Проблемы и перспективы развития Европейского союза


Лорд Паттен



Поясняя ситуацию, касающуюся планов Европейской комиссии, Лорд Паттен сказал, что неверно считать Европу «отсталым» регионом по сравнению с США. Он отметил, что европейская производительность труда в расчете на одного человека даже немного выше, чем в США, а ВВП в пересчете на один час примерно равны. Однако большая часть прироста продуктивности в США в последнее время достигается благодаря иммиграции и развитию новых предприятий, т.е. вследствие фактора масштаба. У США, по мнению лорда Паттена, гораздо больше пространства, чем у Европы, чтобы воспользоваться этими преимуществами.

«Не стоит смотреть на вещи слишком мрачно, – уверен он. – Истина состоит в том, что европейцы использовали возрастание производительности для увеличения своего свободного времени. Это сложный вопрос, становится ли такое общество богаче по сравнению с тем обществом, которое использует свою возросшую производительность для повышения дохода».

И хотя здесь, возможно, нет оснований для уныния, Лорд Паттен считает, что Европа все же стоит перед рядом проблем, которые могут стать непреодолимыми, если не будет достигнуто успеха в реализации реформ, обозначенных в Лиссабонской программе.

Главная проблема Европы – это изменение демографической ситуации. Население сокращается и стареет, в результате чего все меньшее число работающих будет вынуждено обеспечивать большее число пенсионеров. Европа также отстает от США в разработке и внедрении информационных технологий; более того, в силу глобализации повышается конкуренция, особенно со стороны Индии и Китая.

Расширение Европейского союза – еще один фактор, требующий ускорения экономического развития, чтобы оправдать законные надежды новых стран-членов ЕС. И хотя экономика присоединившихся стран растет быстрее среднего показателя, необходимо обеспечить более высокие темпы экономического роста в Евросоюзе в целом. Это позволит странам Центральной и Восточной Европы избавиться от ощущения социальной несправедливости, а нынешним членам ЕС – ослабить напряженность в отношениях друг с другом, поскольку более низкие налоги и зарплаты в недавно присоединившихся странах привлекают больший объем инвестиций и создают больше рабочих мест.

Перед лицом этих проблем главы европейских государств договорились в 2000 году о принятии десятилетней Лиссабонской программы по стимулированию инноваций, поддержке предпринимательства и расширению исследований и разработок. Если не считать немногих исключений, результаты ее пока неоднородны.

Реализация программы столкнулась с трудностями из-за того, что она охватывает такие болезненные с политической точки зрения вопросы, как гибкость рынка труда, реформа пенсионного обеспечения и здравоохранения, а также создание электронного правительства. Тем не менее можно предпринять ряд «прямых и практических» действий, направленных на увеличение инвестиций в научные исследования и разработки (НИР), что поможет повысить конкурентоспособность Европы, избежав крупных политических проблем.

«Проблемы в области НИР не столь сложны, поэтому претворение в жизнь такого плана должно пройти существенно легче, если европейские лидеры действительно заинтересованы в повышении конкурентоспособности и показателей роста, – продолжил он. – Мы должны признать, что высшее образование в Европе в целом находится в ужасном состоянии. У нас часто ведутся разговоры о том, чтобы ликвидировать разрыв в военных расходах между США и Европой. Так давайте не будем себя обманывать – мы не собираемся это делать. Но мы должны суметь ликвидировать разрыв в инвестициях в наши вузы, а это почти 3,3 тыс. университетов, разбросанных по территории Европейского союза».

В процентном отношении к ВВП США тратят на НИР и высшее образование вдвое больше, чем Европа, и поэтому европейские страны имеют меньше возможностей для того, чтобы удержать кадры исследователей и ученых, которые формируются в европейской науке. Фактически лишь четверть европейцев, обучающихся в аспирантуре американских университетов, возвращается в Европу. «Можно ли винить тех, кто остается в США? – задается вопросом Лорд Паттен. – Там меньше рабочая нагрузка, больше инвестиций в оборудование и лаборатории и намного более высокий уровень зарплаты».

В связи с этим Лорд Паттен призвал европейские страны тратить на НИР более значительную часть своих бюджетов. Отметив, что 44% бюджета Евросоюза тратится на сельское хозяйство – сектор, в котором занято лишь 7% рабочей силы, – он спросил: «Когда мы начнем инвестировать в рабочие места завтрашнего, а не вчерашнего дня?».

«Мы не должны создавать границ для знаний, – сказал в заключение Лорд Паттен. – Нам следует сделать исследовательскую работу в Европе более привлекательной для европейцев, а саму Европу – более привлекательной для людей из других стран».


Лорд Паттен - Канцлер Оксфордского и Ньюкаслского университетов, бывший комиссар Совета Европы по внешним связям.


© Информационное общество, 2005, вып. 3, с. 60.