_________________________
О.Н. Вершинская, Т.В. Ершова
Аннотация. В данной статье предпринята попытка проанализировать основные направления научных и прикладных зарубежных и отечественных исследований в различных сферах, относящихся к проблематике «информационного общества», или «общества знаний», осуществленных в последние 7–8 лет (2003–2010 гг.). Точкой отсчета здесь послужило проведение под патронажем ООН Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, по итогам которой было скорректировано стратегическое видение процессов формирования информационного общества на глобальном уровне. В работе выявлены наиболее актуальные и перспективные для России направления междисциплинарных исследований по этой тематике (включая совместные исследования российских и иностранных ученых), обоснована необходимость их развития и стимулирования. Предложено новое направление исследований – «Изучение социальных последствий распространения ИКТ».
Ключевые слова: информационное общество, социальные последствия распространения ИКТ, социокультурные факторы экономического / инновационного развития, пользователи ИКТ, использование информационных продуктов и услуг, новые риски.
Постановка задачи на глобальном уровне
Лавинообразное распространение технологий породило серьезные, если не сказать радикальные изменения в жизни людей. Осознание неизбежной трансформации человеческой цивилизации под натиском этого процесса привело к идее созыва Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО). Экспертные и политические дебаты, сопровождавшие процесс подготовки саммита, а также основополагающие документы, принятые по итогам двух глобальных встреч в конце 2003 и 2005 гг., во многом опирались на результаты имевшихся научных исследований. В женевской Декларации принципов [1] сказано: «…наука играет центральную роль в развитии информационного общества. Многие компоненты информационного общества являются результатом научно-технических достижений, ставших возможными благодаря совместному использованию результатов исследований».
«Для обеспечения устойчивого развития информационного общества следует наращивать национальный потенциал в области научно-технических и опытно-конструкторских работ в сфере ИКТ. Наряду с этим партнерские отношения, в первую очередь между развитыми и развивающимися странами и внутри этих групп стран, включая страны с переходной экономикой, в области научно-технических и опытно-конструкторских работ, <…> являются важнейшим условием содействия наращиванию потенциала и всеобщему участию в информационном обществе», отмечено в Декларации.
Одной из ключевых задач является разработка реалистичной международной системы оценки и определения (как качественного, так и количественного) эффективности выполнения странами задач, достижения целей и контрольных показателей женевского Плана действий [2] на основе сопоставимых статистических показателей и результатов исследований и с учетом национальных особенностей. В частности, План подчеркивает необходимость выработки ориентиров, в том числе показателей коллективного доступа, которые должны «отражать величину разрыва в цифровых технологиях как в национальном, так и в международном масштабе и обеспечивать его регулярную оценку, с тем чтобы отслеживать мировые достижения в использовании ИКТ для решения согласованных на международном уровне задач, включая те, которые содержатся в Декларации тысячелетия1 ». В Плане также отмечено, что «международные и региональные организации должны проводить оценку и на регулярной основе представлять доклады об уровне общедоступности ИКТ в различных странах», а также подчеркнуто, что «следует разработать учитывающие гендерную специфику показатели по применению ИКТ и потребностям в них». Об этом же говорится в Тунисском обязательстве [3] и в Тунисской программе для информационного общества [4].
В Тунисском обязательстве, кроме того, отмечается необходимость эффективного противодействия проблемам и угрозам, возникающим в результате использования ИКТ, первоочередного внимания специфическим потребностям маргинализированных и уязвимых групп общества, преодоления гендерного разрыва.
Среди основных направлений деятельности заинтересованных сторон, в том числе научных сообществ, по выполнению решений ВВУИО в итоговых документах саммита названы:
Исследование проблем информационного общества в международных организациях
Система Организации Объединенных Наций
ЮНЕСКО, специализированное агентство ООН, ведающее вопросами образования, науки и культуры, выработало к моменту проведения женевской встречи свой взгляд на проблему развития информационного общества и представило обзор состояния исследований по этой проблеме [5].
Эта организация поддерживает концепцию множества обществ знаний, а не концепцию глобального информационного общества, потому что, как отмечает в своем предисловии к вышеупомянутому обзору А. Вахид Хан2 , «все возрастающие информационные потоки сами по себе не являются достаточным условием для того, чтобы понять те благоприятные возможности для развития, которые дает знание. Таким образом, необходим всеобъемлющий, целостный и всесторонний взгляд на проблему и ясная перспектива развития».
В качестве принципиальных вопросов, ответы на которые должны быть найдены для того, чтобы общества знаний стали реальностью и обеспечили взаимодействие и взаимный обмен информацией в глобальном масштабе, ЮНЕСКО обозначила следующие:
1. ИКТ и гендерные проблемы, в том числе: с помощью компьютеров; образование с помощью ИКТ; различия в доступе к ИКТ между мужчинами и женщинами; гендерное неравенство в социальном, правовом, политическом и культурном отношениях; использование женщинами ИКТ в развивающихся странах.
2. Культурное и языковое многообразие в медийных и информационных сетях, в том числе: культурное и языковое многообразие в информационных технологиях и в Сети; сохранение культурного и языкового многообразия и представление этнических меньшинств и др.
3. Свобода печати и свобода выражения, включая проблемы демократии и плюрализма, последствий злоупотребления свободой печати, регулирования содержания информационных услуг, а также международного регулирования развития информационного общества.
4. ИКТ и проблемы людей с ограниченными возможностями, в том числе проблемы использования ИКТ людьми со специфическими потребностями, использования ИКТ для образования и включения в жизнь общества и др.
5. Проблемы инфоэтики и всеобщий доступ к информации и знаниям, в том числе: неприкосновенность личной жизни, конфиденциальность и безопасность; общественное достояние и частные интересы; ненависть и насилие в Сети; всеобщий доступ к информации и знаниям; этические проблемы электронного обучения, электронного управления, электронной торговли.
Таковы исследовательские приоритеты в сфере развития информационного общества, определенные организацией, курирующей на глобальном уровне вопросы науки.
Что касается еще одного специализированного агентства ООН, ведающего вопросами инфраструктуры информационного общества, – Международного союза электросвязи (МСЭ), то с точки зрения исследований в центре его интересов в настоящее время находятся проблемы:
Таким образом, исследования, проводимые при поддержке МСЭ, имеют преимущественно прикладной характер и направлены главным образом на решение вопросов развития инфраструктуры.
Одно из наиболее весомых направлений – мониторинг, измерение информационного общества. Здесь ведется большая работа. Так, среди публикаций МСЭ на эту тему в первую очередь следует упомянуть: Всемирный отчет о развитии телекоммуникаций / ИКТ (World Telecommunication/ICT Development Report, регулярно издаваемый с конца 1990-х годов), отчет «От цифрового разрыва к цифровым возможностям: измерение инфогосударств в целях развития» (From the Digital Divide to Digital Opportunities: Measuring Infostates for Development, 2005 г.), Индекс цифровых возможностей (Digital Opportunity Index, DOI, 2005 г.), Всемирный отчет о развитии информационного общества (World Information Society Report, 2006 г., второе издание), Статистические профили информационного общества (Information Society Statistical Profiles).
Конференция ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) выпускает в рамках своего мандата серии публикаций, посвященных различным аспектам использования ИКТ, в частности: Отчет об электронной коммерции и развитии (E-Commerce аnd Development Report, 2001–2004 гг.); Отчет об информационной экономике (Information Economy Report, IER – является продолжением предыдущего издания; на сегодня имеются выпуски за 2005, 2006, 2007-2008, 2009 гг.); серия документов, представленных на обсуждение 24-х ведущих стран мира (G-24 Discussion Paper Series); Отчет о технологиях и инновациях (Technology and Innovation Report – с 2010 г.); ежегодный Всемирный отчет по инвестициям (World Investment Report).
Кроме того, в период с 2003 г. по настоящее время этим агентством ООН подготовлены: индекс развития ИКТ «Цифровой разрыв» (The Digital Divide: IСТ Development Indices, 2004 г.), Отчет о цифровом разрыве: индекс распространения ИКТ (The Digital Divide Report: ICT Diffusion Index, 2005 г.), Отчет по наименее развитым странам (Least Developed Countries Report – публикация 2007 г. посвящена использованию знания, технологий и инноваций как необходимому условию развития для таких стран), Отчет о развитии креативной экономики (The Creative Economy Report, 2008 г.), а также несколько обзоров, посвященных, в частности, вопросам интеллектуальной собственности и использования ИКТ для ведения бизнеса в отдельных странах.
Программа развития ООН (ПРООН) готовит ежегодные аналитические доклады о человеческом развитии (Human Development Reports), отражающие процесс реализации Целей ООН в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. С 2003 г. доклады ПРООН были посвящены культурной свободе в современном многообразном мире, международному сотрудничеству, человеческой мобильности и другим аспектам, представляющим важность с точки зрения преумножения главного ресурса информационного общества – человеческого капитала.
В 2006 г. с целью содействия выполнению решений ВВУИО была создана Группа ООН по информационному обществу (the United Nations Group on the Information Society, UNGIS). Она занимается продвижением инновационной деятельности, в том числе подразумевающей использование ИКТ, согласованной с национальными стратегиями развития, пропагандирует идею открытого доступа к научному знанию, отслеживает инициативы стран-членов ООН в области науки, технологии и инноваций.
Всемирный банк
Группа Всемирного банка является самой крупной многосторонней организацией, оказывающей финансовую и консультационную поддержку развивающимся странам в сфере развития и использования ИКТ. Этот сектор считается одним из самых успешных в портфеле Всемирного банка (ВБ) как с точки зрения возврата кредитов, так и с точки зрения воздействия на процессы развития.
Научно-исследовательская и аналитическая работа по данному направлению, ведется в двух структурах ВБ: в Программе «Информация для развития» (Information for Development Program, infoDev) и в Глобальном департаменте информационно-коммуникационных технологий (The Global Information and Communication Technologies Department, GICT).
infoDev фокусирует внимание на проблемах улучшения доступа к информационной инфраструктуре, приложениям ИКТ и услугам на основе ИКТ, а также на поддержке инноваций и частного предпринимательства в сфере ИКТ. В тесном сотрудничестве с рядом двусторонних и многосторонних агентств (таких, как ЮНЕСКО, Европейская комиссия, МСЭ) она осуществляет самые передовые и современные исследования в области использования ИКТ в целях развития, рассматривая в этом контексте проблемы формирования благоприятной правовой и регуляторной среды, а также разработки, реализации и мониторинга исполнения соответствующих программ и проектов.
GICT является совместным подразделением Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation, IFC). Он специализируется на исследованиях в области формирования политики и правовой базы разработки и использования ИКТ для преодоления бедности и устойчивого социально-экономического развития, а также обеспечения доступа к ИКТ в развивающихся странах.
Еще одно подразделение группы Всемирного банка – Институт Всемирного банка (World Bank Institute, WBI) – ведет исследования в области развития экономики, основанной на знаниях3, основным направлением которых является проведение комплексных оценок степени развития экономики знаний (Knowledge Economy Assessments) в различных странах и регионах, включая подготовку соответствующих методологий. Помимо этого имеется целый ряд разработок, помогающих странам в формировании стратегий развития экономики знаний, включающих также аспекты развития инноваций, лидерства, гендерного равенства, трудовой мобильности.
Организация экономического сотрудничества и развития
Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (Organisation for Economic Co-Operation and Development, OECD) внесла заметный вклад в реализацию Плана действий ВВУИО по следующим направлениям:
Всемирный экономический форум
Всемирный экономический форум, ВЭФ (World Economic Forum, WEF) в сотрудничестве с ведущей международной бизнес-школой INSEAD в рамках своей Глобальной сети конкуренции (World Economic Forum’s Global Competitiveness Network) и Отраслевой программы партнерства в сфере информационных технологий и телекоммуникаций (Industry Partnership Programme for Information Technology and Telecommunications Industries) ежегодно готовит Глобальный отчет по информационным технологиям (Global Information Technology Report), в котором подчеркивается ключевая роль ИКТ в создании устойчивого с экономической, экологической и социальной точек зрения мира. На сегодня подготовлены отчеты за 2001-2002, 2002-2003, 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006, 2006-2007, 2007-2008 и 2008-2009 гг. Отчеты содержат результаты анализа состояния дел в большинстве экономик мира (в частности, в последнем отчете фигурируют 133 страны) и представляют наиболее полные и авторитетные международные оценки воздействия ИКТ на процессы развития.
Исследование проблем информационного общества в корпорациях
С конца 1980-х – начала 1990-х годов практически в каждой крупной транснациональной ИКТ-корпорации существует группа так называемых «этнографов» («не-технарей»), которые изучают разные – социальные, экономические, психологические и др. – аспекты использования ИКТ, в том числе национальную специфику этого использования, дают рекомендации разработчикам и дизайнерам технических средств, а также общие рекомендации по осуществлению некой социальной политики. Это связано с тем, что рынок сам по себе не в состоянии справится с ситуацией, характеризующейся колоссальными изменениями как в деловой, так и в повседневной жизни, происходящими под воздействием использования ИКТ.
Исследовательские приоритеты регионального уровня (на примере Европы)
В мае 2010 года был принят документ «Цифровая повестка для Европы: коммюнике Комиссии европейских сообществ Европейскому парламенту, Совету Европы, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов» [6], в котором имеется специальный раздел, посвященный исследованиям и инновациям. В нем четко обозначено, что «Европа должна больше инвестировать в исследования и разработки и гарантировать, чтобы лучшие идеи достигали рынка».
Такой постановке задачи Европа обязана не в последнюю очередь осознанию того, что по финансовым вложениям в эту сферу она сильно уступает одному из своих самых крупных торговых партнеров – США, хотя доля ИКТ в добавленной стоимости продукции и услуг ведущих европейских отраслей весьма существенна: 25% в автомобильной промышленности, 33% в сфере здравоохранения, 41% в бытовой технике. Так, по данным Eurostat и IPTS-JRC, доля средств, выделяемых на исследования и разработки в сфере ИКТ, составляет для Европы всего 17% от всех затрат на НИОКР (в США это 29%), а в абсолютных цифрах такие затраты для всей Европы составляют всего 40% от соответствующих затрат в Соединенных Штатах.
Для усиления инновационного воздействия ИКТ на общеевропейский рынок, на качество продуктов и услуг (в том числе государственных) Еврокомиссия разработала стратегию развития исследований и инноваций до 2020 г. Цели и задачи этой стратегии сформулированы весьма прагматично и направлены на повышение качества жизни и удовлетворение социальных нужд.
Основные положения стратегии касаются в первую очередь нормативно-правовых (сертификация, стандартизация и т.п.) и организационных вопросов (государственно-частные партнерства для создания совместных «дорожных карт» в технологической области; организация трансфера знаний, в том числе обеспечение открытого доступа к научным данным и публикациям, созданным за счет бюджетных средств и т.п.).
Стратегия отчетливо указывает на необходимость создания ключевых ИКТ, отвечающих нуждам пользователей и открывающих для них новые возможности, а также открытых интероперабельных решений, помогающих использованию ИКТ в самых разных отраслях. Кроме того, она делает акцент на формирование силами всех заинтересованных сторон совместных исследовательских программ в таких сферах, как будущие приложения интернета и веба, например, «интернет вещей»4 или многоязычный контент/сервисы.
Большая работа в сфере исследования особенностей информационного общества ведется участниками Европейской сети по исследованиям в сфере информационного общества (European Network for Information Society Research, ENIR). Она объединяет свыше 100 организаций из более чем 30 стран Западной Европы, а также стран, входящих в так называемое европейское экономическое пространство (European Economic Area countries), стран-кандидатов на вступление в Евросоюз и даже стран за пределами Европейского Союза – таких, как Бразилия, Китай, Мексика, США, Тунис, Швейцария, Япония. Основными потребителями результатов деятельности этой сети являются Комиссия европейских сообществ, национальные и региональные правительства, бизнес-ассоциации, поэтому можно предположить, что ее исследовательские приоритеты в достаточной степени отражают потребности всего региона.
Среди основных тем, по которым ведутся исследования, – приложения ИКТ в социально значимых областях, например, в здравоохранении, бизнесе, государственном управлении, обеспечении занятости, обеспечении активного участия граждан в жизни общества (eInclusion), сфере ухода за престарелыми людьми и инвалидами (TeleCare), обучении. Исследовательские интересы участников сети также распространяются на такие проблемы, как мониторинг и бенчмаркинг, разработка индикаторов, изучение рынка, ориентация на пользователя в оказании онлайновых государственных услуг, модели занятости для людей старшего возраста, оценка воздействия ИКТ на те или иные сферы их применения, оценка стратегических и программных документов, поиск и анализ примеров передового опыта.
Исследовательской активности в области развития и использования ИКТ значительным образом способствует деятельность межгосударственной структуры COST – Европейской сети сотрудничества в сфере науки и технологий (European Cooperation in Science and Technology)5 . Она координирует соответствующую работу, финансируемую государством в целом ряде стран Европы, и способствует международному сотрудничеству национальных европейских научно-исследовательских институтов, университетов и частных компаний в сфере НИР и НИОКР.
Ключевыми направлениями научных исследований COST являются:
Проектное направление COST 298 исследовало до января 2010 г. проблемы «участия граждан в широкополосном обществе». Проект COST 299 изучает использование оптоволокна «в целях адекватного отклика на вызовы информационного общества». Проект COST IC0702 занимается проблемой комбинации программных решений и статистических методов для совершенствования анализа данных и т.д.
COST наряду с Рамочными программами Европейской комиссии6 и исследовательской сетью EUREKA является одним из «трех китов» европейских исследовательских инициатив.
О Рамочных программах в российской научной литературе имеется достаточно много информации, поэтому здесь мы на них останавливаться не будем. Упомянем лишь один проект: CROSSROAD7. Его целью является подготовка «дорожной карты» исследований в сфере использования ИКТ для управления обществом. Благодаря детальному анализу состояния дел были определены основные новые тенденции, развитие которых может иметь ощутимое воздействие на общество, и к каждой из них привязано некоторое количество актуальных областей исследования.
Не приводя здесь таблиц соответствия, разработанных в рамках проекта, отметим лишь, что к основным тенденциям отнесены следующие:
совершенствование коллективного когнитивного мышления с помощью ИКТ для улучшения процессов управления и выработки стратегий;
уникальная идентификация всех физических и виртуальных объектов, мониторинг их состояния и основных показателей в реальном времени;
совместное и автоматизированное принятие решений и управление рисками;
коммуникация, основанная на сотрудничестве и здравом смысле;
Через сеть EUREKA на рынок вбрасываются новые продукты и услуги, способствующие экономическому усилению и социальному развитию Европы. Результаты исследовательских проектов использованы в создании GSM-технологий мобильной связи8 , навигационных систем, смарт-карт для поддержки мобильной и электронной торговли, программного обеспечения для спецэффектов в киноиндустрии, специальных устройств и технологии для мониторинга загрязнения окружающей среды и т.п.
Сеть поддерживает программу Eurostars – первую в Европе программу, ориентированную на предприятия малого и среднего бизнеса, совмещающие исследования и производство. Сегодня это компании, работающие в сферах туризма, продовольствия, транспорта, строительства, а также создания лазерных технологий, робототехники и др.
Все перечисленное выше в очередной раз свидетельствует в пользу прагматического подхода к научно-исследовательской деятельности в сфере развития информационного общества в нынешней Европе.
В Европе также действует сеть академических учреждений и компаний, специализирующаяся на исследовании проблем идентичности в информационном обществе – это FIDIS9 . Она изучает вопросы представления персональных данных в электронном виде, включая различные способы идентификации личности, проблемы анонимности и «псевдонимности», множественной идентичности и целей ее применения, профилирования, высокотехнологичных идентификаторов, интероперабельности идентификаторов, приватности и последствий ее нарушения и мн. др.
Отдельного упоминания заслуживает, по нашему мнению, деятельность исследовательской группы по проблемам информационного общества при школе информационных и библиотечных исследований Университетского колледжа Дублина (Information Society Research Group, School of Information & Library Studies, University College Dublin). В поле интересов группы такие темы, как:
Исследование проблем информационного общества на национальном уровне (на примере США)
Изучением проблем информационного общества и/или распространением полученных результатов в Соединенных Штатах Америки сегодня занимаются немногие. Среди них – юридический факультет Йельского университета, реализующий серьезный исследовательский проект «Информационное общество: мемы, гены, биты» (The Information Society Project: Memes, Genes and Bits at Yale Law School) 11 и редакция международного журнала «The Information Society»12 .
Упомянутый проект Йеля – это, по сути, интеллектуальный центр, занимающийся изучением последствий использования интернета и других ИКТ в обществе в целом и в правовой сфере в частности «в контексте ценностей демократии, социальной справедливости и развития человека». В рамках проекта обеспечивается поддержка исследований, проводится обучение, формулируются и распространяются идеи по следующим основным направлениям:
Тематика журнала достаточно широка и включает следующие вопросы:
национальные инфраструктуры – политика их изменения, их влияние на социокультурную ситуацию в стране;
Отдельные публикации по проблемам развития информационного общества
Беглый взгляд на отдельные научные публикации по проблемам развития информационного общества, увидевшие свет в разных странах мира в последние годы (2003–2010 гг.) 14 , позволяет заключить, что большинство из них посвящено проблемам:
Нельзя обойти вниманием и новую работу выдающегося американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера «Революционное богатство», написанную в соавторстве с единомышленником и супругой Хейди Тоффлер [9]. В ней анализируются многочисленные технологические, экономические и социальные тенденции, способные оказать существенное преобразующее влияние на жизнь людей – такие, как глобализация; подъем Китая и угасание Европы; закат нуклеарной семьи 19; развитие спутников, генной инженерии, альтернативных источников энергии, глобальных сетей (в т.ч. интернета); возникновение новой экономической группы – так называемых «протребителей»20 . Авторы говорят об усилении значения таких фундаментальных вещей, как время и пространство (и, в связи с этим, о постоянном ускорении всех социально-экономических процессов), а также экономика знаний, которые быстро вытесняют устаревшие формы государственных институций, сложившиеся в индустриальную эпоху. По мнению Тоффлеров, ресурсов Земли достаточно для того, чтобы в принципе любой человек может, если не стать богатым, то, по крайней мере, достичь необходимого уровня благосостояния. Ключ к «революционному богатству» они видят в изменении характера экономических отношений, которое вполне реалистично в контексте новых тенденций развития. Они убеждены, что нас ждет взрыв немонетарного «протребления»21, которое они считают одним из главных факторов в новой экономике.
Более трети века назад, в 1986 году, в одном из своих интервью [10] Э. Тоффлер говорил о необходимости исследования особенностей будущей экономики и связанных с ее формированием демассификации общества и кризиса реструктуризации. Он призывал глубоко изучать процессы трансформации отраслей и компаний, форм занятости, труда и поведения работника, системы вознаграждений за труд, набора ценностей (который может повлечь за собой значительные последствия для работодателей, политиков, профсоюзов), системы образования и обучения, способов взаимодействия отдельных людей и целых групп. Он также призывал содействовать росту новых отраслей, которые он считает базисными: телекоммуникаций, биотехнологий, программирования, информатики, электроники и т.д., а также фокусировать внимание на человеческих проблемах: старости, здоровье, одиночестве, воспитании подрастающего поколения и др.
Все это, на наш взгляд, остается актуальным до настоящего времени и будет актуально в обозримом будущем в контексте развития информационного общества / общества знаний.
СНОСКИ
1 Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года)
2 Абдул Вахид Хан (Abdul Waheed Khan) – заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации (2001–2010).
3 Для обозначения knowledge economy в русском языке используются также термины «экономика знаний» и «знаниеёмкая экономика).
4 В сфере обработки данных термин «интернет вещей» используется для обозначения объединенных в сеть предметов повседневного использования. Согласно одному из подходов «интернет вещей» – это самоконфигурирующаяся беспроводная сеть сенсоров, целью создания которой является объединение всех вещей. Другой подход, связанный с развитием Семантического веба, делает упор на то, чтобы все вещи (а не только снабженные электронными, смарт- или RFID-метками) могли быть адресованы с помощью существующих протоколов, таких как унифицированный идентификатор ресурса. При этом сами объекты не «разговаривают» друг с другом, но обращение к ним может осуществляться через других агентов, например, через мощные централизованные сервера. Источники: Википедия и др.
5 Подробнее о COST см. на http://www.cost.esf.org/.
6 Подробнее о Рамочных программах Европейской комиссии см. на http://cordis.europa.eu/fp7/home_en.html
7 См. http://crossroad.epu.ntua.gr/.
8 GSM – глобальный цифровой стандарт для мобильной сотовой связи с разделением частотного канала и средней степенью безопасности. Название стандарта происходит от названия группы Groupe Spécial Mobile, позже был переименован в Global System for Mobile Communications. Разработан под эгидой Европейского института стандартизации электросвязи (ETSI) в конце 80-х годов. Сеть GSM может использоваться как для передачи голосовых сообщений, так и для передачи данных. GSM относится к сетям второго поколения (2 Generation), хотя на 2010 год условно находится в фазе 2,75G благодаря многочисленным расширениям (1G – аналоговая сотовая связь, 2G – цифровая сотовая связь, 3G – широкополосная цифровая сотовая связь, коммутируемая многоцелевыми компьютерными сетями, в том числе интернет)
9 FIDIS – Future of Identity in the Information Society (англ.: Будущее идентичности в информационном обществе). Подробнее об этой сети см. на http://www.fidis.net/about/
10 E-governance мы переводим здесь не как "электронное правительство", а именно как "электронное правление", подразумевающее активное воввлечение в процессы управления обществом всех заинтересованных сторон.
11 http://www.law.yale.edu/intellectuallife/informationsocietyproject.htm
12 The Information Society – An International Journal. Publisher: Taylor and Francis, Philadelphia, U.S.A. http://www.indiana.edu/~tisj/
13 Knight Law and Media Program – программа, осуществляемая при грантовой поддержке Фонда Джона С. и Джеймса Л. Найтов (John S. and James L. Knight Foundation).
14 Источник: http://scholar.google.com
15 The Information Age: Economy, Society, and Culture (2009-2010). Т. 1. Становление сетевого общества» (англ.: The Rise of the Network Society, 2009). Т. 2. Сила самобытности» (англ.: The Power of Identity, 2009). Т.3. Конец тысячелетия (англ.: End of Millenium, 2010).)
16 The Naked Corporation: How the Age of Transparency Will Revolutionize Business (2003). Don Tapscott with David Ticoll
17 Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything (2006). Don Tapscott with Anthony D. Williams
18 Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World (2008)
19 Единица семейной системы, включающая мать, отца и ребенка / детей.
20 Протребитель – новый термин, введенный Э. и Х. Тоффлерами для обозначения слияния в единую сущность двух основных акторов экономики: производителя и потребителя. Английский термин: prosumer (producer + consumer).
21 Протребление (англ.: prosuming) – это то, что люди делают, когда растят детей, ухаживают за беспомощным родственниками, строят свой дом, выращивают собственные овощи, шьют себе одежду или добровольно работают в больнице. Они производят блага и услуги, но не за плату. Протребители могут облегчить нагрузку сектора обмена, одновременно с этим делая возможным приличную жизнь для миллионов людей.
Литература
1. Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии». Принята на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева, 12 декабря 2003 г.
2. План действий. Принят на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева, 12 декабря 2003 г.
3. Тунисское обязательство. Принято на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Тунис, 15 ноября 2005 г.
4. Тунисская программа для информационного общества. Принята на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Тунис, 15 ноября 2005 г.
5. Состояние исследований по проблемам информационного общества / Кейм Боафо (неофиц. пер. на русской язык Е.И. Кузьмина, В.Р. Фирсова). СПб., 2004.
6. A Digital Agenda for Europe: Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions / European Commission. COM(2010) 245. Brussels, 19.05.2010. http://ec.europa.eu/information_society/digital-agenda/documents/digital-agenda-communication-en.pdf
7. CROSSROAD: A Participative Roadmap for ICT Research in Electronic Governance and Policy Modelling. ICT-2009.7.3 ICT for Governance and Policy Modelling. FP7-ICT-2009-4 Support Action (SA) Project. Deliverable D2.2: Visionary Scenarios Design. Envisioning Digital Europe 2030.
8. The Information Society – An International Journal. Publisher: Taylor and Francis, Philadelphia, U.S.A. http://www.indiana.edu/~tisj/index.htm
9. Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. М.: АСТ, 2008.
10. Интервью с Элвином Тоффлером // Новая технократическая волна на Западе: сборник. М.:, Прогресс, 1986. http://gtmarket.ru/laboratory/publicdoc/2006/2502
11. Горбунова Е.В. Особенности развития информатики как науки // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 2010. № 6. С. 6-14.
12. Ершова Т.В. Информационное общество – это мы! М.: 2008. 510 с.
13. Юсупов Р.М. Состояние и перспективы развития информатики и информационных технологий//Тезисы пленарных докладов IV Петербургской встречи лауреатов Нобелевской премии. Санкт-Петербургский научный форум «Наука и общество. Информационные технологии». 21-25 сентября 2009. СПб., Россия
14. Колин К.К. «Социальная информатика. Учебное пособие для ВУЗ’ов. М., Академический проект, 2003. 350 с.
15. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М., Наука, 2007.
16. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2009: энергетика и устойчивое развитие. М., 2010. 180 с. http://www.undp.ru/documents/NHDR_2009_Russian.pdf
17. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г., № Пр-212). http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html
18. Штрихи к новому портрету социальной реальности: события вместо площадок. Запись в блоге пользователя «Лангобард» http://langobard.livejournal.com/2862318.html
19. Вершинская О.Н., Махрова О.Н. Гуманитарная информатика // Информационное общество. 2009. № 1. С. 50–56.
__________________________________
Вершинская Ольга Николаевна
Доктор экономических наук Заведующая Лабораторией социальных проблем развития информационного общества Института социально-экономических проблем народонаселения РАН
Ершова Татьяна Викторовна
Генеральный директор Института развития информационного общества Главный редактор журнала «Информационное общество» Член группы советников высокого уровня Глобального альянса по использованию ИКТ в целях развития
© Информационное общество, 2010, вып. 5, с. 38-50.