В этой связи в мире происходят глубинные и объективные процессы формирования единой открытой образовательной среды. Создаются специализированные образовательные учреждения и формируются распределенные образовательные структуры, связанные телекоммуникационными средствами и системой соглашений. Поиск соответствующей организационной структуры учреждений образования (особенно для образования взрослых), которая обеспечила бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь" – важнейшая проблема XXI века. Ключевым элементом всех таких структур является специализированная информационно-образовательная среда, позволяющая реализовать технологии дистанционного обучения (ДО). Она представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Технологии ДО успешно интегрируются во все существующие формы получения образования, включая очное, заочное и дополнительное, что в будущем может привести к конвергенции различных форм получения образования.
Речь идет об опыте создания распределенного виртуального университета с участием вузов нескольких стран – Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины, которые уже на протяжении 4 лет сотрудничают друг с другом при посредничестве Всемирного Банка. Последний этап этого сотрудничества привел к созданию Ассоциации "Виртуальный университет Европы и Центральной Азии (ВУЕЦА – Europe and Central Asia Virtual University, ECAVU). Создание ECAVU, объединяющего на демократических началах с помощью интернет-технологий сообщество университетов России и государств Центральной Азии является одним из продолжений прогрессивных тенденций развития образования.
Необходимость координации и объединения усилий университетов России и Центрально-азиатских государств на основе использования интернет-технологий для дистанционного обучения обусловлена:
- утратой текущих связей между университетами,
- не работающей системой переподготовки преподавателей из региональных университетов в центральных вузах;
В 1997 году Институт Всемирного Банка (ИВБ) начал программу по внедрению новых технологий и компонентов дистанционного обучения в университетах Российской Федерации. Программа была направлена на преодоление негативных тенденций в развитии системы образования в странах СНГ. Начавшись с четырех университетов России, программа ИВБ быстро набирала обороты, расширив число участвующих университетов в 2000 году до 39, преподаватели которых были обучены методам и технике ДО и получили практический опыт работы с ним. В 2000 году к проекту присоединились университеты Центральной Азии, весной и летом 2000 года представители 11 центрально-азиатских университетов прошли через тренинг ИВБ, и, в свою очередь, передали полученные знания и навыки преподавателям и техническим специалистам из еще 13 университетов Центральной Азии в ходе дополнительных семинаров. Таким образом, в ходе осуществления программы были заложены следующие основы для создания ВУЕЦА:
Основные цели интеграции усилий университетов в рамках ECAVU
Основными целями объединения университетов в рамках Ассоциации ECAVU являются следующие:
1. Обеспечение качества обучения и преподавания на уровне мировых стандартов посредством:
Основными направлениями деятельности ECAVU на начальном этапе его развития являются следующие:
Тостопятенко Андрей Валентинович - программный менеджер Института Всемирного Банка, Program Manager of Internet Strategy and Applications, World Bank Institute (Washington D.C., USA).
Хохлов Юрий Евгеньевич - председатель Совета директоров Института развития информационного общества (Москва), кандидат физико-математических наук.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 19-20.