__________________
Лукьянова Н.А.
Аннотация
В статье описываются семиотические модели, репрезентирующие конвергенцию естественного и искусственного в коммуникациях в пространстве интернета вещей. Интернет вещей рассматривается как качественно новый этап развития всемирной сети, когда особое значение приобретают семиотические процессы, выступающие в качестве ключевых при внедрении новых информационных технологий.
Ключевые слова: интернет вещей (Internet of Things), семиотика, коммуникация, знаковая динамика, Homo significans, коммуникативное событие.
Средства информационного обмена постоянно развиваются и совершенствуются. Череду событий, которые связаны с появлением интернета (1986) [1], продолжают такие события, как создание концепции WWW (world wide web – всемирная паутина, 1992), появление первого коммерческого браузера и др. Основным фактором трансформации коммуникативного пространства называют растущее по экспоненте количество передаваемой информации, что привело к широкому распространению в современной культуре префикса «пост-». Д. Белл использовал его «для обозначения социума, в котором индустриальный сектор теряет ведущую роль вследствие возрастающей технологизации, а основной производительной силой, становится наука» [2].
Современность тесно связана с развитием и массовым распространением самоорганизующихся информационно-коммуникационных технологий, которые играют существенную роль в трансформации общественных отношений. В структуре информационно-коммуникационных технологий все большее значение приобретают технологии интернет-вещей, которые объединяют не только собственно виртуальные сети, но и материальные объекты. Еще 90 лет назад Н. Тесла писал: «Когда беспроводные технологии достигнут подлинного развития, вся Земля превратится в единый огромный мозг, все вещи станут частью единого целого, и доступ к этому мозгу человек будет иметь с помощью прибора, похожего на современный телефон, каждый сможет носить его в кармане» [3]. Сегодня его слова отчасти стали реальностью.
Это качественно новый этап развития интернета (Internet of Things, IoT). Что же понимается под новым качеством интернета? Прежде всего технологии IoT являются ключевыми в очередной промышленной революции (Industry 4.0), когда информационные технологии обеспечивают улучшение качества жизни. Например, биосенсоры, датчики окружающей среды, RFID-метки и пр. могут использоваться во всех социально значимых сферах деятельности – медицине, распространении здорового образа жизни, торговле, логистике, обеспечении безопасности, городском хозяйстве.
Но как это обычно случается, любое открытие имеет две стороны. Безусловная прогрессивность новых сетевых технологий сопряжена с рядом экзистенциальных рисков (от опасности взлома носимых биоустройств или веб-камер до национальной безопасности информационных систем промышленного и военного назначения), с множеством не известных ранее психологических, социокультурных, политических проблем. Именно это обусловливает актуальность философско-культурологического анализа интернета вещей.
Интернет вещей становится новым способом организации коммуникативного пространства, которое выступает как пространство информационно-смыслового (смысловая составляющая подчеркивается особо), целенаправленного взаимодействия субъектов коммуникации с целью производства множества значений, отличных друг от друга «интерпретант» (Ч. Пирс), которые силой мысли человека могут быть сведены в единое целое. Это все те интерпретанты, которые создавались, создаются и будут создаваться в процессе мышления относительно объекта мысли, будь то черная дыра или новый способ ремонта автомобиля. Это пространство состоит из окружающих человека знаков, и развитие интернета вещей по своим последствиям сравнимо с изобретением электричества или атомной энергии. Это новый этап развития интернета, значительно расширяющий возможности сбора, анализа и распространения данных. Интернет вещей является также фундаментом конвергенции технологий (NBIC), радикальным образом изменяющих жизненный мир и саму природу человека, его коммуникаций. В силу этого проект интернета вещей нуждается в социокультурном анализе. Интернет вещей – всего лишь момент времени, когда количество вещей, или материальных объектов, подключенных к интернету, превысило число людей, пользующихся Всемирной паутиной [4].
Предваряя рассуждения о сближении искусственного и естественного в интернете вещей, уточним некоторые понятия. Разница между интернетом вещей (Internet of Things, IoT) и Всемирной паутиной (WWW) существует, хотя эти термины часто используют как синонимы. Отличие заключается в том, что интернет – это коммуникационные сети, физический уровень сетей, основная функция которого – быстрая и надежная передача информации. В свою очередь интернет вещей приобретает другое значение, поскольку связан с изменением качества жизни. Мы используем «умные вещи» дома и на работе, в путешествиях. Фантазии о том, как могут быть применены умные вещи ничем не ограничиваются. «Мир движется от автономных устройств в новую эру, где все связаны» [5]. Часто интернет вещей называют интернетом всего или интернетом объектов.
Целью данной статьи является установление закономерностей в конвергенции искусственного и естественного в коммуникациях интернета вещей. При этом анализируется семиотическая конвергенция искусственного и естественного в коммуникациях, которые есть часть нашей реальности не с позиции дихотомии «существует или не существует», а «как существует?». Посредством постановки этого вопроса мы определяем способы существования знака в его перманентности и изменчивости в коммуникациях, основываясь на ключевых положениях семиотики (в традициях школы Ч. Пирса).
Исходным пунктом наших рассуждений будет понятие о процессе, что делает необходимым показать, как «становящееся, возникающее формирует отдельные сущности, как рождаются и умирают индивидуальные тождества» [6]. Другими словами, ставится задача провести анализ семиотических процессов, определяющих закономерности функционирования вещей как семиотических сущностей в IoT, то есть разложить каждый процесс на части, а затем установить между частями определенные связи. Такое разложение и репрезентация исследуемых процессов будут задавать определенную модель на конкретном уровне членения. Небывалая плотность сети коммуникаций, беспрецедентная скорость современных коммуникационных средств создают условия для возникновения нового качества объектов, интернета вещей, который задает новые условия функционирования понятных и привычных нам объектов.
Сегодня интернет вещей живет и здравствует, чему в немалой степени способствуют такие инициативы, как Cisco Planetary Skin, интеллектуальная энергосеть и интеллектуальные автомобили [7]. Заметим, что коммуникационные средства создают новые стили, не отменяя традиционных способов общения, что свидетельствует об усложнении коммуникативной ситуации, а не о ее деградации. Это усложнение связано с технической обеспеченностью темпа, синхронности и тотальности информационных воздействий, которые, взятые вместе, изменяют характер функционирования семиотических процессов. Можно утверждать, что в интернете вещей наружу выводится своего рода «нервная система», поглощающая пространство и время. Этой «нервной системой», с нашей точки зрения, являются семиотические процессы, чутко реагирующие на достижения научно-технического прогресса, поскольку они являются неотъемлемым компонентом процессов коммуникации, протекающих в социокультурных системах.
Понятие «вещь» также является семиотическим понятием. Вещью может быть любой объект, материальный и нематериальный, одушевленный и неодушевленный. Это может быть нечто реальное или виртуальное (информация), то, что может быть так или иначе идентифицировано во времени и пространстве и связано с цифровым миром посредством коммуникаций. Таких вещей может быть великое множество, часто интернет вещей называют интернетом объектов, коммуницирующих между собой. Сервисы, компоненты, связующие сети – в них смешиваются цифровой и физический миры, создаются вещи. У каждой из вещей реального физического мира в интернете вещей есть ее виртуальное воплощение (семиотический клон). В результате складывается среда, где интеллект, заложенный в приложения, позволяет оценивать происходящее в физическом мире, учитывать накопленные ранее сведения и опыт для поддержки принятия решений. И все это отображается в знаках, понятных пользователям. Это и есть семиотическая конвергенция естественного и искусственного, но происходить она может только в такой среде, где создаются качественно иные, чем сегодня, условия для бизнеса, для охраны здоровья, для обеспечения экологической безопасности и других видов деятельности.
Следует отметить, что под информационными технологиями мы понимаем не только техническую составляющую «информационного взрыва», но и методы, средства, приемы, связанные с распространением информации, а также их влияние на разрушение старых ценностей и формирование новых норм поведения человека в социуме. Разумеется, автоматизация не исключает человека, и в доказательство стоит привести неутешительный вывод, к которому пришли создатели самоуправляемого автомобиля Google после серии экспериментов. Они считают результат отрицательным, в обозримом будущем без водителя обойтись не удастся, более того, уровень автоматизации уже сегодня пора ограничить, не доводя его до той черты, когда человек теряет чувство ответственности за происходящее [4]. Так, руководитель MIT Media Lab Николас Негропонте пишет: «Когда мы говорим об интернете вещей, не стоит все сводить к нанесению меток RFID на тупые вещи, чтобы более умные вещи могли их распознавать. Суть совсем в другом: мы встраиваем интеллект в вещи, чтобы они стали умнее и могли делать больше, чем мы ожидали получить от них прежде» [4].
Семиотические процессы понимаются как необратимое движение к становлению знака в его потенциальности, фактической реализации, целеустремленности в социокультурных коммуникациях. В этом процессе становление является основополагающим принципом (А.Н. Уайтхед) и трактуется как непрерывный переход из одного состояния в другое. В пространстве интернета вещей такие переходы оказываются «видимыми» посредством семиотических процессов. Предложено три конфигураторных представления объекта (взаимосвязанных моделей, или проекций, экранов – определение В.А. Лефевра [9, 10]) – семиотических процессов, определяющих сочетание естественного и искусственного в интернете вещей.
Первая проекция репрезентирует структуру и закономерности протекания коммуникативно-семиотических процессов в социокультурных системах. На этом основании введено понятие «знаковая динамика». Это первый семиотический конструкт. Знаковая динамика рассматривается как целостный, необратимый, поэтапный процесс становления знака в его потенциальности действия, фактической реализации, целеустремленности в ходе социокультурных коммуникаций. Установлено, что знаковая динамика обеспечивает социокультурные коммуникации, образуя в различных проекциях семиотические конфигурации коммуникативного пространства − сложную сеть семиотических взаимозависимостей, возникающих в результате тончайшего переплетения собственного опыта человека и традиций социума [8].
Во второй проекции определяется место человека в процессах знаковой динамики, что позволяет установить степень влияния человека на процессы ознáчивания на различных этапах интерпретационного выбора. В контексте данного исследования утверждается, что последовательность актов в интерпретационном выборе и есть способ управления процессами знаковой динамики. Таким образом, концепция Homo significans –это второй семиотический конструкт. Человек является неотъемлемым элементом процессов знаковой динамики в качестве Homo significans, участвуя в бесконечном ознáчивании (создание новых значений в коммуникациях). В пространстве интернета вещей происходит семиотическое осмысление человеком социокультурной действительности, манифестированное в знаках как инструментах мысли [8]. Результатом такого осмысления могут стать новые идеи интернета вещей. Например, в прогнозах предполагается возможность подключения к сети даже коров. Опубликованная в журнале The Economist статья "Augmented Business" («Дополненный бизнес») описывает новые возможности слежения за крупным рогатым скотом. Утверждается, что данная технология может повысить количество и качество производимого мяса. В среднем от каждой коровы поступает около 200 мегабайт информации в год [4].
Третья проекция (роль коммуникативного события в коммуникациях) позволила выявить доминирующий фактор в процессах знаковой динамики, воздействие на который может изменить темп и направленность социокультурных изменений. Тем самым коммуникативное событие, понимаемое как знаковая структура коммуникативного пространства, есть третий конструкт. Коммуникативное событие исследуется как знаковая структура, раскрывающаяся в процессе актуализации опыта человека посредством создания устойчивых взаимосвязей в коммуникациях, которые порождают нетривиальный смысл. Следовательно, природа коммуникативного события как знаковой структуры процессуальна, поскольку базируется на семиотических процессах.
Все эти «экраны» (проекции) взаимосвязаны, с их помощью мы приходим к видению коммуникативно-семиотической природы, причин и механизмов социокультурных изменений, находим ответ на вопрос «Что объединяет естественное и искусственное в интернете вещей?». Предложенная модель знаковой динамики – это модель – конфигуратор − устройство, синтезирующее различные системные представления. На примере построения данной модели можно утверждать, что при моделировании социокультурных изменений необходимо учитывать следующие параметры: 1) закономерности взаимосвязей семиотических, коммуникативных и информационных процессов; 2) роль, в которой человек выступает в коммуникативно-семиотических процессах как производитель новых смыслов; 3) роль коммуникативного события в социокультурных изменениях.
В пространстве интернета вещей вырабатывается совершенно иной уровень активности социальных контактов (и межиндивидуальных, и межгрупповых), что предполагает новые объемы и интенсивность процессов знаковой динамики, в которых совмещается естественное и искусственное, ставшее и становящееся. На фоне формирования глобального коммуникационного пространства принципиальное значение приобретает знание закономерностей внедрения интернета вещей в процессы социокультурных коммуникаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Подробно об истории Интернет: краткий курс истории Интернет [Электронный ресурс] // Jet Info. 1997. № 14 (45). Электрон. версия печат. публ. URL: http://www.jetinfo.ru/1997/14/1/article1.14.1997.html
2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.
3. Черняк Л. Интернет вещей: новые вызовы и новые технологии. URL: http://www.osp.ru/os/2013/04/13035551/
4. Дейв Э. Интернет вещей. Как изменится вся наша жизнь на очередном витке развития Всемирной сети. http://www.cisco.com/web/RU/assets/executives/pdf/Internet_of_Things_IoT_IBSG_0411FINAL.pdf
5. Вusiness Insider. URL: http://www.businessinsider.com/the-internet-of-everything-2014-slide-deck-sai-2014-2?op=1#ixzz31gBPIztp»
6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. С. 92.
7. Cisco IBSG, 2010 г. URL: http://www.cisco.com/web/RU/assets/executives/pdf/Internet_of_Things_
8. Лукьянова Н.А. От знака к семиотическим конструктам коммуникативного пространства. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.
9. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М.: Когито-Центр, 2010.
10. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М. : Сов. радио, 1973.
___________________________
ЛУКЬЯНОВА Наталия Александровна Доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета
© Информационное общество, 2014 вып. 3, с. 4-9.