Информационное общество и проблема образования

_________________________________________

К.К. Колин



Мир в 2000-м году и проблема образования

В1973 году в нашей стране вышла в свет монография двух немецкий ученых X. Байнхауэра и Э. Шмакке "Мир в 2000-м году. Свод международных прогнозов". Эта книга представляет собой достаточно сжатое, систематизированное и обобщенное изложение результатов футурологических исследований по различным направлениям развития мирового сообщества, которые были получены более чем в трехстах научных центрах различных стран мира.

Сегодня, когда прошло уже более 25 лет с момента написания этой книги и когда остается всего четыре года до начала третьего тысячелетия нашей эры, мы имеем возможность воочию убедиться в справедливости или ошибочности тех международных прогнозов, которые были приведены авторами в этой книге. На одном из этих прогнозов хотелось бы остановиться более подробно. Этот прогноз касается роли образования в современном и будущем обществе и его значенья для благосостояния нации.

В монографии утверждалось, что среди всех глобальных проблем, с которыми человечеству придется иметь дело на пороге XXI века, наиболее важной и приоритетной будет являться проблема образования. В 1973 году этот прогноз для многих читателей данной книги явился весьма неожиданным. Ведь в числе перечисленных авторами десяти наиболее важных глобальных проблем человечества были указаны такие проблемы, как угроза атомной войны, перенаселение планеты, недостаток продовольствия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, расслоение общества, урбанизация и некоторые другие не менее серьезные проблемы. Так почему авторы книги на фоне всех этих проблем выделили проблему образования как наиболее приоритетную? Какие аргументы явились основанием для столь неожиданного вывода в тот момент, когда весь мир был озабочен лишь одной проблемой - как отодвинуть угрозу термоядерной войны и самоуничтожения человечества? Подтвердились ли эти аргументы в результате дальнейшей реализации процесса мирового развития? И остается ли проблема образования столь же приоритетной среди других глобальных проблем как и 25 лет назад? Попытка ответить на эти вопросы и является главной целью настоящей статьи.

Роль образования в технологическом обществе

Одним из главных аргументов в пользу приоритетной роли образования в современном мире и, тем более, в наступающем XXI веке является стремительное развитие научно-технического прогресса и глобальная технологизация передовых стран мирового сообщества. Процесс технологизации общества, начавшийся в середине XX века, принял сегодня поистине глобальные масштабы и является одним из проявлений объективных законов развития современной цивилизации. Главными причинами технологизации общества являются все большее усложнение производственных, экономических и социальных процессов, широкое развитие транснациональных корпораций и международного разделения труда, борьба производителей за высокое качество продукции и ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

От уровня технологического развития страны сегодня зависит не только ее экономическое могущества и уровень жизни населения, но и положение этой страны в мировом сообществе, возможности экономической и политической интеграции с другими странами, а также перспективы решения проблем национальной безопасности. В то же время уровень развития и использования современных технологий в той или иной стране определяется сегодня не только развитием материальной базы ее промышленности, но главным образом - уровнем интеллектуализации общества в этой стране, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы и материалы, а также новые технологии, т.е. новые формы и методы организации труда. Все это, в свою очередь, самым тесным образом связано с уровнем образования.

Таким образом, сделанный 25 лет назад прогноз о выдвижении в конце XX века проблемы образования на первое место блестяще подтверждается всем ходом мирового исторического процесса. Сегодня уже совершенно ясно, что образование - это ключ к решению всех других глобальных проблем современности, это одно из важнейших условий выживания человечества перед лицом надвигающейся экологической катастрофы и дальнейшего безопасного и устойчивого развития цивилизации.

Кардинальные изменения в существующей системе образования

Какой же должна быть перспективная система образования для того, чтобы обеспечить не только благосостояние нации, но и дальнейшее устойчивое развитие человечества? Этот вопрос сейчас волнует умы многих ученых, государственных и общественных деятелей различных стран мира, которые озабочены судьбой своей страны, проблемами разрешения кризиса современной цивилизации. Этот вопрос явился стрежнем для обсуждения стратегических проблем развития системы образования на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика'', состоявшемся в Москве в июле 1996 года. В представленных на этом Конгрессе на­циональных докладах России и других стран мира, а также в выступлениях руководителей и участников Конгресса отмечалось, что система образования должна претерпеть на рубеже наступающего XXI века кардинальные изменения. И эти изменения должны затронуть не только структуру системы образования, методологию и технологию процесса обучения в высшей и средней школе, но главным образом - цели образования, его стратегическую ориентацию.

Как было отмечено в итоговых документах Конгресса, наиболее важными отличительными чертами перспективной системы образования должны стать его фундаментализация, существенное расширение системы высшей школы, а также опережающий характер всей системы образования, ее нацеленность на проблемы и особенности будущей постиндустриальной цивилизации. Так например, в Национальном докладе России II Международному конгрессу ЮНЕСКО отмечено, что для успешного технологического развития государства в современных условиях необходимо, чтобы доля специалистов с высшим образованием составляла не менее 40 -60% от общей численности занятого населения. Это требование обусловлено высоким уровнем современных технологий, которые должны аккумулировать в себе передовые достижения научно-технического прогресса.

Что же касается качественных сторон дальнейшего развития системы образования, то здесь на первый план выступают проблемы его фундаментализации и преодоления существующей в настоящее время разобщенности технического и гуманитарного образования. Фундаментализация образования предполагает его все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволить людям самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, а также в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми весьма сложными природными и социальными явлениями. Научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях единственной надежной опорой.

Основные требования к перспективной системе образования

Одной из принципиально важных и конструктивных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Суть этой идеи заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально - экономических факторов, но главным образом в том, чтобы своевременно подготовить людей к будущему, которое приближается слишком быстро и застает многих людей врасплох, вызывая у них чувства страха и растерянности. Ведь страх перед будущем "футуршок" - одна из наиболее серьезных социальных проблем современности.

Перспективная система образования должна формироваться на основе синтеза новейших знаний как в области естественных, так и гуманитарных наук. Исходя из этого основного принципа, можно сформулировать следующие семь основных требований, которым должна удовлетворять перспективная система образования.

1. Формирование у людей нового, глобального типа сознания, которое, следуя идеям академика А. Д. Урсула, можно назвать ноосферным сознанием. Смысл его заключается в осознании человеком своего неразрывного единства с природой, а также своей особой роли в природе и своей ответственности за настоящее и будущее планеты,

2. Формирование научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, а также об особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в природной, социальной и технической сферах. Здесь хотелось бы особо подчеркнуть необходимость развития и внедрения в систему образования новых принципов изучения информатики как фундаментальной естественной науки, а также философии и синергетики.

3. Изучение закономерностей формирования уже наступающего постиндустриального информационного общества, а также тех новых возможностей и проблем, которые оно нам готовит в будущем и с которыми мы уже начинаем сталкиваться в своей повседневной жизни.

4. Формирование у людей современных научно обоснованных представлений о тенденциях и перспективах дальнейшего технологического развития цивилизации и, в первую очередь, - в области перспективных информационных технологий, являющихся сегодня стержнем и катализатором научно-технического прогресса.

5. Формирование в обществе нового перспективного направления развития культуры - информационной культуры, которая должна дать человеку не только информационную свободу доступа ко всей необходимой ему информации, но также и новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности, для практической реализации своих гражданских прав.

6. Формирование у людей будущего нового качества личной информационной культуры, которая должна быть основана не только на знании закономерностей информационных процессов в обществе, но также и на понимании своей ответственности за обеспечение информационной безопасности других членов общества. Именно поэтому в перспективной - системе опережающего образования особое внимание должно уделяться проблемам воспитания у людей высокого гуманизма и нравственности.

7. Изучение научной методологии и практических способов применения системного анализа для выявления сущности и определения путей разрешения наиболее важных социальных, экономических, политических и научно-технических проблем и формирование на этой основе творческого мышления, которое помогло бы новому поколению легче адаптироваться во все более быстро изменяющемся мире,

Анализ сформулированных выше требований показывает, что для их выполнения мало пригодна существующая система образования, которая реализует концепцию так называемого "поддерживающего образования", ориентированного главным образом на то, чтобы научить человека рациональному использованию уже накопленного опыта прошлых поколений. Нужна, новая система, которая будет нацелена на раскрытие творческого потенциала личности, на развитие у людей способности мыслить и действовать самостоятельно в самых сложных и непредсказуемых ситуациях. Мир стоит на пороге новой эры, в которой образование должно будет играть определяющую роль, как важнейший фактор перестройки мировоззрения и массового сознания людей на новые гуманистические ценности, нравственные нормы и жизненные ориентиры.

Педагог должен стать центральной фигурой наступающей эпохи и его главным оружием должны быть информация и научные знания, а основным инструментом - средства информатики и информационные технологии.


© Информационное общество, 1997, вып. 2-3, с. 18-20.