Поддержка идеи информационного общества горожанами и деловыми кругами

С.В. Орлов, депутат Московской городской Думы, координатор деятельности Московской городской Думы по направлению "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение"





Поддержка идей информационного общества населением, а в данном случае, если говорить о Москве, то жи-телями столицы, является одним из необходимых факто-ров создания этого самого информационного общества. Однако в настоящее время, к сожалению, нет объективных данных о степени осведомленности жителей Москвы об особенностях и возможностях информационного общества, а также о проблемах, которые оно с собой несет. Однако существуют обобщенные результаты обследований, предпринятых по этой теме в целом ряде стран мира (Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Япония), где информационное общество уже достаточно продвинулось в своем развитии – по крайней мере, на уровне принятия стратегических государственных решений и внедрения конкретных информационных и коммуникационных технологий. Среднестатистическая картина примерно такова:

Гораздо более подготовлены к жизни в информационном обществе представители делового мира. Данные здесь впечатляют гораздо больше, однако об идеальной ситуации также не свидетельствуют:

Таково положение дел в достаточно высокоразвитых странах. Очевидно, что в российских городах оно отнюдь не лучше. При этом необходимо учитывать, что наряду с созданием информационной и коммуникационной инфраструктуры, государственной поддержкой, совершенствованием системы образования, развитием производства информационных продуктов и услуг одной из важнейших составляющих стратегии интеграции в информационное общество является поддержка его идеи населением и деловыми кругами и активное участие последних в формировании этого общества.

Для того, чтобы такая поддержка и такое участие стали возможны,

Население города и каждого его района должно быть осведомлено об особенностях воздействия информационной революции на жизнь людей. У горожан необходимо выработать убежденность, что возникающие в процессе становления информационного общества возможности могут быть реализованы, если каждый будет в этом процессе участвовать.

В качестве основных групп «проводников» информационного общества эксперты определяют следующие:

Для обеспечения поддержки и участия необходимо решить ряд основных задач.

Задача 1. Изучение и анализ общественного мнения.

Необходимо иметь данные опросов не только всего населения, но и отдельных слоев – политических, хозяйственных, творческих и т.д.

Задача 2. Обеспечить высокий уровень понимания населением потенциала информационного общества для жизни и работы.

Для этого нужно организовать одну или несколько комплексных публичных общегородских кампаний по информированию населения, в которых были бы обозначены целевые программы, направленные на:

Задача 3. Обеспечить для каждого горожанина и предприятия удобный и приемлемый по цене доступ к информационным сетям и услугам.

Для этого необходимо:

Задача 4. Обеспечить эффективную систему информирования потенциальных пользователей, в первую очередь, предпринимательского сектора о новейших разработках в области информационных и коммуникационных технологий, их возможностях и влиянии на характер производства в ближайшем будущем.

Решение этой задачи возможно на основе специальной кампании, направленной на:

В рамках деятельности по популяризации информационного общества в первую очередь необходимо:

Для экономической стимуляции внедрения средств вычислительной техники и информационных и коммуникационных технологий в повседневную жизнь и работу упомянутая комиссия должна в сотрудничестве с соответствующими департаментами правительства города:

На наш взгляд, перечисленные меры позволят обеспечить поддержку нарождающегося информационного общества широкими слоями населения и наиболее активными членами общества – предпринимателями.


© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 35 - 36.