Будущее России - общество высоких технологий

____________________________________________________

Ракитов А.Н.



Автор излагаем свой взгляд на недавнее прошлое России и пути превращения ее в одну из самых развитых и мощных постиндустриальных или, точнее, информационно-индустриальных держав.

В течение десятилетия (с 1985 по 1995 г.) Россия прошла два принципиально различных этапа глубочайших социально-экономических и политических преобразований. Первый этап — "перестройка" — имел своей целью модернизировать, облагородить, гуманизировать, но при этом сохранить прежнее общество "развитого социализма". Второй этап представлял собой период непродуманных, нескоординированных, системно не проработанных экономических и социальных реформ, ориентированных на радикальный отказ от тоталитарно-авторитарного общественного строя, опиравшегося на полностью централизованную плановую экономику, и переход к современному постиндустриальному капитализму. Известно, что этот этап приближается сейчас к завершению и что результаты его не соответствуют тем целям общего благополучия, демократии и правового государства, которые хотя и были написаны на знаменах реформаторов, но к которым никто, за исключением небольшого числа самих реформаторов, серьезно не стремился.

В настоящий момент Россия находится в преддверии третьего этапа, который содержит в себе две равновероятностные возможности: либо общество выработает адекватную, научно-фундированную, рациональную модель своего будущего и на базе консолидации основных социальных сил приложит максимум энергии для достижения этой цели, либо оно постепенно деградирует и будет обречено на исчезновение, подобно многим цивилизациям прошлого.

Прежде чем перейти к изложению своего понимания будущего России И наиболее целесообразной модели ее развития, необходимо отметить следующее. Каким бы мрачным и бесчеловечным ни казался некоторым критикам период строительства так называемого социализма в России, он связан с одним уникальным историческим феноменом. Суть его заключается в том, что за 60 с небольшим лет после "военного коммунизма", вплоть до начала загнивания "развитого социализма", в России и в Советском Союзе в целом был осуществлен сознательно выработанный, продуманный, ставший всенародным идеал. Этот идеал ни в коей мере не следует отождествлять ни с научным, ни с утопическим социализмом, так как он, вообще говоря, не был социалистическим в строгом смысле этого слова. Если не увлекаться философскими изысканиями относительно терминов, то общество, построенное в этот период в нашей стране, было действительно уникально. В политическом плане это было тоталитарное общество. Вместе с тем нашей стране удалось за исторически ограниченный период достичь 7 основных целей.

1. Была создана уникальная система, обеспечившая плановое руководство обществом со стороны государства.

2. Было создано государство, обеспечившее достижение великих геополитических целей — создание "второго мира" и превращение СССР в супердержаву.

3. Была проведена уникальная культурная революция — достигнуты всеобщая грамотность, обязательное бесплатное среднее и общедоступное высшее образование (около 1000 вузов) — обеспечившая кадрами высшей квалификации государственный аппарат, армию» военно-промышленный комплекс и социально-культурную сферу.

4. Была создана система научного обеспечения, позволившая решать сложнейшие задачи экономики, производства, обороны, научно-технического И технологического прогресса.

5. Была создана мощная индустриальная база третьего технологического уровня и начат переход к четвертому.

6. Наша страна за короткий срок была превращена из сельскохозяйственной в современную урбанистическую державу с быстро растущим научно-техническим потенциалом.

7. Сложился гигантский военно-промышленный комплекс, в рамках которого были созданы и получили развитие высокие современные технологии, в том числе двойного назначения, явившиеся основой военного и государственного могущества, обеспечившие международный престиж СССР.

Именно после создания индустриальной базы современной науки и нового технологического фундамента были достигнуты исключительные по своему значению исторические результаты, сделавшие Советский Союз второй супердержавой мира. Еще важнее то, что этот статус был достигнут благодаря реализации особого социального идеале, новой модели организации, управления и развития общества. Как бы ни оценивали этот идеал, эту модель, центральным фактом анализа нынешней ситуации должно быть признание того, что он был осуществлен на практике.

В результате непродуманной "перестройки" и радикальных реформ, ориентированных на переход к капитализму устаревшего образца, многие из позитивных достижений прошлого были утрачены. Разумеется, ни один разумный человек не может считать оправданной ту цену, которую заплатил наш народ за эти достижения. Но, несмотря на это, отказаться от них (особенно от научной технологии) было бы величайшей ошибкой. Базис современного цивилизованного общества, высокой культуры, материального и духовного благополучия невозможно создать без одного фундаментального условия — создания приемлемой для всех слоев населения и консолидирующей их модели будущего России.

Главный тезис данного материала: система развитых, всеобъемлющих высоких технологий, лежащих в основе всех видов современной общественно-значимой деятельности (от производства до быта, от обороны до культуры), должна быть доминирующим элементом этой модели, а не занимать в ней подчиненное место.

Исторические цели не раз видоизменялись, и очень часто общество приходило к иным результатам, нежели те, которые были сформулированы в первоначальной модели, исходном социальном идеале. Общество, лишенное консолидирующей идеи, обречено на распад и исчезновение. Человеческое бытие определяется сознательными существами — людьми—и общественное развитие невозможно без того, чтобы их сознание не было бы консолидировано вокруг фундаментальных, общепринятых в данном социуме установок и ценностей. Мы видели, что достижения нашего недавнего прошлого возникли как реализация целей, входивших в качестве основных элементов в модель социализма. Какими Же должны быть консолидирующие общероссийские ценности и идеалы в перспективе ближайшего и среднесрочного будущего?

Прежде чем приступить к поискам ответа, необходимо сказать, что, несмотря на возможную неосуществимость социального идеала в полном объеме, каждый шаг, приближающий к нему, может представлять собой хотя бы частичную реализацию такого идеала. И каждый этап ее подтверждал бы статус России как великой державы, величие которой опирается не только и не столько на военное могущество, сколько на технологическую и экономическую мощь, социальное, духовное и культурное благополучие народа.

Общество высоких технологий — модель ближайшего будущего России

Современное общество предельно технологизировано. Техника является составной частью технологии, т.е. системы инструментальных и аппаратных средств. В полном объеме технология представляет собой сложную систему, в основе которой лежит применение орудий, инструментов, аппаратов, использующих наработанные человечеством навыки, знания и умения, а также адекватная информация, система управления необходимыми ресурсами (кадровыми, транспортными, финансовыми, энергией, сырьем), наконец, подсистема различных социальных, экономических, экологических и иных последствий, связанных с внедрением данной технологии.

В своем историческом развитии человечество прошло несколько технологических уровней или укладов. Первый уровень был основан на применении энергии, силы, навыков и званий человека как основного источника и основного Пользователя инструментов и орудий (первобытное общество). Второй уровень основывался на использовании энергетических возможностей природы: ветра, воды, огня, силы животных (традиционное общество). Третий уровень был связан с изобретением и применением паровых машин и соответствовавших этому средств передвижения: паровоза, парохода (эпоха классического или промышленного капитализма). Четвертый уровень связан с промышленным использованием электричества, химизацией производства, Использованием двигателей внутреннего сгорания, механизацией основных видов промышленного, сельскохозяйственного труда, с созданием электроники, процессоров, современной вычислительной техники и средств связи (переход от индустриального к постиндустриальному обществу). Пятый уровень представляет собой максимальную автоматизацию всех процессов в промышленности, сельском хозяйстве, добывающих отраслях, образовании, науке, культуре, быту и т.д. В соединении с новейшими биотехнологиями, возможностью создания материалов с заданными свойствами, гарантией экологической безопасности и максимально рациональном использованием земных и космических- ресурсов он составляет технологическую основу предельной информатизации и интеллектуализации общества, ведущей к его материальному и духовному благополучию.

Каждый из этих технологических уровней становился возможным благодаря происходившей в соответствующий исторический период информационной революции. Информационный фактор в глобально-историческом масштабе является решающим для понимания человеческой истории и перспектив развития общества.

Технологический выбор: за и против

Жизнь человека и человеческого общества всегда была технологизирована. В этом фундаментальное отличие любого человеческого общества от популяции животных. Технологизированы быт, управление, семейные отношения, секс, образование, торговля, производство, сельское хозяйство, культура, власть, развлечения и т. д. Правда, в каждом обществе состояние технологизированности зависит от технологического уровня. Тем не менее факт остается фактом: характер, количество и качество производимых товаров и услуг (включая информационные), способ потребления восполнимых и невосполнимых природных ресурсов, характер связей взаимодействия, общения между людьми, их воспитание, образование и досуг зависят от того, какой, уровень технологии господствует в обществе и какой тип информационной революции предшествовал созданию данного общества. Поэтому каждому качественному уровню технологии соответствуют определенные типы общества, цивилизации и культуры. Современным, развитым может считаться только общество, в котором господствующее место занимают четвертый и пятый технологические уровни, т. е. общество высоких технологий.

Могут сказать, что для России вопрос построения общества высоких технологий не является актуальным, так как в период распада экономики и инфляции, роста преступности, потери нравственных, духовных ценностей и т.д. не до высоких технологий. Утверждаю, что дело обстоит как раз наоборот: источник наших бед и неурядиц заключается в том, что Россия вступила на путь социальных преобразований, не выработав соответствующего социального идеала и модели будущего.

Исторический опыт Нового и Новейшего времени учит, что выход из тяжелого экономического, социального положения лежит в переходе к максимально более высокому уровню технодогизации и информатизации общества. Напомню в связи с этим, что, совершая реформу МэЙдзи в 1868 г., Япония отказалась от традиционных технологий (второй уровень) и приступила к построению экономики на основе самой высокой для того времени технологии, и уже к началу нашего века стала одной из наиболее развитых индустриальных держав. После второй мировой войны, завершив примерно к середине 60-х годов восстановительный период, Япония привяла историческое решение: сделать мощный рывок к обществу четвертого и пятого уровней технологии, т.е. в направлении постиндустриального общества. Несмотря на то, что не все установки японской программы, подготовленные на основе идеологии Масуды и Хаяси, были реализованы, само движение в этом направлении сделало Японию к сегодняшнему дню второй индустриальной и, пожалуй, первой по финансовому могуществу страной мира.

Другой пример — Германия, которая после второй мировой войны сначала восстановила свой технологический потенциал и сделала рывок к четвертому технологическому укладу, а затем, в 80-е годы, с некоторым опозданием перешла к наращиванию пятого технологического уровня и начала успешно конкурировать в экономическом, технологическом и финансовом могуществе с США и Японией.

Следующий пример — США. В американском Конгрессе слушания по вопросам оборонных и гражданских технологий, по вопросам науки, научно-технологических инноваций, образования составляют до 60 % объема всей работы законодателей, в то время как в России эти вопросы едва ли занимают 2—3 % внимания законодательного корпуса.

Четвертый пример — Арабские Эмираты. Эмират Дубай, наиболее развитый в экономическом отношении, известен как один из крупнейших поставщиков нефти, однако могущество Дубая строится не только на получении им 500 млрд. дол. в год от продажи нефти, а на том, что эти поступления тратятся на развитие индустриальных структур, опирающихся на технологии четвертого и пятого уровней. В настоящее время вокруг космополитического финансового центра города Дубай создается мощная индустриальная зона, основанная на применении передовых технологий, с тем, чтобы к периоду, когда нефтяные ресурсы Дубая окажутся исчерпанными, страна могла бы обеспечить себе высочайший экономический рейтинг, благодаря производству на основе импортируемых и производимых технологий самой конкурентоспособной продукции.

Наиболее распространенным является мнение, что основой современных экологических и социальных бедствий являются последствия технического прогресса. Это глубочайшее заблуждение. Ведь, скажем, неправильное применение лекарств не может служить аргументом против их использования вообще, а тот факт, что скальпелем можно перерезать горло, не означает, что хирурги должны отказываться От этого инструмента. Именно системно проработанное применение высоких технологий есть основа устранения негативных экологических последствий, возникших в результате бессистемного, непродуманного использования более отсталых энерго- и ресурсоемких технических средств.

Наконец, последнее возражение касается того, что Россия не располагает сейчас технологическими и финансовыми возможностями для создания своими силами новых высоких технологий или для их закупки. Для этого возражения есть известные основания, но и они, отнюдь, не являются неуязвимыми. Я утверждаю, что исторически каждая новая технология создавалась при помощи технологии предшествующего, более низкого уровня, поэтому современная Россия, располагающая хотя и отсталой, но мощной технологической базой третьего (с элементами четвертого) технологического уровня, при наличии продуманной, системной государственной политики, способна в исторически обозримый период времени превратиться в одну из самых развитых и мощных постиндустриальных или, точнее, информационно-индустриальных держав.

Государственная технологическая политика

Главным препятствием к созданию в России общества высоких технологи* является отсутствие какой бы то ни было осознанной государственной технологической политики. Разумеется, государству приходится сейчас бороться с инфляцией, преступностью, с неисполнительностью собственных органов управления и т.д., однако без выработки государственной технологической политики эти проблемы никогда не будут решены.

1. Для борьбы с преступностью нужны технологии и кадры. Кадры нельзя подготовить без специальных образовательных технологий.

2. Для борьбы с инфляцией, неплатежами, для расчета и получения налогов необходима специальная технология электронных расчетов, информатизация банков, финансовых корпораций, внедрение новейших средств связи и т.д., а также подготовка соответствующих кадров. Подготовить их традиционными методами, не основанными на высоких информационных технологиях, невозможно.

3. Борьба с инфляцией не может быть самоцелью. Существует немало государств и обществ, в которых инфляция отсутствует или темпы ее очень низки, однако эти общества не являются благополучными ни в экономическом, ни в социальном отношении и находятся в зависимости от стран, экономика которых опирается на высокие технологии во всех сферах. Поэтому борьба с инфляцией есть временная задача правительства, важность которой уменьшится, когда темпы инфляции снизятся. Главной же целью должно быть создание нового общества, для которого трудно подыскивать определение, так как оно, безусловно, не будет ни "социалистическим'', ни "капиталистическим". Дело не в названии, а в том, что общество, которое желает быстро развиваться и обеспечить материальное и духовно-культурное благополучие своим гражданам, не может полностью ликвидировать бедность и преступность.

Однако оно может предельно минимизировать социальное зло, располагая для этого достаточной правовой, политической и социальной мощью, при условии, что эта мощь будет опираться на современные технологии. "Чистая вода" — это технология, борьба с преступностью, это полиция и правовые органы, снабженные современными технологиями. Здоровье населения зависит от лечебных и диагностических и фармакологических технологий. Экономическое благополучие страны целиком определяется высшими технологиями, скоростью инновационных процессов, технологиями подготовки кадров, информационными технологиями и эффективным использованием информации и других ресурсов, что, как говорилось, без технологий четвертого и пятого уровней невозможно. Наконец, безопасность государства зависит от наличия высоких оборонных технологий и способности кадровой армии профессионально их использовать. Подготовка и образование военных кадров также невозможны без современных информационных технологий.

Только общество, использующее в качестве основного элемента, производства микропроцессорную систему, предельно экономно расходующее невосполнимые ресурсы, заменяющее их восполнимыми, создающее материалы с заданными свойствами, использующее технологии в интересах развития культуры, образования, науки, быта и т. д., может рассчитывать на то, чтобы занять достойное место в содружестве народов. Гарантией стабильности; экономической, социальной и оборонной мощи такого общества является то, что оно способно обеспечить освоение всех имеющихся у него природных, человеческих, финансовых, энергетических, интеллектуальных ресурсов и использовать их в своих интересах. Оно становится привлекательным для притока рабочей силы, способно ликвидировать безработицу, другие социальные недуги и создать действительно равные возможности для всех, обеспечивая достойное существование тем, кто по состоянию здоровья или возрасту не может позаботиться о себе сам. Такое общество мыслимо лишь как общество высоких технологий и должно находиться на самой передовой линии научно-технологического развития. Государственная власть, не понимающая этого и не способная выработать и проводить политику, в центре которой находится поддержка науки, высоких технологий, никогда не сможет гарантировать России статус великой державы в полном смысле этого слова. Оно не сможет прекратить внутренние конфликты, уберечь страну от распада, не говоря уже о том, чтобы сделать ее привлекательной для жизни.

В связи с этим следовало бы пересмотреть экономические концепции, лежащие в основе выработки государственной экономической и научно-технической политики. Признание таких понятий, как "рынок", "инфляция*', "ценные бумаги", "капитал", "макроэкономическое регулирование" и т. д. приоритетными, фундаментальными "кирпичами" экономической теории — результат определенного исторического опыта и экономических моделей, доказавших свою эффективность далеко не во всех странах мира. С учетом специфики России, создающей многоукладную рыночную экономику в чрезвычайно своеобразных условиях перехода от полностью централизованной к децентрализованой системе хозяйствования в условиях общего кризиса и необходимости реиндустриализации, фундаментальными понятиями, адекватными нашей реальности и национально ориентированной экономической теории, должны стать "знания", "высокая технология", "рациональная целесообразность", "инновация", "модернизация", "стабильное развитие", "социальное благополучие". Другие экономические категории, Лежащие в основе модных ныне теорий, должны рассматриваться как производные от фундаментальных. В этом случае "инфляция", "конкурентоспособность", "товарный дефицит" или "насыщенность товарами", "налог" и т.д. обретут свой подлинный смысл как отображение процессов и механизмов, препятствующих или содействующих превращению России в экономическую супердержаву на основе создания и внедрения самых современных наукоемких технологий. Только экономическая теория, основанная на такой категориальной структуре, может стать научной основой для принятия решений макро- и микроэкономического масштаба в новом российском государстве.

В заключение необходимо обратить внимание на проблему, которая представляется самой важной из всех, стоящих сейчас перед Россией. Ошибки и просчеты "перестройки" в реализации радикальных экономических и социальных реформ (на самом деле оказавшихся недостаточно радикальными и последовательными), просчеты во внутренней, национальной, региональной, культурной политике — результат некомпетентности лиц, принимающих и подготавливающих соответствующие решения. Естественно, что для адаптации к новым экономическим условиям требуется значительное время, но эта адаптация прошла бы гораздо быстрее и менее болезненно, если бы наши кадры имели более высокую профессиональную подготовку. Когда в Советском Союзе была создана система всеобщего бесплатного среднего и высшего образования, она была на уровне стоящих тогда перед обществом задач. Эта система снабжала нас специалистами, способными создать передовую для своего времени технологию и обеспечить военное могущество страны.

Уровень технологии определяется и ограничивается объемом информации и научных знаний. Поэтому "закачка" необходимого объема информации в сознание специалистов И формирование современного научного и инженерно-технологического мышления — центральная задача любого общества, ориентированного на прогресс и прорыв в области высших технологий.

Сейчас перед нашим обществом стоят другие задачи: подготовить гигантское количество государственных служащих, экономистов, менеджеров, юристов, инженеров, ученых, технологов, врачей, учителей, обладающих высокой профессиональной компетентностью, способных аккумулировать все достижения мировой Науки и культуры и передать их новому поколению. Только при этом условии можно обеспечить нашу страну достаточно мощным слоем квалифицированных специалистов, способных превратить ее в общество благополучия, общество высоких технологий.

Все это возможно осуществить лишь на основе принципиально новых методов образования. Образование, в первую очередь высшее, есть единственный способ сохранить, репродуцировать и создать новую интеллектуальную элиту, и тем самым обеспечить переход России на стадию современного индустриально-информационного общества. Однако решить проблему образования в общенациональном масштабе, достаточно качественного, и вместе с тем общедоступного, можно лишь используя новейшую информационную телекоммуникационную технологию. Хотя это требует гигантских усилий и определенных затрат, российские ученые (пока наши интеллектуальные элиты окончательно не разрушены) еще в состоянии решить эту проблему. Создав систему высокотехнологизированного, общедоступного и качественного образования, мы сможем решить проблемы развития инновационных процессов и внедрения высших технологий во все сферы деятельности — производства, науки, образования, культуры и быта.

Это связано еще с одним редко обсуждаемым вопросом о восприимчивости нации к социальным, культурным, экономическим и научно-технологическим инновациям. По своим биофизиологическим и генетическим возможностям различные нации примерно равны. Но в силу различного культурно-исторического опыта, реальный уровень этой восприимчивости, а следовательно, и возможность мощного научно-технологического прорыва, обеспечивающего всестороннюю модернизацию общества, у разных народов различны. Сейчас от уровня развития этой способности зависит будущее нации — создание общества высоких технологий, общества благополучия. Поэтому развитие адаптационного потенциала, также как и потенциала интеллектуального — задача первостепенной важности и может быть решена лишь на основе государственной поддержки принципиально новых, высоких образовательных технологий, обеспечивающих создание того, что в западной литературе называется -knowledge based society (общество, основанное на знаниях). Таким образом, знания и технологии должны войти в состав высших национальных и социокультурных ценностей России. Без этого ее движение к стабильности и благополучию невозможно. Не решив эту первую проблему, мы не сможем решить и все остальные.

Мировой опыт показывает, что именно те страны, которые сделали подготовку своих интеллектуальных кадров задачей номер один (США, Германия, Япония, Франция), добились наибольшего успеха, в экономической, социальной и культурной сферах. Не буду приводить здесь других аргументов и настаиваю лишь на том, что выработка современной государственной политики, прежде всего технологической, создание правового демократического государства, превращение России в страну, привлекательную для жизни, невозможны без революции в сфере национального образования, а она также предполагает быстрое внедрение высоких образовательных информационных технологий.


Статья, поступила в редакцию в июне 1995 г.

Администрация Президента РФ



© Информационное общество, 1995, вып. 4