А. С. Голубков, д-р техн. наук, проф.
Потребности экономики, успешное проведение реформ требуют совершенствования национальной информационной инфраструктуры России (РИИ), преодоления барьеров (правовых, экономических, технических) для свободного движения информации и создания на территории России единого информационного пространства. Решение проблем РИИ предполагает опережающее развитие ее телекоммуникационной среды, как основы открытого взаимодействия информационных систем согласно международной модели OSI. Очевидным и важным условием развития РИИ является совместимость программно-технических платформ компьютерных и телекоммуникационных услуг. Основой для обеспечения совместимости могут служить разработка и реализация открытых интерфейсов, спецификации которых должны быть легко доступны всем поставщикам и пользователям услуг. Не менее важным является решение проблемы "переносимости" софтвера. Переносимость, как способность прикладных программ и данных перемещаться без существенной модификации более чем на один тип компьютерных платформ и, соответственно, операционных систем, позволит обществу сэкономить интеллектуальный труд большого количества специалистов, создаст основу для более быстрого развития инфраструктуры. Развитие РИИ требует создания не только технической и технологической базы информатизации, но и учета политических, социальных и экономических аспектов России. Это приводит, как правило, к существенным доработкам западных решений. Необходимо также преодоление монополизма государственных и коммерческих структур на информационные ресурсы и услуги. Для этого требуется в законодательстве и экономических механизмах реализовать принцип либерализации информационного рынка и презумпции открытости информации. Качество на рынке средств и систем информатизации должно обеспечиваться созданием системы организаций для лицензирования и сертификации средств и систем информатизации и информационной продукции, в том числе по безопасности.
Федеральные и местные системы и сети сбора, обработки и распространения информации должны оказывать различные информационные услуги населению, предприятиям и организациям на основе государственных информационных ресурсов. С этой целью мы намерены принять законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности должностных лиц по формированию и использованию государственных информационных ресурсов, решить экономические проблемы, связанные с их использованием.
Исходя из указанных посылок, можно сформулировать следующие цели РИИ как основы формирования единого информационного пространства России:
Основная задача государственных структур - создание условий для инвестирования в РИИ, привлечения консолидированных средств крупных концернов, промышленных компаний, банков и т. д. Могут использоваться также целевые займы и другие формы привлечения средств от населения и коммерческих структур. Определенные перспективы имеются в России и для иностранных инвестиций и кредитов.
Для решения проблем в области информационных отношений в феврале 1995 г. принят Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Конкретные мероприятия нашли отражение в ряде государственных программ. Подготовлена федеральная целевая программа "Информатизация России", "Концепция формирования и развития Единого информационного пространства России и соответствующих информационных ресурсов" и ряд документов по поддержке различных направлений информатизации. Реализуются проекты и программы, направленные на развитие РИИ, включая такие как "Деловая сеть России", "Народный телефон" и др.
Международный информационный обмен и сотрудничество. Ведущие страны мира работают над созданием национальных информационных инфраструктур. На различных уровнях обсуждаются проекты создания глобальной международной информационной инфраструктуры. Россия и ее партнеры заинтересованы в международном информационном обмене. Интеграция России как равноправного партнера в международное информационное сообщество позволит:
Наибольшие сложности вызывают вопросы Несанкционированного доступа к конфиденциальной информации компьютерных сетей. Эти вопросы тесно соприкасаются с проблемами персональных данных. Мы разработали систему правовых актов и организационно-технических мер по защите информационных ресурсов.
Понятно, что реализация в сегодняшних условиях принципа равнодоступности информационных ресурсов для всех участников международного информационного обмена приводит к получению односторонних преимуществ промышленно развитыми странами. Кроме того, приемлемая для развитых стран плата за пользование сетевыми ресурсами часто оказывается недоступной для российских пользователей.
Способность к взаимодействию информационных систем, использующих большое количество различного оборудования, обуславливается разработкой многих глобальных стандартов. Развитие международной стандартизации в сфере информатизации реализуется в рамках работ, ведущихся под эгидой совместного Технического Комитета СТК 1 ИСО/МЭК "Информационные технологии" и некоторых европейских органов по стандартизации ИТ. Россия принимает участие в этом процессе через Технический Комитет ТК22 "Информационные технологии". Имеются проблемы, связанные с гуманитарными вопросами. Новые информационные технологии, системы мультимедиа, виртуальной реальности, дистанционной работы и обучения изменяют образ жизни миллионов людей. Массовое потребление низкопробных информационных услуг типа порнографических видеофильмов, порновидеоконференций, оглупляющих игр оказывает неблагоприятное воздействие на сознание, особенно молодежи. Международный информационный обмен обостряет эти проблемы. Важным для нас является сотрудничество со странами СНГ. Интеграционные процессы, происходящие в странах Содружества вызвали потребность в согласованном развитии национальных информационных инфраструктур государств СНГ. В соответствии с решением Координационно-консультативного комитета СНГ осуществляется создание Объединенной системы информационного обмена между государствами — участниками Содружества, Межгосударственной системы правовой информации для стран СНГ. В ноябре 1995 г. Совет глав правительств СНГ принял решение о формировании единого информационного пространства Содружества независимых государств; создании общей нормативно-правовой базы информационной инфраструктуры, безопасного взаимодействия, защиты информационного суверенитета каждого из государств — участников СНГ. И, в заключение, назову лишь основные направления развития международного информационного обмена. Для развития международного информационного обмена и сотрудничества необходимо активизировать работу международных организаций по следующим направлениям: совершенствование правовой защиты информационных ресурсов, в том числе защиты интеллектуальной собственности в открытых телекоммуникационных системах;
формирование международного третейского информационного суда по конфликтным ситуациям в международном информационном обмене;
разработка системы международных стандартов, прежде всего обеспечивающих международное взаимодействие и информационный обмен;
формирование системы международной сертификации программных и технических средств;
создание благоприятных экономических условий для международного информационного обмена, прежде всего, в области науки, образования, малого предпринимательства.
Комитет при Президенте Российской Федерации. по политике информатизации
А. С. Голубков - доктор технических наук, проф.