Одним из первых практических шагов на пути построения информационного общества в любой стране мира является осознание политической элитой страны необходимости проведения законодательных и институционных реформ, которые позволили бы воспринимать универсальное развитие информационно-коммуникационных технологий в качестве одного из приоритетов государственной политики. Без этих ключевых составляющих полноценное развитие информационного общества, которое в конечном итоге ведет к развитию в социально-экономической сфере, создает условия конкурентоспособности государства, невозможно.
Информационное общество по своей природе является глобальным явлением не только по географическим или даже геополитическим понятиям, но и потому, что вокруг его построения объединяются представители всех общественных секторов – государства, бизнеса, общества. Соответственно, и сам процесс такой консолидации приносит свои результаты, исключает доминантность или же, наоборот, приводит к угнетению прав или интересов любой из заинтересованных сторон. То же самое должно происходить и уже во многих странах происходит в плане создания институционной основы для надлежащего развития информационного общества. Одной из самых важных рекомендаций Плана действий Всемирного саммита по вопросам информационного общества можно назвать необходимость консолидации всех заинтересованных сторон для успешной разработки и реализации электронных стратегий. Предусмотрено, что каждая страна до 2005 года должна создать хотя бы одно действующее партнерство между государственным и частным сектором, а также другими общественными секторами как образец для дальнейших действий.
Лидеры многих стран мира уже давно приняли этот факт, создавая условия для реализации конструктивных реформ в формировании общего диалога и достижения общей цели – построения информационного общества для всех при активном участии общественного сектора. Собственно, плацдармом для такого развития является функционирование специальных «органов по вопросам информационного общества» на высоком государственном уровне.
Конечно, невозможно однозначно определить единственно правильную модель, функции, границы влияния или путь развития такого органа. Очевидно, что формирование «органов по вопросам информационного общества» происходит в каждой отдельной стране с учетом национальной системы, ресурсов и, собственно, воли политической элиты. Анализ деятельности подобных органов в различных странах показывает, что у них различные полномочия, статус, цель деятельности, подчинение, финансирование, будущие перспективы и т. п.
В соответствии с приоритетами Европейской интеграции и развития информационного общества 29 октября 2002 года министры Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Македонии, Молдавии, Черногории и Федеральной Республики Югославии подписали «План развития информационного общества», в котором странам-участницам предложено создать государственный орган по вопросам развития информационного общества.
Сотрудничество с заинтересованными сторонами (представителями неправительственных организаций )
Круг полномочий Центрального Информационного Органа:
Сегодня уже очевиден тот факт, что формирование информационного общества в Украине должно осуществляться на основе адекватного институционального обеспечения его развития. Эффективное функционирование современной экономики, построенной на знаниях и широком использовании информационных технологий, возможно только в условиях существования надлежащей нормативно-правовой базы, для создания которой необходимо разработать концепцию усовершенствования и кодификации законодательства, а на ее основе принять нормативно-правовые акты Украины, которые касаются отдельных правовых институтов сферы ИКТ и сфер, в которых используются ИКТ, с максимальной гармонизацией с нормами законодательства ЕС.
Ввиду стратегической важности, масштабности, межотраслевого характера проблематики развития информационного общества, а также необходимости в максимально короткое время принимать решения и эффективно их использовать, необходимо развивать специальную институциональную систему. Достаточно интересными в этом контексте представляются предложения Общественной рабочей группы «Электронная Украина», которые нашли свое отражение в проекте «Национальная стратегия Развития Информационного Общества Украины»:
© Информационное общество, 2004, вып. 2, сс. 34-37.