальной информации компьютерных сетей. Эти вопросы тесно соприкасаются с проблемами персональных данных. Мы разработали систему правовых актов и организационно-технических мер по защите информационных ресурсов.

Понятно, что реализация в сегодняшних условиях принципа равнодоступности информационных ресурсов для всех участников международного информационного обмена приводит к получению односторонних преимуществ промышленно развитыми странами. Кроме того, приемлемая для развитых стран плата за пользование сетевыми ресурсами часто оказывается недоступной для российских пользователей.

Способность к взаимодействию информационных систем, использующих большое количество различного оборудования, обуславливается разработкой многих глобальных стандартов. Развитие международной стандартизации в сфере информатизации реализуется в рамках работ, ведущихся под эгидой совместного Технического Комитета СТК 1 ИСО/МЭК "Информационные технологии" и некоторых европейских органов по стандартизации ИТ. Россия принимает участие в этом процессе через Технический Комитет ТК22 "Информационные технологии".
Имеются проблемы, связанные с гуманитарными вопросами. Новые информационные технологии, системы мультимедиа, виртуальной реальности, дистанционной работы и обучения изменяют образ жизни миллионов людей. Массовое потребление низкопробных информационных услуг типа порнографических видеофильмов, порновидеоконференций, оглупляющих игр оказывает неблагоприятное воздействие на сознание, особенно молодежи. Международный информационный обмен обостряет эти проблемы.
Важным для нас является сотрудничество со странами СНГ. Интеграционные процессы, происходящие в странах Содружества вызвали потребность в согласованном развитии национальных информационных инфраструктур государств СНГ.
В соответствии с решением Координационно-консультативного комитета СНГ осуществляется создание Объединенной системы информационного обмена между государствами — участниками Содружества, Межгосударственной системы правовой информации для стран СНГ.
В ноябре 1995 г. Совет глав правительств СНГ принял решение о формировании единого информационного пространства Содружества независимых государств; создании общей нормативно-правовой базы информационной инфраструктуры, безопасного взаимодействия, защиты информационного суверенитета каждого из государств — участников СНГ. И, в заключение, назову лишь основные направления развития международного информационного обмена. Для развития международного информационного обмена и сотрудничества необходимо активизировать работу международных организаций по следующим направлениям:
совершенствование правовой защиты информационных ресурсов, в том числе защиты интеллектуальной собственности в открытых телекоммуникационных системах;

формирование международного третейского информационного суда по конфликтным ситуациям в международном информационном обмене;

разработка системы международных стандартов, прежде всего обеспечивающих международное взаимодействие и информационный обмен;

формирование системы международной сертификации программных и технических средств;

создание благоприятных экономических условий для международного информационного обмена, прежде всего, в области науки, образования, малого предпринимательства.

Статья поступило в редакцию в июне 1996 г.

Комитет при Президенте
Российской Федерации.
по политике информатизации


А. С. Голубков - доктор технических наук, проф.