Мобильная связь - связующее звено устного и письменного общения

_______________________

Леопольдина Фортунати






Мобильная связь – связующее звено устного и письменного общения.

Данная работа посвящена использованию мобильных телефонов итальянскими подростками. В ней, в частности, анализируются различные типы поведения последних и причины того или иного поведения при использовании таких средств письменного и устного общения, как звонки и СМС-сообщения. В ней отражены результаты проекта, в ходе которого было проведено тридцать произвольных опросов в рамках специально подобранной группы подростков (15 юношей и 15 девушек). Опрос был проведен на территории Италии в 2000 году, то есть именно в то время, когда технология СМС начала набирать популярность в мире мобильных коммуникаций, что особенно заинтересовало подростков как в Италии, так и во многих других европейских странах.

Цель данного исследования состоит в попытке выявления следующего:

a. причин, по которым подростки делают выбор в пользу общения посредством звонков или СМС-сообщений;

b. когда и в каких ситуациях они предпочитают вести телефонные разговоры или писать такие сообщения;

c. какие чувства и эмоции вызывает у них звонок по мобильному телефону и какие – пришедшее текстовое сообщение, а также – какова их реакция в том и другом случае;

d. каково их отношение к другим людям и окружающей обстановке при пользовании мобильным телефоном;

e. о чем они предпочитают говорить во время звонка и о чем – писать в СМС-сообщении;

f. значение письменного и устного мобильного общения в их социальной жизни.

Результаты данного исследования помогают не только выявить типичные образцы поведения подростков при использовании мобильного телефона, но и пролить свет на две важные проблемы. С их помощью мы сможем понять, во-первых, что сегодня происходит в мире культуры, и, во-вторых, больше узнать о повседневной жизни подростков. В культурном отношении происходит полная реструктуризация областей устной и письменной речи, поскольку, например, в данном случае письменные сообщения стали частью повседневной коммуникации с помощью мобильного телефона, и это при том, что данное устройство по умолчанию является инструментом устного общения. Теперь подростки, ранее упорно избегавшие письменной речи, во многих случаях предпочитают обмениваться сообщениями – пусть даже и совсем короткими – вместо устных разговоров. Открытие очарования обмена письмами приобретает новые оттенки в мире подростков.

Изменения, происходящие в повседневной жизни подростков, наложили свой отпечаток на их потребности, поведение и взгляд на вещи. К примеру, отсутствие у большинства юношей и девушек братьев и сестер приводит к недостатку общения, который они нередко стремятся компенсировать с помощью мобильного телефона.

Ключевые слова: итальянские подростки, недостаток общения, повседневная коммуникация, мобильная связь, устное общение, СМС-сообщения, культура поведения, письменная речь, психологическая независимость, социальная жизнь.

Предпосылки исследования

Граница между устным и письменным общением сегодня подвергается постоянным изменениям. Типичным примером, подтверждающим данное утверждение, является мобильная связь, которая, будучи изначально средством устного общения, за последние три года претерпела сильные трансформации и теперь предлагает возможность коммуникации как в устной, так и письменной форме.

Фиксированная телефонная связь также изменяется, допуская в свою сферу возможность письменного общения. Аналогичные процессы уже давно произошли на телевидении, и мы привыкли к самым разнообразным письменным сообщениям на экране (без учета телевизионного видео и подключения к интернету). В этом случае возможность письменного общения хоть и не может служить альтернативой устной коммуникации, но является значимым дополнением к уже существующим средствам [1].

В ходе данной работы мы предприняли попытку взглянуть на способы использования подростками мобильной связи с точки зрения выбора устной и письменной формы общения [2], и этот аспект играл главенствующую роль. Мы не проводили анализа текстов типичных СМС-сообщений, а ограничились разговором с группой подростков на данную тему. Безусловно, мы рассчитывали не столько получить объективную картину причин выбора устной или письменной формы коммуникации, сколько понять внутренние соображения подростков по поводу использования мобильной связи. Однако мы надеемся, что, изначально уделив основное внимание вопросам письменной и устной речи, мы сможем также выявить особенности использования мобильной связи подростками и в иных аспектах.

Когда они предпочитают разговаривать по мобильному телефону?

Подростки обычно предпочитают звонить своим родителям. Это решение можно объяснить наличием нескольких факторов. Как мы увидим в дальнейшем, в подавляющем большинстве случаев именно родители покупают своим детям мобильные телефоны и оплачивают счета. Поэтому они заслуживают особого отношения – иными словами, того, чтобы им позвонили. Более того, многие родители не умеют посылать и читать сообщения. Но важнее всего то, что близкое общение между членами семьи, сопряженное с первоначальной социализацией, происходит в устном виде, что приводит к тому, что перевод этого общения в письменное русло кажется практически невозможным. Родителям хочется слышать голос своего ребенка, чувствовать его настроение, понимать его эмоции, им нужна возможность мгновенного коммуникативного обмена, поскольку они отвечают за самые важные аспекты организации повседневной жизни подростка и его социализацию. Обмен СМС-сообщениями – слишком ненадежный способ связи, если оперировать требованиями к коммуникации между членами семьи: при отправке сообщения нельзя узнать даже, дошло ли оно до получателя и, тем более, было ли оно прочитано. Таким образом, у данного способа слишком много недостатков, не позволяющих использовать его в качестве средства общения между детьми и родителями.

«Бывает, я звоню родителям, чтобы сообщить, где нахожусь или во сколько приду домой, а также чтобы попросить их забрать меня», – говорит Рене (а также Элиза). Благодаря мобильной связи родители могут узнать о местонахождении своих детей: для них важно поддерживать связь с сыном или дочерью на расстоянии, поскольку на социальном уровне мы воспринимаем внешний мир как несущий все бóльшую и бóльшую угрозу. Учитывая беспокойство и страх, вызываемые внешним пространством, мобильная связь видится волшебной «палочкой-выручалочкой», дающей родителям возможность узнать, где в данный момент находятся их дети, а детям – бóльшую защищенность, особенно в темное время суток – вечером или ночью. Из описания подростками их разговоров по мобильному телефону с родителями можно сделать вывод, что последние нередко подвозят своих детей по их просьбе (это в большей степени касается дочерей-подростков).

Безусловно, мобильная связь не предназначена исключительно для звонков родителям. Примерно половина подростков, имеющих мобильный телефон, звонят своим друзьям, однако в этом случае действуют следующие критерии. «Когда дело срочное или когда нет времени, я, конечно, звоню по мобильному», – говорит Карло. Однако, по словам Кьяры, есть несколько причин, заставляющих ее сделать звонок: «Я звоню тем, кто не умеет посылать сообщения или, если я знаю, что у человека нет денег, а мне хочется услышать его голос». Выбор в пользу звонка происходит, когда разговор обещает быть длинным (Вероника), если нужно разобраться с каким-то делом (Елена) или узнать, как дела у друзей. Леонардо звонит с мобильного телефона, когда, по его словам, «я хочу поздороваться с друзьями или поговорить с девушкой о своих намерениях». И, наконец, звонить любят те, для кого это в новинку – подростки, только что получившие свой первый мобильный телефон. Лука говорит: «Я звоню по любому поводу. Я только что купил мобильный телефон и никогда с ним не расстаюсь, даже в ванной».

Однако в дальнейшем мы увидим, что подростки, как правило, предпочитают звонить друзьям с домашнего телефона, поскольку это экономит их средства.

В каком случае и по какой причине посылается текстовое сообщение?

Текстовое сообщение – в некотором смысле идеальное средство общения в нашем обществе самодостаточных людей, поскольку оно отличается асинхронностью, т.е. не требует совпадения во времени: промежуток между написанием сообщения (созданием) и его прочтением (реализацией) может составлять сколько угодно времени. Такая асинхронность означает, что при написании и чтении сообщений не требуется никаких мгновенных действий по отношению к собеседнику [3]. При этом существует направление общения, но не требуется присутствие собеседника, которое является неотъемлемой частью устного общения. Общение с помощью СМС не требует вовлечения собеседников в такой степени, как при устном разговоре, поскольку в данном случае процесс коммуникации в плане смысла и формы имеет второстепенное значение, он растянут во времени, разделен пространством (и направлен на одного человека). Напротив, любой диалог подразумевает неразрывный во времени процесс коммуникации с собеседником и общую ответственность за его ход. Иными словами, в ходе диалога мы соприкасаемся с реальностью, выходящей за пределы нашего внутреннего мира, благодаря чему нам приходится разрешать внутренние противоречия по многим вопросам.

В некотором смысле обмен текстовыми сообщениями неуместен в современном обществе, где подрастающее поколение не проходит обучения и не имеет потребности в использовании навыков письменной речи, необходимых для их совершенствования. Сегодня развитые навыки чтения и понимания, а также написания различных текстовых сообщений встречаются все реже, к недоумению школьного руководства, занимающегося вопросами общего образования. Успех и популярность технологии обмена СМС-сообщениями в немалой степени озадачили специалистов, поскольку, как оказалось, молодое поколение, не испытывавшее особой потребности в письменном выражении мыслей и чувств, так стремится к общению с помощью текстовых сообщений. На самом деле произошло следующее: молодые люди перешли от официальной письменной речи, подлежащей оценке школьными педагогами, к письменному общению между собой, некоему текстовому диалогу, письменному разговору. А поскольку переписка ведется на маленьком экране, сообщения должны быть как можно более лаконичными и четкими.

Переписка на маленьком экране мобильного телефона, по всей видимости, оказывает сильное воздействие на образ мышления людей, в особенности тех, кто посылает огромное количество сообщений ежедневно – подростков. Молодые люди, ранее не принимавшие письменную речь – по крайней мере, в стенах учебного заведения, – превращаются в акул пера, поскольку максимальный размер сообщения не должен превышать 160 знаков. Поэтому начинаются эксперименты с изобретением новых слов и значений, синтаксисом и морфологией, опущением гласных, использованием цифр и математических знаков, не пренебрегают они и красисом.

Более того, если верить Фердинанду де Соссюру, высказавшему соображение, что письменность – не более чем «видимое отображение языка», то в данном случае мы имеем дело, по крайней мере, с видимостью каждодневного общения, прагматикой коммуникации.

Но в чем причины такого рьяного увлечения подростков СМС-сообщениями? Дело в том, что молодые люди осознали, что такая форма письменной речи может послужить средством удовлетворения их коммуникативных потребностей. Для подростка это прекрасный способ перемолвиться парой слов с друзьями. Он помогает смягчить неловкость при завязывании разговора, позволяет физически держать определенную дистанцию, даже ведя при этом по-дружески близкую беседу и т.д. Мы уже говорили, что молодые люди в большинстве своем являются единственными детьми в семье, и по этой причине в детстве они не имели возможности постоянного общения со сверстниками. Безусловно, общение присутствовало – в детском саду или подготовительной школе, – но оно имело скорее отрывочный характер. Дома же им приходилось жить в мире взрослых, разговаривающих на своем, не всегда понятном языке, что могло их психологически угнетать. Как уже было сказано, у нынешних подростков в прошлом отсутствовал достаточный опыт личного общения со сверстниками, способствовавший не только языковому развитию, но и совершенствованию умения вести диалог, социализации и способности жить в гармонии с окружающими.

Таким образом, стремление к общению этих поколений детей, с детства привыкших к телевидению, радио и телефону, несет на себе отпечаток односторонности телевидения и радио, замкнутости и искусственности телефона и компьютера, что, в свою очередь, приводит к недостатку коммуникационных навыков, боязни выражать свои мысли и эмоции, к редким доверительным разговорам в семье, привычке заниматься посторонними делами в процессе общения. Неудивительно, что выросшие дети нашли в технологии обмена текстовыми сообщениями – СМС – лучший способ общения.

В целом предпочтение отдается сообщениям, а не звонкам по той причине, что последние требуют гораздо больше времени – «нужно набрать номер, кто-то тебе отвечает, передает трубку нужному человеку, затем обмен вежливостями», – говорит Кьяра, – «все это отнимает кучу времени». Кроме того, СМС дешевле звонка. Отправка сообщения более надежна в том смысле, что оно приходит даже в том случае, если получатель в данный момент не у телефона (Елена). Если ты пишешь сообщение, окружающие не слышат, о чем идет разговор, и так проще говорить о более личных вещах (Елена). Выбор происходит в пользу СМС, а не звонка в том случае, если не хватает храбрости сказать что-то вслух (т.е. из-за смущения) (Елена) или если нужно обсудить вещи, не предназначенные для чужого уха (Бруна). Алессио любит посылать сообщения потому, что это «круто», тем самым давая понять, что общение также подчиняется веяниям моды. Рене посылает сообщения с пожеланием доброй ночи, в результате чего можно сделать вывод, что таким образом, с помощью мобильной связи, подростки растягивают время, в пределах которого прилично звонить. До появления СМС существовало некое негласное правило, запрещавшее детям и подросткам поздно звонить по телефону. По результатам исследования «Итальянцы и телефон» [4, p.45] , после десяти вечера общение по телефону во многих семьях разрешалось только в случае крайней необходимости. Сегодня благодаря мобильной связи и возможности посылать сообщения подростки могут спокойно пренебрегать этим правилом и общаться до глубокой ночи. Такая возможность представляет особый интерес и важность для детей, не имеющих братьев и сестер и живущих в своей комнате в одиночку.

Для Вероники (и многих других) обмен сообщениями – в некотором смысле «предмет потребления»: девушка говорит, что ей нравится «быстро нажимать на кнопки». Многие молодые люди гордятся этим навыком, приобретенным в результате частого набора текста. Лука посылает сообщения «чтобы скоротать время», а Стефано – «для развлечения». Никола посылает сообщения на занятиях, поскольку это не создает никакого шума. Николо – «чтобы узнать домашнее задание, просто от скуки или чтобы весело провести время».

Когда подростки предпочитают звонить и когда – писать сообщения?

«Если мне хочется о чем-то поговорить, я лучше позвоню, а если хочется посплетничать, то напишу сообщение», – говорит Бруна. С другой стороны, Николо предпочитает писать сообщения только для того, чтобы сообщить что-то кратко, а если нужно поговорить о многом, то лучше позвонить. Никола также предпочитает позвонить, если хочется сказать о многом, в сообщение все просто не уместится. По наблюдениям, подростков также беспокоит, что писать сообщения бывает утомительно. Карлотта описывает ситуацию в целом следующим образом: «Если я нахожусь вне дома, то обычно звоню, а из дома посылаю сообщения». Каролина же говорит, что все зависит от ситуации и настроения. Рене предпочитает позвонить, если что-то нужно выяснить, а для простых разговоров о «ерунде» использует обмен сообщениями. Таким образом, возможность послать сообщение помогает подросткам преодолеть робость при голосовом общении (поскольку голос – естественное продолжение человеческого тела, он тесно связан с сексуальностью). Ведь если по телефону можно сказать вещи, которые не осмелишься высказать в лицо, то в СМС можно написать даже то, что не осмелился бы сказать по телефону. Вероника звонит, находясь на улице (когда посылать сообщения значительно труднее). Элиза предпочитает позвонить, если разговор обещает быть долгим, а если нужно вкратце что-то сообщить, она посылает СМС. Стефано, работающий молодой человек, говорит: «Я разговариваю по телефону с клиентами и поставщиками, а друзьям больше люблю посылать сообщения». Карлотта посылает сообщения, находясь вне дома. Кьяра считает, что «всегда приятно услышать входящий звонок, особенно находясь в компании друзей – значит, кто-то тебя ищет. Но так бывает поначалу, когда у тебя только появился мобильный телефон. К примеру, на занятиях можно только посылать сообщения – других вариантов тут нет. С друзьями и приятелями мы общаемся на особом языке со своими кличками и сокращениями (Tivibi = ti voglio bene, «Я тебя люблю»). Проблема лишь в том, что никогда точно не знаешь, сразу ли придет твое сообщение. Один раз меня пригласили на день рождения в кафе. Мы с подругой сидели на разных концах стола, и нас разделяло 12 человек, а мне очень нужно было кое-что ей сказать. Не могла же я попросить всех встать, чтобы дать нам возможность поговорить, и я послала ей сообщение. Но, как оказалось, оно пришло ей только на следующее утро. Понимаете, что я имею в виду?».

Чувства, эмоции и реакции, вызываемые звонками и сообщениями

Данное исследование подтверждает огромное разнообразие эмоций, испытываемых подростками по поводу мобильных звонков и сообщений. Большинство опрошенных реагируют на звонки гораздо спокойнее, чем на СМС. Элиза говорит: «Я спокойно отношусь, когда мне кто-то звонит (за исключением тех случаев, когда звонит человек, который мне очень симпатичен), в том числе потому, что на экране сразу высвечивается имя, и если мне не хочется разговаривать, можно просто не отвечать. Сообщения – совсем другое дело: приходится некоторое время провести в ожидании, поскольку экран загорается, сообщая о приходе СМС, но ты не знаешь, от кого оно, и думаешь: “Кто бы это мог быть? И о чем же это сообщение?”». Карлотте А. телефонные звонки «только мешают, а полученные сообщения приносят радость». Алессио радуется только при получении сообщений, а Карло в этом случае испытывает чувство любопытства. Наконец, у работающего Стефано звонки «вызывают негативные эмоции – чаще всего злость и раздражение – поскольку они связаны с рабочими делами, а сообщения – совсем другое дело. Я начинаю нервничать и беспокоиться, потому что обычно они приходят от моей девушки». Однако у некоторых подростков телефонный звонок все-таки вызывает положительные эмоции, пусть и менее яркие, чем при получении сообщения. Для Рене все зависит от того, кто именно ей звонит, и она испытывает «любопытство, трепет и блаженство, если звонит Фабрицио», а ее реакция на полученное сообщение – «еще большее любопытство, радость и желание поскорее узнать, о чем оно». Паоло признается, что его беспокоят денежные затраты: «Я расстраиваюсь, если приходится кому-нибудь звонить, потому что это стоит денег, но если звонят мне, я очень рад, а сообщение всегда вызывает любопытство и положительные эмоции». Кьяра рассуждает следующим образом: «Звонок – это всегда приятно, это значит, что кто-то в данный момент думает о тебе; кроме того, можно самой решить, отвечать или нет. Если же ты ждешь важного звонка, то можно, в конце концов, просидеть несколько часов с телефоном в руке. Плохо, когда приходится звонить самой – это дорого. А получить сообщение всегда приятно – сразу интересно, кто о тебе подумал и написал. Когда открываешь сообщение, ни о чем не можешь больше думать, кроме как о написанном. Это приносит бóльшую радость. Причина и в том, что в сообщении можно написать о том, что не отважишься сказать по телефону. Это более интимный способ общения, позволяющий избавиться от застенчивости. Кроме того, сообщение, в отличие от звонка, можно сохранить – это очень приятно. К примеру, я записываю все полученные до определенного числа сообщения в специальный блокнот. Это напоминает подробное описание текущих дней, как в дневнике». Такие взгляды разделяют многие подростки, осознавшие, что обмен сообщениями позволяет сохранять написанное, в отличие от устных разговоров, чья неуловимая и непрочная природа иногда разочаровывает.

Другие опрошенные выказывают противоречивые эмоции по отношению как к звонкам, так и СМС-сообщениям. По словам Вероники (Лука говорит, по сути, примерно то же самое), телефонный звонок вызывает «трепет, но в то же время раздражение, если звонит человек, с которым мне не хочется говорить, а сообщение приносит не только трепет, но и удивление». Леонардо даже ассоциирует звонки по мобильному с «чем-то приятным, злостью, страхом», а сообщения – с «любопытством и тревогой». С другой стороны, Никола говорит, что при входящем звонке у него появляется «чувство беспокойства и стремление узнать, кто это; разочарование, если звонящий человек не нравится и радость в противном случае», а говоря о сообщениях, он отмечает, что чувствует «удивление, беспокойство и любопытство, поскольку поначалу не известно, кто его написал, и радость от самого факта получения». Каролина отмечает, что «неожиданный телефонный звонок вызывает удивление, а долгожданный – трепет», а в отношении сообщения она говорит о «тревоге и любопытстве, потому что поначалу неизвестно, кто его прислал». Наконец, Елена испытывает «восторг, потому что это может быть симпатичный мне человек; радость, если звонит друг, с которым давно не общались и раздражение, если звонит кто-то неприятный». Другие подростки, напротив, сообщают, что телефонный звонок оказывает на них более глубокое эмоциональное воздействие, чем сообщение. Матильда говорит, что, когда слышит звонок, чаще всего радуется, но иногда ей становится грустно, а сообщение обычно вызывает тревогу, сопряженную с необходимостью ответа. Карлотта добавляет, что «рада телефонному звонку, а при получении сообщения все зависит от его содержания».

Наконец, некоторые подростки испытывают положительные эмоции и в том, и в другом случае. Бруна утверждает: «Я всегда радуюсь и звонкам, и сообщениям». Николо признается, что и сообщения, и звонки вызывают у него любопытство.

Ответы подростков об эмоциях, вызываемых различными формами общения – письменной и устной – в действительности скорее относятся к самой коммуникационной ситуации. Однако в целом предпочтение отдается сообщениям, а не звонкам. В отличие от взрослых, подростку не так важно слышать голос собеседника – естественное продолжение последнего. По причине социальной обособленности подросткам требуется определенная физическая дистанция, поскольку к близости им необходимо привыкать, примеряя различные стратегии поведения. Обмен сообщениями столь популярен среди подростков по следующим причинам: a) возможность держать дистанцию во многих случаях придает им уверенность; б) они в большей степени, чем взрослые, привыкли к письменной речи, поскольку многие учатся в старших классах средней школы; в) асинхронность коммуникативного процесса (даже в малой степени) вызывает трепет, ожидание, любопытство, благодаря чему общение становится более интересным: дело в небольшой встряске, разукрашивающей будничный ход времени.

Подростки и культура поведения

По результатам данного исследования становится ясно, что опрошенные подростки осознают, в какой обстановке они находятся во время общения по мобильному телефону, и большинство из них старается не мешать окружающим. Это говорит о том, что проблема нарушения порядка в общественных местах при пользовании мобильной связью скорее имеет отношение к взрослым, а не подросткам. Самые грубые и агрессивные по отношению к своему окружению нарушители порядка – взрослые люди. Активное использование подростками мобильной связи, по крайней мере СМС, не сильно заметно в общественных местах. Мнения подростков относительно данного вопроса вполне однозначны. Большинство из них внимательно относится к окружающим людям и обстановке при использовании мобильного телефона. А каким образом это выражается на практике, что они предпринимают, чтобы не беспокоить присутствующих? Они выключают мобильный телефон, включают беззвучный режим, откладывают звонок на другое время, разговаривают тихо, останавливаясь в стороне или подыскивают для разговора укромное место. Кьяра подчеркивает, что линия поведения может существенно меняться в зависимости от того, насколько долго человек владеет телефоном. О себе она говорит так: «Вначале я вообще не обращала на это никакого внимания. Мой телефон всегда был включен, даже если мне нужно было пойти, скажем, на свадьбу. Теперь я отношусь к этому вопросу более серьезно. К примеру, если я иду к другу, чтобы вместе делать домашнее задание, я обязательно выключаю телефон».

Склонность подростков к обмену текстовыми сообщениями также служит доказательством их предпочтений в пользу беззвучного общения, незаметного в окружающей среде.

Содержание телефонных разговоров и сообщений

Повседневная жизнь гордо шагает, отражаясь в зеркале телефонных звонков и сообщений. Поскольку подростки видят друг друга лишь время от времени (в школе, спортивной секции и т.п.), в качестве компенсации им приходится подробно рассказывать друг другу о своей жизни. Социальное конструирование действительности происходит под сильным влиянием коммуникационных процессов 5, следовательно, потребность разделить свое восприятие действительности с другими, что наиболее часто встречается у детей, подростков, больных людей и домохозяек, находит выражение в различных формах передачи информации/рассказа.

Кьяра рассказывает о своих наблюдениях: «По мобильному можно рассказать о событиях, произошедших за день, о своих планах, о проектах, о повседневных делах. К примеру, если вы встречаетесь с молодым человеком, очень приятно, если он звонит вам каждый день, а затем вы получаете от него сообщения. В то же время с помощью сообщений удобнее всего назначать встречи и свидания. Это гораздо практичнее и быстрее – за несколько секунд я могу отправить сообщение сразу четырем друзьям».

Работающий Стефано видит ситуацию в несколько ином свете: «Я звоню по мобильному по рабочим делам – чтобы купить и продать товар, обсудить вопросы упаковки и доставки; своей девушке я посылаю сообщения со словами любви а друзьям – шутливые сообщения». С другой стороны, Карлотта А. в телефонных разговорах обсуждает «изменения в планах, заказ продуктов, назначает встречи и сообщает о своем местонахождении, предпочитая информировать о самых свежих (но не срочных) новостях с помощью сообщений». Рене может в любое время обмениваться сообщениями как с друзьями, так и с подругами, но когда необходимо поговорить с подругами о молодых людях, телефонный звонок совершенно незаменим. Бруна говорит, что телефонные разговоры предназначены для «принятия решений, касающихся семьи или отношений с противоположным полом, в то время как в сообщениях не стоит обсуждать столь важные темы». Карло также не воспринимает сообщения слишком серьезно, в отличие от звонков, несущих «информацию и передающих настроение собеседника». Паоло обсуждает любые темы, обмениваясь сообщениями и отводя для звонка обсуждение деловых и организационных вопросов; Алессио, напротив, обменивается сообщениями в основном на темы, связанные со школой или проведением свободного времени. Карлотта признается, что пишет в сообщениях о своих «чувствах, эмоциях и важных мыслях, а во время телефонного разговора обсуждает «секс, наркотики, рок-н-ролл, свои планы и потребности». Каролина, Никола, Вероника, Леонардо, Элиза, Лука, Рене и Елена не проводят жестких разграничительных линий: как в телефонных разговорах, так и в сообщениях они говорят о «любви, сексе, дружбе, школе, о прошлом и будущем, о своих планах, о домашних заданиях, о проблемах взаимоотношения полов»; отличие состоит лишь в том, что сообщения более кратки.

На данный момент вышесказанное лишь подтверждает, что нет тем, которые обсуждаются только при разговоре или только с помощью сообщений. В данном случае уместно вспомнить слова Маклюэна [6] о разнице между формой и содержанием сообщения. Содержание, безусловно, зависит от отношения подростка к тому или иному коммуникативному регистру, наличия денежных средств, текущих потребностей или от настроения. Более того, из ответов опрошенных мы не смогли узнать больше об их повседневной жизни. Конечно, у нас не было возможности изучить тексты СМС-сообщений, получаемых и отправляемых подростками. Однако такой анализ вряд ли мог бы принести новую информацию для нашего исследования.

Если рассматривать акт коммуникации вне контекста взаимоотношений, истории их развития, вне тематической, социальной и территориальной канвы, и если экстраполировать отрывок разговора из многомерного процесса коммуникации (включающего эмоции и настроения, имеющего устный и письменный стиль, а также естественную/искусственную форму; связанного с кинезисом, проксемией и т.п.) и попытаться провести его анализ, то мы придем к выводу, что в таком ключе смысл крайне нелегко понять – слишком много важной информации будет утеряно. Но дело не только в недостаточности данных. Возможен ошибочный подход, основанный на стремлении оценить данный коммуникативный фрагмент исключительно с точки зрения смыслового значения, семантики. При этом вся его незначительность и бедность откроется в полной мере. При таком поверхностном подходе от нас ускользает вся многогранность скрытого диахронного смысла, подтекста, который обязательно присутствует при общении людей между собой. Именно по этой причине следует воздержаться от выводов, сделанных многими лингвистами и специалистами в области семиотики о том, что содержание телефонных разговоров и СМС-сообщений банально и не представляет смысловой ценности т.е. представляет собой обычную болтовню. Стоит признать, что повседневная жизнь пока скрыта от глаз исследователя, и это факт.

Значение мобильной связи в социальной жизни подростков

Послушаем, что Кьяра говорит о значении мобильной связи в жизни подростков: «Мобильный телефон – это все, это центр всей жизни. Это то же самое, что очаг для наших родителей. К семье мобильная связь почти не имеет никакого отношения. Это средство общения с друзьями, где бы они не находились, возможность пригласить их к себе. Из-за телефона люди меньше общаются лично, но зато он помогает поддерживать связь с теми, кто от нас далеко. Существуют определенные различия между устной и письменной формой коммуникации. При разговоре вы знаете, кто и когда вам звонит, и развитие отношений происходит быстрее. В списке ваших контактов более 200 номеров. Едва ли можно представить, что бы произошло, если бы я пригласила их всех домой, и как бы отреагировали на это мои родители». Карлотта А. считает, что обмен сообщениями «способствует расширению круга общения и интенсивности коммуникации». Каролина и Никола подтверждают важность этого аспекта: по их мнению, мобильные звонки позволяют быть всегда на связи (по крайней мере, в зоне действия сети), а обмен сообщениями дает возможность поддержания отношений с друзьями. Наконец, для Рене мобильная связь в устной или письменной форме – «это все, я просто не представляю свою жизнь без мобильного телефона, я бы просто осталась без общения, ведь все друзья связываются со мной по мобильному».

Невероятно, насколько расширился круг общения людей с появлением мобильной связи и, соответственно, как расширилась коммуникационная (и социальная) сеть подростков.

В действительности мобильная связь дает подросткам возможность воссоздания некоего подобия виртуального общения с братьями и сестрами не посредством совместного проживания, а с помощью слов. Они как бы живут вместе, каждую минуту сообщая друг другу, кто чем занимается, находясь при этом в различных местах. Мобильная связь дает современному единственному ребенку в семье то, чего у него никогда не было – братьев или сестер, пусть и виртуальных. В детстве нынешним подросткам приходилось жить в мире взрослых – в семье, и контакты со сверстниками происходили лишь в редких случаях. Отсутствие братьев и/или сестер оставляет рубец неполноценности на социализации и, соответственно, коммуникации ребенка; единственный ребенок оторван от мира сверстников, лишен возможности полноценного развития и социализации в их среде 7. Дети сопротивляются контролю со стороны родителей, они не узнают себя в их формах самовыражения и поведения, так отличающихся от собственных. Поэтому подростки стремятся вырваться из семьи в выходные, на каникулах и даже в будни во время обеда, и обмен сообщениями для них – способ ухода от одиночества, дающий ощущение, что рядом есть кто-то, с кем можно поговорить, ничего не утаивая, не боясь непонимания, которое так часто возникает при общении разных поколений – родителей и их детей-подростков.

Использование мобильной связи имеет ещё и следующие важные особенности – она обеспечивает приватность и интимность. Леонардо подчеркивает, что устное общение по телефону позволяет ему поговорить о достаточно интимных вещах, а в сообщениях он может написать даже то, что никогда не осмелился бы сказать лично. Для Елены разговоры по мобильному относятся к сфере «очень личного, только моего, его могут слышать только те, кому я позволю, и при этом нет никаких посредников (например, родителей). Благодаря такому общению я нашла интересных друзей». Рене придает большое значение сообщениям – с их помощью можно всегда быть на связи, причем одновременно со многими, при этом телефонные звонки позволяют вести личные разговоры (и родители ничего не знают, в отличие от ведения разговоров по домашнему телефону)».

Однако такой способ увеличения интенсивности общения подростков со сверстниками, обладающий большей степенью приватности и интимности, позволяет скрыть все процессы социализации и коммуникации, происходящие в мире подростка, от глаз родителей и, соответственно, вырвать их из-под контроля. Родители теперь не имеют представления, с кем и по какому поводу общаются их дети. Таким образом, несмотря на все попытки родителей слежения за жизнью детей, совершенно очевидно, что коммуникационная социализация их детей все больше зависит от мобильной связи.

В заключение стоит отметить еще одну интересную особенность (впрочем, не самую важную): интенсивное использование мобильной связи усиливает осознание себя как личности, с одной стороны, и стремление к оправданию ожиданий компании сверстников, с другой. Николо говорит, что мобильное общение дает ему чувство равенства с окружающими, принадлежности к нормальным членам общества. Когда Элиза говорит по телефону, она чувствует, что она – «как все», в отличие от общения посредством сообщений – «это личное, никто не видит меня и не читает того, о чем я пишу». С другой стороны, Лука утверждает: «Разговаривая по мобильному, я чувствую себя взрослым, у меня хорошее настроение, и другие видят, что у меня тоже есть мобильный телефон, в то время как с помощью СМС я всегда рядом с друзьями – девушками и молодыми людьми, – всегда могу поддержать с ними связь». Алессио также подтверждает, что при получении сообщений у него сразу поднимается настроение.

Общение по мобильному и домашнему телефонам

Судя по ответам опрошенных, они все еще пользуются домашним телефоном гораздо чаще, чем мобильным. Звонки по мобильному составляют только третью часть телефонного общения. Это означает, что по возможности подростки звонят друзьям и приятелям с домашнего телефона, объясняя это сокращением расходов, поскольку за домашний телефон платят родители, большим удобством и т.д. Более того, обратив внимание на длительность звонков по мобильному телефону, можно сделать вывод, что в целом они гораздо короче, чем разговоры по домашнему телефону. Таким образом, мобильная связь служит вспомогательной технологией, позволяющей подросткам поддерживать связь, находясь вне дома и лишь частично заменившей домашний телефон.

Однако, если сравнить количество исходящих и принятых сообщений и звонков, то последние, как окажется, составляют менее трети от числа СМС. При этом число сообщений значительно превысит и суммарное количество звонков по мобильному и домашнему телефону. Таким образом, СМС-сообщения являются дополнением к стандартным функциям телефона, расширением его коммуникационного потенциала, но вовсе не грозят вымиранием звонков как по мобильному, так и по домашнему телефону.

Интересно, что количество полученных ими сообщений превышает количество отправленных (если верить опрошенным). Если говорить о длине сообщений, то полученные сообщения кажутся более короткими, чем отправленные. К первому утверждению следует отнестись с осторожностью, поскольку оно сильно напоминает аналогичные данные (которые подлежат постоянной проверке) в отношении количества входящих и исходящих звонков с домашнего телефона. В данном случае также наблюдается завышение количества принятых звонков по сравнению с исходящими. «Этот феномен тесно связан с проблемой самооценки и самолюбия – человеку проще сказать, что в нем нуждаются, чем признать, что он в ком-то нуждается» [8, p.66]. Второе утверждение следует рассматривать в свете актуального в данном случае упрощенного когнитивного метода оценки социальной значимости, ведущего к завышенной оценке нашего участия и влияния на происходящие события. Это явление обусловлено тем, что человеку проще запомнить все, что связано с отправкой собственных сообщений[9], чем информацию о полученных сообщениях.

В использовании подростками мобильной связи четко прослеживаются различные линии поведения при выборе письменного или устного речевого регистра: если нужно сообщить о чем-то вкратце, лучше послать СМС; если разговор обещает быть длинным, лучше позвонить; вне дома используется мобильный телефон, а дома, как правило, – домашний.

В заключение скажем, что мобильный телефон – дополнительный способ связи для подростков. При желании они им пользуются, но с радостью готовы переключиться на домашний телефон, чтобы сэкономить средства, если предстоит поговорить о многом.

В ходе данного исследования мы задавали подросткам ставший классическим по отношению к использованию домашнего телефона вопрос о том, что для них предпочтительнее – получать звонки или звонить самим? Ответы опрошенных приводят нас к выводу о более или менее пассивном отношении к средствам коммуникации, но также и об осознании «цепочки различных в типовом и количественном отношении действий», происходящей при совершении или принятии звонка 10, p.196, Телефонный звонок дороже в материальном отношении (звонящий оплачивает стоимость) и отнимает больше энергии, сильно подвержен влиянию случая (высокий процент соединений оканчивается неудачно (с различной вероятностью в зависимости от региона страны); причина может быть и в том, что абонент не отвечает, отсутствует, номер занят или включен автоответчик). Однако, с другой стороны, звонящий чувствует определенное психологическое превосходство, при этом выше вероятность завязать диалог с собеседником и управлять его ходом; кроме того, он имеет возможность самостоятельно решать, в какое время произойдет разговор. В ходе проведенного в Италии в начале 90-х годов исследования было выявлено, что дети разных возрастов больше любят, когда им звонят (по домашнему телефону), чем когда нужно самим сделать звонок. Возможно, причина в психологическом удовлетворении от чувства востребованности, от внимания людей к собственной персоне.

Опрошенные подростки практически единодушно согласны с таким мнением – приятнее, когда тебе звонят, чем звонить самому. Они также говорят, что любят как входящие звонки по мобильному, так и входящие сообщения. Количество принятых звонков (а в особенности сообщений) считается показателем популярности в кругу друзей. По словам опрошенных, на то есть различные причины. Элиза говорит: «Я больше люблю, когда мне звонят, потому что мне не приходится тратить деньги. Также я люблю получать сообщения, потому что для меня это всегда сюрприз». Ответ Кьяры более детален: «Мне больше нравится, когда мне звонят, чем когда я звоню сама, потому что это означает, что кто-то хочет со мной поговорить; сообщения приятно и получать и посылать, но первое все же приятнее из-за тех чувств, что испытываешь, открывая новое сообщение. Я всегда испытываю любопытство, удивление, удовлетворение. Но я также люблю и писать сообщения: получается письменный диалог». Алессио сообщает: «Я рад полученному сообщению – значит, в мире есть кто-то, кто думает обо мне». Карлотта предпочитает получать сообщения, потому что писать их утомительно; Паоло больше любит входящие звонки, потому что они «поднимают настроение, к тому же мне не нужно набирать номер», а Карло обычно посылает сообщения, хотя и утверждает, что у него «недостаточно воображения для письменного выражения мыслей».

Таким образом, практически всем подросткам больше нравится принимать сообщения и звонки, потому что при этом они не тратят деньги, им любопытно узнать, кто и что о них подумал, наконец, им не нужно ничего для этого делать, как при написании сообщений другим и т.д. Другого мнения придерживаются лишь Никола и Бруна – им нравится писать сообщения. Работающий Стефано также любит звонить сам («когда я звоню, я сам решаю, с кем хочу поговорить») и писать сообщения («пытаюсь представить лицо своей девушки, когда она будет читать мое сообщение»).

Творческое использование мобильного телефона

В ходе данного исследования мы узнали о весьма творческих методах использования мобильной связи, распространенных среди подростков. Они используют свой номер телефона (который первым делом появляется на экране телефона вызываемого абонента) следующим нетрадиционным образом. Они дают абоненту понять, кто звонит, рассчитывая на то, что на экране телефона высветится номер звонящего, и ждут одного звонка, после чего кладут трубку. Таким образом, подростки, скажем так, передают друг другу сигнал в виде несовершенного телефонного звонка. При этом не тратится ни копейки, а вызываемый абонент знает, что позвонивший думает о нем. Иными словами, это эффективный прием совершения бесплатных звонков. Он, безусловно, не предполагает словесного общения, но сам по себе пользуется популярностью среди подростков на международном уровне, о чем свидетельствуют результаты исследования, проведенного в Финляндии [2].

Экономия средств подростками

Удивительно, но данное исследование помогло узнать, что подростки весьма мудро рассуждают, когда дело касается материальной экономии. Счета за домашний телефон оплачивают родители, и они нередко жалуются на то, что их дети злоупотребляют разговорами 11. Вне зависимости от того, имели ли эти заявления под собой основание, подростки осознавали, что возможности использования телефона для них ограничены родительскими увещеваниями и предупреждениями, поскольку они (подростки) не оплачивают свою часть счета (которую также непросто определить).

С появлением мобильного телефона – средства коммуникации личного пользования, в отличие от домашнего телефона, используемого всеми членами семьи – ситуация кардинально изменилась. Подростки нередко сами покупают карточки оплаты мобильной связи на свои карманные деньги, но возможность ее использования все равно находится под контролем и может быть в любой момент ограничена: родители просто не будут покупать новые карточки. Учитывая вышеописанные обстоятельства, подростку приходится экономить, холодно и трезво оценивая ситуацию и продумывая различные стратегии; он предпочитает послать сообщение, потому что это дешевле, при возможности пользуется домашним телефоном, выбирает наиболее выгодные тарифы и т.д.

Родители – поставщики коммуникационных технологий

В результате проведенных опросов выяснилось, что половина участвовавших в них подростков получила свои мобильные телефоны в подарок на день рождения, на Рождество или в день Миропомазания. Только четверть опрошенных приобрела телефон на собственные деньги и четверть – на деньги, выданные родителями. В данном контексте следует отметить, что мобильный телефон во многих случаях является идеальным подарком. Он обладает всеми необходимыми для этого чертами: у него разумная цена, огромный престиж (по мнению подростков), поскольку это продукт современных технологий и, по общепринятому мнению, «взрослое» устройство. Верно и то, что нередко приходится наблюдать и обратную сторону медали, когда использование мобильного телефона оборачивается бесконечным потоком денежных трат. В двух третях случаев родители сами занимаются покупкой телефонных карточек, и лишь треть подростков самостоятельно покупает карточки на карманные деньги.

Проводимое исследование четко выявило тот факт, что родители переживают за своих детей и стремятся обеспечить их средствами, позволяющими всегда оставаться на связи с семьей. Возможно, что, преподнося детям в подарок мобильный телефон, они втайне надеются, что он в какой-то степени поможет заполнить пустоту, сократить коммуникационную дистанцию, так часто разделяющую родителей и детей. Действительно, общение между родителями и сыном или дочерью, вступившими в подростковый период, характеризуется отстраненностью. Зачастую перед родителями закрываются двери доверия и близости, ключ к которым теперь в руках сверстников их детей. Всё, чем раньше подросток делился с родителями, теперь он рассказывает своему лучшему другу или подруге. Причина в том, что, чтобы повзрослеть, мальчик или девочка должны «отвоевать» психологическую независимость, то есть оборвать нити, державшие их на привязи у родителей и позволявшие им осуществлять контроль, и сбросить груз родительских ожиданий. Поэтому подросток стремится выйти из-под родительской опеки, которая возможна только при наличии информации, и поэтому первым делом они ограничивают родительский доступ к своему кругу общения.

При наличии у сына или дочери мобильного телефона родители могут помочь им в решении организационных и транспортных проблем, им не приходится так сильно беспокоиться, поскольку они знают, где находится их ребенок, но, конечно, это не сможет разрешить проблему их отношений и перейти на качественно другой уровень коммуникации. Данное средство способно помочь в развитии ответственности, но его возможности и в этом смысле крайне ограничены. В действительности на публике подростки имитируют поведение независимого и ответственного человека, что не приносит им никакого морального удовлетворения. Им приходится постоянно выражать благодарность и признательность родителям, которым они многим обязаны и которые при этом слишком требовательны. Однако М. Хардинг напоминает нам [12], что подросток вынужден бороться за свою независимость, самоопределение, сексуальность и т.п. в том смысле, что ему приходится «отбирать» свои права у родителей, поскольку это единственный путь стать взрослым самому. Аналогичным образом родители имитируют уважительное отношение к свободе своих детей, на самом деле испытывая совершенно иные чувства. Часто возникает ощущение, что они сознают, что должны строго их контролировать.

Стремление к контролю над своими детьми, вероятно, связано с восприятием окружающего мира как враждебной действительности, таящей множество опасностей. Это обусловило и соответствующее внутреннее представление об эмоциональном пространстве и, следовательно, динамическое управление отдалением и близостью во взаимоотношениях. Родители потеряли способность держать свои эмоции под контролем в отношениях с сыном и дочерью на различных стадиях их развития. Очень часто, стремясь защитить своих детей от опасностей окружающего мира, родители пытаются привязать их к себе, к примеру, посредством пресловутой мобильной «пуповины», надеясь всегда быть связанными ею с сыном или дочерью, что является ошибкой. К счастью, существующая образовательная система накладывает ограничения на действия родителей в этом отношении; ученикам запрещается пользоваться мобильным телефоном на занятиях; школа отвечает за дисциплину подростков.

Заключение

В результате приведенного исследования были получены данные о поведении подростков в отношении использования мобильной связи и об изменениях, происходящих в их повседневной жизни. Прежде всего, посредством общения по мобильному телефону молодые люди воссоздают некое подобие виртуального братства со своими друзьями, продлевают время, в период которого можно общаться (благодаря обмену сообщениями), расширяют круг коммуникации, приобретают возможность более личного и интимного общения. Они любят получать сообщения и входящие звонки, поскольку при этом чувствуют, что кому-то нужны, однако в то же время совершают гораздо больше звонков с помощью домашнего телефона. Судя по ответам подростков, они сильно озабочены вопросом экономии, более вежливы и аккуратны, чем взрослые, и склонны к творческому подходу к вещам. Родители же, будучи инициаторами появления у своих детей средств мобильной связи, вынуждены отойти в сторону и молча наблюдать за ходом процесса социализации своих детей, с каждым днем все более зависящего от мобильного общения.

В то же время мы узнали много нового о том, что происходит на лингвистическом уровне. Форма общения – устная или письменная – избирается в зависимости от отношений с собеседником. Как правило, устный разговор для подростков предпочтительнее при общении с родителями, друзьями или одноклассниками, причем для общения с родителями данная форма является практически исключительно единственным вариантом, а с друзьями возможен и текстовый диалог. В целом наиболее популярным способом общения является обмен СМС-сообщениями. Они предпочтительнее телефонных звонков, потому что такое общение быстрее, дешевле; предполагает бóльшую степень приватности и лаконичность в выражении мысли. В сообщении можно написать о том, что не осмелишься сказать вслух. С другой стороны, телефонные звонки – самый подходящий способ для длительных переговоров, когда необходимы четкие разъяснения и т.п. Таким образом, в большинстве случаев подростки предпочитают общение в письменной форме, открывая для себя ее очарование и силу (при написании слова теряют звучание, но приобретают бóльшую смысловую глубину) и неизменность с течением времени (записывая содержание сообщений, можно вести дневник воспоминаний).

Литература

1. Passerini L., Capusotti E., Braunstein P. (1996) La conversazione on line tra oralità e scrittura. In Lo strabismo telematico, edited by F. Di Spirito, P. Ortoleva, C. Ottaviano. Torino: Utet, pp.141-198.

2. Katz J., Aakhus M. (2001) Perpetual Contact: Mobile Communication, Private Talk, Public Performance. Cambridge: Cambridge University Press; Katz J. (2001) Cross-cultural Comparisons of ICTs: A Semantic Differential Study, in press; Ling R. (2001) “Fashion and the Domestication of the Mobile Telephone among Teens in Norway”, in press; Lobet C. (2001) GSM Tribes: Youngs and Social Identities, in press; Oksman V., Rautiainen P. (2001) Extension of the Hand. Children and Teenegers Relationship with the Mobile Phone. A Case Study of Finland, in press.

3. Ong W.J. (1977) Interfaces of the Word. Ithaca: Cornell University Press; Ong W. J. (1982). Orality and Literacy. The Technologizing of the Word. Meuthuen: London and New York; Iser W. (1987) L’atto di lettura. Bologna: Il Mulino.

4. Fortunati L. (ed.) (1995) Gli italiani al telefono. Milano: Angeli.

5. Berger P.L., Luckmann T. (1966), The Social Construction of Reality. Garden City, New York: Doubleday and Co.

6. McLuhan M. (1964) Understanding Media, New York: Mc Graw-Hill Book Company.

7. Resnick S. (1985) Lo spazio adolescenziale: approccio fenomenologico-analitico. In Aa.Vv. L’adolescente nella società d’oggi. Verona: Morelli, pp.133-150

8. Fortunati L., Manganelli A. (1997), Verso uno scenario europeo delle telecomunicazioni. L’Italia, vol.1. Roma: Telecom Italia.

9. Nisbett R.E., Ross L. (1980) Human Inference: Strategies and Shortcomings of Social Judgment. Englewood Cliffs (N J): Prentice Hall.

10. Fortunati (ed., 1995) Telecomunicando in Europa. Milano: Angeli, pp. 195-247.

11. Haddon L. (1998) Il controllo della comunicazione. Imposizione di limiti all’uso del telefono, In L.; Burcet J., Fortunati L., Manganelli A. (1998) Le telecomunicazioni e il loro uso sociale nelle aree geografiche europee. In L. Fortunati (ed.) Telecomunicando in Europa. Milano: Angeli, pp. 248-315.

12. Harding M.E. (1951) La strada della donna. Roma: Astrolabio (tit. Orig. The Way of All Women. New York: Longmans, pp.216-219).

Леопольдина Фортунати

Педагогический факультет

Департамент экономики, общества и территории

Университет Удине (Италия)


© Информационное общество, 2009, вып. 6, с.17-28.