Нормативно-правовое обеспечение ГЦП «Электронная Москва»


С.В. Орлов



Я буду говорить о проблеме, с одной стороны – частной, с другой стороны, имеющей отношение ко всем проектам и программам в области информатизации города, построения и развития информационного общества. Эта проблема – нормативно-правовое обеспечение, она является одним из важнейших направлений городской целевой программы «Электронная Москва».

В сфере информационных отношений сегодня действуют многочисленные законодательные акты федерального и регионального уровня. Активно развивается московское информационное законодательство, базовым актом которого стал закон г. Москвы «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы». До принятия этого закона, замечу, лишь в нескольких субъектах Российской Федерации действовали законодательные акты, регулирующие вопросы использования региональных информационных ресурсов. При этом практически все подобные законы регионального уровня, как правило, лишь повторяли нормы федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» и не имели самостоятельного содержания. Уместно заметить, что Закон города Москвы является в этом отношении исключением.

В развитие закона был принят ряд нормативных актов Правительства Москвы, раскрывающих его основные положения. В то же время практика разработки и принятия регионального информационного законодательства (причем эта проблема не только Москвы, но и многих других регионов) показала, что в значительной степени создание и совершенствование нормативной базы в области информационных отношений тормозится устарелым и неэффективным федеральным законодательством.

Я надеюсь, что мои слова не будут истолкованы как неконструктивная критика федеральных органов власти. Может быть, тому есть объективные причины: регулярное обновление состава Государственной Думы, более важные законопроекты, которыми Государственная Дума занимается в первую очередь, более важная политическая деятельность, но факт остается фактом. Основной базовый закон для информационных технологий «Об информации, информатизации и защите информации» был принят много лет назад, в 1995 году (а разрабатывался еще раньше). С тех пор информационные и телекоммуникационные технологии шагнули далеко вперед. И в настоящий момент действующий закон не обеспечивает должного уровня охраны прав и интересов субъектов, участвующих в информационных отношениях.

Вот только один пример. Федеральный закон распространяется лишь на так называемую «документированную информацию». Именно такая информация и подразумевается под информационными ресурсами в федеральном законе, в то время как огромное большинство информации, циркулирующей в имеющихся в г. Москве информационных системах, находится в электронной и незадокументированной форме.

Безусловно, некоторые пробелы нам удалось сгладить в московском законе «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы». Однако пока федеральный закон не будет приведен в соответствие с реалиями нашего времени, проблема будет оставаться решенной не до конца.

Одним из удобных механизмов вовлечения населения города в правоотношения, связанные с использованием информационных технологий, являлась бы «Социальная карта москвича» – один из важнейших проектов Городской целевой программы «Электронная Москва». Но федеральным законом «Об электронной цифровой подписи», принятым два года назад, закрепляется только одна единственная технология идентификации, причем достаточно громоздкая и не всегда пригодная для массового применения – с использованием асимметричных ключей подписи.

В нашем городе подготовлена инфраструктура, способная поддерживать именно предписанные федеральным законом требования к использованию электронной цифровой подписи (ЭЦП). Однако этот механизм только начинает работать. И те новые технологии, которые могли бы применяться в этой сфере, к сожалению, во многом недоступны из-за недостаточной эффективности федерального законодательства.

В столице активно создается информационно-телекоммуникационная инфраструктура, работает уникальная инфраструктура Московской волоконно-оптической сети (МВОС). Активнейшим образом развиваются средства связи – на это тратятся серьезные бюджетные средства и привлекаются инвестиции.

Однако эффективно управлять этот инфраструктурой, в полной степени реализовывать правомочия ее собственника не удается по причине того, что в последней редакции федерального закона «О связи» указанные вопросы вообще выведены из-под контроля региональных властей. Хотя, как известно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении России находятся только «федеральные информация и связь». Вне пределов ведения и полномочий Центра, по предметам совместного ведения с субъектами Федерации всей полнотой государственной власти обладают субъекты России. Таким образом, вопросы региональной информации, а значит, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов Москвы находятся в компетенции города как субъекта Российской Федерации.

К сожалению, в противоречие к вышесказанному был принят вышеупомянутый федеральный закон «О связи», в котором к федеральной связи были отнесены вообще все системы и сети связи, находящиеся на территории страны.

Московская городская Дума своевременно вносила свои поправки, мы заручились поддержкой многих депутатов Государственной Думы и членов Советов Федерации, но, к сожалению, наше мнение услышано не было.

Я назвал лишь некоторые проблемы, которые возникают в связи с тем, что московское законодательство (как и развитие информационных технологий) несколько опережает федеральное.

Я надеюсь, что Программа «Электронная Москва» станет эффективным механизмом согласования наших позиций с Государственной Думой и Правительством Российской Федерации. Залогом этого является участие в Координационном совете по реализации ГЦП «Электронная Москва» представителей всех профильных подразделений Правительства России, отвечающих за развитие информационно-коммуникационных технологий: Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и иных структур.

Тем не менее, есть аспекты нормотворчества, которые мы можем реализовывать в Москве, не противореча федеральному законодательству. Например, нас волнует то, что многие процессы, протекающие в сфере компьютерных технологий, развиваются быстрее, чем реализуются возможности их правового регулирования. Поэтому в рамках программы «Электронная Москва» будет реализован план мероприятий по созданию полноценной нормативно-правовой базы движения города к информационному обществу. Основными задачами в данном случае являются систематизация и кодификация всей действующей нормативной базы города, создание единой терминологической базы нормативных документов, регулирующих отношения в области информатизации, телекоммуникаций и связи.

Для эффективной реализации отдельных разделов программы «Электронная Москва» нам потребуются новые законодательные и нормативные акты. В частности, уже сейчас Правительство Москвы и Московская городская Дума приступают к разработке городского закона «О телекоммуникациях и средствах связи города Москвы» – это будет базовый документ для развития телекоммуникаций, телевидения и средств связи.

Особо хотелось бы отметить Закон города Москвы № 20 от 31 марта 2004 г. «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы». Новый закон регулирует доступ граждан к электронным версиям законодательных и правовых актов. На наш взгляд, этот закон действительно создаст ту самую «прозрачность» власти, о которой сегодня много говорят, и поможет эффективному и быстрому взаимодействию граждан с властью – избирателей с депутатами и Правительством. Мы рассчитываем, что закон послужит стимулом для развития центров общественного доступа и тех проектов программы «Электронная Москва», которые связаны с созданием механизмов электронного правительства, электронного государства, электронного взаимодействия власти и общества.

Еще одним направлением развития информационного законодательства является противодействие правонарушениям в информационной сфере. В последнее время особую актуальность приобретает проблема несанкционированных массовых почтовых рассылок, кстати, не только в электронном виде. Эту проблему хорошо знают все жители Москвы, которые в своих почтовых ящиках обнаруживают массу рекламных и иных объявлений и материалов. Я говорю о проблеме спама.

Здесь нельзя ограничиваться только разъяснительной работой или рекомендациями использовать те или иные технологические программные средства, если мы говорим об электронном спаме. На уровне регионального законодательства целесообразно принимать нормативные акты, относящиеся к сфере административного регулирования и направленные на предотвращение массовых рекламных рассылок с серверов, фактически размещенных на территории Москвы, либо лицами, находящимися в Москве. Я говорю о введении административной ответственности за правонарушения, связанные с распространением спама.

Наконец, немаловажным нормативным аспектом реализации Программы «Электронная Москва» является упрощение процедуры совершения сделок, перевод их в электронную форму. В первую очередь это относится к системе государственных закупок, торгов, конкурсов и тендеров. Мы, безусловно, здесь сталкиваемся опять-таки с проблемами федерального законодательства, которое предусматривает (я говорю о государственном заказе) только бумажную форму проведения договоров, но тем не менее мы сейчас рассматриваем возможность внесения поправок в соответствующий федеральный закон и возможность в том или ином виде откорректировать наш московский закон «О городском государственном заказе», чтобы максимально приблизить его к целям создания системы электронных торгов.

Я обозначил лишь некоторые законодательные проблемы, с которыми сталкивается «Электронная Москва» при реализации своих мероприятий. Безусловно, все направления деятельности «Электронной Москвы» должны в той или иной мере подкрепляться разработкой законодательных нормативных и правовых актов.

В заключение я как депутат городской Думы, отвечающий за соответствующие направления деятельности, как член Координационного совета ГЦП «Электронная Москва», хочу обратиться ко всем заинтересованным читателям – к представителям органов исполнительной власти и коммерческих структур, работающих в сфере информационных технологий, к ученым и экспертам. Нам нужна ваша поддержка, нам нужны ваши предложения, замечания, что вас не устраивает в тех или иных законодательных или нормативных актах, какие у вас есть конкретные предложения по оптимизации нормативно-правовой базы программы «Электронная Москва» и вообще нормативно-правовой базы развития информационного общества в столице. Только совместная работа может привести к тому, что у нас будут действенные, эффективные, справедливые законы, нормативные акты, которые будут работать для общества и для бизнеса.


Орлов Степан Владимирович - Депутат Московской городской Думы координатор деятельности Московской городской Думы по направлениям «Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение», «Информационная политика и СМИ».


© Информационное общество, 2004, вып. 1, сс. 64-66.