Microsoft помогает становлению в России нового образовательного направления – бизнес-информатики




[<br>]Интенсивное внедрение информационных технологий в практическую деятельность коммерческих компаний и государственных организаций привело к дефициту профессиональных кадров в сфере управления, которые бы свободно владели современными ИТ-инструментами. В России же, где традиционно сильна подготовка специалистов в сфере фундаментальной и прикладной математики, а также в традиционных областях знаний, связанных с ИТ (computer science), обучение по направлению бизнес-информатики вообще не велось. Стремясь удовлетворить потребности российских заказчиков корпоративных информационных систем, корпорация Microsoft вошла в состав инициативной группы экспертов, представляющих интересы ИТ-бизнеса, сферы высшего образования и государственных структур. Работа этой группы завершилась созданием в 2003 году в России нового образовательного направления – «бизнес-информатики» – и открытием факультета бизнес-информатики в Государственном университете – Высшей школе экономике, являющейся головным российским вузом по новой тематике. Корпорация Microsoft предоставила факультету программное обеспечение для поддержки современного учебного процесса, а также оригинальные методики разработки и внедрения информационных систем. Факультет участвует в программе Microsoft IT Academy. В рамках факультета создана базовая кафедра Microsoft, где специалисты из московского офиса Microsoft читают ряд учебных курсов. Деканом факультета стал Виктор Никитин, за плечами которого восьмилетний опыт работы в представительстве Microsoft в России и странах СНГ, кафедры факультета возглавили авторитетные представители ведущих компаний российского ИТ-рынка.

О заказчике

Замысел создания Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ, www.hse.ru) родился на рубеже восьмидесятых-девяностых годов прошлого века, когда стало ясно, что существовавшая в то время система экономического образования в стране не соответствует требованиям новой политической и экономической ситуации. Тогда, после нескольких попыток внедрить основы «нормальной» экономической теории в учебные планы действующих вузов, группа преподавателей экономического факультета МГУ, в числе которых Евгений Ясин и Ярослав Кузьминов, осознала необходимость построить новую экономическую школу, которая с самого начала основывалась бы на принципах мировой экономической науки. Это означало предоставить студентам инструментарий для анализа и прогнозирования реальных процессов, научить их работать со статистикой и экономическими моделями, дать им общий язык с мировым сообществом профессионалов-экономистов.

В 1991 году начала «пробиваться» концепция нового государственного вуза, который, согласно первоначальным замыслам, должен был находиться при отделении экономики Российской Академии наук. Проект создания школы был предложен Европейской комиссии, а полученный от нее грант позволил заложить основы института, соответствующего мировым стандартам экономического образования.

ГУ-ВШЭ была создана Постановлением Правительства России 27 ноября 1992 года как центр подготовки магистров. Стартовый период был отмечен интенсивным «обучением учителей» – начиная с 1993 года, преподаватели ГУ-ВШЭ регулярно стажируются в ведущих европейских университетах.

С 1995 года ГУ-ВШЭ стала превращаться в университет, где наряду с экономистами готовят социологов, управленческие кадры и юристов. В это же время создается система научных центров ВШЭ, ориентированных на прикладные исследования по заказам Минэкономики, Центробанка, Минобразования, коммерческих предприятий и банков.

К сегодняшнему дню сформировались и устоялись основные принципы работы школы: опора на требования мировой экономической и социальной науки; междисциплинарное взаимодействие (экономисты получают юридическое образование и наоборот); непосредственная связь преподавания с практикой реформ, с результатами прикладных исследований; просветительская миссия в образовательном сообществе России и ее регионах.


Ситуация

Применение информационных технологий для оптимизации процесса управления бизнесом и решения задач, стоящих перед государственными структурами, требует наличия особых междисциплинарных знаний у специалистов, вовлеченных в процессы управления. Особую остроту эта проблема приобрела в то время, когда внедрение крупных корпоративных информационных систем приняло массовый характер. Оказалось, что ИТ-рынок не в состоянии предоставить предприятиям и организациям, действующим в условиях современной глобализирующейся высококонкурентной среды, достаточно специалистов, способных решать задачи бизнес-анализа, формализации и оптимизации бизнес-процессов, проектирования, внедрения и эксплуатации информационных систем. Система же высшего профессионального образования России в свою очередь не готовила такого рода специалистов.

В настоящее время при дефиците специалистов данной области слова «информатика», «информационный» встречаются в названии 15 специальностей из общего перечня профессий, по которым сегодня ведется подготовка в вузах России. Однако, отмечает декан факультета бизнес-информатики Высшей школы экономики Виктор Никитин, при этом в рамках небольшого учебного курса предполагается охватить всю сферу информационных технологий: «Требованием времени стала необходимость подготовки нового класса специалистов в области информационных систем – профессионалов в области бизнес-информатики, обладателей интегрированных знаний о том, каким образом проектируются, внедряются и эффективно функционируют корпоративные информационные системы, помогающие достичь бизнес-цели предприятия».

Другая сфера деятельности специалистов в области бизнес-информатики – организация бизнес-процессов. «Сегодня даже на Западе не готовят специалистов, отвечающих за организацию бизнес-процессов, – подчеркивает Виктор Никитин. – Считается, что выстраивание эффективных бизнес-процессов – это прерогатива высшего руководства. Однако зачастую оно с ней плохо справляется». Поскольку правильное построение бизнес-процессов – это сверхважная задача для любого предприятия, то, как прогнозируют зарубежные эксперты, система подготовки профессиональных управленческих кадров должна включать изучение этих вопросов.

Новый класс управленческих кадров остро востребован не только в бизнесе. В стране идет выполнение Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 гг.)». Амбициозные задачи, поставленные в рамках ФЦП, нацелены на создание в России предпосылок для перехода к информационному обществу и интеграции страны в единое мировое информационное пространство. Эти задачи могут быть решены только при наличии соответствующего мощного кадрового потенциала. Нужны люди, владеющие новыми технологиями и специальными знаниями в области эффективного государственного управления на всех уровнях. Министерство экономического развития и торговли РФ, как один из основных государственных заказчиков ФЦП «Электронная Россия», поставило задачу создать в ближайшие годы в различных вузах страны 20–25 факультетов бизнес-информатики, которые должны готовить современных специалистов в области управления.


Решение

Для реализации этих задач по инициативе Microsoft и ГУ-ВШЭ в 2002 году сложилась инициативная группа экспертов, представляющих интересы ИТ-бизнеса, сферы высшего образования и государственных структур. Группа приступила к разработке пакета документов по новому направлению в образовании, и уже летом 2003 года направление «бизнес-информатика» (523100) было утверждено Министерством образования РФ в качестве нового направления подготовки бакалавров и магистров, владеющих теоретическими основами и практическими навыками организации информационных систем в бизнесе и государственном управлении. Головным вузом по данному направлению стала Высшая школа экономики, получившая соответствующую лицензию.

После разрешения первого вопроса – чему учить? – перед ГУ-ВШЭ и инициативной группой экспертов встал следующий, не менее важный вопрос: как учить? Заявленный высокий уровень подготовки будущих специалистов требовал вовлечения в учебный процесс преподавателей соответствующей квалификации.

«Рассмотрев множество вариантов, – вспоминает Виктор Никитин, – мы поняли, что единственный способ организации учебного процесса по новому направлению бизнес-информатики – тесная интеграция обучения, бизнеса и науки. Мы стали искать эффективные формы привлечения к преподаванию самых авторитетных представителей бизнес-сообщества».

Связь с реальными бизнес-задачами реализуется за счет партнерства факультета бизнес-информатики с компаниями, занимающими лидирующие позиции на ИТ-рынке. Такими партнерами, помимо Microsoft, стали компании-системные интеграторы IBS, КРОК, ЛАНИТ, «Логика бизнеса». Ведущие специалисты этих компаний возглавили конкретные учебные направления: они руководят разработкой «идеологии» учебного курса и учебного плана, а также сами читают важные части курса. Несколько авторитетных представителей ИТ-бизнеса заведуют кафедрами факультета: Мария Каменова, к.т.н., президент компании «Логика бизнеса» (кафедра моделирования и оптимизации бизнес-процессов), Роман Васильев, д.т.н., управляющий директор и руководитель ИТ-консалтинга компании «ЛАНИТ» (кафедра стратегического управления информационными системами), Альберт Силантьев, д.т.н., профессор, руководитель группы профессионального консалтинга и переподготовки кадров (базовая кафедра компании IBS).

Для осуществления тесной связи с научными исследованиями в области информационных технологий на факультете бизнес-информатики функционируют базовые кафедры, открытые ведущими поставщиками ИТ-продуктов – мировыми лидерами в своих областях. Так, корпорация Microsoft открыла на факультете свою базовую кафедру, которую возглавил технический директор Microsoft в России и СНГ, к.ф-м.н. Игорь Агамирзян, являющийся признанным авторитетом на российском ИТ-рынке1 . Кроме того, факультет участвует в программе Microsoft IT Academy, которая помогает обеспечивать самый высокий уровень ИТ-подготовки студентов. В процессе создания и базовая кафедра IBM. «Факультет бизнес-информатики ГУ-ВШЭ – это не университет одной компании Microsoft, хотя она и вложила много усилий и ресурсов в создание нового учебного направления, – считает Виктор Никитин. – Выпускники факультета должны быть универсальными ИТ-специалистами по отношению к используемым на предприятиях программным платформам».

Корпорация Microsoft бесплатно предоставила факультету ПО, необходимое для качественной организации учебного процесса на базе информационных технологий.

«Без поддержки Microsoft нам вряд ли удалось бы реализовать такой крупномасштабный проект, каковым является запуск и развитие факультета бизнес-информатики в ГУ-ВШЭ. Этот пример сотрудничества с Microsoft, скорее всего, является пока нетипичным для российской практики. Действия корпорации Microsoft демонстрируют, что она серьезно относится к развитию образовательного рынка России и вкладывает солидные средства в его развитие». – Виктор Никитин, декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ.

Конечно, один университет даже при очень хорошей организации учебного процесса не сможет удовлетворить потребности всех российских предприятий в специалистах по бизнес-информатике. Как сказал Виктор Никитин, Министерство образования РФ рассматривает опыт подготовки специалистов нового класса в ГУ-ВШЭ как эксперимент, предполагающий создание к 2010 году общероссийской системы подготовки таких специалистов на базе региональных вузов.

Для развертывания обучения в регионах необходимо решать приблизительно тот же спектр вопросов, связанных с организацией интегрированной системы «обучение-наука-бизнес». При этом следует понимать, что далеко не во всех городах, где есть университеты, желающие подключиться к подготовке специалистов в области бизнес-информатики, есть представительства Microsoft, IBM, IBS, КРОК или ЛАНИТ. В этих условиях нужна особая модель тиражирования опыта ГУ-ВШЭ в регионы.

Для этого, с одной стороны, факультет бизнес-информатики ГУ-ВШЭ будет приглашать преподавателей региональных университетов к себе на стажировку. С другой, университетам самим нужно вовлекать в образовательный процесс местные ИТ-компании – партнеров тех же Microsoft, IBM, IBS, КРОК и ЛАНИТ. Как рассказал Виктор Никитин, к такой работе уже подключаются СПб ГУ ИТМО (Санкт-Петербург), филиал ГУ-ВШЭ в Нижнем Новгороде, Новосибирский и Волгоградский университеты.

Бакалавры-выпускники факультета бизнес-информатики позиционируются как специалисты отделов проектирования, внедрения и эксплуатации ИТ-систем либо в средних или крупных компаниях, либо в малых или средних консалтинговых, проектно-внедренческих и сервисных компаниях. Они получают серьезные фундаментальные знания в области математики, экономики, менеджмента, информационных технологий, а также выполняют большой объем учебно-практических работ с использованием разнообразных прикладных информационных систем.

Программы обучения магистров ставят своей целью специализацию выпускников и учитывают способность выполнения ими – в зависимости от выбранного направления – функций руководителя, главного проектировщика или архитектора информационной системы, старшего ИТ-консультанта, менеджера проекта, системного аналитика, бизнес-консультанта. В ходе учебы студенты обязаны участвовать в выполнении коммерческих проектов, что позволит им приобрести не только теоретические знания, но и необходимый практический опыт для будущей успешной профессиональной деятельности. Первый набор студентов в магистратуру (30 человек) уже осуществлен осенью 2004 года.

В 2004 году в подмосковном Троицке началось строительство университетского кампуса (студенческого городка) ГУ-ВШЭ для факультетов бизнес-информатики и логистики. Помимо учебного центра, рассчитанного на 2-2,5 тысячи студентов, и гимназии для одаренных школьников 10–11 классов, там расположатся конгресс-центр и бизнес-центр, где будет создана вся инфраструктура, необходимая для обеспечения деятельности инновационных компаний.


Преимущества решения

Связь образования с реальной практикой бизнеса


Система обучения на факультете бизнес-информатики ГУ-ВШЭ ориентирована на подготовку специалистов, способных осуществлять практическую деятельность в коммерческих компаниях или государственных организациях и нацеленных на успешный карьерный рост в этой сфере. Получение глубоких фундаментальных знаний в области экономики, математики, менеджмента, информационных технологий на уровне бакалавриата гарантирует успешную работу выпускника в качестве специалиста по проектированию, внедрению и сопровождению информационных систем, сотрудника сервисной службы или специалиста по продажам сервисных услуг.

Обучение в магистратуре предполагает выбор специализации по одной из нескольких магистерских программ – например, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, стратегическое управление информационной системой (ИС), управление информационными ресурсами предприятия, проектирование и внедрение ИС, управление разработкой ИС, информационная бизнес-аналитика. Выпускник магистратуры факультета, прошедший в ходе обучения практику участия в реальных коммерческих проектах, может с первого дня работы начать активную трудовую деятельность в качестве ИТ-менеджера в крупной компании, на государственном предприятии или в консалтинговой, проектной, внедренческой и сервисной компании, а также в компании-разработчике прикладных информационных систем.

Рассказывает Игорь Агамирзян, руководитель базовой кафедры Microsoft на факультете бизнес-информатики: «Среди сотрудников представительства Microsoft в России и СНГ много высококвалифицированных технических специалистов, в том числе и с опытом преподавательской работы. Кроме того, многие из них имеют ученые степени. Важно, что у них глубокая техническая подготовка, позволяющая готовить статьи и монографии по продуктам и технологиям Microsoft, сочетается с опытом практической работы в проектах по созданию крупнейших корпоративных информационных систем в России и за рубежом. Некоторые из сотрудников Microsoft являются носителями уникальных знаний, причем не обязательно технических. Например, практически нигде не преподается организация процесса лицензирования и распространения программного обеспечения. Совсем мало в стране специалистов по методологии разработки решений, программной инженерии и т.д. Комбинация теоретической подготовки и практического опыта – это то непременное требование, которое мы предъявляем к нашим сотрудникам, желающим принять участие в организации учебного процесса на факультете бизнес-информатики Высшей школы экономики».

Ведущие специалисты крупных российских ИТ-компаний, которые помогают разрабатывать учебные планы факультета, не только читают студентам отдельные главы спецкурсов. Они также участвуют в постановке студентам практических задач, имеющих реальную ценность для предприятий и организаций. «Солидную часть времени, отведенного на обучение, студенты старших курсов бакалавриата и магистратуры проводят на площадках компаний-партнеров, участвуя в их реальных проектах, – продолжает Виктор Никитин из ГУ-ВШЭ. – Лучших из этих студентов компании намерены потом принять к себе на работу. Ведь мы готовим чрезвычайно востребованных специалистов, которые способны сразу же после получения диплома профессионально и грамотно выполнять сложные функции современного ИТ-менеджера. Альтернативы этому подходу к процессу обучения нет».


Тесная интеграция обучения, науки и бизнеса

Преподавание на факультете бизнес-информатики ГУ-ВШЭ построено на самых перспективных принципах инновационного образования. Базовые кафедры коммерческих компаний руководят работой студенческих исследовательских лабораторий, где студенты изучают различные методологии и практические подходы к решению бизнес-задач.

Результаты исследований обсуждаются на научных конференциях и тематических семинарах. В дальнейшем наиболее интересные и перспективные идеи, предложенные студентами и преподавателями, будут аккумулироваться и доводиться до уровня готовых решений в бизнес-инкубаторе. «Таким образом, организация научно-учебной деятельности на факультете бизнес-информатики создает фундамент для запуска инновационных проектов, в которых участвуют как преподаватели, так и студенты, а создаваемые при этом продукты пользуются спросом на ИТ-рынке», – поясняет Виктор Никитин. Инновационный характер образовательной деятельности, сформированный в строгом соответствии с потребностями рынка, дает факультету возможность получить стабильный источник дохода.


Переподготовка преподавательских кадров и расширение образовательной деятельности

Работа над учебными планами, которую преподаватели ГУ-ВШЭ ведут совместно с представителями базовых кафедр ИТ-компаний, – это залог быстрого освоения педагогами новейших методик и технологий, получения навыков работы с современными программными средствами. «Штатные преподаватели ГУ-ВШЭ являются прекрасными методистами, обладающими большим практическим опытом преподавания в вузе, – отмечает Виктор Никитин. – Сотрудничество с представителями бизнес-сообщества дает им возможность быстро освоить новую информацию, связанную с практическими аспектами применения ИТ в управлении. Как построить эффективную службу эксплуатации информационной системы? Какие приемы позволяют ускорить и упростить процесс внедрения крупной информационной системы? И так далее». Кроме того, преподаватели становятся участниками команд по реализации конкретных проектов. Вместе с экспертами-практиками и студентами они работают над реальными бизнес-задачами, в решении которых нуждаются российские компании и организации. Тем самым не только значительно повышается их ценность как носителей глубоких теоретических и практических знаний, но и увеличивается возможность получения дополнительного дохода.

Студенты также могут получать дополнительное профессиональное образование. В частности, благодаря участию факультета в программе Microsoft IT Academy студенты имеют возможность усовершенствовать свои знания в области информационных технологий, вплоть до официальной сертификации уровня Microsoft Specialist. Участвуя в конкретных коммерческих проектах, студенты-старшекурсники могут не только поправить свое материальное положение, но и добавить дополнительные полезные строчки к своему резюме.

Базовая структура учебного процесса на факультете – прекрасная основа для создания разнообразных коммерческих программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, получения второго образования и т.п. Уже сегодня в учебном центре действуют уникальные программы повышения квалификации в таких областях, как архитектура информационных систем, управление разработкой программной системы, информационная безопасность, управление информационными технологиями, бизнес и ИТ-консалтинг, а также краткосрочные программы подготовки ИТ-директоров и продажи ИТ-решений.


Глубокая и всесторонняя ИТ-подготовка управленческих кадров

Темпы развития информационных технологий выдвигают особые требования к подготовке специалистов, способных свободно применять в своей деятельности новейшие достижения ИТ-индустрии. Бизнес-информатика – это прикладная область, облик которой формируется преимущественно при помощи современных технологий построения и совершенствования корпоративных информационных систем. В такой ситуации невозможно строить учебный процесс, опираясь на продукты одного или нескольких избранных поставщиков. «Наши выпускники должны иметь универсальное образование в области программных платформ, которое позволит им в будущем принимать обоснованные и грамотные решения в сфере ИТ-стратегии независимо от того, на какой программно-аппаратной платформе построена их корпоративная информационная система, – поясняет Виктор Никитин. – Мы стремимся предоставить им возможность изучения всех средств и продуктов, которые являются лидерами в своем секторе рынка. В секторе офисного ПО, технологий групповой работы, управления проектами и клиент-серверных технологий таким лидером, безусловно, является корпорация Microsoft».

Корпорация IBM, также открывающая на факультете свою базовую кафедру, дополняет образование будущих специалистов своим опытом в сфере программных систем. Участвующие в подготовке студентов специалисты компаний КРОК, ЛАНИТ и IBS включают в учебный процесс изучение приложений, построенных на базе СУБД Oracle. Главное, по словам Виктора Никитина, – это понимание всеми участниками образовательного процесса, насколько важно сегодня знание методов совместного использования конкретных программных продуктов в рамках единой гетерогенной информационной системы.


Тиражируемое решение для региональных вузов

Уникальная методология организации образования, созданная на факультете бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, разработана с учетом последующего ее распространения на другие вузы страны. С этой целью на факультете создана специальная бизнес-школа, ориентированная на повышение квалификации и переподготовку широкого спектра ИТ-специалистов и менеджеров, а также на стажировку и повышение квалификации преподавателей региональных вузов, которые намерены ввести обучение по направлению «бизнес-информатика». «Используя в бизнес-школе всю интеллектуальную мощь ГУ-ВШЭ, подкрепленную ресурсами базовых кафедр факультета, региональные преподаватели учатся тому, как готовить учебные программы и конкретные курсы, как организовывать изучение этих курсов», – поясняет Виктор Никитин. Предполагается, что на первом этапе эксперимента по внедрению нового образовательного направления региональные вузы наладят обучение на уровне бакалавриата, а программы подготовки магистров будут проводиться в Москве в ГУ-ВШЭ. В дальнейшем региональные вузы смогут получить право готовить магистров бизнес-информатики. Для этого им понадобится создать в своем регионе инновационную образовательную структуру, тесно интегрированную с ИТ-рынком.

Видимо, не зря в 2003 году самый высокий конкурс в ГУ-ВШЭ был именно на факультет бизнес-информатики. «Мы предугадали и интерес будущих студентов к самому современному и перспективному образовательному направлению, и потребности рынка», – констатирует Виктор Никитин.


Дополнительную информацию можно найти
на русскоязычном сайте «Microsoft в образовании» по адресу:
http://www.microsoft.com/rus/education/


© Информационное общество, 2005, вып. 1, сс. 76-80.