Проблемы создания российского фрагмента глобальной информационной инфраструктуры

________________________________

А.А. Стрельцов, И.А. Шеремет, Г.В. Вусс, В.С. Корсаков



Проведен анализ общей направленности проекта создания глобальной информационной инфраструктуры и сформулированы возможные цели участия Российской Федерации в данном проекте. На основе оценки современного состояния информационной сферы России выделены основные проблемы правового, технологического, организационно-технического и политического обеспечения создания российского фрагмента глобальной информационной инфраструктуры, а также предложены основные направления их решения.

Одной из объективных закономерностей современного этапа развития человеческого общества является резкое усиление роли его информационной сферы в повышении эффективности экономической деятельности, разрешении социальных проблем, обеспечении общественной безопасности. По мнению специалистов, информация — это основа развития всемирной экономической системы. Предполагается, что в следующем столетии скорость, с которой информация создается и распространяется, будет определять фундаментальные изменения в мировой экономике.

Осознание данного факта нашло свое концентрированное отражение, в частности, в государственной политике правительства США, направленной на обеспечение лидерства в развитии этой сферы. Исходя из этого, администрация Клинтона сделала приоритетным направлением своей деятельности развитие национальной информационной инфраструктуры (НИИ). Создание этой инфраструктуры отражает современный этап развития экономики и культуры США, которые переходят, от постиндустриального общества к информационному. В настоящее время около 60 % их трудоспособного населения так или иначе связано с обработкой информации, и число работников такого рода постоянно увеличивается.

Концепция глобализации НИИ определяется целями внешней политики США в области формирования информационного сообщества и намечает конкретные пути решения этой задачи. Учитывая, что США уже занимают доминирующие позиции в области развития микроэлектроники и телекоммуникационных систем, предполагается, что создание глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ) позволит им обеспечить долгосрочное лидерство в наиболее динамичных областях мировой науки и телекоммуникаций, а также долгосрочный экономический рост США на базе развития перспективных отраслей промышленности и возможности влияния на информационную политику стран, участвующих в ГИИ.

Как следует из материалов выступления вице-президента США А. Гора на первой Всемирной конференции по развитию телекоммуникаций в 1994 году (Буэнос-Айрес, Аргентина), основная гуманитарная цель создания ГИИ состоит в том, чтобы обеспечить американским гражданам доступ к информационным ресурсам всех стран мира. Очевидно, что такой проект не может быть реализован какой-либо одной страной или только правительством США. Успех будет зависеть от участия в нем всего мирового сообщества. Большинство промышленно развитых стран мира в той или иной степени поддерживают американскую инициативу, а некоторые из них уже приступили к практическому решению политических и экономических проблем своего участия в ГИИ. Это делает необходимым и определение отношения Российской Федерации к данному проекту.

По мнению экспертов, в настоящее время микроэлектронная и компьютерная отрасли производства по темпам развития, влиянию на социально-экономическую инфраструктуру, вкладу в научно-техническую революцию и интеллектуализацию общества не имеют аналогов и к 2000 году могут стать самыми мощными и наукоемкими в мире. Объем выпускаемой ими. продукции может достигнуть 1 трлн. дол. и превзойти объем рынка природных ресурсов. В этом контексте участие России в реализации проекта ГИИ, создание российского фрагмента этой информационной инфраструктуры может явиться одним из мощных рычагов осуществления технического перевооружения российской промышленности, создания базы для структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности на длительную перспективу, обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

Исходя из этого, основными стратегическими целями развертывания фрагмента ГИИ на территории России могут быть: обеспечение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам, к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, зарубежным источникам информации; совершенствование информационного обеспечения предпринимательской и хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, а также научных исследований; развитие системы образования, повышения квалификации и подготовки кадров на основе удаленного доступа к отечественным и зарубежным обучающим программам и информационным ресурсам учебных заведений; повышение оперативности, устойчивости и эффективности деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйствования; модернизация и развитие отечественной микроэлектронной и компьютерной промышленности, выход на мировой рынок средств информатизации и связи; развитие системы международного права в области информационного обмена, использования международных информационных и телекоммуникационных систем, защиты интеллектуальной собственности российских физических и юридических лиц, обеспечения безопасности функционирования национальных информационных и телекоммуникационных сетей, противодействия компьютерной преступности.

Достижение этих целей предполагает решение ряда сложных проблем политического, правового, технологического и организационно-технического характера. При определении их содержания и предпочтительных направлений решения представляется необходимым учитывать не только интересы России в этой области, но и современное состояние ее информационной сферы, которое в самом общем случае определяется состоянием производства средств информатизации и рынка информационных услуг, развитием общероссийских систем передачи данных общего назначения и уровнем Информатизации общества.

Коротко рассмотрим состояние каждой из выделенных составляющих.

Как известно, Россия вступает в стадию постиндустриального общества. Этот процесс осложняется кризисным состоянием экономики вообще и производства средств информатизации, в частности. Развитие элементной базы средств вычислительной техники (ВТ) и связи отстает от уровня промышленно развитых стран мира примерно на 10-15 лет. Отечественный рынок информационных услуг еще не получил должного развития, а рынок средств информатизации и телекоммуникации заполнен в основном импортной техникой. Следствием этого является глобальная ориентация разработчиков наиболее важных и социально значимых информационно-телекоммуникационных систем на зарубежные средства вычислительной техники и телекоммуникаций. В то же время необходимо отметить, что несмотря на имеющиеся трудности с финансированием фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, отечественная наука и промышленность имеют достаточный потенциал в области развития перспективных информационных технологий, позволяющий надеяться на изменение общих тенденций в этой области.

Вследствие сохраняющейся асимметрии развития единого информационного пространства России, при котором доступ к государственным телекоммуникационным системам и информационным ресурсам сохраняется преимущественно за органами государственной власти, не сформирована полноценная система доступа граждан к открытым информационным ресурсам, находящимся как на территории России, так и на территории зарубежных стран. Отсутствуют эффективные правовые и организационные механизмы вовлечения государственных информационных ресурсов в экономический оборот.

В развертывании телекоммуникационных систем на территории России заметно оживление. Так, например, функционирует целый ряд общероссийских компьютерных сетей общего пользования. Среди них в первую очередь следует назвать "РЕЛКОМ", "РОСПАК", "ИАСНЕТ", "СПРИНТ", "ИНФОТЕЛ", "РОСНЕТ", "TEKOCV "СОВАМ ТЕЛЕПОРТ". По имеющимся данным, наибольшее число клиентов обслуживает сеть "РЕЛКОМ" (EUnet/Relcom), которая имеет сопряжение с международной открытой телекоммуникационной сетью Internet. Все упомянутые сети используют в основном импортное сетевое оборудование. Более того, сеть "СПРИНТ" принадлежит совместному предприятию, образованному ПО "Центральный телеграф" и Sprint International Corp. (США). Эта сеть взаимодействует с сетью SprintNet, являющейся одной из крупнейших в мире сетей передачи данных с коммутацией пакетов. В России действует также ряд совместных предприятий: российско-американское предприятие ТОО "Телекоммуникационная сеть БизЛинк", российско-германское предприятие Телекоммуникационная сеть "Интерлинк-GTC", российско-американско-британская компания "СОВАМ ТЕЛЕПОРТ", сети "ИНФОКОМ", "ИНФОНЕТ", система FAXNET. Компьютерные сети, функционирующие в России, имеют многочисленные шлюзы для выхода на зарубежные сети. Таким образом, в России фактически сформирована определенная информационная инфраструктура, которая может рассматриваться в качестве прообраза российского фрагмента ГИИ.

К сожалению, уровень информатизации российского общества существенно уступает соответствующим уровням промышленно развитых стран мира и многих развивающихся государств Юго-Восточной Азии. Наиболее слабыми являются показатели обеспечения населения страны средствами телефонной связи, вычислительной техники и телекоммуникациями. Так, если промышленно развитые страны мира по уровню телефонизации приближаются к абсолютным пределам, то в России потребности в телефонной связи обеспечиваются менее чем на 30 %. Наиболее насыщенной средствами информатизации и телекоммуникаций является система органов государственной власти, а также кредитно-финансовая и банковская сферы экономики. Они существенно опережают в этом отношении другие сферы общественной жизни и могут служить определенной базой для формирования российского фрагмента ГИИ.

В то же время необходимо отметить, что практическое подключение России к реализации проекта создания ГИИ требует также решения и целого ряда серьезных проблем правового характера. Это касается прежде всего развития нормативно-правового регулирования отношений в информационной сфере. Анализ законодательства промышленно развитых стран мира показывает, что они обладают достаточно развитой нормативно-правовой базой такого регулирования. По существу в этих странах сформирована основа так называемого "информационного права", объектами которой являются: отношения собственности на продукты интеллектуальной деятельности человека, информационные ресурсы, средства передачи и обработки информации; права граждан на доступ к информации, информационную деятельность и свободу творчества; ограничения Доступа к информации, составляющей государственную, служебную, коммерческую тайны, тайну частной жизни, а также ограничения доступа к персональным данным; безопасность функционирования информационных и телекоммуникационных систем; управление информатизацией общества.

Представляется, что в российском законодательстве вопросы правового регулирования отношений в информационной сфере еще не нашли должного развития, да и само российское "информационное право" развивается весьма фрагментарно. В этой области, несомненно, большим событием стало принятие Конституции Российской Федерации, в которой сформулированы основные права граждан на информацию, информационную деятельность, творчество и интеллектуальную собственность, а также права и обязанности государства в этой области. Его логическим продолжением стало принятие закона Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", который заложил общие основы правового регулирования отношений в информационной сфере. Интенсивно развивается законодательство по ограничению прав граждан на доступ к информации. Принят закон Российской Федерации " О государственной тайне", находятся в различных степенях готовности проекты законов "О коммерческой тайне", "О персональных данных". Принят закон Российской Федерации "Об участии в международном информационном обмене". Ведется активная работа еще над несколькими законодательными актами, касающимися информаци-онной сферы.

В стадии интенсивного обсуждения находятся проблемы правового регулирования отношений собственности на информацию, защиту интеллектуальной собственности в открытых телекоммуникационных системах, обеспечения права граждан на информацию.

Перечисленные законодательные акты не обеспечивают решения всех проблем правового обеспечения эффективного участия России в реализации ГИИ. Это становится особенно ощутимым, если проанализировать механизмы реализации принятых законов, судебную практику их применения. Так, например, несмотря на длительное существование закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", а также правовых актов в области охраны программ для ЭВМ и баз данных, серьезной судебной практики по этим вопросам не существует. Представляется, что имеющаяся законодательная база не способна обеспечить и эффективное противодействие компьютерной преступности, противоправному использованию средств телекоммуникации для распространения общественно опасных материалов.

Проведенный анализ позволяет среди проблем создания российского фрагмента ГИИ выделить в качестве наиболее важных: совершенствование правовой базы, модернизацию отечественной промышленности средств информатизации и телекоммуникации, развитие рынка информационных услуг, а также обеспечение информационной безопасности.

Совершенствование правовой базы предполагает прежде всего развитие законодательства в области регулирования отношений собственности на информацию и информационные ресурсы. Основное внимание в этой работе целесообразно уделить: раскрытию особенностей отношения собственности на информацию по сравнению с отношениями собственности на материальные объекты; определению способов реализации прав собственности на информацию и защиты этих прав, в том числе в открытых информационно-телекоммуникационных системах (ОИТС); совершенствованию способов охраны прав интеллектуальной собственности (включая авторские и смежные права, патентное право); определению механизмов реализации ограничений права собственности на информацию.

Важной проблемой является и развитие законодательства в области защиты прав граждан на доступ к информации, информационную деятельность и свободу творчества. В ее рамках правотворческую работу целесообразно сосредоточить на решении следующих вопросов: механизмы реализации прав граждан на доступ к информации, включая порядок ее предоставления государственным и частным организациям, а также ответственность за ее актуальность и достоверность; установление механизмов регулирования и обеспечения конституционных прав граждан на информационную деятельность, в том числе в ОИТС; разрешение конфликтов в этой сфере; определение механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти в области обеспечения доступа к открытой информации.

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие законодательства и в области ограничений доступа к информации. В этой работе основное внимание целесообразно сосредоточить на решении вопросов совершенствования правовой базы проведения оперативно-розыскных мероприятий и судебных разбирательств по фактам нарушения ограничений доступа к информации, развития, правовых' норм охраны государственной, коммерческой, служебной, личной, семейной тайн, а также персональных данных, определения механизмов общественного контроля за обеспечением конституционных прав и свобод граждан в этой области, а также деятельностью средств массовой информации, нередко нарушающих законодательно установленные ограничения доступа к информации.

В области правового обеспечения безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем основное внимание целесообразно сосредоточить на установлении ответственности за умышленное и неумышленное нарушение функционирования информационных и телекоммуникационных систем, приведшее к тяжелым последствиям, а также правовых норм обеспечения безопасности рассматриваемых систем на всех этапах их жизненного цикла.

Важным представляется и развитие законодательства в области управления информатизацией общества. В данной области основное внимание целесообразно сосредоточить на решении вопросов государственного стимулирования развития отечественной промышленности средств информатизации, телекоммуникации и связи, поддержания. фундаментальной и прикладной науки, формирования и регулирования отечественного рынка средств информатизации и телекоммуникации, а также информационных услуг.

Одной из приоритетных целей участия России в проекте создания ГИИ должна стать модернизация отечественной промышленности средств информатизации и телекоммуникации. Можно сформулировать два основных подхода к ее решению. Первый основывается на государственных инвестициях в сохранившиеся предприятия отечественной промышленности соответствующих средств, протекционистской защите их продукции на отечественном и мировом рынках. Второй подход предполагает расширение участия России в международном разделении труда в сфере информатизации, кооперации с ведущими зарубежными фирмами в этой сфере, привлечении иностранных технологий и инвестиций на российские предприятия. С учетом особенностей современного состояния .российской экономики, международного положения России, состояния российской промышленности средств информатизации и телекоммуникации представляется, что наиболее предпочтительной является их комбинация.

Исходя из этого, можно предложить следующие пути решения рассматриваемой проблемы: экономическое стимулирование участия ведущих зарубежных компаний в модернизации предприятий отечественной промышленности; создание на территории России их филиалов, а также внедрения на отечественных пред-приятиях современных технологий производства элементной базы; средств информатизации, телекоммуникации и связи; стимулирование инвестиций российских предпринимателей в формирование отечественного рынка информационных услуг и обеспечение их доступа на соответствующий международный рынок; государственная поддержка и стимулирование инвестиций местного сектора в развитие отечественной фундаментальной и прикладной науки; стимулирование эффективного использования и внедрения в хозяйственный оборот- открытых государственных информационных ресурсов; государственная поддержка фундаментальной и прикладной науки в сфере создания перспективных информационных технологий.

Необходимо отметить, что внедрение современных информационных технологий не только создает дополнительные возможности по повышению оператив ности и снижению трудоемкости информационного взаимодействия между людьми, но делает это взаимодействие более уязвимым. Можно выделить три наиболее важные проблемы в этой области: обеспечение целостности передаваемой и хранящейся в распределенных библиотеках информации поставщиков и пользователей, а также надежности функционирования информационно-телекоммуникационных сетей; обеспечение ограничений на доступ к информации; защита интеллектуальной собственности.

Существо проблемы обеспечения целостности информации в достаточно общем случае заключается в предотвращении» несанкционированного изменения содержания пользовательских общедоступных баз данных. Можно выделить несколько основных угроз обеспечению целостности информации в информационно-телекоммуникационных системах. К их числу следует отнести прежде всего ненадежное функционирование технического и программного обеспечения, оконечного оборудования и телекоммуникационных станций; нарушение правил эксплуатации тех или иных элементов сети; противоправное воздействие на базы данных, хранящихся в узлах сети.

При формировании ГИИ в условиях существенной неравномерности развития в различных странах мира проблема обеспечения надежного функционирования элементов инфраструктуры представляется достаточно важной. Применительно к развертыванию российского фрагмента ГИИ ее решение может быть найдено на пути обеспечения «добросовестной конкуренции отечественных и зарубежных производителей средств информатизации и телекоммуникации, активного участия России в разработке международной системы стандартов на выполнение телекоммуникационных и информационных услуг, позволяющих, с одной стороны, обеспечить условия для объективного соревнования отечественных и зарубежных производителей соответствующих аппаратно-программных средств, а с другой — предотвратить использование ненадежного оборудования в российском фрагменте сети; гармонизации национальных стандартов в этой сфере; развития системы лицензирования производства и сертификации средств информатизации и телекоммуникации; участия России в создании международных организаций для разрешения конфликтных ситуаций и сертификации средств и компонентов ОИТС; лицензирования деятельности по подготовке кадров; создания организационно-правовых механизмов контроля за соблюдением правил эксплуатации элементов российского фрагмента ГИИ, а также разрешения возможных конфликтов.

Важной является и проблема разграничения доступа к информации. В ней можно выделить два основных аспекта — собственно технический (программно-технический) и организационно-правовой. Первый применительно к российскому фрагменту ГИИ охватывает вопросы, которые должны быть решены в связи с необходимостью защиты от несанкционированного использования информационных ресурсов, предоставляемых российскими поставщиками ГИИ. В основу их решения целесообразно положить два базовых принципа: разрешение выхода в ГИИ только тем поставщикам информационных услуг, которые используют средства защиты сертифицированным компетентным государственным органом (например, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ); мониторинг защищенности информационных ресурсов, представляемых в ГИИ российскими поставщиками с целью выявления возможных путей несанкционированного проникновения к этим ресурсам (данную функцию могла бы выполнить, например, Федеральная служба безопасности Российской Федерации).

Что касается организационно-правового аспекта проблемы, то нормативные документы, определяющие права граждан Российской Федерации и организаций на доступ к информации зарубежных поставщиков и на предоставление информационных услуг зарубежным потребителям, должны учитывать возможность возникновения объективных угроз национальной безопасности.

Естественно, что достаточно устойчивый интерес к использованию ГИИ предполагает обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы возможно на основе реализаций комплексного подхода, в соответствии с которым основное внимание уделяется формированию систем право-вой, организационной и технической защиты. В основу системы правовой защиты можно положить законодательство в области интеллектуальной собственности (авторское право и смежные права, патентное право, право промышленной собственности). При этом предполагается решить две основные задачи: с одной стороны, обеспечить справедливое вознаграждение праводержателей за интеллектуальный труд, вложенный в создание соответствующих продуктов, а с другой — повысить оперативность доведения этих информационных продуктов до потенциальных потребителей, сделать их достоянием всех пользователей инфраструктуры.

При всей кажущейся логичности предлагаемого подхода к решению данной проблемы, анализ ее соответствия российским целям участия в создании ГИИ показывает, что в ней существуют несколько достаточно узких мест.

Во-первых, это касается защиты информационных ресурсов как объектов собственности, и не только интеллектуальной. Очевидно, что значительная часть информационных ресурсов, на создание и сопровождение которых тратятся значительные материальные средства из федерального и региональных бюджетов, но которые в соответствии с действующими правовыми нормами не отнесены к объектам защиты интеллектуальной собственности, оказываются юридически незащищенными. При этом эта часть интеллектуальных ресурсов по своему объему существенно превосходит объем защищаемых ресурсов. Необходимо отметить, что соответствующая информация, например, в США защищается законодательно как несекретная с ограниченным правом на ее обобщение и обработку. Медленное развитие отечественного законодательства в этой области может привести к утрате этой части информационных ресурсов, которая, даже по официальному мнению США может нанести существенный ущерб национальной безопасности.

Во-вторых, представляется целесообразным отметить существенное отставание российской информационной инфраструктуры от американского аналога. Реализация в этих условиях равнодоступности информационных ресурсов для всех участников Проекта приводит к получению существенных односторонних преимуществ промышленно развитыми странами.

В-третьих, нельзя забывать и о существовании значительных различий в уровне жизни российского общества и промышленно развитых стран. Предполагаемая достаточно низкая (умеренная), с точки зрения американцев, плата за пользование сетевыми ресурсами может оказаться весьма высокой для российских участников проекта.

Исходя из этого, можно предложить следующие основные направления деятельности в области правовой защиты информационных ресурсов России, включаемых в распределенные базы данных ГИИ: участие в работе международных организаций по совершенствованию правовой защиты интеллектуальной собственности в открытых телекоммуникационных системах; разработка правовых механизмов защиты информационных ресурсов, не относящихся к интеллектуальной собственности; формирование экономически обоснованных принципов предоставления информационных ресурсов, не являющихся интеллектуальной собственностью, пользователям открытых информационно-телекоммуникационных систем; разработка правовых механизмов защиты несекретной информации, обобщение которой может нанести ущерб интересам национальной безопасности России.

Целью создания организационно-технической системы защиты является обеспечение контроля за использованием интеллектуальной собственности и предотвращение ее от противоправного использования.

Можно предположить, что эта реализация потребует создания специальной контрольной службы и оснащения всех коммутационных и хостовых машин некоторым унифицированным аппаратным и программным обеспечением, которое будет способно проводить анализ трафика, содержимого запросов, поступающих к поставщикам информационных ресурсов, и ответов, получаемых потребителями информации.

В качестве направлений решения данной проблемы можно предложить инициацию Россией разработки соответствующей системы международных стандартов на реализацию выделенных функций, формирование системы международной сертификации, программных и технических средств, используемых в ГИИ, создание государственного постоянно действующего органа по контролю за функционированием российского фрагмента ГИИ, а также формирование международного третейского информационного суда по конфликтным ситуациям при использовании ГИИ.


Статья поступила в редакцию в мае 1996 г.

Совет Безопасности РФ



© Информационное общество, 1996, вып. 1, с. 60-66.