Для организации контроля надежности и достаточности обеспечения безопасности критически важных сегментов РИТИ предлагается создание региональных систем управления информационной безопасностью.
Ключевым звеном региональной системы управления информационной безопасностью могла бы стать информационно-аналитическая служба, которая взяла бы на себя функции сбора и анализа информации об уровне обеспечения безопасности критических сегментов РИТИ. На основе ее данных могли бы приниматься организационные решения по обеспечению необходимого уровня безопасности РИТИ. Очевидно, что должна быть обеспечена конфиденциальность данных, собираемых и обрабатываемых этой службой.
В качестве основных задач и функций, которые должна выполнять информационно-аналитическая служба контроля безопасности РИТИ, следует указать следующие:
1. идентификация критических сегментов (КС) РИТИ;
2. моделирование угроз и рисков нарушения безопасности КС РИТИ;
3. определение системы мер и требований по обеспечению безопасности КС РИТИ;
4. мониторинг-контроль обеспечения безопасности КС РИТИ;
5. анализ текущего состояния инфраструктуры защиты информации (ИЗИ) РИТИ, возможностей повышения уровня безопасности КС РИТИ, выработка рекомендаций по развитию ИЗИ РИТИ.
Остановимся подробнее на каждой из этих функций.
Идентификация критических сегментов РИТИ
В качестве критических сегментов региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (КС РИТИ) могут рассматриваться кибернетические составляющие других критических региональных инфраструктур:
Для каждого из КС РИТИ должна быть построена модель угроз, реализация которых может способствовать возникновению событий рисков нарушения безопасности критических инфраструктур региона. Первым шагом в построении такой модели является построение структуры критических составляющих и ресурсов каждого КС РИТИ.
В качестве критических могут идентифицироваться отдельные части, в которых расположены КС (здания, помещения, в которых расположены какие-либо критически важные объекты и ресурсы информационных систем), отдельные подсистемы и процессы передачи, обработки, хранения информации, отдельные компоненты информационных систем и информационные ресурсы, нарушение информационной безопасности которых может привести к событиям рисков. По каждой из выделенных критических составляющих и ресурсов, а также по КС в целом должны быть указаны угрозы, реализация которых может привести к нарушению их нормального функционирования и способствовать возникновению событий риска. Все множество идентифицированных таким образом угроз будет представлять собой модель угроз КС РИТИ. На основе модели угроз могут быть построены модели событий рисков, которые могут быть вызваны нарушением безопасности КС РИТИ.
Каждая модель события риска включает в себя:
– оценку ущерба, который может быть нанесен при реализации той или иной комбинации угроз;
– оценку вероятности возникновения события риска;
Определение системы мероприятий, мер и требований по обеспечению безопасности КС РИТИ
Следующей задачей аналитической службы должна стать разработка системы мероприятий, мер и требований обеспечения безопасности КС, реализация и соблюдение которых позволит снизить риски нарушения безопасности КС РИТИ. Для этого должна быть построена модель защиты КС РИТИ, в которой по каждой из угроз, вошедшей в модель угроз РИИ, должны быть определены меры и требования, реализация и соблюдение которых позволит снизить опасность угроз, вероятность и ущерб от возможных событий рисков. Должны быть сделаны оценки того, насколько каждая из возможных мер позволит снизить вероятность рисков и ущерб от нарушения безопасности КС РИТИ.
Мониторинг-контроль обеспечения безопасности КС РИТИ
Модель защиты КС РИТИ дает возможность сформировать для каждого КС индивидуальный профиль защиты – систему мер и требований, которые должны выполняться в каждой организации, ответственной за функционирование соответствующего КС РИТИ. Информационно-аналитическая служба должна обеспечивать формирование базовой системы основных мер и требований для каждой из КС РИТИ, осуществлять сбор и обработку информации о выполнении мер и требований в каждой из КС РИТИ с оценкой рисков невыполнения требований.
Должна быть создана организационно-правовая система, которая позволит осуществлять действенный контроль выполнения мер и требований по обеспечению ИБ КС РИТИ и добиваться повышения уровня безопасности КС РИТИ.
Анализ текущего состояния ИЗИ РИТИ, возможностей повышения уровня безопасности КС РИТИ, выработка рекомендаций по развитию ИЗИ РИТИ
На основании модели защиты КС РИТИ аналитической службой могут формироваться и рассматриваться различные варианты повышения защищенности РИТИ. Особое внимание должно уделяться выявлению таких комплексов мероприятий, которые позволили бы значительно снизить возможность возникновения событий рисков и поднять уровень выполнения мер и требований по защите на максимально большом числе КС. При этом должны учитываться следующие факторы:
– предложений на рынке программно-аппаратных средств защиты,
– состояния инфраструктуры защиты информации региона.
миссии позволит своевременно и достоверно проводить сертификацию используемых средств и лицензирование организаций по основным требованиям ФАПСИ и Гостехкомиссии. Развитие сети предприятий, дилеров, представительств и сервисных центров производителей средств защиты информации сделает более простым процесс приобретения, установки и обслуживания средств обеспечения информационной безопасности в регионе. Наличие региональных депозитариев резервного хранения информационных носителей позволит многим организациям без больших затрат выполнять требование территориально-распределенного резервирования критической информации. Наличие региональной системы страхования информационных рисков позволит снизить уровень чрезвычайности событий нарушения безопасности РИТИ, поскольку обеспечит гарантии компенсации возможных потерь, а также усилит контроль выполнения требований безопасности за счет вовлечения в систему контроля организаций-страховщиков.
Поэтому одной из важнейших задач регионально-аналитической службы по обеспечению безопасности РИТИ должен стать анализ существующего уровня развития инфраструктуры защиты информации в регионе и выработка предложений по ее совершенствованию, которые через систему властных структур должны доводиться до соответствующих ведомств, ответственных за развитие информационной инфраструктуры (ИИ) в национальном масштабе. Такая система способствовала бы тому, чтобы в стране была преодолена парадоксальная ситуация, когда никто не отвечает за отсутствие на отечественном рынке достаточного ассортимента сертифицированных средств защиты информации, за отсутствие удостоверяющих центров сертификации криптографических ключей и за неразвитость инфраструктуры защиты информации в целом.
Для решения задач управления безопасностью критических сегментов РИТИ может быть использована Комплексная экспертная система (КЭС) управления информационной безопасностью "АванГард"1 .
На рис. 1 представлена концептуальная схема обеспечения защиты критических сегментов региональной информационной инфраструктуры. При этом особо выделена та роль, которую может сыграть в системе управления безопасностью КС РИТИ КЭС "АванГард".
Рис. 1. Концептуальная схема обеспечения защиты критических сегментов региональной информационной инфраструктуры.
Рис. 2. Вариант создания регионального координационного центра.
Ссылки
1 См. статью О.А. Бурдина и А.А. Кононова в данном номере журнала (с. 38–44).
Черешкин Дмитрий Семенович - заведующий лабораторией ИСА РАН, доктор технических наук, профессор.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 23-26.