Модернизация системы ведения реестров имущества города Москвы

О.О. Яковлев



Я постараюсь в течение пяти минут дать крайне сжатую информацию о ведении реестра собственности Москвы в Департаменте имущества города Москвы (ДИГМ), обрисую наше видение перспектив развития этого направления. Дополнит мою информацию А.Г. Корнилов, генеральный директор фирмы-разработчика программного обеспечения.

1. История создания автоматизированной информационной системы (АИС) ведения реестра собственности имущества города Москвы

Используемая в настоящее время система реестрового учета собственности, она называется АИС "Недвижимость", исторически выросла из системы учета договоров аренды нежилого фонда. Система отработала более 8 лет. За это время кардинально возросла информационная нагрузка, существенно изменились задачи учета и управления собственностью, сменились поколения средств вычислительной техники и программного обеспечения.

Понятно, что требуется создание системы совершенно нового уровня. В Департаменте имущества ведутся работы по созданию новых подсистем для задач ведения реестров собственности, которые в совокупности и составят единый Реестр собственности Москвы.

2. Причины, по которым представляемый ныне проект АИС не был создан ранее

2.1. Лишь сравнительно недавно Московская волоконно-оптическая сеть Московской телекоммуникационной корпорации (МВОС КОМКОР) охватила все структуры городского управления и регистрирующие органы различной подчиненности на территории Москвы. Именно этот факт охвата всей территории Москвы (даже с пригородами) современной скоростной транспортной сетью стал необходимым условием для дальнейшего построения каких-либо общегородских информационных систем, работающих в режиме реального времени.

2.2. На рынке появилось программное обеспечение, способное решать столь объемные и сложные задачи. Конечно, это ПО базируется на последнем поколении средств вычислительной техники и коммуникационного оборудования.

2.3. Главнейшая составляющая успеха – это накопленный бесценный опыт, и, как следствие, понимание, какая система Реестра собственности в глобальном смысле необходима мегаполису по имени Москва.

3. Цели создания информационной системы единого Реестра собственности Москвы

Список этих целей, разумеется, можно добавлять или расширять. Для краткости я назову четыре основных цели, которые нам видятся на современном этапе работ по созданию единого реестра.

3.1. Создание (укрепление) существующего титула собственности как необходимого условия для поддержания хорошего инвестиционного климата в Москве. Не буду раскрывать понятие "титул собственности", для этого есть специальная литература, но это достаточно фундаментальное понятие для инвестиционного климата в какой-либо экономике.

3.2. Увеличение прямых доходов, получаемых от городской собственности.

3.3. Увеличение налоговых доходов бюджета.

3.4. Оптимизация социальной политики городских властей.

4. Способы достижения поставленных целей

4.1. Полный учет в Реестре всех видов и типов собственности, принадлежащей различным субъектам права и расположенной на территории Москвы.

4.2. Учет собственности, принадлежащей Москве, за границей города (ближнее и дальнее зарубежье).

4.3. Классификация видов собственности для раздельного учета, создание специализированных по видам собственности систем реестрового учета.

Здесь не все просто, так как порой законодательство на федеральном уровне недостаточно проработано и не позволяет в полной мере осуществить учет этой собственности. В отношении некоторых видов собственности требуется проведение некоторых дополнительных научно-исследовательских работ, поскольку не все понятно и однозначно. Ошибка же в этих вопросах просто недопустима. Вкратце поясню: если законодательство недостаточно четко описывает какой-либо вид собственности, а их больше десятка, то, соответственно, как можно говорить об автоматизации этого учета?

4.4. Возможность перейти от ситуационного управления к точно просчитанному математически прогностическому управлению. Это, пожалуй, важнейшая тема в представляемом нами проекте. Экономика мегаполиса Москва объективно растет, растет популяция, а, следовательно, растет и количество проблем. Уменьшается время на принятие управленческих решений, растет цена ошибки.

Именно поэтому требуются информационные системы, пригодные для практического применения в режиме диалога. В идеале, высший руководитель должен иметь возможность получить любой ответ в любое время без привлечения информационных специалистов.

Весь мир столкнулся с новой реальностью глобальных процессов, в том числе и с негативными их последствиями. Уже одно это требует новых подходов и способов управления городским хозяйством и имуществом. Одним словом, новые реалии государственного управления требуют:


Внедрение информационной системы единого Реестра собственности Москвы позволит наиболее эффективно применять экономико-математичекую модель управления городской собственностью, которая на протяжении последнего времени создается в нашем Департаменте.

5. Что дополнительно требуется для реализации проекта АИС единого Реестра собственности Москвы

5.1. Прежде всего, финансирование, адекватное поставленной задаче. По нашим расчетам, в 2003 году необходимо затратить не менее 60 млн. руб. на развертывание широкого фронта работ по созданию в Департаменте имущества АИС ведения единого Реестра. Такое финансирование обеспечит введение в опытную эксплуатацию базовых подсистем в конце 2003 года. Соответственно, недофинансирование растянет этот процесс.

5.2. Совершенно необходима оценка электронных массивов информации.

5.3. Необходимо страхование этих электронных массивов и самих информационных систем, где эти массивы формируются и хранятся.

5.4. Отдельной строкой необходимо финансировать мероприятия по построению систем информационной защиты и внедрению катастрофоустойчивых решений. Эти вопросы сами по себе чрезвычайно важны и дороги, и без должного внимания к их финансированию мы не сможем обеспечить их решение.


Яковлев Олег Олегович - начальник Управления информационного обеспечения Департамента имущества города Москвы.


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 60-61.