О бессмысленном, а потому вредном законе

________________________________

А. Привалов




Какое-то количество бессмысленных законопроектов рассматривается в любом парламенте это неизбежно. Иным депутатам смерть как хочется поиграть в законодателя, а здравых мыслей ни Бог, ни люди не подбрасывают. У других субъектов законодательной инициативы в голове сидит собственная повестка дня, мало связанная с реальностью, проекты, написанные по такой повестке, тоже производят на людей, не заглядывавших под череп автора, впечатление безумных (идеальный пример ющенковский законопроект о защите летучих мышей). Наверно, есть и другие поводы написать и пропихнуть в парламентскую повестку какую-нибудь чушь, нередко ещё и вредную. Повторяю: это вполне естественный by-product парламентаризма. Ничего страшного.

Хуже, когда подобный бессмысленно-вредный проект возьмут, да и примут такое тоже случается. Далеко не ходить не приходится сейчас готовится совместное постановление Верховного и Высшего арбитражного судов, разъясняющее применение той впопыхах принятой части ГК, что касается авторского права. Оказывается, например, хостинг-провайдера можно плющить, если какой-либо из пользующихся его услугами сайтов будет обвинён в небрежении копирайтом, примерно то же самое, как если бы шофёра автобуса сажали за скупку краденого, как только в салон автобуса войдёт человек, подозреваемый в воровстве. Осмысленно это? Нет. Полезно? Вредно. Страшно? Вроде бы нет: неприятно, но не страшно. Наличные и вновь появляющиеся дефекты IV части ГК становятся гвоздями в сапогах у конкретных лиц, способных объединиться и защищать свои интересы. Конкретные нормы, в принятии которых и с самого начала не было достаточно внятного смысла, легче не отменить, нет, у нас это почти не принято, а поправить до практической безвредности.

Всерьёз же плохо это когда бессмысленный законопроект заполняет собою место, где был действительно нужен разумный закон. Закон по-прежнему нужен, но об этом уже и не заговоришь: «Как это закон нужен? Да вот же онИменно такой случай мы и наблюдаем сейчас при публикации закона 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». По замыслу, это закон, дающий гражданам и организациям право узнавать из первых рук всё, что им хочется знать о работе органов управления. По опубликованному тексту это закон, официально указавший гражданам и организациям тот плинтус, выше которого не должны витать их мечты о прозрачности управления.

Взять хоть перечни информации, которую органам власти велено сделать доступной. Мало того, что перечней ещё нет; их ещё только будут утверждать сами эти органы или их вышестоящее начальство (из чего уже ясно, что ничего для начальства неудобного в них не будет). Порочен сам принцип формирования перечней: не исключением, а прибавлением. Длиннейшая статья 13 нудно перечисляет информацию, которую надо отобрать для обнародования. Следовало же вместо неё и смежных статей написать всего несколько слов. Примерно таких: мол, органы власти обязаны по запросу граждан или организаций предоставлять любую информацию о своей деятельности, кроме той, что федеральным законом отнесена к государственной или иной охраняемой тайне. И точка. И президенту с премьером не пришлось бы трудиться, утверждая целые штабеля перечней, составленных по принципу «всяк сверчок знай свой шесток».

И главное, непонятно, зачем вообще было разводить бодягу со всякими там перечнями, если закон позволяет отшивать любого просителя вообще? Читаем статью 20 («Основания, исключающие возможность…») пункт 3: «Государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в СМИ или размещена в сети Интернет». Смысла в этом пункте нет: ну, дай просителю копию, раз всё равно уже опубликовал. Смысла нет, а непробиваемое оружие против нескромного любопытства граждан есть.

Рассмотрим условный пример. Гражданин Х недоволен «Газпромом». Он считает, что монополист неэкономен в затратах, покупает слишком много непрофильных активов, даёт некоторым потребителям нерыночные скидки по неэкономическим соображениям и из-за всего этого слишком мало платит в бюджет, от чего ему, гр-ну Х, прямой ущерб. Х идёт в Белый дом и, размахивая «Российской газетой» с текстом закона 8-ФЗ, требует протоколы тех заседаний правительства, где обсуждались и постановлялись инструкции директорам «Газпрома», представляющим государство. Отказать Х нельзя (закон!), но и давать протоколы сильно не хочется: он ведь, с добра-то ума, с ними в суд пойдёт. И ему говорят, что протоколы опубликованы. Где? На сайте (не в газете же у неё подшивки есть!). Не нашёл? Твои проблемы. Ссылку просишь? Ладно; помурыжим, но дадим. Опять не видишь протоколов? Странно вроде мы их там вешалиДолжно быть, потом сняли. Или хакерская атака была. В суд идёшь? Иди. Судья протоколы по этому адресу увидит. А потом опять неожиданно случится хакерская атакаУстанешь отстанешь.

Есть в нашем законе и статьи откровенно издевательские вроде ст. 15, требующей от коллегиальных госорганов (например, от кабинета министров РФ) «обеспечить возможность присутствия граждан» на своих заседаниях. Не забыть бы посмотреть, как законопослушное правительство выполнит это требование в своём регламенте. Как раз на этой фарсовой статье легче всего показать, как должен был бы выглядеть настоящий закон с таким названием. Он должен был бы потребовать интернет-трансляции всех заседаний любых коллегиальных органов власти конечно же, прерываемой на время обсуждения вопросов, представляющих какую-либо охраняемую законом тайну. А если уважаемому председателю правительства не захотелось бы показываться в этой трансляции что ж, он велел бы поставить своё кресло в мёртвой зоне веб-камеры

Мне скажут, что и такой закон лучше, чем ничего. Увы, не могу согласиться. На нижних уровнях власти да, и такой шаг, по-видимому, может оказаться полезным, но выше точно нет. Я бы предпочёл медленное, но нелицемерное увеличение открытости власти этому притворному открытию сразу всего: «Желали прав они права им и даны: // Из узких сделаны широкие штаны».


Журнал «Эксперт» 6 (645), 16 февраля — 23 февраля 2009

http://www.expert.ru/columns/2009/02/16/raznoe/


Данная статья перепечатана в нашем журнале с согласия редакции журнала "Эксперт"

___________________________________________________

Привалов Александр - научный редактор журнала "Эксперт"


© Информационное общество, 2009, вып. 1, с. 25-26.