Электронные дневники и журналы в школе в оценках учителей

__________________________

Ефимова Г.З., Семенов М.Ю.



Статья рекомендована Г.А. Заикиной 15.10.2017.

Аннотация

В статье анализируется мнение учителей о внедрении и проблемах реализации в общем образовании информационных услуг, предоставляемых посредством информационно-коммуникационных технологий. На основе материалов социологических исследований, направленных на изучение социально-профессионального портрета современного российского учителя, авторы формулируют ряд рекомендаций, внедрение которых позволит повысить эффективность использования в школе электронных дневников и журналов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, образовательные услуги, качество обучения, электронные дневники и журналы, конкурентоориентированная личность.

Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодежи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики» (код проекта 28.2941.2017/4.6).

Инновационные процессы затрагивают все сферы жизнедеятельности современного общества. Система образования стала одной из областей апробации, внедрения и распространения новых инструментов взаимодействия участников образовательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Согласно данным исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), лишь 8% родителей российских школьников считают ненужными перемены в системе образования, 47% опрошенных настаивают на коренных изменениях в данной сфере и 41% респондентов предлагают необходимость частичной ее трансформации [1]. Эта ситуация подтверждает общественную заинтересованность в модернизации образовательной системы, внедрении инноваций на различных ее уровнях.

Один из факторов, детерминирующих изменения в российском образовании, – развитие информационно-коммуникационных технологий. Исследовательский коллектив в составе А.Ф. Манако и А.С. Воронкина выделяет пять основных этапов интеграции информационно-коммуникационных технологий в образование [2]:

1) зарождение алгоритмов программированного обучения (1950-е годы);

2) зарождение автоматизированных технологий поддержки обучения (1960-е годы);

3) зарождение первых компьютерных сред обучения (1970-е годы);

4) комплексное развитие компьютерных технологий и зарождение первых дистанционных технологий обучения (1980–1990-е годы);

5) развитие технологий веб-ориентированного обучения и других технологий обучения (2000-е годы).

Для каждого из указанных периодов характерно наличие определенного специфического события, подхода, технической базы, технологии программирования, педагогической технологии, основного результата и т.д. Следует отметить, что применение данных технологий в образовании, как минимум в теории, определяется рядом причин, а точнее, положительными эффектами, проявляющимися в образовательном процессе, повышающими уровень реализации функций образования. Среди подобных положительных эффектов А.И. Яковлев выделяет [3, с. 32]:

1) внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому;

2) современные информационно-коммуникационные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям;

3) активное внедрение этих технологий в учебный процесс становится важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества.

Объектом авторского исследования выступают государственные и муниципальные услуги в сфере образования, а точнее, предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости. Государственные и муниципальные услуги в рамках общего образования – это деятельность органов власти по созданию возможностей для удовлетворения информационных потребностей обучающихся и их родителей. Государственные и муниципальные услуги в сфере образования на территории Российской Федерации предоставляются в электронном виде с использованием ИКТ. Роль электронных государственных и муниципальных услуг в сфере образования может рассматриваться как механизм достижения цели и реализации функций данного социального института. Такой механизм раскрывается посредством повышения эффективности контроля за учеником в воспитательном процессе, постоянного мониторинга деятельности учеников как объектов образовательного процесса, а также расширения форм коммуникации между образовательным учреждением и родителями обучающегося. В конечном счете адекватная реализация государственных и муниципальных услуг в образовании может способствовать развитию конкурентоориентированной личности, а также повысить уровень конкурентоспособности молодого человека через усовершенствование информационно-образовательной среды в школе.

Реализация подобного рода услуг детерминирована рядом условий. Во-первых, условиями институционального характера. По мнению авторов, существует определенная синергия между целями государства, школы, учащихся и их родителей [4, с. 227, 228]. Государство в рамках программ модернизации и административной реформы создает новые возможности получения государственных и муниципальных услуг, в том числе и в сфере общего образования. Во-вторых, имеют значение и условия технологического характера. Уровень компьютеризации в России сравним с показателями стран-лидеров. По данным международного института исследования рынка «GFK», доля интернет-пользователей в России на конец 2016 г. составила 70,4% (т.е. около 84 млн человек в возрасте старше 16 лет) [5]. Активность использования интернета россиянами в повседневной жизни отражает общую компьютерную грамотность населения. Данный факт свидетельствует о том, что люди знают, как получать услуги с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Следует отметить, что работа с ИT-продуктом, посредством которого осуществляется предоставление информации об успеваемости учащегося, осуществляется не государственными служащими в департаментах или управлениях, а непосредственно учителями-предметниками или учителем информатики в школе. Однако, согласно данным института образования НИУ ВШЭ, одним из основных препятствий для внедрения инноваций в образование сегодня является «дефицит современных компетенций у работающих в школах педагогов» [6]. Учителя являются, с одной стороны, объектами предоставления определенного ряда государственных и муниципальных услуг в сфере образования, а с другой – субъектами, обеспечивающими такие услуги. Именно поэтому важно знать мнения учителей о том, насколько предоставление услуг в электронном виде эффективно в рамках образовательного процесса, какие существует трудности их реализации, а также каковы пути повышения эффективности использования государственных и муниципальных услуг в сфере образования посредством информационно-коммуникационных технологий.

В период с 2015 по 2016 г. коллективом социологической лаборатории кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета проводились исследования по изучению качества жизни учителей, анализу их социально-профессионального портрета (руководитель проекта академик Российской академии образования Г.Ф. Шафранов-Куцев). Исследование 2015 г. проводилось на юге Тюменской области (без учета автономных округов), а 2016 г. – в Ямало-Ненецком автономном округе. Выборочная совокупность респондентов, принявших участие в анкетном опросе, составила 910 человек в 2015 г. и 680 в 2016 г. Ошибка выборки по каждому исследованию не превышает 3,55%, что свидетельствует о достоверности полученных данных. Помимо количественных методов, в исследовании применялся качественный метод – фокус-групповые интервью с учителями школ.

Исходя из полученных нами данных, можно утверждать, что навыки пользования персональным компьютером учителей школ соответствуют среднему уровню компьютерной грамотности населения России. Абсолютное большинство респондентов отметили, что владеют такими навыками (98% в 2015 г., 99% в 2016 г.). Однако, помимо навыка, нужно, чтобы компьютер присутствовал на рабочем месте педагога. Согласно результатам опроса, на юге Тюменской области рабочие места 81% педагогов оснащены компьютерами, в Ямало-Ненецком автономном округе этот показатель еще выше (90%).

Однако наличия на рабочем месте персонального компьютера и умения им пользоваться явно недостаточно для работы с электронными дневниками и журналами. Важно, чтобы имеющиеся компьютеры соответствовали современным стандартам, работали исправно и корректно. Некоторые учителя (менее 10%) в ходе проведения фокус-групповых интервью: «порой бывает, что техника, которой оборудована школа, не соответствует современности», «оснащенность присутствует, техники хватает, но ее качество оставляет желать лучшего», «когда я приехала сюда, я увидела допотопный компьютер, старое оборудование». Важно отметить, что в большинстве случаев педагоги довольны состоянием компьютерной техники, с которой они работают, но встречаются случаи, когда ведение электронных журналов и дневников оказывается крайне затруднительным, что может негативно сказаться на выполнении учителем своих функций.

Помимо вышеперечисленных условий, успешное предоставления услуги по информированию родителей об успеваемости их детей и ведению электронного дневника предполагает возможность выхода в интернет. Согласно результатам анкетного опроса учителей, далеко не каждый педагог имеет такую возможность. Так, по данным 2015 г., только 69% респондентов ответили положительно на вопрос: «На Вашем рабочем месте обеспечен доступ в интернет?», в 2016 г. – 77%. По результатам исследования 2015 г. нами зафиксирована взаимосвязь между возможностью выхода в интернет и местом проживания респондента (рис. 1).

Рис. 1. Обеспеченность учителей доступом к интернету на рабочем месте, % к числу опрошенных

* По муниципальным районам Тюменской области взят в расчет средний арифметический показатель.

Иная ситуация выявлена нами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 г. В данном субъекте Российской Федерации такая взаимосвязь не зафиксирована (рис. 2).

Рис. 2. Обеспеченность учителей доступом к интернету на рабочем месте, % к числу опрошенных

Полученные результаты детерминированы следующими факторами.


Очевидно, что, помимо непосредственной возможности выхода в интернет, важна его бесперебойная работа, а также высокая скорость обмена данными. Некоторые учителя (менее 12%) отмечали: «Интернет плохой, а нам говорят "пользуйтесь"», «Да, качество интернета, конечно, страдает». Сейчас в отдаленных субъектах РФ, регионах с суровыми природно-климатическими условиями необходимо обеспечить каналы высокоскоростного интернета, без чего качественная реализация государственных и муниципальных услуг в сфере образования невозможна.

Важно, кроме того, обратить внимание на сам процесс работы с электронными журналами и дневниками, на то, как он вписывается в рабочую повседневность школьного учителя. Педагоги должны иметь возможность вести только один электронный дневник и журнал. В противном случае, этот процесс будет занимать слишком много времени, так как учителю придется выполнять дублирующие действия, а это может негативно сказаться на выполнении им его непосредственных функций – подготовке к занятиям, работе с учениками в рамках предметного курса, ведении отчетов по учебной деятельности и т.д.

В ходе исследования учителям предлагалось высказать свое отношение к ресурсу, посредством которого реализуются электронные журналы и дневники. В 2016 г. респонденты оценивали ресурс «Сетевой город. Образование». Большинство затруднились ответить на этот вопрос (55%). Положительное его оценил каждый третий педагог (34%). Респонденты так характеризовали данный ресурс: «всегда можно отследить успеваемость, удобно пользоваться», «стимулирует новые отношения между всеми участниками учебно-воспитательного процесса», «хорошо помогает в контроле оценок и домашнего задания ребенка» [7, с. 64]. Негативно оценили ресурс только 1% учителей.

В 2015 г. ресурс, через который предоставляется услуга, оценил положительно каждый четвертый педагог (22%), а три четверти (77%) высказали по его поводу недовольство [8, с. 121, 122]. В ходе интервью с учителями школ юга Тюменской области выяснилось, что произошедшее изменение программы, в которой ведутся электронные журналы и дневники, они восприняли крайне негативно. Некоторые учителя описывают это так: «Пусть они тогда прикроют это Web-образование и оставят нам Net-школу». Этот факт свидетельствует об особой важности выбора эффективного программного обеспечения, с которым будут работать педагоги. Ответственность за тот или иной выбор программного продукта лежит на органах государственной власти на уровне региона.

Полученные эмпирические данные позволяют сделать ряд выводов и сформулировать рекомендации по повышению эффективности электронных дневников и журналов в школе.

Во-первых, необходимо уделить особое внимание компьютерному оснащению рабочих мест учителей в школах. Крайне важно не просто наличие компьютера как такового, а его соответствие запросам современности, что напрямую связано с адекватной работой оборудования.

Во-вторых, помимо возможности выхода в интернет с рабочего компьютера учителя, обязательным условием является наличие высокоскоростного интернета. Это особенно актуально для отдаленных субъектов Российской Федерации.

В-третьих, учителя школ должны быть освобождены от дублирующих друг друга действий. Нужно обеспечить полноценный переход на электронное ведение журналов и дневников, иначе заполнение документов повлечет за собой дисфункциональные последствия.

В-четвертых, приоритетным является выбор эффективного программного обеспечения, на базе которого предоставляется информационная услуга. От этого зависят простота, удобство, безопасность и эффективность предоставления информации об успеваемости ученика с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые отличают эту форму от традиционной.

Литература

1. Преобразования в образовании. Пресс-выпуск № 2473 от 11.12.2013. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114639 (дата обращения 01.12.2017).

2. Манако А.Ф., Воронкин А.С. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации // Образовательные технологии и общество. 2014. № 1. Т. 17. С. 512–516.

3. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Информационное общество. 2001. Вып. 2. С.32–37.

4. Семенов М.Ю. Роль государственных и муниципальных услуг в реализации функций образования // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 227–228.

5. Пресс-релиз. Исследование GFK: тенденции развития интернет-аудитории в России. http://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Releases/2017/GfK_Rus_Press_Release_Internet_Audience_in_Russia_2016.pdf (дата обращения 26.05.2017).

6. Москва и Тюменская область лучше других внедряют инновации в школах. Официальный сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». https://www.hse.ru/news/edu/206420388.html (дата обращения 05.06.2017).

7. Социально-профессиональный портрет учительства Ямало-Ненецкого автономного округа: Информационно-аналитический материал по итогам социологического исследования. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016.

8. Тюменское учительство: работа и качество жизни: монография / Под ред. Г.Ф. Шафранова-Куцева. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015.

__________________________________________________________

ЕФИМОВА Галина Зиновьевна

Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета, заведующая учебно-научной социологической лабораторией при кафедре общей и экономической социологии Тюменского государственного университета

Семенов Максим Юрьевич

Ассистент кафедры общей и экономической социологии, младший научный сотрудник учебно-научной социологической лаборатории Тюменского государственного университета