Среда электронного взаимодействия для электронного правительства

А.В. Данилин



Введение

Анализ международной практики показывает, что список самых актуальных проблем реализации концепции электронного правительства достаточно обширен. Он включает такие вопросы, как:


По всей видимости, этот список может быть продолжен. В нашем анализе мы остановимся только на первых трех аспектах и, прежде всего, на проблеме интеграции государственных информационных систем и межведомственного взаимодействия на основе использования таких международных стандартов, как XML и web-службы.

В Москве насчитывается около 300 информационных систем, включенных в официальный регистр, поэтому проблемы интеграции информационных систем города соизмеримы с проблемами интеграции информационных систем любого европейского государства, и в этом плане международный опыт представляет большой интерес.

Основные темы:


Основные этапы развития инициатив в области электронного правительства и типы проектов с функциональной точки зрения

Следует сразу отметить важный факт, что, как правило, большинство государств рассматривают инициативы в области электронного правительства в контексте более широких государственных инициатив по реформированию деятельности органов власти.

Поэтому инициативы в области электронного правительства – это, по сути дела, инициативы в области правительственной и административной реформы.

Gartner Group дает следующее определение "электронного правительства":

Трансформирование внутренних и внешних отношений госорганизаций на основе использования возможностей интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах госуправления и совершенствования внутренних процессов.

В этом определении, по сути дела, присутствуют три элемента:


В 2001 г. компания Accenture опубликовала отчет "Электронное правительство: опыт и проблемы", где был проанализирован опыт двадцати двух стран, начавших создавать "электронное правительство". В этом отчете сформулированы пять отличительных признаков стран-лидеров в области электронного правительства, которые состоят в следующем: В России и за рубежом государства реализовали или находятся на стадии реализации большого количества инициатив в области электронного правительства. Это разнообразие инициатив можно распределить по нескольким категориям – от более простых форм взаимодействия к более сложным:

· Публикация (распространение) информации. Реализация приложений, которые делают доступной через интернет правительственную информацию в электронной форме. Уровень публикации информационных материалов предполагает отношения, роль в которых и государства, и адресата пассивна. Примером таких отношений может служить размещение в интернете баз данных по законодательству.


Итак, более интерактивные сервисы потенциально несут большую ценность, но и большую технологическую сложность, что иллюстрируется графиком (рис. 1).


Рис. 1. Базовая топология сервисов.


Следует отметить, что новое качество предоставления услуг достигается тогда, когда организации используют новые технологии для реорганизации всего процесса предоставления услуг, что иллюстрируется рис. 2. Потенциальный путь – от публикации информации через организацию интерактивного взаимодействия к электронным транзакциям, и через это – к интеграции государственных услуг и трансформированию работы правительства и ведомств, к реализации административной реформы.


Рис. 2. Электронные средства предоставления услуг и трансформирование правительства.


График (рис. 3) демонстрирует распределение инициатив в области электронного правительства по этим категориям на примере инициатив, которые реализуются 37 различными федеральными агентствами США в 2001 г. Видно, что даже в такой достаточно продвинутой в области использования ИТ в госорганах стране как США, большинство сервисов – это сервисы публикаций. Но в то же время уже реализовано определенное число проектов, которые предполагают выполнение реальных операций целиком на основе использования электронных каналов предоставления услуг.


Рис. 3. Распределение инициатив в области электронного правительства по типам (США).


Интеграция услуг и межведомственное взаимодействие

Можно быть уверенными, что помимо словосочетания "электронное правительство", чаще всего на конференциях звучат слова "интеграция информационных систем и межведомственное взаимодействие". При этом Россия не уникальна в этой проблеме. Например, анализ бизнес-процессов Федерального Правительства США показывает, что государство (федеральное правительство) отвечает за выполнение 28 ключевых процессов, при этом в среднем один процесс выполняют 19 агентств. Без сомнения, аналогичные результаты можно получить на уровне Правительств России и Москвы.

Поэтому в дальнейшем существенная часть данного документа посвящена вопросам интеграции государственных информационных систем на основе международных стандартов и создания соответствующей инфраструктуры.

Архитектурная модель электронного правительства и Правительственный портал в контексте общей архитектуры

Архитектурная модель электронного правительства на примере Великобритании показывает, как отдельные правительственные министерства и ведомства с их частными инициативами по использованию информационных технологий для предоставления услуг гражданам вписываются в общую концептуальную модель. Модель также демонстрирует роль Правительственного портала в общей архитектуре электронного правительства.

Модель включает в себя 3 элемента:


Доступ

Стратегия предполагает, что услуги государства будут доступны по многим каналам, включая web-узлы, доступные с ПК, информационных киосков, мобильных телефонов, по каналам цифрового телевидения, а также через центры обслуживания и контактные центры (call centres, contact centres).

Среди этого набора каналов доступа центральная роль отводится портальным сервисам.

При этом, также как и в России, многие отдельные правительственные агентства, региональные и местные органы власти инициировали собственные проекты по созданию собственных порталов. При этом предполагается, что часть порталов и их сервисов по отдельным секторам деятельности правительства будут инкорпорированы в центральный правительственный портал. Отмечается важность того, чтобы разработки отдельных порталов опирались на общие компоненты электронного бизнеса (иначе говоря, общую инфраструктуру ИТ и набор стандартов), о которых мы поговорим позже. В частности, новые появляющиеся отдельные порталы должны использовать единые государственные стандарты аутентификации и обеспечения ограничений по доступу к информации (privacy). Говорится также о том, что государственные агентства должны позитивно смотреть на возможности доступа к их услугам через коммерческие порталы.

Важным считается разработка отдельных транзакционных порталов для отдельных граждан и для бизнеса.

Важная мысль состоит в том, что правительственные порталы обеспечивают два типа сервисов:


Компоненты электронного бизнеса

Компоненты электронного бизнеса – это определенные централизовано стандарты на такие элементы как:


Средства обеспечения взаимодействия

Отмечается важность принятия общих стандартов и инфраструктуры, которая бы обеспечивала возможность взаимодействия и обмена информацией между правительственными министерствами, ведомствами, гражданами и бизнесом. Важными компонентами обеспечения такого взаимодействия являются:


Следует отметить, что Великобритания пошла по пути осторожного и постепенного строительства основы электронного правительства. Суть этого подхода состоит в построении, в первую очередь, основных инфраструктурных строительных блоков до того, как запускать новые услуги. Инфраструктура обеспечивается через так называемый Правительственный Шлюз Government Gateway (www.gateway.gov.uk), который обеспечивает возможности дальнейшего наращивания услуг. Этот сайт обеспечивает централизованные сервисы регистрации для выполнения безопасных транзакций с правительством.

Архитектура портала ukonline.gov.uk является, по сути дела, трехуровневой:


Проект центрального правительственного портала Ukonline.gov.uk и Государственный Шлюз Government Gateway являются двумя ключевыми инициативами концепции электронного правительства Великобритании

Роль Правительственного Шлюза Government Gateway состоит в обеспечении объединения различных государственных ведомств таким образом, чтобы в итоге гражданину предоставлялись интегрированные и прозрачные услуги. Шлюз обеспечивает необходимую маршрутизацию и интеграцию сервисов, а также необходимые средства безопасности и аутентификации.

При этом в Великобритании Безопасный Правительственный Интранет (GSI – Government Secure Intranet) обеспечивает связующую инфраструктуру между министерствами и ведомствами.

Основные компоненты Архитектуры Межведомственного Взаимодействия Microsoft (Microsoft Government Interoperability Framework)

Microsoft являлась главным исполнителем проекта создания Правительственного Шлюза Великобритании. Этот проект позволил накопить уникальный опыт, который сконцентрирован в Архитектуре Межведомственного Взаимодействия. Основные компоненты этой архитектуры следующие:

Основные стандарты интеграции и web-службы

Чтобы была понятна суть этих подходов к организации межведомственного взаимодействия и интеграции информационных систем, необходимо понять простые базовые вещи, связанные со стандартами XML и web-службами.

Подход интеграции информационных систем на основе web-служб связан с использованием четырех ключевых стандартов:


Простой пример XML-документа

В отличие от "закрытых" стандартов информационного обмена, таких как Electronic Document Interchange (EDI), XML был спроектирован так, чтобы специалист, читающий XML-документ, мог понять содержимое. При этом используется набор так называемых тэгов, которые описывают структуру информации.

Приведенный ниже пример показывает, как "Мэр Юрий Михайлович Лужков" "описан" в виде XML-документа. XML-тэги использованы для того, чтобы показать, какой тип данных представляет себя каждое из этих четырех слов. Тэг "NAME" используется для структурирования трех тэгов нижнего уровня иерархии – "FIRST" (для описания имени), "MIDDLE" (для описания отчества) и "LAST" (для описания фамилии). Все XML-документы имеют возможность структурировать данные аналогичным иерархическим способом. Пример включает в себя также использование атрибута данных – ранг офиса "1" назначен офису Мэра.

<?xml version="1.0"?>

<OFFICE RANK="1">Мэр</OFFICE>

<NAME>

<FIRST>Юрий</FIRST>

<MIDDLE>Михайлович</MIDDLE>

<LAST>Лужков</LAST>

</NAME>

Базовые идеи применения XML и web-служб для организации межведомственного взаимодействия

Ниже перечислены основные идеи применения XML и web-служб для организации межведомственного взаимодействия:


Итог: возможность межведомственного информационного обмена на основе регистров и XML как формата обмена.

Таким образом, ключевой идеей, которая связана с использованием стандартов XML для межведомственной интеграции информационных систем, в том числе систем документооборота, является использование подходов на основе web-сервисов и регистров на основе стандартов UDDI.

Ведомственная система документооборота по своей сути является некоторым сервисом. Представим себе обмен информации между системами документооборота двух ведомств. Система первого ведомства может переслать некоторый документ системе другого ведомства и "запросить" некоторый ответ. В качестве одного из сервисов система документооборота второго ведомства может вернуть свой внутренний регистрационный номер документа, фамилию ответственного исполнителя, контрольную дату ответа и т.д. Еще одним сервисом может быть публикация и пересылка "ответного" документа.

Таким образом, описание функционала разрозненных систем документооборота отдельных ведомств на основе языка web-сервисов и создание общедоступных UDDI-регистров таких сервисов может обеспечить:


Роль Правительственного Шлюза в интеграции информационных систем

На этапе реализации электронным правительством исключительно информационных сервисов необходимость наличия такого интеграционного элемента, как Правительственный Шлюз, не является очевидной.

Но, если думать про этап реализации предоставления государством электронных сервисов, которые требуют выполнения транзакций и связанного с ними информационного обмена между несколькими ведомствами, то потребуется сервис интеграции информационных систем различных ведомств между собой. В противном случае задача интеграции по принципу "все со всеми" приведет к квадратичному росту сложности, а, значит, и стоимости такой интеграции.

В мире интеграции корпоративных информационных систем в конце 90-х годов стандартным подходом для такой интеграции стал подход, основанный на использовании ПО гарантированной пересылки сообщений между приложениями. Наличие одного узла, одной точки интеграции на основе брокера сообщений обеспечивает управляемый, линейный рост сложности задачи интеграции по мере подключения новых информационных систем. По сути дела – это одна из задач, выполняемая Правительственным Шлюзом в Великобритании.

Шлюз при этом выполняет не только маршрутизацию сообщений (которые являются XML-документами) между информационными системами ведомств, но и выполняет также задачу трансформации этих сообщений на основе соответствующих XML-схем для обеспечения совместимости информационных систем.

Microsoft .NET

Почему для проекта создания Правительственного шлюза в Великобритании, аналогичных проектов в Дании и Италии в качестве партнера государства выбрали Microsoft и ее технологии? Краткий ответ следующий. Потому что Microsoft сформулировала достаточно передовую концепцию архитектуры информационных систем под названием .NET, которую можно определить кратко следующим образом:

"Microsoft .NET – программное обеспечение для интеграции информации, людей, систем и устройств на основе XML и web-сервисов".

Архитектура Government Gateway

Архитектура Правительственного Шлюза включает следующие основные компоненты:


Если говорить о Правительственном шлюзе более подробно, то Правительственный Шлюз (Government Gateway) обеспечивает следующее:
Видение Правительственного Шлюза включает в себя следующие компоненты:
Основные Принципы проектирования Шлюза:

Почему следует использовать Microsoft BizTalk-сервер реализации архитектуры и нфраструктуры интеграции

Основная причина состоит в том, что BizTalk как раз и является сервером интеграции приложений с мощными графическими средствами проектирования процессов интеграции. Этот сервер поддерживает:
Хотелось бы отдельно отметить масштабируемость решения, предложенного Microsoft для Правительственного портала Великобритании:

Важность принятия стандартов для проектов Электронного Правительства на государственном уровне

Основные типы стандартов, которые правительства разных стран рассматривают в контексте проектов в области Электронного Правительства, следующие:


Мы уже говорили о проекте создания Правительственного Шлюза в Великобритании. Мне не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, что данный пример приведен исключительно из-за того, что этот проект был реализован при участии Microsoft и на основе ее технологий.

Список стран, разработавших и продолжающих работу над стандартами данных межведомственного взаимодействия, достаточно обширен, и практически все они имеют в своей архитектуре аналог Правительственного Шлюза.


Великобритания: "Среда Межведомственного Взаимодействия Правительства" (e-GIF)

Великобритания уделяет большое внимание стандартам и протоколам, которые должны гарантировать совместимость правительственных систем и технологий. Ключевые стандарты обеспечения совместимости и единства правительственных систем определены в документе "Среда Межведомственного Взаимодействия Правительства" (e-GIF – Government Interoperability Frame-

work). Документ доступен на www.govtalk.gov.uk. Эти стандарты определяют ключевые требования для обеспечения интегрированных онлайновых правительственных услуг и следование этим стандартом является обязательным для всех правительственных систем. Этот же web-сайт является основным инструментом обсуждения и публикации согласованных XML-схем документов.

На самом высоком уровне соответствие стандарту e-GIF означает:

Ключевые политики, которые устанавливаются стандартом e-GIF, состоят в следующем:
Выбор спецификаций e-GIF обусловлен соображениями:
Основным инструментом обсуждения и разработки стандарта e-GIF является сайт www.govtalk.gov.uk. На этом сайте разработчики не только могут получить доступ к утвержденным XML-схемам, но получить необходимые средства разработки, задать вопросы экпертам, получить документы с описанием "лучших практик". Этот портал поддержки государственных стандартов с технологической точки зрения сделан на технологии SharePoint Portal Server.

Центральный правительственный портал ukonline.gov.uk и Шлюз Government Gateway разработаны в соответствии с этими стандартами. Если еще какие-либо порталы должны каким-то образом взаимодействовать с правительственными системами, то они также должны следовать этим стандартам.




Стандарты метаданных

К сожалению, тема интеграции государственных информационных систем настолько сложна, что помимо инфраструктуры интеграции в виде ПО маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства в области стандартизации описания данных. В самом кратком виде, метаданные – это краткое описание содержимого информации.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK Government Metadata Standard), принятый в Великобритании.

Метаданные имеют важное значение для обеспечения эффективности поиска информации (на портале), описания слабоструктурированной информации (документов), создания архивов с записями электронных документов. При этом многие страны взяли за основу так называемое "Дублинское ядро", включающее 15 элементов описания информации. Помимо этого ядра на уровне страны добавляются дополнительные элементы, которые считаются необходимыми.

Но это еще не все. Как правило, первым инструментом при поиске информации является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные разрабатываются стандарты на Список Категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

В качестве примера метаданных приведем 15 элементов Дублинского ядра:


Основные уроки в области принятия стандартов

Заключение

Подводя итог, можно сказать следующее: архитектура электронного правительства федерального уровня и уровня крупного города/региона должна включать в себя мощные средства интеграции информационных систем, ориентированные на будущие транзакционные и интеграционные сервисы.

Дополнительные источники информации:

1. http://www.e-envoy.gov.uk [Электронный ресурс]. – The Office of e-envoy, который отвечает за реализацию инициативы в области электронного правительства в Великобритании.
2. www.govtalk.gov.uk [Электронный ресурс]. – Web-узел с информацией по проблематике электронного правительства в Великобритании.
3. www.cio.gov [Электронный ресурс]. – US CIO Council. – Совет Директоров по Информационным технологиям США.
4. http://www.gao.gov/ [Электронный ресурс]. – US General Accounting Office of Management and Budget (OMB).
5. http://www.feapmo.gov/ [Электронный ресурс]. – Federal Enterprise Architecture Program Management Office (специальный офис, созданный OMB – Office of Management and Budget в США).
6. http://www.whitehouse.gov/omb/inforeg [Электронный ресурс]. – US President Office of Management and Budget. – Офис Управления и Бюджета США.


Данилин Александр Валентинович - менеджер по работе с государственными и общественными организациями Отдела стратегических проектов Московского представительства "Майкрософт".


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 41-52.