Геополитические последствия информатизации и новые вызовы безопасности

В.Н. Цыгичко



Двадцатый век вошел в историю цивилизации как период колоссальных изменений в жизни человечества, связанный, прежде всего, с быстрым научно-техническим и технологическим развитием. Неотвратимо проявляется мультипликативный эффект открытий и изобретений в области обработки информации и коммуникации. И каждый информационно-технологический прорыв оказывается все более глобальным, изменяющим облик цивилизации.

Изменение мирового информационного пространства стало глобальным фактором развития современной цивилизации и определяет основные направления общественного прогресса. К наиболее важным из них относятся:


Всеобщая информатизация, как глобальный фактор мирового развития, оказывает существенное влияние на геополитическое положение и будущее нашей страны. Для того, чтобы максимально использовать свое географическое положение, России необходимо создать современную транспортную, информационную и технологическую инфраструктуру страны. Началом этого процесса является создание современной информационной инфраструктуры, которая, в свою очередь, создаст базу для привлечения капиталов для быстрого развития транспортной инфраструктуры и экономики этих регионов.

Информатизация территории является одним из основных факторов, определяющих возможность достижения главной геополитической цели – использования своего географического положения для ускоренного экономического и социального развития и занятия достойного места в мировом хозяйстве.

Как известно, развитие мира определяют две противоречивые тенденции. С одной стороны, углубляются процессы мирового разделения труда и усиливается взаимозависимость субъектов мирового сообщества, чему способствует и развитие мирового информационного пространства, а с другой стороны – идет непрекращающаяся, постоянная борьба за экономическое интересы, военное превосходство, политическое, идеологическое и культурное влияние. Сегодня мы наблюдаем новый виток обострения этой борьбы. При этом методы достижения глобальных, региональных и национальных целей остаются прежними – это политические, экономические, военные, социально-психологические меры, культурная экспансия. В быстро развивающемся и приобретающем принципиально новые качества мировом информационном пространстве эти традиционные методы борьбы трансформируются под влиянием новых информационных технологий, т.е. становятся инструментами геополитики.

Развитие процесса информатизации мирового сообщества порождает целый комплекс негативных геополитических последствий. Прежде всего, это ускорение поляризации мира, увеличение разрыва между богатыми и бедными, технологически отсталыми и передовыми странами во всех областях, увеличение числа стран-маргиналов, находящихся на обочине развития цивилизации, что является главным источником нестабильности, сегодняшних и будущих конфликтов, в том числе глобального характера. И наоборот, резко увеличивается военный потенциал передовых в научно-техническом отношении стран, что опять-таки ведет к изменению глобального и региональных балансов сил, усилению напряженности между традиционными и нарождающимися центрами силы, появлению новых рубежей глобального противостояния и порождает возможность возникновения новых военных конфликтов. Создаются условия для информационной, политической, экономической, культурной и военной экспансии со стороны развитых стран.

Таким образом, информатизация не только ускоряет прогресс цивилизации, но и порождает новые угрозы национальной, региональной и глобальной безопасности.

Наиболее радикальными и опасными становятся изменения, происходящие под воздействием новых информационных технологий в военной сфере. События последних лет ясно говорят о том, что военная мощь остается основным и наиболее весомым аргументом в мировой и региональной политике. Более того, значение военной силы в международных делах продолжает расти.

Широкое внедрение новых информационных технологий значительно увеличивает боевые возможности традиционных видов вооружения и военной техники. Под воздействием информационных технологий качественно изменяются возможности разведки и связи, во много раз увеличиваются скорости обработки больших массивов информации и принятия решений, что позволяет перейти к принципиально новым методам управления войсками и оружием на всех уровнях – от стратегического до тактического.

Новые информационные технологии позволили резко увеличить боевые возможности средств радиоэлектронной борьбы и создать информационное оружие. Информационно-технологический прогресс в военном деле, способствующий резкому увеличению боевых возможностей войск, ведет не только к изменению форм и способов ведения боевых действий различного масштаба, но изменяет саму традиционную парадигму вооруженной борьбы от тактического до стратегического уровня. Появление информационного оружия принципиально изменило схему эскалации военного конфликта. По мнению многих экспертов, даже выборочное применение информационного оружия по объектам военной и гражданской информационной инфраструктуры должно завершить конфликт на его ранней стадии, т.е. до начала активных боевых действий войск сторон, так как эскалация информационного нападения ведет к катастрофе. Обладание информационным оружием в не меньшей степени, чем ядерным, обеспечивает подавляющее военное преимущество над странами, его не имеющими. И если не сегодня, то уже в ближайшем будущем информационно-психологические параметры противостояния держав будут доминировать над ядерными. Как и ядерное оружие, информационное оружие может служить как фактором политического давления, так и фактором сдерживания.

Таким образом, применение новых информационных технологий для совершенствования вооружения и военной техники и для создания новых видов оружия массового поражения, принятие этих средств на вооружение и их распространение является мощным дестабилизирующим фактором, нарушающим сложившееся военно-стратегическое равновесие, региональный и глобальный балансы сил, в полном смысле делающим его фактором геополитическим.

Активная разработка информационного оружия и подготовка к информационным войнам связана с усилением влияния цивилизационного фактора, во многом определяющего взгляды развитых стран на цели, условия, формы и последствия применения военной силы, в том числе сил общего назначения, для достижения политических целей.

С точки зрения влияния на военную область можно выделить четыре фундаментальные тенденции развития.

Первая тенденция – это становление в развитых демократических странах гражданского общества как основной социально-политической силы, определяющей внутреннюю и внешнюю политику этих стран, в том числе и в военной сфере, и осуществляющей общественный контроль над властью. В гражданском обществе главной ценностью является жизнь человека, его права и безопасность. Хотя процесс развития гражданского общества неоднозначен и во многом противоречив, можно с уверенностью утверждать, что он имеет устойчивую, необратимую тенденцию к углублению и распространению на все более широкий круг цивилизованных стран. Для гражданского общества неприемлем военный путь решения внешнеполитических проблем, если боевые действия связаны со значительными людскими потерями. Безусловно, это положение относится только к ситуациям, не угрожающим существованию этих государств. В случае агрессии против них отношение к потерям своих войск будет совершенно другое. Использовать же военную силу, в ситуациях не угрожающих существованию этих государств, становится все сложнее по мере развития гражданского общества. Таким образом, для развитых демократических государств все большее значение в военной сфере приобретает цивилизационный фактор – уровень допустимых потерь в живой силе при решении внешнеполитических проблем военным путем.

Опыт военных конфликтов различного масштаба в последнее десятилетие говорит о том, что уровень допустимых потерь составляет сегодня десятки, если не единицы человеческих жизней и это становится одним из важнейших факторов сдерживания этих стран от применения военной силы. Примером может служить операция НАТО в Югославии. Предвидя большие потери личного состава в случае столкновения с югославской армией, даже под угрозой развала союза, публичного унижения и, по существу, пересмотра результатов холодной войны НАТО не была готова к проведению сухопутной операции, поскольку общественное мнение Запада никогда не согласилось бы на такую цену урегулирования Косовского кризиса. Другими словами, НАТО оказалась неэффективной военно-политической организацией при военном решении югославской проблемы именно под влиянием цивилизационного фактора – недопустимых ожидаемых потерь в случае проведения наземной операции.

Вторая тенденция – это глобализация и экономическая интеграция как естественный процесс развития. Сегодня уже существует глобальная экономика, в которой страны неразрывно связаны системой мирового разделения труда и экономического обмена. Конечно, в этой глобальной системе существуют порой острые противоречия и несовпадение интересов, но они не существенны с точки зрения корпоративных интересов развитых стран и поэтому военные конфликты между ними практически исключены. Корпоративные интересы развитых стран требуют, кроме всего прочего, надежного обеспечения безопасности каждого члена клуба и возможности совместного решения острых мировых проблем, в том числе с применением силы. Эту задачу выполняют военные союзы этих стран, в которых решения о применении силы принимаются по принципу консенсуса, а это означает, что без поддержки общественного мнения стран – участниц союза невозможно решение каких-либо проблем военным путем. Это обстоятельство резко снижает эффективность военных организаций союзов развитых демократических стран в операциях, не затрагивающих напрямую их безопасность. Поэтому основными средствами решения острых политических проблем стали экономическая и культурная экспансии, международные экономические и политические санкции и, в крайних случаях, угроза применения силы там, где это не грозит серьезными людскими потерями с обеих сторон. В этих условиях информационное оружие является весьма эффективным силовым средством, позволяющим решать многие конфликты без применения традиционных средств вооруженной борьбы.

Третья тенденция – это усложнение и увеличение уязвимости промышленной, информационной, социальной и военной инфраструктуры развитых стран. Разрушение в результате боевых действий атомных электростанций, химических предприятий, высоконапорных плотин и других критических объектов может привести к региональным и даже глобальным катастрофам, чреватым колоссальными людскими и материальными потерями, грозящими самому существованию этих стран. Нарушение их информационной инфраструктуры также с обязательностью приведет к техногенным и экономическим катастрофам, поскольку управление всех важнейших объектов народного хозяйства, социальной и военной сферы развитых стран основано на широком использовании информационно-коммуникационных технологий. Дальнейшее развитие информационно-коммуникационной сферы и углубление процессов глобализации делает мир еще более уязвимым.

Четвертая тенденция – информационно-технический прогресс в военном деле, ускоренное совершенствование и развитие вооружения и военной техники на основе широкого внедрения новых информационных технологий и создания оружия на новых физических принципах, информационного и нелетального оружия. Основными особенностями нового поколения вооружений становятся кардинальное увеличение точности, дальности и мощности действия, резкое увеличение возможностей разведки, систем сбора и обработки информации и, как следствие, уменьшение времени принятия оперативных решений. Страны, обладающие таким оружием и военной техникой, получают громадное военное преимущество перед противником, оснащенным традиционными типами вооружений.

Перечисленные тенденции, по сути, и определяют допустимые пределы и условия применения силы развитыми странами и возможные типы конфликтов, которые могут быть для них приемлемыми с учетом цивилизационного фактора.

В силу вышеназванных причин для развитых стран никакая война с применением ядерного оружия неприемлема. Как следует из выступлений американских политиков и военных, отстаивающих необходимость создания национальной ПРО, уровень недопустимого ущерба в ядерном конфликте для США определяется ущербом любому мегаполису от одной боеголовки самой малой мощности.

Проблематичным становится и развязывание широкомасштабной войны с применением обычного оружия против противника, который способен оказать серьезное сопротивление, чреватое для агрессора большими людскими потерями и серьезным ущербом инфраструктуре. В настоящее время и, очевидно, в будущем не существует политических и экономических причин, ради которых Запад мог бы развязать войну, угрожающую его экономическому процветанию, обеспеченной и безопасной жизни его граждан.

Опыт последних десятилетий показывает, что после окончания вьетнамской войны США и НАТО применяли силу только в случае, если они имели подавляющее военно-техническое превосходство над противником, который не мог создать для них непосредственной угрозы. Типичными примерами могут служить события в Ираке и Югославии.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что превентивное применение военной силы развитыми странами возможно только при их подавляющем военно-техническом превосходстве над противником, не способным нанести серьезный ущерб агрессору. Поэтому в современных условиях информационное оружие становится наиболее приемлемым военным средством решения внешнеполитических проблем, в частности, путем развязывания информационных войн, особенно против экономически развитых стран.

Процессы глобальной информатизации привели к тому, что современное общество постепенно приобретает практически полную зависимость от состояния своей информационной инфраструктуры. Это вновь приобретенное свойство делает его как таковое весьма уязвимым, поскольку позволяет воздействовать на него враждебным силам – недружественным государствам, террористическим организациям, криминальным группам и отдельным злоумышленникам – не только непосредственно, как это и было ранее, но и опосредованно через его информационное пространство. Поэтому обеспечение национальной безопасности в информационной сфере становится одним из высших приоритетов государства.

Поскольку угрозы информационного терроризма могут быть направлены на любые сферы жизни общества и государства, на любые объекты киберпространства, необходима разработка единой общемировой стратегии борьбы с информационным терроризмом, в соответствии с которой функции силовых ведомств каждого государства должны быть четко распределены, а государство должно координировать их деятельность.

Вместе с тем необходимо понимать, что любые мероприятия по борьбе с информационным терроризмом могут существенно ограничивать свободу всех видов информационной деятельности в обществе и государстве, права граждан и организаций на свободное производство, получение, распространение и использование информации. Поэтому государственная стратегия борьбы с информационным терроризмом должна строиться на основе поиска приемлемого для общества компромисса, быть открытой, не допускающей монополизма отдельных ведомств. Государство должно быть заинтересовано в понимании обществом сути проблем информационного терроризма и его политики в этой области.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что угроза международного информационного терроризма стала важным геополитическим фактором, и предотвращение этой угрозы требует объединения усилий всех государственных институтов и активизации международного сотрудничества в этой области.


Цыгичко Виталий Николаевич - главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, доктор технических наук, профессор.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 19-22.