Развитие информационной системы в образовании идет по двум направлениям: с одной стороны – это информатизация управленческой деятельности, с другой стороны – информатизация образовательного процесса. Если рассматривать первое направление, то, начиная с 1993 г., мы активно занимаемся автоматизацией именно управления - созданием комплексных информационных систем управления отраслью, АСУ процесса образования, АСУ всеобуч, АСУ кадры и другие. Эту работу мы проводим с помощью Московского комитета по науке и технологиям (МКНТ). Она заключается в следующем:
В 1993 г. мы создали городской информационно-аналитический центр. Начиная с 2001 г., мы создаем информационно-ресурсные центры и технопарки. Выделены ответственные координаторы по информатизации управления на всех уровнях вертикали власти. Должна заметить, что сегодня эта структура работает как общегородская система, организующая и поддерживающая работы по компьютеризации всех звеньев управления образованием в городе.
Системная работа по информатизации управления образованием началась на базе нашей экспериментальной площадки – Зеленоградского учебного округа. Уже в 1995 году в Зеленограде перешли к электронному документообороту с учреждениями образования, телефонограммы были заменены электронной почтой, весь аппарат управления и руководящий состав учреждений прошли обучение по использованию компьютерных технологий и типовых АСУ управления. С учетом опыта Зеленограда были внедрены комплексные программы информатизации управления всех учебных округов. В рамках создания технической инфраструктуры для управления только в этом году по городскому заказу мы установили более 500 автоматизированных рабочих мест директора учреждения и свыше 400 – автоматизированных мест библиотекаря. В настоящее время ведем переоснащение всех наших дирекций по эксплуатации зданий и сооружений под использование уже разработанной общегородской системы дирекции. В 1999 г. началась совместная работа с корпорацией "Комкор" по подключению учреждений образования к Московской волоконно-оптической сети и интернету. В рамках этой работы создается корпоративная телекоммуникационная сеть городского Департамента образования, куда уже сейчас подключены все окружные управления, дирекции, методические центры, бухгалтерия. Я должна сказать, что построены каналы на 384 объектах. К сожалению, это неполное удовлетворение наших потребностей – мы подали две тысячи заявок. Выполнено, повторяю, всего 384.
Начиная с 1993 г. разработано, адаптировано или внедрено более двадцати городских автоматизированных систем по различным направлениям. Это система непосредственно для Департамента образования, для внутренних нужд окружных управлений, типовые программные средства управления учреждениями, сбора отчетности, общегородские многоуровневые интегрированные системы. Причем я должна сказать, что эта работа велась как за счет средств нашего Департамента, то есть за счет выделенных нам Правительством Москвы бюджетных денег, так и за счет средств МКНТ. В рамках реализации плана развития науки в 2000-2001 гг. по заказу МКНТ разработаны и сданы в промышленную эксплуатацию первые очереди четырех автоматизированных систем:
Важным элементом работы нашего Департамента стал официальный интернет-сайт, который введен в эксплуатацию в 1999 г. Это был третий (по сроку ввода) сайт подразделения Правительства Москвы. Первый создала Мэрия, следующий – Префектура Центрального административного округа. Мы убедились, что это очень полезная вещь для населения, поскольку с ним теперь обеспечена прямая связь. Только за месяц к информационным ресурсам нашего сайта обращается более 6 тыс. человек.
Организована система регулярного целевого повышения квалификации аппарата и руководителей учреждений. Мы уже обучили более 500 сотрудников управленческого аппарата, директоров и их заместителей учреждений городской системы образования и планируем, что до конца года еще обучим 400. Таким образом, через систему повышения квалификации пройдет 900 менеджеров образования. Это что касается первого направления деятельности.
Если же говорить об образовательном процессе, то Департамент образования Москвы выступил здесь пионером. Мы начали работу по внедрению ИКТ еще в конце 1980-х гг., когда была провозглашена первая государственная программа, когда впервые прозвучало слово "компьютер" и еще практически никто из учеников и учителей не знал, что это такое. Министерство разработало две программы обучения информатике – одна по машинному варианту, вторая по безмашинному варианту. Москва не признала второй вариант – мы сразу с помощью наших структур, органов власти города стали ставить в школы компьютеры. Тогда перед нами стояла упрощенная задача – во-первых, обеспечить ребят компьютерами и научить на них выполнять простейшие операции, и, во-вторых – изучать простейшие разделы математики. Сегодня задача стоит значительно шире – мы хотим, чтобы современные средства информационных и коммуникационных технологий повышали эффективность и качество образовательного процесса. Мы придаем исключительное значение информатизации в общем процессе модернизации российского образования, в том числе, московского. Мы готовы к тому, что цели образования, система аттестации, структура урока, самостоятельная деятельность учащихся будут меняться благодаря этим технологиям. Уже сегодня многие занятия в классах московских школ проходят с компьютерным сопровождением, все больше исследовательских проектов учащихся базируются на цифровых технологиях, в интернете идет самостоятельная деятельность учащихся. У нас есть своя московская программа развития единой образовательной информационной среды, мы ее утвердили у себя на коллегии. Она базируется на Концепции модернизации российского образования, федеральных программах "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг." и "Электронная Россия на 2002-2010 гг.", и основывается, прежде всего, на всех нормативных и распорядительных документах Правительства города. Представители московской системы образования принимали активное участие в разработке всех федеральных документов, входят в многочисленные авторские коллективы. В целом Москва сегодня достаточно продвинутый регион по информатизации образовательной системы.
Часто суждения об уровне информатизации той или иной страны или региона базируются на одном показателе – число учащихся на один компьютер. Надо сказать, что это не очень полный и не очень полезный показатель, хотя по нему Москва, как я уже говорила, опережает многие регионы Российской Федерации. В частности, в Москве в среднем на один компьютер сегодня приходится 50 учащихся. В Российской Федерации норма – 80 учащихся на 1 компьютер – будет достигнута только к 2005 году, к концу выполнения отраслевой федеральной программы. Мы считаем, что наиболее важным показателем информатизации следует считать доступность компьютеров. И, самое главное, – чтобы все компьютеры и другие информационные технологии работали в день по двенадцать часов и семь дней в неделю. Причем компьютеры должны стоять не только в компьютерном классе, хотя подчас именно так и происходит, а в библиотеке, в учительской, в комнате для самостоятельной работы учащихся. Кстати, издано инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации, где предусмотрены именно такие показатели использования информационных технологий. На наш взгляд, очень интересные возможности открывает в учебном процессе тележка с переносными компьютерами – ноутбуками, принтерами, проекторами. Эта тележка снабжена радиосвязью и может перемещаться по школе, постоянно поддерживая выход в интернет, а не стоять, как остальные компьютеры, в компьютерном классе.
Что сегодня имеет Москва с точки зрения обеспечения учебного процесса? Во-первых, в наших учреждениях более 700 полностью укомплектованных компьютерных классов, более 500 – автоматизированных рабочих мест для учителей-предметников. Если посмотреть на качество компьютеров, то я должна сказать, что 45% школ имеют современные компьютеры с операционной системой Windows 2000, Macintosh или еще более поздние модели (хотя таких немного). То есть 45% школ, повторяю, имеют достаточно высокий уровень техники. 20% школ используют ранние версии Win-
dows и более старые процессоры. 25% школ используют устаревшие компьютеры с процессорами типа Intel 286, 386 или столь же устаревшие отечественные модели. Сегодня всем понятно, что это оборудование устарело морально и его надо как можно быстрее заменить. И лишь 10% московских школ вообще не используют компьютеры в учебном процессе, потому что там просто их нет. Мы посчитали – если использовать компьютеры в школах для преподавания, скажем, информатики по два часа в неделю в течение двух лет, то суммарная нехватка современных ПК составляет по Москве 10.000 экземпляров. Эти цифры касаются общеобразовательных школ, в которых ситуация наиболее благополучная. Но есть еще начальное профессиональное образование, где лишь 15% учреждений имеют современные компьютеры, что, конечно же, никуда не годится. Затем среднее профессиональное образование – колледжи, техникумы и так далее. Здесь оснащено компьютерами 25% учреждений. В педагогических училищах – 50%. И в наших учреждениях высшего педагогического образования – а в подчинении Правительства Москвы находится пять ВУЗов – все 100%. Хуже всего обстоит дело с оснащенностью современной вычислительной техникой в учреждениях дополнительного образования – только 10% из них имеют современные компьютеры.
Как используются информационные технологии сегодня? Вот мы подсчитали: в школе учитель использует компьютер в среднем тридцать минут в неделю, учащиеся – столько же. Только 15% учителей и более 30% старшеклассников имеют компьютеры дома и используют их. Поэтому, как вы видите, даже для такой продвинутой категории, как старшеклассники и учителя, существует проблема доступности компьютера.
Основные виды использования компьютеров – урок, самостоятельная работа учащегося, выполнение домашних заданий, проектная деятельность, самообразование, развлекательная и другая деятельность, не имеющая прямого отношения к образованию, для учителей еще – научно-методическая работа, подготовка учебных материалов.
Какие же изменения в образовательном процессе вызывают ИКТ?
Анализ программ информатизации образовательных учреждений показывает, что наиболее распространенными являются следующие виды использования: на уроках, при выступлениях и обсуждениях используется мультимедиа проектор; учащиеся выкладывают сочинения для проверки учителями на школьный сайт; происходит аттестация по предмету с использованием компьютера; учащиеся самостоятельно находят информацию в интернете.
Хочу обратить внимание, что не все так безобидно, как кажется, при работе детей в интернете. К сожалению, глобальная сеть не носит образовательного, воспитательного характера. Предстоит большая работа по обеспечению методического сопровождения работы учащихся в Сети.
В этом году мы поставили перед собой еще одну задачу. Обычные школьники на занятиях в компьютерных классах самостоятельно готовят тексты, включая в них графику, видео и так далее. На уроках они ведут наблюдение, занимаются экспериментами и исследованиями. Но в Москве проживает
29 тыс. детей-инвалидов, некоторые из которых вообще не могут, в силу состояния своего здоровья, посещать школы, даже, подчас, выходить из квартиры. Мы решили помочь этим детям получить доступ к образованию, научить их использовать возможности информационных технологий. Какая форма обучения здесь наиболее удачная? Естественно, дистанционное образование. Уже в этом году, за счет средств Правительства Москвы 750 детей-инвалидов получат автоматизированное рабочее место, которое включает в себя компьютер-ноутбук и другое дополнительное оборудование, вплоть до микроскопа (правда, простейшего), благодаря чему ребенок может заниматься исследовательской работой. Я считаю, что это, в общем-то, благородная цель, и Правительству Москвы надо подумать, как эту работу продолжить, чтобы каждый инвалид имел сегодня доступ к обучению. Ребенок и так обездолен, у него нет здоровья, так что же, он еще будет и необученным?
Второе направление дистанционного обучения направлено на наших соотечественников за рубежом. Мы взаимодействуем с русскими школами и с русскими ребятами. Эта работа тоже находит отклик, наши соотечественники нам благодарны за поддержку и обучение их детей.
А теперь мне хотелось бы несколько слов сказать по поводу вот этого документа, который называется "Электронная Москва", раздел "Образование". Я не знаю, кто его готовил, но раздел "Образование" в этой программе никуда не годится. Формально изложен материал, который не нужен, по крайней мере, в системе образования. Я сожалею, что авторы не прислушались к Департаменту образования, хотя мы давали свои замечания (наш текст просто выброшен). На мой взгляд, если мы действительно хотим, чтобы информатизация неформально развивалась в системе образования, этот раздел необходимо полностью переделать. Есть огромное количество нерешенных проблем, небольшую часть из них я перечислила, решение которых должно быть включено (с обязательным финансированием) в городскую целевую программу "Электронная Москва".
© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 24-27.