Распределенный виртуальный университет как форма сотрудничества вузов с использованием ИКТ

В.А. Кривощеков, А.В. Толстопятенко, Ю.Е. Хохлов



Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) произвели своего рода революцию в мире. Растет число стран, которые проявляют интерес к новым мощным средствам обучения и делают соответствующие капиталовложения для приобретения таких средств. Интернет позволяет обеспечить передачу технологий и знаний на всех уровнях образования. В свою очередь, процесс информатизации общества способствует росту понимания возможностей дистанционных технологий обучения как экономически выгодного решения проблем, связанных с обучением граждан.

В этой связи в мире происходят глубинные и объективные процессы формирования единой открытой образовательной среды. Создаются специализированные образовательные учреждения и формируются распределенные образовательные структуры, связанные телекоммуникационными средствами и системой соглашений. Поиск соответствующей организационной структуры учреждений образования (особенно для образования взрослых), которая обеспечила бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь" – важнейшая проблема XXI века. Ключевым элементом всех таких структур является специализированная информационно-образовательная среда, позволяющая реализовать технологии дистанционного обучения (ДО). Она представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Технологии ДО успешно интегрируются во все существующие формы получения образования, включая очное, заочное и дополнительное, что в будущем может привести к конвергенции различных форм получения образования.

Речь идет об опыте создания распределенного виртуального университета с участием вузов нескольких стран – Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины, которые уже на протяжении 4 лет сотрудничают друг с другом при посредничестве Всемирного Банка. Последний этап этого сотрудничества привел к созданию Ассоциации "Виртуальный университет Европы и Центральной Азии (ВУЕЦА – Europe and Central Asia Virtual University, ECAVU). Создание ECAVU, объединяющего на демократических началах с помощью интернет-технологий сообщество университетов России и государств Центральной Азии является одним из продолжений прогрессивных тенденций развития образования.

Необходимость координации и объединения усилий университетов России и Центрально-азиатских государств на основе использования интернет-технологий для дистанционного обучения обусловлена:


Предпосылки создания ECAVU

В 1997 году Институт Всемирного Банка (ИВБ) начал программу по внедрению новых технологий и компонентов дистанционного обучения в университетах Российской Федерации. Программа была направлена на преодоление негативных тенденций в развитии системы образования в странах СНГ. Начавшись с четырех университетов России, программа ИВБ быстро набирала обороты, расширив число участвующих университетов в 2000 году до 39, преподаватели которых были обучены методам и технике ДО и получили практический опыт работы с ним. В 2000 году к проекту присоединились университеты Центральной Азии, весной и летом 2000 года представители 11 центрально-азиатских университетов прошли через тренинг ИВБ, и, в свою очередь, передали полученные знания и навыки преподавателям и техническим специалистам из еще 13 университетов Центральной Азии в ходе дополнительных семинаров. Таким образом, в ходе осуществления программы были заложены следующие основы для создания ВУЕЦА:


В результате этой деятельности 27 июня 2001 года состоялась учредительная конференция, которая формально дала путевку в жизнь Ассоциации "Виртуальный университет Европы и Центральной Азии". В состав Ассоциации вошли не только вузы, но также некоторые донорские организации и институты гражданского общества.

Основные цели интеграции усилий университетов в рамках ECAVU

Основными целями объединения университетов в рамках Ассоциации ECAVU являются следующие:

1. Обеспечение качества обучения и преподавания на уровне мировых стандартов посредством:


2. Предоставление доступа к обучению возможно большему числу людей на основе:
3. Создание самоокупающейся и саморазвивающейся системы дистанционного обучения путем:
Направления деятельности ECAVU

Основными направлениями деятельности ECAVU на начальном этапе его развития являются следующие:


Также важным видом деятельности ECAVU будет координация его работы с другими национальными и международными образовательными проектами, проводимыми государственными и международными неправительственными организациями.


Кривощеков Виктор Анатольевич - директор образовательных программ Института развития информационного общества (Москва), кандидат физико-математических наук.

Тостопятенко Андрей Валентинович - программный менеджер Института Всемирного Банка, Program Manager of Internet Strategy and Applications, World Bank Institute (Washington D.C., USA).

Хохлов Юрий Евгеньевич - председатель Совета директоров Института развития информационного общества (Москва), кандидат физико-математических наук.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 19-20.