Разработка стратегии создания глобального информационного общества для всех (участие России в подготовке к Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества)




И.Н. Курносов



Впервые предложение о проведении Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) было официально заявлено на Полномочной конференции Международного союза электросвязи (МСЭ) в Миннеаполисе в 1998 году (резолюция 73). К этому времени концепция информационного общества уже стала элементом государственной политики большинства ведущих стран мира и широко обсуждалась на различных международных форумах.


Для чего необходимо проведение Всемирной встречи?

Генеральный секретарь МСЭ во вступительном слове на собрании первого Подготовительного комитета ВВУИО так ответил на этот вопрос: «Сейчас время для оценки громадного влияния информационных и коммуникационных технологий на экономику, социальную и политическую деятельность и ежедневную жизнь человека. Это время для мировых лидеров сформировать правильное направление развития информационного общества и создать более справедливый, процветающий и бесконфликтный мир».

Тема справедливого мира особенно остро прозвучала в речи представителя Генерального секретаря ООН г-на Саши Тарора. Используя известный лозунг французской революции, он охарактеризовал информационную революцию как революцию «с большой долей свободы, небольшой долей братства и отсутствием равенства». Поэтому в дальнейшем в ходе подготовительного процесса эти вопросы будут часто подниматься.

Целями Всемирной встречи, как определено в резолюции 73, являются формирование общего понимания информационного общества, составление стратегического плана действий и практическое создание информационного общества в странах – членах МСЭ.


Подготовительный процесс Всемирной встречи

В марте 2001 года Административный комитет по координации ООН для подготовки к Всемирной встрече создал Организационный комитет высокого уровня, возглавляемый Генеральным секретарем МСЭ. Совет МСЭ в июне 2001 года принял решение о проведении Всемирной встречи в 2 этапа – в 2003 и 2005 годах (резолюция 1179) и создал Комитет по взаимодействию Совета МСЭ. Комитет должен подготовить вклады МСЭ по вопросам развития, международным аспектам информационной безопасности и обеспечить поддержку Генерального секретаря МСЭ в подготовительном процессе к Всемирной встрече. Позднее комитет был преобразован в Рабочую группу Совета МСЭ по подготовке Всемирной встречи.

Идея проведения Всемирной встречи получила поддержку Генеральной ассамблеи ООН. В резолюции 56/183 от 21 декабря 2001 года рекомендовано образовать межправительственный подготовительный комитет открытого состава, который должен представить на Всемирную встречу проекты Декларации и Плана действий, и Секретариат, осуществляющий организационно-техническую поддержку. Генеральная ассамблея обратилась к правительствам стран мира с предложением «принять активное участие в подготовительном процессе Всемирной встречи и быть представленными на Встрече на возможно высоком уровне». Было отмечено, что Всемирная встреча будет проходить под патронажем Генерального секретаря ООН, а МСЭ играет лидирующую роль в ее подготовке.

Резолюция ориентировала участников Всемирной встречи использовать потенциал знаний и технологий для содействия достижению целей Декларации тысячелетия ООН и поиска эффективных и новых путей обеспечения всеобщего развития. Она очертила круг тематических вопросов, которые должны быть в центре внимания Всемирной встречи – «стимулирование развития в части доступа к технологиям и их трансфера, особенно информационных и коммуникационных технологий и услуг». Была подчеркнута «настоятельная необходимость доступа всех стран к информации, знаниям и коммуникационным технологиям в целях развития, с тем, чтобы они могли воспользоваться всеми преимуществами революции в области информационных и коммуникационных технологий и решения всего круга вопросов, связанных с информационным обществом».

Решение этих задач должно осуществляться достижением на самом высоком политическом уровне глобального консенсуса «на основе выработки общего видения и понимания информационного общества и принятия Декларации и Плана действий для осуществления правительствами, международными организациями и всеми секторами гражданского общества».

На состоявшемся в Женеве с 1 по 5 июля 2002 года первом собрании Подготовительного комитета (ПК-1) был избран Президент и образовано Бюро, которое возглавил Адама Самассеку (Мали), и приняты Правила процедуры Подготовительного комитета. В состав Бюро вошли представители Швейцарии и Туниса (как стран, в которых будут проведены этапы Всемирной встречи) и пяти региональных групп, по 3 страны от каждой, – Африканской, Азиатской, Восточноевропейской, стран Латинской Америки и Карибского бассейна, Западноевропейской (в эту группу входят также США, Канада и Австралия). Россия вошла в состав Бюро наряду с Румынией и Латвией как представитель Восточноевропейской группы.

Были созданы 2 подкомитета – Подкомитет 1 для подготовки правил процедур Подготовительного комитета Всемирной встречи и Подкомитет 2 – для подготовки проектов итоговых документов ВВУИО. Подкомитет 2 ПК-1 подготовил два неофициальных документа: первый, содержащий принципы, которыми следует руководствоваться в подготовительной работе и при проведении Встречи, и второй, содержащий предлагаемые для обсуждения темы. Обсуждение этих документов с самого начала показало, что достижение консенсуса по тематике и в дальнейшем по содержанию итоговых документов будет наиболее сложным вопросом в подготовительном процессе. В сентябре 2002 года было проведено неофициальное заседание Подкомитета 2, на котором были в предварительном порядке определены темы в качестве основы для дальнейшей работы. Большинство рекомендуемых тем были заключены в скобки, что означало отсутствие согласия по их формулировкам у всех участников переговоров.

Собрание второго Подготовительного комитета (ПК-2) , которое состоялось в Женеве 17–28 февраля 2003 г., рассмотрело отчеты региональных подготовительных конференций: Африканской (Бомако, 28–30 мая 2002 г.), Общеевропейской (Бухарест, 7–9 ноября 2002 г.), Азиатской (Токио, 13–15 января 2003 г.), стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Боваро, 29–31 января 2003 г.) и Западной Азии (Бейрут, 4–6 февраля 2003 г.).

На Подкомитете 2 была принята общая структура проекта Декларации принципов и проекта Плана действий Всемирной встречи. За основу для дальнейших переговоров по содержанию итоговых документов были приняты проекты Декларации принципов и Плана действий, подготовленные Секретариатом Подготовительного комитета на основе отчетов (деклараций) региональных конференций. Это было не простое решение, поскольку были отвергнуты предложения по разработке итоговых документов группой экспертов. Было решено дальнейшую работу над документами осуществлять путем переговоров.

Следует отметить большую роль региональных объединений в подготовительном процессе к Всемирной встрече, их влияние на принятие решений. Поэтому для формирования и продвижения общих позиций стран СНГ при подготовке к Всемирной встрече по инициативе президентов России и Кыргызстана В. Путина и А. Акаева была проведена в 2 этапа Бишкекско-Московская конференция по информационному обществу. Первый этап – с 9 по 11 сентября 2002 г. в Бишкеке, второй – 23-24 октября 2002 г. в Москве. По итогам работы конференции была принята Декларация1 , которая отражает общее понимание проблем развития информационного общества в странах СНГ. В дальнейшем позиции стран СНГ во время участия в Общеевропейской и Азиатской региональных конференциях по информационному обществу основывались на этой Декларации. Вопросы подготовки к Всемирной встрече неоднократно рассматривались на Координационном совете государств-участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи, в частности, 1 июля 2003 года на 3-м заседании Совета в Санкт-Петербурге принято Заявление по информационному обществу.

На ПК-2 российская делегация представила для включения в итоговые документы Встречи свои предложения. Они включали в себя следующую тематику: обеспечение доступа населения к информационным и коммуникационным технологиям и инфраструктуре, в частности, развитие центров коллективного доступа на базе публичных организаций и почтовых отделений, развитие социально значимых приложений ИКТ, таких как телемедицина и дистанционное образование, совершенствование законодательства и обеспечение информационной безопасности, включая ее международные аспекты.

По результатам состоявшегося в Париже с 15 по 19 июля с.г. заседания межправительственной редакционной рабочей группы были подготовлены новые тексты основных документов первого этапа ВВУИО в Женеве. Следует отметить, что, несмотря на существенное улучшение содержания проектов итоговых документов Встречи, проекты Декларации принципов и Плана действий отличались логической непоследовательностью, повторами и содержали ряд очень частных положений. Это во многом связано с тем, что они формировались в ходе переговорного процесса с участием представителей большого количества стран. Кроме того, в них не были в достаточно явной форме включены положения, отражающие интересы стран с переходной экономикой.

C 15 по 26 сентября в Женеве состоялось третье собрание Подготовительного комитета Всемирной встречи (ПК-3). Основной целью собрания являлась дальнейшая работа над текстами проектов Декларации принципов и Плана действий. В заседании приняли участие представители более 150 государств, ряда международных организаций системы ООН, деловых кругов, гражданского общества. Работа осуществлялась на пленарных заседаниях, в подкомитетах, специальной рабочей группе по доработке Декларации принципов, а также в рабочих группах по отдельным проблемным вопросам Плана действий.

По итогам встречи был утвержден проект Правил процедуры Всемирной встречи. Проекты Декларации принципов и Плана действий были существенно доработаны, но работа по ним на Подготовительном комитете закончена не была. Как и на предыдущих этапах подготовительного процесса, на работе сессии существенно сказались объективные геополитические, социальные и экономические противоречия как между регионами, так и отдельными странами. Подготовительный процесс, проходящий под эгидой ООН, с самого начала оказался под влиянием ключевых тем этой организации, в частности, устойчивого развития, финансирования развития и прав человека. За последние несколько лет ООН провела ряд всемирных конференций, посвященных этим вопросам, но, по мнению участников подготовительного процесса из развивающихся стран, они не решили большинства проблем.

На ПК-3 наиболее острые обсуждения состоялись по вопросам регулирования сектора ИКТ, права на коммуникацию, интеллектуальной собственности, управления сетью Интернет, информационной безопасности и финансирования.

Основываясь на положениях Бишкекско-Московской декларации, Санкт-Петербургского заявления по информационному обществу и решениях Координационного Совета по информатизации государств – участников СНГ при РСС, делегации стран СНГ координировали свою позицию по продвижению тем, представляющих наибольший интерес для стран региона, в числе которых:

  • обеспечение доступа к ИКТ, в т.ч. посредством создания пунктов коллективного пользования на основе почтовых отделений;
  • развитие социально-значимых приложений ИКТ;
  • особое положение стран с переходной экономикой;
  • обеспечение международной информационной безопасности;
  • повышение роли международных организаций ООН, в т.ч. МСЭ.

    Делегации (Россия, Армения, Азербайджан, Украина) неоднократно выступали на различных заседаниях с защитой своих позиций и оперативно координировали свою работу в рамках Подготовительного комитета. В результате удалось добиться включения в итоговые документы Встречи ряда важных защищаемых положений.

    Поскольку собрание ПК-3 не смогло завершить рассмотрение проектов Декларации принципов и Плана действий (оба документа заключены в квадратные скобки), Бюро предложило их принять в качестве основы для дальнейших переговоров. Эти переговоры должны состояться в середине ноября с.г. (10–14 ноября) и, возможно, непосредственно перед Встречей – 7–9 декабря.

    Сегодня очевидно, что первый этап Всемирной встречи состоится. Будут приняты основные документы, определяющие стратегию создания информационного общества. К сожалению, согласие по текстам документов, видимо, будет достигнуто только в последние дни перед Встречей.


    Какое информационное общество мы строим?

    Для характеристики самого процесса формирования информационного общества в документах Всемирной встречи (в дальнейшем мы будем цитировать подготовленные в рамках ПК-3 проекты Декларации принципов и Плана действий) используется несколько терминов: «создание», «продвижение» и «развитие». По этому поводу на одном из заседаний ПК состоялась небольшая дискуссия, суть которой заключалась в том, что, по мнению ряда делегатов, мы уже живем в информационном обществе. Поэтому можно говорить или о его развитии, или о строительстве информационного общества нового типа.

    В проектах документов Всемирной встречи присутствуют оба подхода. Информационное общество определяется как развивающееся общество, «находящееся в состоянии эволюции, темпы которой неравномерны в разных регионах и странах мира, что отражает различные уровни развития» (План действий). С другой стороны, в предлагаемой концепции информационное общество обладает рядом особенностей и его формирование основывается на новых принципах. Эти принципы описаны в различных положениях проектов Декларации и Плана действий. К сожалению, они не изложены достаточно ясно в проекте Декларации принципов, где должны присутствовать. Поэтому попытаемся их систематизировать.

    Принцип 1. Ориентированность на интересы людей (a people-centred). Построение информационного общества, ориентированного на интересы людей, является общим делом – так заявлено в проекте Декларации принципов. В этом обществе «каждый может создавать информацию и знания, имеет к ним доступ, пользуется и обменивается ими», что дает «отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал и неуклонно повышать качество своей жизни». Подобное положение содержится и в Бишкекско-Московской декларации. Однако представители ряда организаций гражданского общества считают, что проекты документов Всемирной встречи еще не достаточно ориентированы на интересы людей. В них преобладает, по их мнению, технократический подход к развитию информационного общества.

    Принцип 2. Всеобщность информационного общества (inclusive Information Society). Или другая, более распространенная форма выражения этого принципа – «информационное общество для всех». В ряде выступлений подчеркивалось, что многие страны уже достигли высокого уровня использования ИКТ и живут в информационном обществе, поэтому задачей мирового сообщества является создание подобных условий для каждого человека и для всех стран. В проекте Декларации заявляется решимость «обеспечить, чтобы каждый мог воспользоваться возможностями, которые способны предоставлять ИКТ». «Каждый, где бы он ни находился, должен иметь возможность участвовать в информационном обществе, и никого нельзя лишить предлагаемых этим обществом преимуществ».

    Принцип 3. Ориентированность на развитие. Создаваемое информационное общество должно позволить «ликвидировать нищету и голод и добиться сбалансированного и всеобъемлющего социально-экономического развития» (Декларация принципов). В качестве ориентиров для использования потенциала ИКТ в интересах развития предлагаются цели, определенные в Декларации тысячелетия, Йоханнесбургских Декларации и Плане действий и Монтеррейском консенсусе, а также в других соответствующих документах встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций. В проекте Декларации принципов заявлена «приверженность достижению устойчивого развития и согласованных на международном уровне целей развития, изложенных в Декларации тысячелетия».

    В настоящее время обсуждается вопрос о том, раскрывать ли эти цели подробно или же ограничиться ссылками на соответствующие документы ООН. В качестве более конкретных целей развития предлагаются:

  • ликвидация крайней нищеты и голода;
  • обеспечение всеобщего начального образования;
  • содействие равенству мужчин и женщин;
  • сокращение детской смертности;
  • улучшение охраны материнства;
  • борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
  • обеспечение экологической устойчивости;
  • формирование глобального партнерства в интересах развития для обеспечения более мирного, справедливого и процветающего мирового сообщества.

    Принцип 4. Создаваемое информационное общество должно быть справедливым. В качестве важнейших основ информационного общества признаются права наций, определенные в Уставе ООН, и права человека, изложенные во Всеобщей декларации прав человека. Два этих фундаментальных документа неоднократно цитировались на протяжении всего подготовительного процесса. В проекте Декларации принципов отмечается, что «международное сообщество должно трактовать права человека на глобальном уровне справедливым и равным образом, на одной и той же основе и с одинаковым вниманием».

    Сложность диалога между участниками подготовительного процесса заключается в необходимости достижения согласия, во-первых, по приемлемости каждой темы для включения в итоговые документы, во-вторых, каждое предложение должно проходить через «сито соответствия» принципам ООН, Всеобщей декларации прав человека и другим международным документам или национальным законодательствам.

    Острые дискуссии вызвал комплекс вопросов, связанных с правом на информацию. В статье 19 Всеобщей декларации это право определено как право «искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Ряд делегаций настаивал на рассмотрении права на информацию в комплексе со статьей 29 Всеобщей декларации прав человека, в которой утверждается, что каждый человек «имеет обязанности перед обществом». В итоге это положение в проекте Декларации сформулировано следующим образом: «Беспрепятственное использование ИКТ не должно наносить ущерба правам человека и основным свободам других людей».

    Право на информацию непосредственным образом связано с обеспечением доступа к информации. В проекте Декларации говорится о такой характеристике информационного общества, как универсальный доступ к информации. Информационное общество, как отмечается в проекте Декларации, «характеризуется универсальным доступом к информации и ее использованием в целях создания, накопления и распространения знаний». Граждане и СМИ должны пользоваться беспрепятственным доступом к открытой информации. «Свобода доступа к информации и использования ее для создания, накопления и распространения знаний являются важными принципами информационного общества».

    Бурную реакцию участников подготовительного процесса вызвали предложения ввести право на коммуникацию в состав основных прав человека. За сторонниками последней точки зрения стояло общественное мнение. Традиционная точка зрения, поддерживаемая юристами из организаций ООН, сводилась к незыблемости и достаточности основных прав человека, изложенных во Всеобщей декларации. Кстати, подобная дискуссия состоялась и по вопросу о праве на развитие. В решениях Йоханнесбургской встречи по устойчивому развитию было декларировано право каждого на развитие. Тем не менее представители развивающихся стран встретили непонимание при обсуждении предложения включить право на развитие в состав прав человека и основных свобод.

    В проекте Декларации принципов в качестве компромисса вместо права на коммуникации отмечается его роль как одного из «основополагающих социальных процессов», «базовых человеческих потребностей» и «фундамента социальной организации в целом».

    Принцип 5. Информационное общество должно быть основано на этических и моральных ценностях и «обеспечивать условия, при которых в полной мере уважается и крепнет человеческое достоинство» (проект Декларации принципов). Интересно, что же определяется в качестве этических и моральных ценностей информационного общества? Наряду с общепризнанными, такими как мир, свобода мысли, совести и вероисповедания, равенство, солидарность, терпимость, бережное отношение к природе, особо важными ценностями для информационного общества признаются: правдивость (truth), доверие, честность, справедливость, человеческое достоинство, неприкосновенность частной жизни, защита культурного разнообразия, транспарентность и уважение нравственных, социальных и религиозных ценностей всех обществ (проект Декларации принципов).

    В информационном обществе все «должны стремиться действовать во имя общего блага», «не допускать злоупотреблений при использовании ИКТ», связанных, в частности, с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и другими формами нетерпимости, а также педофилией и детской порнографией.

    Единственная категория, которая выделена самостоятельно по данной теме, – это профессионалы в области СМИ. Они должны сами разрабатывать «нравственные нормы в журналистике».

    Принцип 6. Информационное общество должно основываться на разнообразии культур и языков и диалоге между культурами и цивилизациями. Сохранение культурного наследия представляет собой один из важнейших элементов самобытности и самосознания людей и связывает общество с его прошлым. Необходимо с использованием всех соответствующих методов, включая перевод в цифровую форму, собирать и сохранять культурное наследие для будущих поколений. Эти положения содержатся в проектах итоговых документах Встречи. В информационном обществе должны быть «созданы условия, при которых соблюдаются и защищаются национальный суверенитет, религиозные, культурные, социальные и языковые интересы всех стран и народов без какой бы то ни было дискриминации».

    В проекте Декларации принципов подчеркивается, что обязанность государств, вне зависимости от их политических, экономических и социальных систем, состоит в содействии осуществлению и защите всех прав и основных свобод человека, но при этом не следует забывать о значении национальных и региональных особенностей и наличии различных исторических, культурных и религиозных основ.

    Принцип 7. Солидарность и партнерство между всеми заинтересованными сторонами. Это важнейший принцип строительства информационного общества для всех. В проекте Декларации принципов содержится призыв «к цифровой солидарности, как на национальном, так и на международном уровнях».

    Решающее значение для создания глобального информационного общества имеет активное участие и сотрудничество (партнерство) всех заинтересованных сторон. К таким сторонам в подготовительном процессе относят органы государственного управления, частный сектор, гражданское общество, международные и региональные организации. Среди российских организаций в подготовительном процессе активно участвуют:

  • от гражданского общества – Партнерство для развития информационного общества в России (ПРИОР),
  • от бизнеса – ОАО «Ростелеком», Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). АП КИТ по своей инициативе организует круглый стол по информационной безопасности как одно из мероприятий, проводимых в рамках Всемирной встречи. В составе международных организаций в подготовительном процессе участвует РСС.

    В проекте Плана действий определена роль каждого из участников процесса создания информационного общества. Органам государственного управления отведена «ведущая роль в разработке и осуществлении всеобъемлющих, перспективных и устойчивых электронных стратегий». Деятельность частного сектора важна для развития и распространения ИКТ, инфраструктуры, контента и приложений. Участие гражданского общества необходимо «для создания справедливого информационного общества». Международные и региональные учреждения, в том числе международные финансовые учреждения, «играют ключевую роль в интеграции применения ИКТ в процесс развития и в предоставлении необходимых ресурсов для построения информационного общества».

    Предлагается в качестве основных игроков определить и СМИ, поскольку они «играют существенную роль в развитии информационного общества и их существование признается необходимым условием свободы слова и плюрализма информации». Однако это предложение не встретило пока общего одобрения.

    Солидарность и партнерство приобретает особое значение при использовании ИКТ на благо групп населения, находящихся в неблагоприятном положении (женщин, молодежи, детей, лиц с ограниченными возможностями, коренных народов, мигрантов). Развитие ИКТ открывает перспективы для равноправия женщин и мужчин. Женщины должны стать ключевыми участниками информационного общества, они в полной мере должны участвовать на равных во всех областях жизни общества и процессах принятия решений. Особое внимание предусматривается уделять также молодым людям, которые пока не имеют возможности в полной мере пользоваться преимуществами, предоставляемыми ИКТ. Ставка на молодежь объясняется тем, что она «представляет собой будущий трудовой ресурс, является основным создателем ИКТ и раньше других осваивает эти технологии». Необходимо «создавать условия, в которых приложения и услуги на базе ИКТ разрабатывались бы с учетом прав и обеспечения благополучия детей, их защиты и гармоничного развития».

    В проекте Декларации принципов отмечается необходимость уделять особое внимание маргинализированным и уязвимым группам общества, в том числе мигрантам и беженцам, безработным и обездоленным людям, престарелым, лицам с физическими и психическими недостатками, меньшинствам и проживающим в отдаленных и сельских районах. Кроме того, отдельного внимания заслуживает особое положение коренных народов.

    В поддержку этих тезисов выступают представители гражданского общества и многочисленных общественных организаций.

    Солидарность распространяется и на отношения между развитыми странами и остальным миром. В проекте Декларации отмечается, что особое внимание будет уделяться «конкретным потребностям развивающихся стран, стран с переходной экономикой, наименее развитых стран, малых островных развивающихся государств, стран, не имеющих выхода к морю, а также представляющим серьезную угрозу для развития обстоятельствам, к которым относятся стихийные бедствия, высокий уровень задолженности, иностранная оккупация и преодоление последствий конфликтов». Необходимо находить практически осуществимые варианты обеспечения этим странам возможности в полной мере участвовать в информационном обществе.

    Данное положение важно для стран СНГ, поскольку в этом случае они могут рассчитывать на реализацию специальных международных программ в области ИКТ с их участием.

    Принцип 8. Глобальность процесса создания информационного общества. В проектах документов Всемирной встречи отмечается, что создается глобальное информационное общество (global Information Society). Всемирная встреча будет обсуждать вопросы, связанные с глобальными мировыми процессами формирования информационного общества, а не только с созданием информационного общества в странах и регионах.


    Цели и задачи

    Используя рассмотренные выше принципы, можно сформулировать более компактно общее видение и общую цель, которая раскрывается в проектах документов Всемирной встречи: построение на основе солидарности, партнерства и уважении разнообразия культур, этических и моральных ценностей ориентированного на интересы людей и развитие, справедливого глобального информационного общества для всех. Таким сегодня видится информационное общество всем участникам подготовительного процесса из 150 стран мира. Это понимание свидетельствует о существенном прогрессе в постановке целей создания информационного общества. Впервые на международном уровне сформулирован столь «нагруженный», учитывающий все наиболее острые проблемы современности образ глобального информационного общества. Чтобы осуществить эту амбициозную идею, необходимо очень много сделать как на международном уровне, так и в каждой отдельной стране.

    В проекте Декларации принципов определены пути достижения общей цели – «полномасштабное использование возможностей, предоставляемых информационными и коммуникационными технологиями, в первую очередь для эффективного содействия в достижении согласованных на международном уровне целей в области развития, включая содержащиеся в Декларации тысячелетия, … для ликвидации разрыва в цифровых технологиях». Этот подход предполагает решение следующих трех задач.


    Использование потенциала ИКТ в целях развития

    Важнейшая задача, которую необходимо решить для того, чтобы построить информационное общество, – направить потенциал ИКТ для достижения целей развития: «увеличения производительности труда, ускорения экономического роста и повышения качества жизни – прежде всего для большинства народов мира, которым грозят отставание и дальнейшая маргинализация». Здесь важен термин «направить», поскольку «сами по себе технологии не в состоянии решить какие-либо политические и социальные проблемы. Ввиду этого ИКТ следует рассматривать как инструмент, а не как самоцель» (проект Декларации принципов). В проекте Плана действий предлагается активно содействовать применению гражданами и органами местного самоуправления ИКТ в качестве основного рабочего инструмента.

    Сегодня важнейшими факторами развития и повышения конкурентоспособности развивающихся стран являются наращивание их потенциала в области образования, технологий, ноу-хау и информации. Эти факторы являются решающими для их интеграции в мировую экономику.

    В качестве стратегии решения этой задачи предлагается повышение темпов и расширение масштабов использования ИКТ. Это даст для одних стран возможность «не отставать, а для тех, кто подвергался маргинализации на предыдущих этапах развития, – реальную перспективу достичь более высоких уровней развития, не повторяя путь, уже пройденный другими, и сокращая ранее затрачивавшееся на него время».

    Устойчивому развитию способствует также интеграция относящихся к ИКТ мероприятий и программ в национальные и региональные социально-экономические стратегии.


    Сокращение разрыва в области цифровых технологий

    Впервые эта тема на высоком уровне прозвучала в Окинавской Хартии глобального информационного общества (2000 г.). В документах Всемирной встречи предлагается оказать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в сокращении «цифрового разрыва» путем создания новых возможностей развития ИКТ. Это должно достигаться за счет передачи технологий на взаимно согласованных условиях и предоставления финансовой и технической поддержки. Решение этой задачи во многом зависит от сотрудничества между развитыми и развивающимися странами, другими заинтересованными сторонами, в том числе международными финансовыми и другими организациями. В оказании помощи развивающимся странам в преодолении «цифрового разрыва» могут принять участие и страны СНГ, имеющие высокий образовательный потенциал в ряде областей, связанных с ИКТ.

    Важность решения данной задачи подчеркивается предложением рассмотреть на следующем, Тунисском этапе Всемирной встречи отчет о результатах, достигнутых в ликвидации разрыва в цифровых технологиях.


    Обеспечение предоставления универсального, повсеместного, справедливого и приемлемого по цене доступа к инфраструктуре и услугам на базе ИКТ

    В проекте Декларации принципов указывается, что это одна из важнейших задач создания информационного общества. «Постоянные усилия, направленные на обеспечение универсального доступа к ИКТ и создание потенциала для их использования, играют существенную роль в построении информационного общества». Универсальный и недискриминационный доступ к ИКТ должен быть обеспечен не только для каждого человека, но и для всех стран.

    В проекте Плана действий предложены «ориентировочные контрольные показатели», которые «могут служить… опорными точками, показывающими повышение уровня подключения и доступа при применении ИКТ, которого следует добиться не позднее 2015 года». Мягкость формулировки целей дополняется еще одним условием: «Эти контрольные показатели могут учитываться при установлении национальных контрольных показателей с учетом национальной специфики». Какие это ориентиры?

    Прежде всего, обеспечение к 2015 году всего населения планеты доступом к службам телевещания и радиовещания и доступа к ИКТ более чем для половины населения земного шара. Кроме того, ориентиры включают:

  • обеспечение подключением на базе ИКТ деревень и создание в них пунктов коллективного доступа;
  • обеспечение подключением на базе ИКТ университетов, колледжей, средних и начальных школ, научно-исследовательских центров, публичных библиотек, культурных центров, музеев, почтовых отделений и архивов, центров здравоохранения и больниц;
  • обеспечение подключением на базе ИКТ всех местных и центральных государственных учреждений и обеспечение наличия у них web-сайтов и адресов электронной почты.

    Предполагается, что по этим показателям будет оцениваться прогресс, достигнутый в рамках реализации Плана действий Всемирной встречи, определяться степень достижения согласованных на международном уровне целей в области развития, в том числе содержащихся в Декларации тысячелетия, и оцениваться эффективность инвестиций и усилий в сфере международного сотрудничества для построения информационного общества.


    Основные направления действий

    По замыслу организаторов Всемирной встречи общая концепция и принципы, содержащиеся в Декларации, должны быть воплощены в Плане действий в конкретные меры. В настоящей редакции документов Всемирной встречи План действий определен в качестве «способной развиваться основы, обеспечивающей продвижение к информационному обществу на международном, региональном и национальном уровнях». Это положение дает возможность на Тунисском этапе Встречи внести изменения в План действий.

    Ниже рассмотрим основные направления действий, предлагаемые в проекте Плана действий для достижения общей цели – реализации новой концепции глобального информационного общества для всех.


    1. Разработка и осуществление электронных стратегий и политики в области ИКТ

    Одной из важных рекомендаций является включение электронных стратегий (e-strategies) как неотъемлемой части в национальные программы в области социально-экономического развития. Мы будем также пользоваться термином «электронная стратегия», поскольку у нас термин «электронный, -ая» приобрел большую популярность – «Электронная Россия», «Электронная Москва», «Электронный Санкт-Петербург», «электронный регион». В проекте Плана действий предусматривается, что все страны к 2005 году должны разработать национальные электронные стратегии с учетом местных, региональных и национальных потребностей и проблем. Кроме общих электронных стратегий, рекомендуется разработка стратегий по конкретным направлениям, в частности, в области «электронного правительства» и развития человеческого потенциала.

    Успешная разработка и реали-зация электронных стратегий возможны только на основе диалога и развития партнерства. Предусматривается, что каждая страна к 2005 году должна создать, по крайней мере, одно действующее партнерство между государственным и частным секторами в качестве образца для дальнейшей деятельности.

    К 2005 году соответствующие международные организации и финансовые учреждения должны разработать собственные стратегии применения ИКТ.

    В качестве мер, стимулирующих развитие ИКТ, предлагаются: реализация стратегии поощрения инвестиций, учреждение государственных инвестиционных фондов, предоставление венчурного капитала (на национальном и международном уровнях), создание бизнес-инкубаторов, поддержка экспорта программного обеспечения (торговое консультирование) и научно-исследовательских сетей и парков программного обеспечения.


    2. Информационная и коммуникационная инфраструктура

    В проекте Декларации принципов признается важность «подключения» всех к возможностям информационного общества. Информационная и коммуникационная инфраструктура должна строиться с учетом региональных, национальных и местных условий, быть доступной и приемлемой в ценовом отношении. Еще одно требование к инфраструктуре – обеспечение исполнения обязательств по предоставлению публичных услуг в тех областях, где не работают традиционные рыночные факторы.

    Особенно важно – для обеспечения универсального доступа – создание публичных пунктов доступа в почтовых отделениях, школах и других структурах в районах, находящихся в неблагоприятных условиях. Это положение важно для стран региона СНГ, поскольку их ресурсы развития недостаточны для существенного увеличения количества пользователей интернета.

    В проектах документов Всемирной встречи рекомендуется органам государственного управления принимать в рамках национальной политики развития и электронных стратегий решения, направленные на:

  • поддержку благоприятной и конкурентной среды для получения необходимых инвестиций в инфраструктуру ИКТ и развития новых услуг;
  • обеспечение универсального доступа к ИКТ и средств его реализации;
  • обеспечение подключения на базе ИКТ всех школ, университетов, учреждений здравоохранения, библиотек, почтовых отделений, музеев и других доступных для населения учреждений.
  • Рекомендуется всем заинтересованным сторонам:
  • разрабатывать стратегию распространения в глобальном масштабе приемлемых по цене возможностей подключения;
  • оказывать поддержку проводимым МСЭ техническим, регламентарным и эксплуатационным исследованиям с тем, чтобы расширить доступ к орбитальным ресурсам, содействовать оказанию глобальных услуг высокоскоростной спутниковой связи для районов, обслуживаемых в недостаточной степени;· разрабатывать и производить оборудование и предоставлять услуги на базе ИКТ, удобные в использовании и доступные в ценовом отношении для всех, в том числе технологии и интерфейсы, не использующие текст, чтобы облегчить неграмотным людям доступ к ИКТ;
  • оптимизировать соединения между основными информационными сетями для снижения стоимости межсетевых соединений и расширения доступа к сетям;
  • развивать и укреплять инфраструктуру национальных, региональных и международных сетей широкополосной связи, включая спутниковые системы;
  • содействовать созданию региональных корневых серверов интернета и использованию интернационализированных наименований доменов с тем, чтобы преодолеть препятствующие доступу к сети барьеры;
  • поощрять эксплуатацию неиспользуемых мощностей радиосвязи, включая спутниковую связь.

    Особое внимание предлагается уделять наименее развитым странам, стремящимся создать инфраструктуру электросвязи.


    3. Доступ к информации и знаниям

    При построении информационного общества существенным элементом является обеспечение для всех доступа к информации, идеям и знаниям. В проекте Декларации принципов отмечается необходимость способствовать устранению барьеров на пути достижения равноправного доступа к информации, а также упрощения доступа к информации, являющейся публичным достоянием.

    Наличие обширного публичного достояния – важнейшая составляющая развития информационного общества. Информация, относящаяся к публичному достоянию, должна быть легкодоступной и вместе с тем должна быть защищена от незаконного присвоения.

    Особая роль уделяется публичным учреждениям, таким как библиотеки и архивы, музеи, собрания культурных ценностей и другие пункты доступа, с тем, чтобы содействовать сохранению документальных записей и свободному и равноправному доступу к информации.

    Органам государственного управления рекомендуется:

  • разработать руководящие принципы для развития информационных ресурсов, являющихся публичным достоянием;
  • обеспечить, используя различные средства, в первую очередь, интернет, доступ к официальной информации;
  • совершенствовать законодательство о доступе к информации.

    Заинтересованные стороны должны сосредоточиться на осуществлении следующих мер:

  • создание многоцелевых центров коллективного доступа, предоставляющих для граждан по приемлемым ценам или бесплатно доступ к различным информационным ресурсам, в первую очередь, к интернету;
  • поощрение исследований по вопросам информационного общества, включая развитие сетей и инфраструктуры, приложений на базе ИКТ, содействующих доступности ИКТ для всех;
  • развитие публичных библиотечных и архивных цифровых услуг, в том числе путем пересмотра национальных стратегий и законодательства в области библиотечного обслуживания;
  • поддержка свободного и приемлемого по цене доступа к журналам и книгам и открытым архивам научной информации;
  • обеспечение всеобщего и равноправного доступа к научным знаниям и созданию и распространению научно-технической информации.

    Один из вопросов, относящихся к теме расширения доступа к новым информационным и коммуникационным технологиям, вызвал оживленные дебаты на ПК-3. Следует ли со стороны международных организаций и государства поддерживать развитие программного обеспечения с открытыми кодами или предоставить его судьбу рыночным силам? Это вопрос, на который участники подготовительного процесса не смогли дать ясный ответ. Существующая формулировка в проекте Декларации, предложенная группой развивающихся стран, предусматривает принятие «стратегий программного обеспечения с открытыми кодами для программных приложений, поскольку оно способствует расширению доступа и разнообразия для пользователей».

    Вместе с тем в тексте проекта Декларации отмечается наличие множества других моделей программного обеспечения. Речь идет о бесплатном и находящемся в собственности отдельных компаний программном обеспечении.

    Рыночный, технологически нейтральный подход к программному обеспечению с открытыми кодами присутствует в следующем положении проекта Плана действий – «содействовать осведомленности всех заинтересованных сторон о возможностях, предоставляемых различными моделями программного обеспечения, и о средствах его создания … с тем, чтобы расширять конкуренцию и возможности выбора, повышать ценовую приемлемость и дать всем заинтересованным сторонам возможность понять, какой вариант им более всего подходит». Это еще один пример поиска компромисса.


    4. Наращивание потенциала

    В проекте Плана действий отмечается, что «каждый должен обладать навыками, необходимыми для использования в полной мере преимуществ информационного общества». ИКТ могут способствовать всеобщему образованию посредством использования их как средства обучения и совершенствования профессиональных навыков. Для этого необходимо содействовать применению ИКТ на всех стадиях образования, профессиональной подготовки и развития людских ресурсов и использованию преимуществ, открываемых ИКТ в отношении традиционных рабочих мест и освоения новых профессий (проект Декларации принципов).

    Органы государственного управления в сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами должны «разрабатывать программы наращивания потенциала, в которых основное внимание уделялось бы обеспечению наличия необходимой численности квалифицированных и опытных профессионалов и экспертов в области ИКТ».

    В проекте Плана действий рекомендовано всем заинтересованным сторонам:

  • разработать национальные стратегии для обеспечения полномасштабной интеграции ИКТ в сферу образования на всех уровнях, в том числе как в разработку учебных программ, подготовку преподавателей, управление и руководство учреждениями, так и в поддержку обучения на протяжении всей жизни;
  • содействовать овладению навыками электронной грамотности, используя для этого такие структуры, как библиотеки, пункты коллективного доступа, а также путем создания на местах центров профессиональной подготовки в области ИКТ;
  • обеспечить наличие у молодых людей знаний и навыков применения ИКТ, в том числе способности творчески и новаторски анализировать и обрабатывать информацию;
  • работать над устранением гендерных барьеров к получению образования в области ИКТ и содействовать обеспечению равных возможностей профессиональной подготовки в связанных с ИКТ областях для женщин;
  • развивать способности эффективно применять ИКТ на всех направлениях образовательной деятельности.

    В качестве целевого ориентира до 2015 года предусматривается обеспечить «изменение программ всех начальных и средних школ, с тем, чтобы включить в них задачи, которые ставит информационное общество, с учетом национальной специфики».

    В проекте Плана действий имеются также рекомендации развивать дистанционные обучение, профессиональную подготовку и другие формы обучения как часть программ наращивания потенциала, разрабатывать специальные программы профессиональной подготовки по применению ИКТ для обучения специалистов, таких как архивные и библиотечные работники, ученые, преподаватели, журналисты, почтовые служащие и другие профессиональные группы, содействовать международному и региональному сотрудничеству в области наращивания потенциала, в том числе осуществлению программ, разрабатываемых ООН и ее специализированными учреждениями.


    5. Обеспечение уверенности, доверия и безопасности при использовании ИКТ

    В проекте Декларации принципов отмечается, что уверенность, доверие и безопасность относятся к главным основам информационного общества.

    Для того, чтобы в повседневной жизни пользоваться услугами информационных и коммуникационных технологий, успешно вести электронный бизнес, необходимо развивать у всех глобальную культуру кибербезопасности. В рамках глобальной культуры кибербезопасности важно повысить уровень обеспечения защиты персональных данных и неприкосновенности частной жизни. В этом плане необходимо поощрять обучение пользователей и повышение их осведомленности относительно способов защиты своих прав.

    Необходимо предотвращать использование информационных ресурсов и технологий в преступных и террористических целях. Эти усилия должны опираться на расширяющееся международное сотрудничество.

    В проекте Декларации отмечается, что ИКТ могут также использоваться в целях, которые несовместимы с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности и способны оказать отрицательное воздействие на целостность государственных инфраструктур, нанося ущерб их безопасности, как в гражданской, так и в военной сферах. Это положение очень важно с точки зрения создания международной системы обеспечения информационной безопасности как основы создания глобального информационного общества для всех.

    В документах Всемирной встречи рекомендуется органам государственного управления в сотрудничестве с частным сектором предупреждать, обнаруживать проявления киберпреступности и реагировать на эти проявления путем:

  • разработки руководящих принципов, обеспечивающих повышение уверенности пользователей, укрепление доверия, защиту целостности данных и сетей;
  • использования правовых норм, которые предоставляют возможность эффективно расследовать и преследовать злоупотребления;
  • проведения анализа существующих и потенциальных угроз в области ИКТ и содействия эффективным мерам взаимопомощи;
  • усиления на международном уровне институциональной поддержки профилактики киберпреступности, ее обнаружения и ликвидации ее последствий;
  • содействия образованию и повышению осведомленности в этой области.

    Меры, которые должны предпринять все заинтересованные стороны, включают:

  • обеспечение защиты от «спама» на национальном и международном уровнях;
  • проведение оценки законодательства с целью ликвидации препятствий эффективному использованию документов и сделок в электронной форме, в том числе электронных методов аутентификации;
  • обмен опытом в области информационной безопасности и безопасности информационных сетей;
  • поощрение развития безопасных и надежных приложений для осуществления сделок в онлайновом режиме.

    Среди интересных и конкретных мер – предложение о назначении в странах координаторов для реагирования в режиме реального времени на происшествия в сфере информационной безопасности и объединении этих координаторов в открытую совместную сеть для обмена информацией и технологиями реагирования на происшествия.


    6. Правовая база информационного общества

    Органы государственного управления должны способствовать созданию благоприятных, прозрачных, содействующих развитию конкуренции и предсказуемых политических, правовых и регламентарных рамок, которые обеспечивали бы стимулирование инвестиций в развитие информационного общества.

    В проектах итоговых документов Встречи определены принципы совершенствования законодательства в области ИКТ – технологическая нейтральность, компенсация неэффективности рыночных механизмов, поддержка развития услуг, инфраструктуры и приложений на базе ИКТ.

    Органам государственного управления в сотрудничестве с заинтересованными сторонами предлагается:

  • разрабатывать политику в области ИКТ, благоприятную для развития предпринимательства, содействия инновациям и инвестициям;
  • совершенствовать национальные законы по защите прав потребителей с тем, чтобы реагировать на новые потребности информационного общества;
  • поощрять ведущуюся работу в области создания эффективных систем разрешения споров, в частности, по введению их альтернативных методов.

    Привлекает внимание положение проекта Плана действий, которое предусматривает следующее требование: «чтобы меры, разработанные в целях содействия электронной торговле, давали также потребителям возможность выбора: использовать электронные коммуникации или отказаться от этого». Данное положение интересно тем, что предоставляет каждому право на неиспользование средств ИКТ – своеобразное право выбора для пользователя ИКТ. Но такова особенность глобального информационного общества, очень различного по своим интересам и возможностям.

    К важнейшим составляющим процесса создания информационного общества относится стандартизация. Особое внимание следует уделять развитию международных стандартов. Разработка и использование открытых, обеспечивающих возможность взаимодействия, не допускающих дискриминации, учитывающих ситуацию на рынке и потребности пользователей и потребителей стандартов – одно из основных условий развития ИКТ и обеспечения более приемлемого в ценовом отношении доступа к ним, в особенности в развивающихся странах (проект Декларации принципов).

    Органам государственного управления рекомендовано:

  • содействовать разработке и применению открытых, обеспечивающих возможность взаимодействия, не допускающих дискриминации и основанных на требованиях рынка стандартов;
  • повышать информированность о значении международных стандартов функциональной совместимости для глобальной электронной коммерческой деятельности.

    В проекте Декларации принципов отмечается, что управление использованием радиочастотного спектра должно осуществляться в интересах общества, в соответствии с законодательством при полномасштабном соблюдении положений национального права и регламентарных норм, а также соответствующих международных соглашений. Отмечается необходимость принятия мер для обеспечения согласования на международном уровне использования полос частот, при координации со стороны МСЭ, что будет способствовать достижению повсеместного и приемлемого по цене доступа.

    Две темы из этого раздела вызвали оживленные дискуссии – интеллектуальная собственность и управление сетью Интернет.

    В проекте Декларации принципов отмечается, что существенное значение для поощрения новаторства и творчества в информационном обществе имеет защита интеллектуальной собственности. Позиции развитых и развивающихся стран по этому вопросу существенно различаются. Если передовые в области ИКТ страны (США, Канада) предлагают жесткие требования по защите прав на интеллектуальную собственность, то развивающиеся страны подчеркивают необходимость содействия распространению новых знаний и трансферу технологий. Компромиссная формула, которая поддерживается большинством участников, предполагает установление пропорционального сочетания защиты прав на интеллектуальную собственность, с одной стороны, и совместного использования объектов интеллектуальной собственности и знаний, с другой. Признано, что о таком сочетании «свидетельствуют меры по обеспечению защиты и гибкости, включенные в действующие соглашения об интеллектуальной собственности, которые следует сохранять».

    Другая тема – управление сетью Интернет. Интернет превратился сегодня в глобальную инфраструктуру, и вопрос ее использования стал одним из основных вопросов повестки дня информационного общества. Одна из наиболее острых тем – роль государства и международных организаций в регулировании деятельности в сети Интернет. Известно, что большинство функций технического регулирования в сети Интернет осуществляет корпорация ICANN cо штаб-квартирой в г. Марина- дель-Рей (США), которая взаимодействует с частными компаниями, осуществляющими предоставление услуг в Сети. Она регулирует вопросы открытия новых доменов и ведет корневой сегмент Сети.

    Представители ряда стран, прежде всего стран Азии и Латинской Америки, недовольны тем, что государственные структуры не могут активно влиять на решение вопросов, связанных с интернетом, прежде всего, политических. Они внесли в проект Декларации предложение – выработка «государственной политики по связанным с интернетом вопросам национального уровня должна составлять суверенное право каждой страны».

    Президент ICANN, выступивший с разъяснением политики корпорации на ПК-3, настаивал на том, что она решает чисто технические вопросы и не вмешивается в решение политических вопросов, связанных с развитием интернета.

    С другой стороны, представители бизнеса считают, что они должны быть включены также в процесс политического принятия решений по данному кругу вопросов. Их мнение отражено в следующем положении: «процессы разработки политики в отношении как технических, так и относящихся к государственной политике аспектов управления использованием интернета должны быть открытыми и прозрачными и осуществляться «снизу вверх», причем в полной мере должны приниматься во внимание потребности и мнения глобального сообщества интернета».

    Ряд предложений направлен на уточнение функций государства в управлении интернетом, в частности, предлагается, чтобы органы государственного управления создавали национальные и региональные центры обмена интернет-трафиком, управляли своими доменами высшего уровня (ccTDL), повышали уровень информированности об использовании интернета.

    На международном уровне вопросы управления интернетом (к ним относятся функции совместного использования ресурсов интернета, таких как IP адреса, присвоение доменных имен высшего уровня, имеющих код страны, определение основ функционирования системы общих доменных имен и корневых серверов, а также обеспечение их безопасности) предлагается осуществлять на многосторонней, открытой и демократической основе при полномасштабной вовлеченности органов государственного управления, частного сектора, гражданского общества и международных организаций. Это управление должно обеспечивать справедливое распределение ресурсов, способствовать доступу для всех, гарантировать стабильное и защищенное функционирование интернета с учетом многоязычия.

    Остался нерешенным вопрос о том, кто же будет координировать эту политику на международном уровне. Предложены следующие варианты – координация будет осуществляться:

    а) между органами государственного управления и другими заинтересованными сторонами;

    b) в рамках соответствующих межправительственных организаций системы ООН;

    c) в соответствующих случаях на межправительственной основе;

    d) в рамках соответствующих международных организаций;

    e) при помощи соответствующих международных организаций, определенных по взаимному соглашению сторон.

    Еще один вариант организации управления интернетом предполагает более последовательный путь достижения общего согласия. Предлагается просить Генерального секретаря МСЭ «в сотрудничестве с соответствующими международными организациями создать целевую группу» «для изучения и внесения к 2005 году предложений по управлению использованием интернета». Группа должна рассмотреть вопросы:

    а) разработки универсального варианта международного управления использованием ресурсов интернета, включая корневые серверы, доменные имена и присвоение интернет-адресов;

    b) создания региональных корневых серверов;

    c) разработки и развития на широкополосной основе варианта интернационализированных наименований доменов и хостов, который соответствовал бы существующей архитектуре системы управления доменными именами (DNS);

    d) координации и реализации стратегии в отношении интернационализированных наименований доменов в рамках регистров кодов стран, заинтересованных в использовании возможностей присвоения интернационализированных наименований доменов для своих доменов высшего уровня.

    В качестве альтернативы выступает предложение: «управлением использованием интернета на международном уровне должен заниматься какой-либо орган, управляемый в рамках частного сектора, а органы государственного управления – выполнять консультативные функции в отношении отдельных вопросов государственной политики».

    Самое умеренное предложение в области управления сетью Интернет заключается в продолжении международного диалога «между всеми заинтересованными сторонами (органами государственного управления, частным сектором, гражданским обществом и соответствующими организациями) с тем, чтобы обеспечить наиболее адекватную структуру управления». На втором этапе Всемирной встречи в Тунисе предлагается рассмотреть результаты этого диалога.


    7. Приложения на базе ИКТ

    Информационные и коммуникационные технологии оказывают сегодня существенное влияние практически на все аспекты нашей жизни. Они позволяют людям экономить время и сокращать расстояния, предоставляют возможность использовать огромный потенциал этих технологий себе во благо. ИКТ служат важнейшим инструментом повышения эффективности и обеспечения устойчивого развития в сферах государственного управления, хозяйственной деятельности, образования, здравоохранения, занятости, окружающей среды, сельского хозяйства и науки.

    В проекте Декларации принципов определены общие требования к приложениям ИКТ. Они должны быть удобными для пользователей, доступными всем, приемлемыми в ценовом отношении, соответствовать местным потребностям путем адаптации к местным языкам и культуре и поддерживать устойчивое социально-экономическое развитие местных сообществ.

    В проекте Плана действий предусматриваются меры в области развития электронного правительства. В частности, предусматривается разработка и осуществление «стратегий электронного государственного управления», соответствующих потребностям граждан и предпринимателей, с тем, чтобы добиться более эффективного распределения публичных ресурсов, обеспечения прозрачности государственного управления и демократических процессов, повышения эффективности и укрепления связей с гражданами.

    Укрепление взаимоотношений с гражданами является необходимой составляющей процесса выработки политики, и ИКТ следует использовать как один из важных инструментов надлежащего государственного управления и обеспечения большей доступности государственных органов (проект Декларации принципов).

    В области электронного бизнеса политика органов государственного управления должна быть направлена на создание благоприятной среды, стимулирующей рост частных инвестиций, создание новых приложений, разработку контента и поддержку развития малых и средних предприятий в отрасли ИКТ, а также на содействие их участию в электронной коммерческой деятельности. Необходимо популяризировать преимущества международной электронной торговли и содействовать осуществлению электронной коммерческой деятельности в развивающихся странах.

    Для развития электронного обучения наряду с мерами, реализуемыми в разделе «Наращивание потенциала», предлагается осуществлять экспериментальные проекты разработки новых форм сетевой работы на базе ИКТ, которые объединяли бы педагогические учебные заведения и научно-исследовательские учреждения в развитых и развивающихся странах.

    Много внимания в проекте Плана действий уделяется развитию электронного здравоохранения, созданию надежных, высококачественных и доступных в ценовом отношении информационных систем в здравоохранении, содействию профессиональной подготовке, образованию и исследованиям в области медицины с помощью ИКТ при соблюдении прав граждан на неприкосновенность частной жизни.

    Использование ИКТ имеет большое значение для обеспечения доступа к глобальным медицинским знаниям и актуальным на местном уровне информационным ресурсам, для проведения профилактики, мониторинга за распространением опасных и инфекционных заболеваний, для предоставления медицинской и гуманитарной помощи при бедствиях и в чрезвычайных ситуациях. Особую роль играют ИКТ для повышения качества и распространения медицинских услуг в отдаленных и обслуживаемых в недостаточной степени районах.

    Одним из путей решения проблемы развития и преодоления цифрового разрыва является поощрение дистанционной работы и электронной занятости, чтобы дать возможность гражданам развивающихся стран, наименее развитых стран и стран с малыми масштабами экономики жить в своем обществе, работая при этом в любой стране мира, а также предоставить возможность трудоустройства для женщин и лиц с физическими и психическими недостатками. Развивая дистанционную работу, особое внимание следует уделять стратегиям, способствующим созданию рабочих мест и сохранению квалифицированной рабочей силы.

    Предусматривается популяризация новых способов организации работы и коммерческой деятельности с целью повышения производительности, содействия росту и благосостоянию путем инвестиций в ИКТ и людские ресурсы.

    В области использования ИКТ для охраны окружающей среды предусматривается разработка и осуществление программ и проектов экологически безопасной утилизации, повторного применения неиспользуемого аппаратного обеспечения ИКТ и создание систем контроля для прогнозирования и мониторинга воздействия на окружающую среду стихийных и антропогенных катастроф, в особенности в развивающихся странах, наименее развитых странах и странах с малыми масштабами экономики.

    Задача глобального масштаба – расширение использования ИКТ в сельском хозяйстве как инструмента совершенствования производства продовольствия. Предлагаются меры, обеспечивающие систематическое распространение с использованием ИКТ информации по сельскому хозяйству, животноводству, рыбному промыслу, лесному хозяйству и продовольствию с целью предоставления свободного доступа к комплексным, актуальным и подробным знаниям и информации, особенно в сельских районах.

    Для расширения применений ИКТ в научной деятельности предлагается обеспечить доступное по цене и надежное высокоскоростное подключение к интернету для всех университетов и научно-исследовательских институтов. Поддерживать их решающую роль в предоставлении информации и знаний, образовании и профессиональной подготовке и содействовать осуществлению сетевого взаимодействия между ними.

    Важно также содействовать сбору, распространению и сохранности необходимых научных данных в цифровой форме. Рекомендуется обеспечить условия, чтобы научная информация была приемлемой по ценам и доступной на справедливой основе во всех странах, применять стандарты метаданных для эффективного использования собранной научной информации и данных.


    8. Культурное и языковое разнообразие и контент

    Культурное и языковое разнообразие, диалог между культурами и цивилизациями представляют собой важнейшие условия устойчивого развития глобального информационного общества.

    Создание, распространение и сохранение контента на разных языках и в различных форматах, адаптированного к местным, национальным или региональным потребностям, и обеспечение доступа к нему в деловых, образовательных, научных, культурных и развлекательных целях широкого круга пользователей будет способствовать социальному и экономическому развитию стран и народов и продвижению их к информационному обществу.

    В качестве целевого ориентира предлагается к 2015 году обеспечить «поощрение развития контента и создание технических условий, которые способствовали бы представлению и использованию всех языков мира в интернете».

    Основная задача данного направления в проекте Плана действий – обеспечить наличие контента, актуального в культурном и лингвистическом аспекте для всех людей. Органам государственного управления предлагается разрабатывать политику, способствующую:

  • защите, сохранению, развитию и укреплению культурного и языкового разнообразия и культурного наследия, в том числе знаний и традиций коренных народов;
  • развитию производства культурного, образовательного и научного контента, в том числе отраслей культуры, соответствующих языковому и культурному контексту пользователей;
  • осуществлению архивами, музеями и другими учреждениями культуры функций поставщиков контента.
  • С этой целью необходимо:
  • ускорить создание разнообразного местного и национального контента, в том числе доступного на языках пользователей, а также контента для различных слоев населения, в том числе неграмотных;
  • поддерживать разработку, перевод и адаптацию местного контента;
  • поддерживать усилия по разработке и применению технологий для сохранения природного и культурного наследия.

    В проекте Плана действий предусматривается оказание поддержки архивам, собраниям предметов культуры и библиотекам как «памяти человечества», включая «создание архивов в цифровой форме», разработку системы обеспечения постоянного доступа к архивированной информации в цифровой форме и мультимедийному контенту в цифровых хранилищах.

    Предлагается:

  • развивать существующий на местах потенциал для разработки и распространения программного обеспечения на местных языках;
  • оказывать содействие проектам, в которых сочетается использование традиционных СМИ и новых технологий, для поощрения применения местных языков в целях документирования и сохранения местного наследия;
  • поддерживать работу на базе ИКТ во всех областях художественной деятельности.

    В проекте Плана действий предлагаются меры государственной поддержки распространения технологий и осуществления программ НИОКР в таких областях, как письменный перевод, иконография и услуги на базе речевой связи, а также развитие аппаратного и разнообразного программного обеспечения (программного обеспечения с открытыми кодами/распространяемого бесплатно программного обеспечения, такого как стандартные наборы символов, языковые коды, электронные словари, терминология и тезаурусы, многоязычные поисковые машины, инструменты машинного перевода).


    9. Средства массовой информации

    Средства массовой информации в информационном обществе играют существенную роль и являются гарантами свободы лова и плюрализма информации. В настоящем проекте Декларации имеется тезис о том, что наличие СМИ является ключевым вопросом любой концепции информационного общества. Развитие этого тезиса вызвало бурные дискуссии, и прежде всего по вопросу, какие они должны быть: «независимые, плюралистические и свободные» или же «в соответствии с правовой системой каждой страны», основу которой составляет Всеобщая декларация прав человека, в частности, статьи 19 и 29?

    Для того чтобы СМИ продолжали играть ведущую роль в создании информационного общества, необходимо «поощрять разработку национального законодательства, гарантирующего независимость и плюрализм средств массовой информации». Кроме того, важна поддержка со стороны работников средств массовой информации развитых стран своих коллег из развивающихся стран, особенно в области профессиональной подготовки.

    Интересен также тезис о том, чтобы традиционные СМИ и далее «играли важную роль в информационном обществе, а ИКТ должны способствовать этому». Понятно, что за этим положением стоят интересы реального бизнеса на рынке СМИ.

    С точки зрения содержания (контента), в проекте Плана действий отмечается важность «принятия надлежащих мер (не посягая при этом на свободу слова) для борьбы с непристойностью контента в СМИ» и «создания гармоничного и разностороннего образа женщины в средствах массовой информации».


    10. Международное и региональное сотрудничество

    Партнерские отношения и сотрудничество между развитыми и развивающими странами в области продвижения на рынки продукции и услуг ИКТ являются еще одним условием развития глобального информационного общества и реализации Плана действий. В качестве целей сотрудничества названы следующие: использование ИКТ для развития, ликвидация разрыва в цифровых технологиях и содействие обеспечению универсального доступа к ИКТ.

    Еще одна тема вызвала бурную дискуссию – финансирование развития и создания Фонда цифровой солидарности. Значение этого вопроса для развивающихся стран очевидно. В последнем варианте проекта Декларации есть предложение – весь План действий назвать «Повесткой дня цифровой солидарности».

    Призыв присоединиться к Повестке дня цифровой солидарности как разделу Плана действий обращен ко всем заинтересованным сторонам. Повестка дня предусматривает «создание условий для мобилизации людских, финансовых и технологических ресурсов, необходимых для включения всех женщин и мужчин в формирующееся информационное общество», «преодоление разрыва в цифровых технологиях, который углубляется между Севером и Югом, а также внутри отдельных стран».

    Для достижения этих целей рекомендуется «в срочном порядке ввести в действие новые механизмы, в первую очередь предназначенные для финансирования неудовлетворенных потребностей в инфраструктуре, оборудовании, наращивании потенциала, разработке контента, которые являются необходимым условием участия в информационном обществе».

    Предлагается также организовать в 2004 году в качестве основной темы первого после Всемирной встречи в Женеве подготовительного комитета собрание всех заинтересованных сторон по Повестке дня цифровой солидарности. Им будет предложено наглядно продемонстрировать, какой вклад они собираются внести в выполнение указанной Повестки дня.

    Международное сотрудничество в данной области рекомендуется сконцентрировать на двух направлениях – формировании электронных стратегий и мобилизации ресурсов для их осуществления.

    Необходимо «содействовать на всех уровнях развивающимся странам в составлении и реализации национальных планов действий, направленных на содействие достижению целей, указанных в Декларации принципов и Плане действий». С этой целью вопросы использования ИКТ должны быть включены в стратегии официальной помощи в целях развития и программы работ международных и региональных организаций. Очень важно, чтобы финансирующие организации интегрировали бы использование ИКТ в осуществляемые проекты.

    Следует улучшить обмен примерами эффективной практики, полученной в ходе осуществления программ использования ИКТ в целях развития.

    В документах Всемирной встречи содержится призыв к развитым странам и финансирующим учреждениям обеспечить больший объем ресурсов, направляемых на ИКТ в целях развития. Наиболее конкретным требованием проекта Плана действий и Повестки дня цифровой солидарности является требование к развитым странам по выполнению их обязательств по финансированию развития. К ним обращен призыв «принять конкретные меры для достижения целевого уровня официальной помощи развивающимся странам, составляющего 0,7% от их валового национального продукта (ВНП), а также выделения 0,15–0,20% ВНП развитых стран для наименее развитых стран».

    Другими источниками финансирования развития являются инициативы по сокращению непогашенной задолженности развивающихся стран и аннулирование их долгов.

    Неоднократно велись дебаты по вопросу целесообразности создания новых механизмов и структур, связанных с финансированием развития, или использования старых. Развитые страны, включая США, полагают целесообразным использовать существующие структуры, повысив их эффективность. В порядке компромисса «наряду с полномасштабным использованием существующих механизмов финансирования следует провести всеобъемлющее исследование их соответствия решению проблем в области ИКТ в целях развития» и «преодоления разрыва в цифровых технологиях». А уже на основании результатов проведенного исследования всеми заинтересованными сторонами должен быть сделан вывод о необходимости новых механизмов финансирования, включая определение целесообразности создания добровольного Фонда цифровой солидарности.

    Наиболее острый вопрос по этой теме – создание Фонда цифровой солидарности. Предлагается «создать специальный Фонд цифровой солидарности, который состоял бы из добровольных вкладов и пожертвований частных лиц и учреждений и функционировал бы на трехсторонней основе – частный сектор, гражданское общество и правительства». Однако у представителей ряда делегаций возникли вопросы о возможности со стороны мирового сообщества контролировать использование этих средств. В качестве альтернативы они предложили использовать имеющиеся механизмы финансирования развития, которые используют такие организации, как МСЭ.

    В проекте Плана действий определены также направления использования финансовой помощи со стороны международных и региональных учреждений. Это прежде всего повышение уровня поддержки прямых иностранных инвестиций в развитие инфраструктуры, наращивание национального и регионального потенциала, передача технологий, сотрудничество в рамках программ НИОКР и обмена ноу-хау.

    Одновременно предъявляются требования к развивающимся странам. Они должны активизировать свои усилия по привлечению крупных частных национальных и зарубежных инвестиций в ИКТ путем создания в стране прозрачного, стабильного, предсказуемого и благоприятного инвестиционного климата; создать механизм финансирования универсального доступа (например, фонд универсального доступа) для сокращения разрыва в цифровых технологиях, особенно в сельских районах; указывать относительную приоритетность проектов в области ИКТ в запросах по оказанию помощи по проектам развития инфраструктуры со стороны развитых стран и международных финансовых организаций.


    Последующие меры и оценка

    Логика реализации решений Всемирной встречи предусматривает, что после принятия документов первого этапа ВВУИО в Женеве на национальном уровне в рамках осуществления электронных стратегий будут установлены конкретные контрольные показатели развития информационного общества. Они могут служить полезными ориентирами для оценки осуществляемых мер и прогресса в достижении общих целей информационного общества.

    Кроме того, соответствующие международные организации, используя сопоставимые статистические показатели по странам и результаты аналитических исследований, будут оценивать эффективность реализации Плана действий, степень достижений целей, определенных на Всемирной встрече, и масштаб «цифрового разрыва» (как на национальном, так и на международном уровне). Особое внимание уделяется регулярной оценке уровня универсального доступа к ИКТ. Предусматривается публикация Сводного индекса развития ИКТ (Цифровые возможности), включая индексы по странам.

    В качестве рекомендации всем странам предлагается разработать систему сопоставимых на международном уровне показателей по вопросам информационного общества, включающую базовые показатели и анализ динамики ключевых параметров информационного общества. Отмечается необходимость разработки показателей использования ИКТ, учитывающих гендерную специфику. С целью распространения информации об успешных примерах использования ИКТ предусматривается создание и поддержание специализированного веб-сайта.

    Особенность Всемирной встречи состоит в том, что она будет проведена в два этапа. Подобных встреч, как утверждают дипломаты, ООН еще не организовывала. На сегодняшний день, с учетом ожидаемых результатов первого этапа Встречи, задачи второго этапа в Тунисе сводятся к следующему. Предполагается представить отчет, оценивающий степень развития глобального информационного общества и реализацию решений, принятых в Женеве. В качестве новых инициатив предлагается принятие Хартии цифровой солидарности для информационного общества и региональных планов действий в области информационного общества.

    Очевидно, что проведение Всемирной встречи – хорошая форма привлечения внимания руководства стран к разрешению проблем информационного общества, необходимости выделения больших ресурсов на развитие ИКТ, мобилизации общественного мнения на продвижение идеи широкого использования ИКТ во всех сферах деятельности. Подготовительный процесс также является уникальным. Разработка итоговых документов Встречи с участием дипломатов и представителей государственных структур, ответственных за развитие связи и информатизации, бизнеса и гражданского общества более чем 150 стран, представителей международных организаций – первый пример сотрудничества всех заинтересованных сторон в формировании облика нового глобального информационного общества для всех.

    Сегодня (октябрь 2003 г.), чтобы достигнуть согласия по итоговым документам Встречи, не хватает совсем малого. Вряд ли общая стратегия создания информационного общества, содержащаяся в проектах документов, изменится по существу. Будут уточнены детали и формулировки. Нужно немного доброй воли всех участников переговорного процесса, чтобы каждый из них продвинулся навстречу складывающемуся общему видению глобального информационного общества.

    Хотелось бы, чтобы в окончательном тексте Декларации принципов, которая будет принята на первом этапе Всемирной встречи, сохранилось бы заявление, с которым автор настоящей публикации безоговорочно согласен – «Мы привержены идее претворения в жизнь нашей общей концепции информационного общества на благо нынешнего и будущих поколений».


    Источники

    1. Проект Декларации принципов – Документ WSIS/PC-3/DT/1(Rev.2B)-R от 25 сентября 2003 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.itu.int/wsis/documents/doc_multi.asp?lang=en&id=1013|1014. – Загл. с экрана.

    2. Проект Плана действий – Addendum 2(Rev.1) к Документу WSIS/PC-3/10-R в редакции 26 сентября 2003 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.itu.int/wsis/documents/doc_single.asp?lang=en&id=1012. – Загл. с экрана.


    1 Опубликована в журнале «Информационное общество», 2002. – №№ 5-6. – С. 126-127.

    Курносов Иван Николаевич - Заместитель руководителя Департамента информатизации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.


    © Информационное общество, 2003, вып. 5, сс. 4-20.