Комплексный подход к созданию общегородских автоматизированных информационных систем в рамках ГЦП «Электронная Москва»


А.О. Барышников



Москва сегодня находится на переломном этапе. Те революционные преобразования, которые еще только ожидаются в России, уже проходят проверку временем в столице. Появление новейших технологий, формирование глобальных телекоммуникационных сетей и информационных систем впервые дает возможность объединить все информационные ресурсы города, обеспечив доступ к ним каждому человеку. Эти процессы несут с собой глубокие качественные перемены во всех сферах жизни.

Рождаются новые формы организации производства, новым содержанием наполняются многие профессии, резко расширяются возможности для малого и среднего бизнеса, для развития услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры. Создаются предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды.

Я хотел бы остановиться на одном из ключевых компонентов новой городской программы «Электронная Москва» – автоматизированных информационных системах, которые должны быть построены в городе для создания прозрачной инфраструктуры экономики столицы.

Что необходимо для создания крупных автоматизированных информационных систем? Прежде всего, политическая воля руководителей, которая должна суметь заставить работать все компоненты городского хозяйства в едином информационном пространстве. Далее – генеральный план развития информационных систем города и проектное финансирование, которое позволит в ритмичном режиме осуществлять внедрение и установку программных информационных систем. И наконец, профессиональные кадры, которые, собственно, решают все при создании крупных информационных систем.

Есть ли все эти составляющие успеха в столице? Да, на сегодняшний день все это есть. Принята программа «Электронная Москва», созданы органы исполнительной власти, которые должны обеспечить ее реализацию. Проектное финансирование, заложенное в бюджет города на последующие годы, позволит сделать современные информационные системы. Профессиональные кадры, которые представлены внутри города конструкторатом и информационным сообществом, работающим в рамках реализации городской целевой программы, безусловно, являются залогом того, что «Электронная Москва» будет успешно выполнена.

Что принесет городу модернизация действующих и создание новых автоматизированных систем? Прежде всего, прозрачность экономики, возможность осуществления социально-экономических функций в более эффективном режиме, а также повышение эффективности работы всех органов государственной власти и городского хозяйства на территории мегаполиса.

Чрезвычайно актуальный момент – замена старых систем, которых все еще много в столице, на более современные. Не менее важна возможность создания новых систем на совершенно иных принципах. Что же мешает созданию и модернизации общегородских АИС? К недостаткам нынешнего состояния дел можно отнести разобщенность существующих систем, дублирование информации в различных информационных системах города, устаревшие технологии и отсутствие стандартов, которые необходимы для создания информационных систем нового поколения.

Очень важным вопросом является структура проектного финансирования. Дело в том, что мировой опыт показывает серьезный сдвиг от финансирования в основном технической инфраструктуры к финансированию программно-информационной инфраструктуры (табл. 1).


Таблица 1. Современная структура проектного финансирования крупных автоматизированных информационных систем


Так, в настоящее время 70% мирового проектного финансирования направлено на программное обеспечение и консалтинг и только 30% – на техническую инфраструктуру.

В России, как видно из таблицы, обратная ситуация. Это объясняется тем, что в нашей стране техническая инфраструктура только закладывается. В Москве ситуация лучше, потому что в столице уже имеется оптоволоконная сеть, создана очень серьезная профессиональная техническая инфраструктура. Одной из первоочередных задач «Электронной Москвы» является приоритетное финансирование и создание программно-информационных комплексов, потому что чиновники, бизнесмены и рядовые граждане в информационном обществе работают прежде всего с программно-информационным обеспечением.

Что является, с нашей точки зрения, типовой структурой общегородской автоматизированной информационной системы (табл. 2)?


Таблица 2. Типовая структура общегородских информационных систем


Информационной основой является распределенное хранилище данных, позволяющее накапливать огромные массивы информации и обеспечивать доступ к ним значительному количеству пользователей.

Далее – среда электронного взаимодействия. То есть такая аппаратная система, которая дает возможность использовать всю информацию и все базы данных, накопленные в городе в ходе развития информационных систем и в целом информационного общества. Таким образом, среда электронного взаимодействия позволяет сохранить те инвестиции в информационной сфере, которые были сделаны в предыдущие годы.

Стандартные прикладные решения, которые есть сейчас у многих производителей, позволяют в очень эффективном режиме выполнять функции управления основными компонентами городского хозяйства и инфраструктуры Москвы. Специализированные прикладные системы, созданные на протяжении многих лет, должны работать в интегральном комплексе со стандартными профессиональными прикладными системами.

Создание аналитических систем также относится к приоритетным задачам ГЦП «Электронная Москва». Нам нужно анализировать информацию, делать прогнозы развития общества и экономики города, поэтому этой задаче уделяется очень большое внимание в новой программе.

И наконец, информационные услуги, обеспечивающие органам городского управления и различным слоям общества – гражданскому обществу, бизнесу, научно-образовательному сообществу – доступ к той информации, которая им необходима. Интернет и связанные с ним технологии все активнее входят в нашу жизнь, и все больше людей понимает, как это замечательно – иметь доступ к информации и услугам. Сегодня граждане хотят напрямую обращаться в государственные учреждения и получать настроенные персонально для них услуги, а также ответы на запросы в реальном времени.

Я хотел бы остановиться на том, какие решения есть у корпорации Oracle для реализации перечисленных выше функций в рамках модернизации и создания новых автоматизированных информационных систем (табл. 3).


Таблица 3. Решения Oracle для общегородских информационных систем


Прежде всего, это распределенное хранилище данных системы управления базами данных, которая сейчас используется повсеместно и которая, по нашим данным, имеет примерно 85% рынка в Москве. Система позволяет хранить огромные объемы информации и обрабатывать информацию самого различного свойства. Сервер приложений позволяет реализовать среду электронного взаимодействия, подключить различные источники данных, интегрированные в систему управления базами данных.

Прикладные решения Oracle Applications позволяют совместно со специальными программами, разработанными нашими партнерами, делать полные функциональные масштабные приложения, которые автоматизируют работу финансовых, кадровых служб города, управление закупками и поставками и т.д.

Аналитические системы и портальные решения Oracle позволяют реализовать все необходимые функции анализа, прогнозирования и доступа к информации, заложенной в систему управления базами данных и в информационные системы, образующие ключевые участки работы городских служб.

Таким образом, мы предлагаем однородную программу инфраструктуры. Это один из подходов, который сейчас очень широко используется в мире. В чем его преимущества? Во-первых, минимальные затраты на интеграцию. Системы, созданные на основе однородной программной инфраструктуры, уже по своей природе являются взаимно интегрированными. Во-вторых, единая методология разработки позволяет определить различные прикладные системы и реализовать новые функции, используя весь задел, который был сделан ранее. В-третьих, централизованная техническая поддержка и сервисное обслуживание дают возможность использовать инфраструктуру в рамках профессионального технического консалтинга и развивать ее дальше. В-четвертых, независимость от аппаратной платформы предоставляет возможность использовать различную технику, различных производителей и создавать новые более мощные автоматизированные информационные системы.

Ключевым направлением развития технологий Oracle на сегодняшний день является система GRID. Она позволяет пользователям использовать вычислительные ресурсы, которые накоплены за долгие годы развития информационных систем города, в рамках единого общегородского вычислительного центра.

На мой взгляд, здесь уместно провести аналогию с электричеством. Когда вы включаете электрический прибор в сеть, вам совершенно безразлично, какая электростанция вырабатывает электроэнергию, по каким каналам эта электроэнергия попадает в ваш дом. Будущее вычислительной техники и ИТ-технологий именно за GRID-технологиями. Включая компьютер в сеть, вы будете получать доступ к той информации, которая вам необходима, не заботясь о том, где она находится и какими системами обрабатывается. В данном случае Oracle предлагает программное решение, которое позволяет интегрировать (выровнять) информационные системы и обеспечить доступ к информации очень большому количеству людей из различных департаментов и организаций.

Преимуществом такой системы является распределение вычислительных ресурсов, памяти, дискового пространства, вычислительных мощностей между различными структурами, объединяя их в общие виртуальные пулы. GRID гарантирует снижение стоимости доступа к информации, высокую надежность и устойчивость, и, как конечную цель (которая, конечно, будет достигнута лишь в будущем, но тем не менее к ней надо стремиться уже сегодня), – создание единого виртуального вычислительного центра города, который объединит все ресурсы различных департаментов и комплексов городского хозяйства.

Уже в следующем году мы совместно с нашими партнерами будем готовы предложить для «Электронной Москвы» пилотный проект системы GRID, который можно будет потом использовать в качестве прототипа для развития различных автоматизированных информационных систем.

Программа «Электронная Москва» чрезвычайно широка и разнообразна. Она призвана решить самые различные задачи – и социальные, и экономические, и технологические, включая дальнейшее развитие коммуникационной сети. Хочу несколько слов сказать о ключевых, с нашей точки зрения, информационных проектах «Электронной Москвы».

Финансы и налоги – своеобразная кровеносная система города. На сегодняшний день к флагманским системам, которые функционируют в промышленном режиме и полностью построены на технологиях Oracle, можно смело отнести АИС управления бюджетным процессом и АИС «Налог-2». Дальнейшее развитие этих систем предусматривает интеграцию с другими системами и комплексами городского хозяйства.

Имущество города. На сегодняшний день существует огромное количество баз данных, которые содержат информацию об имуществе столицы, ее жилом и нежилом фонде, арендных отношениях. Практически все эти базы данных построены на решениях Oracle. Теперь в рамках «Электронной Москвы» поставлена задача – объединить эти информационные ресурсы в единую интегрированную систему.

Население города. Сегодня существует более 5 различных баз данных, которые собирают информацию о населении. Задача «Электронной Москвы», которая связана и с безопасностью города, и с прозрачностью всех режимов работы системы управления, и с городским хозяйством, – создание единой информационной системы, объединяющей все ресурсы о населении мегаполиса.

Безопасность – одна из самых приоритетных задач. На сегодняшний день ГУВД Москвы, структуры, которые обеспечивают правоохранительный режим в городе, уже имеют информационные ресурсы, и одна из важнейших задач – их объединение и интеграция с другими системами. Практически все эти системы также реализованы на технологиях Oracle.

Городское хозяйство – его информатизация (включая информатизацию и реформу системы ЖКХ) относится к одной из самых серьезных задач, на решение которой потребуются годы.

Электронные закупки. Мы можем предложить решение на основе электронной торговой площадки Oracle в рамках Федерации, которое сейчас проходит пилотную апробацию в Министерстве экономического развития и торговли. Думаю, это решение представляет интерес для программы «Электронная Москва» и Правительства города.

Электронное взаимодействие. Здесь мы имеем решения, которые позволяют использовать все накопленные источники данных и прикладные системы в рамках единых задач.

Социальная карта москвича использует многочисленные информационные ресурсы, большинство из которых также построено на продуктах Oracle.

Городской портал – «единое окно» для доступа к информации. Мы понимаем этот проект как задачу обеспечения персонализации доступа к данным.

Центр обработки данных, на наш взгляд, должен быть построен на основе прогрессивных технологий, в том числе технологий GRID.

Электронный документооборот. Многочисленные системы документооборота, которые существуют в городе, так или иначе со временем должны будут быть объединены. Здесь ключевым вопросом является создание единого интегрированного хранилища данных. Как указывалось выше, у Oracle есть эффективные решения в этой области, и мы будем предлагать их в рамках тех конкурсов, которые проводятся по программе «Электронная Москва».

Территориальное управление – то есть управление округами и районами мегаполиса. Есть очень хороший пример реализации такой системы в Центральном административном округе, где она работает на протяжении уже 4 лет, используя полный спектр технологий Oracle.

В заключение хочу сказать несколько слов о нашей корпорации. Oracle – крупнейший мировой поставщик программного обеспечения для управления информацией, вторая в мире компания по поставке программного обеспечения. Мы занимаемся теоретическими исследованиями и общими маркетинговыми программами. За нашими плечами – десятки успешных проектов России и в Москве. Вот уже в течение 7 лет мы совместно с нашими партнерами помогаем городу реализовать крупные информационные программы. Сотни партнеров по бизнесу трудятся с нами рука об руку, тысячи разработчиков используют программные технологии Oracle, десятки тысяч пользователей работают с нашими системами. Это залог того, что мы серьезно подходим к реализации своих проектов, готовы и способны решать самые сложные задачи, которые будут перед нами поставлены.

Наша цель – всемерно способствовать тому, чтобы в Москве было создано поистине настоящее информационное общество, чтобы будущие информационные системы были профессиональными и повышали эффективность управления городским хозяйством.


Барышников Анатолий Олегович - Директор Департамента по работе с государственным сектором Oracle СНГ.


© Информационное общество, 2004, вып. 1, сс. 49-52.