О концептуальной базе построения в России информационного общества

Г.Т. Артамонов, Б.В. Кристальный, И.Н. Курносов, И.С. Мелюхин,
Г.Л. Смолян, Д.С. Черешкин



Реальностью жизни человечества стало вхождение в новую фазу развития, которая прогнозировалась уже несколько десятилетий назад и получила название «информационное общество». В информационном обществе объектами и результатами труда большинства занятого населения являются информация и знания. Конечно, путь каждой страны в общество XXI века имеет свою временную протяженность и свои национальные особенности. Например, в США одно время считалось, что уже к 1990 году – то есть за десятилетие с момента создания первого персонального компьютера (1977 г.) – было построено информационное общество. Однако трансформация понятия «информационное общество» привела к продолжению работ по его созданию. В ряде европейских стран приняты государственные программы построения информационного общества. Авторам известны программы, принятые в Германии, Нидерландах и других странах Европы. Если США или Япония могут самостоятельно финансировать национальные информационные программы, то страны объединенной Европы действуют на уровне Европейского сообщества. Европейской комиссией был подготовлен доклад «Европа и мировое информационное сообщество. Рекомендация Совету Европы. 3.», в котором настойчиво указывается на то, что странам, решившим ограничиться политикой приспособления или отдающим предпочтение «вялым» решениям в области исследований, разработок и применения информационных и коммуникационных технологий, придется в ближайшие годы столкнуться с кризисом инвестиций, проблемой занятости и т. п.

Что касается России, то для ее развития и процветания также необходимы и актуальны усилия, направленные на построение в стране информационного общества. В настоящее время осознаны предпосылки и осознаются реальные пути формирования и развития информационного общества в России, хотя, что вполне естественно, дискуссии по этим столь сложным вопросам продолжаются. Отставание нашей страны в информационной сфере от развитых стран на фоне тяжелого социально-экономического положения и политической нестабильности заставляет тщательно взвешивать необходимые и достаточные усилия для достойного вхождения России в мировое информационное сообщество. Отсюда в настоящее время возникает необходимость сформулировать принципы общегосударственной информационной политики, определить на ее основе концептуальные положения программы построения информационного общества, перспективы создания правового обеспечения процесса построения информационного общества и развития.

Для гармонизации этой работы с мировым сообществом важным фактором является соглашение о сотрудничестве в этой сфере, подписанное в 1998 г. Правительством Российской Федерации с Европейской Комиссией.1

По инициативе Государственного Комитета Российской Федерации по связи и информатизации (в настоящее время – Государственный Комитет Российской Федерации по телекоммуникациям), Комитета по информационной политике и связи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и при поддержке Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации было признано целесообразным разработать концептуальную базу построения в России информационного общества, включающую три документа: Концепцию Государственной информационной политики, Концепцию формирования информационного общества в России, Концепцию развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации, разъясняющие политику и стратегию государства в этой области.

Концепция Государственной информационной политики разработана в 1998 году, одобрена Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (15 октября 1998 г.) и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации (21 декабря 1998 г.), опубликована в 1999 году (М., 1999. – 48 с.) и разослана во все органы государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации.

В Концепции провозглашены следующие базовые принципы Государственной информационной политики.
  1. Принцип открытости – все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.
  2. Принцип равенства интересов – политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности, вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и гражданства.
  3. Принцип системности – при реализации тех или иных решений должны учитываться их последствия для состояния всех объектов и субъектов, затрагиваемых этими решениями.
  4. Принцип приоритетности производителя – при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
  5. Принцип социальной ориентации – основные мероприятия Государственной информационной политики должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России.
  6. Принцип государственной поддержки – мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются преимущественно государством.
  7. Принцип приоритетности права – развитие и применение правовых методов имеет приоритет перед экономическими и административными решениями проблем информационной сферы.

Таким образом, реализация государственной информационной политики закладывает основы для решения таких первоочередных задач, как формирование единого информационного пространства России, вхождение ее в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, совершенствование правового поля регулирования информационных общественных отношений. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению государственности в России, связям Центра и регионов, совершенствованию федерализма и сохранению целостности страны.

Необходимость решения этих масштабных задач требует эффективного управления информационными ресурсами, информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, развития отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг, совершенствования деятельности электронных и печатных средств массовой информации.

Для практической реализации Государственной информационной политики в современных российских условиях требуется широкая пропагандистская кампания, направленная на поддержку ее основных положений в общественном мнении, на разъяснение ее социальной направленности, на доказательство ее обоснованности.

Важнейшее конституционное право граждан – свободное создание, распространение и потребление информации – находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому государственную информационную политику следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества и государства.

По сути, Государственная информационная политика отражает и учитывает множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. Государственная информационная политика России, как государства, расположенного на огромной территории, учитывает различные уровни социально-экономического, научно-технического и культурного развития субъектов Федерации. Отсюда возникает необходимость активного участия всех заинтересованных граждан и структур в конкретизации, развитии и реализации положений Государственной информационной политики.

В Концепции сформулирована информационная политика также в следующих областях: информационные ресурсы, информационно-телекоммуникационная инфраструктура, информационные, телекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации, производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг, научно-технический и производственный потенциал информатизации, телекоммуникаций и связи, рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг, домашняя компьютеризация, политика в области массовой информации, информационное право, системы обеспечения информационной безопасности, взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями.

В Концепции выделен специальный раздел актуальных проблем построения информационного общества, который является «мостиком» к Концепции формирования информационного общества в России.

Концепция формирования информационного общества в России2 разработана в 1999 году. 28 мая 1999 г. ее рассмотрела и одобрила основные положения межведомственная Государственная комиссия по информатизации при Государственном Комитете Российской Федерации по связи и информатизации. В настоящее время по рекомендации этой комиссии Концепция разослана для широкого обсуждения. С учетом результатов этого обсуждения Концепцию планируется издать.

Целью Концепции является определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу. Концепция призвана составить идеологическую основу Программы перехода России к информационному обществу.

Основой российского пути должно стать: расширение и углубление информатизации всех сфер жизни, ориентация общественного сознания на особенности жизни в информационном обществе, обучение всех и каждого умению получать и эффективно использовать информацию, создание и развитие рынка информационных продуктов и универсальных информационных услуг.

Основные направления реализации предлагаемого пути перехода должны охватывать две главные составляющие:

Оба эти направления следует рассматривать в качестве основных объектов государственной политики обеспечения формирования информационного общества.

По мнению авторов Концепции, в построении информационного общества в России ведущая роль принадлежит государству. В этой связи первоочередная задача государства – создать необходимую нормативную правовую базу, прежде всего, законодательную. Подчеркивается, что создание законодательной базы должно опираться на Концепцию развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации.

Концепция развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации (проект) разработана в 1999 году и проходит предварительную оценку в Государственном Комитете Российской Федерации по телекоммуникациям Правительства России и Комитете по информационной политике и связи Государственной Думы Российской Федерации.

Важность проблемы развития законодательства в сфере информации и информатизации в процессе становления информационного общества определяется, прежде всего, тем обстоятельством, что данные нормы законов существенно влияют на регулирование отношений субъектов во всех сферах, областях, срезах и компонентах жизни страны. Любой вид отношений субъектов предваряется, сопровождается или заканчивается информационными отношениями.

В целях концептуального определения путей развития законодательства представляется целесообразным выделить следующие блоки:

Кроме того, развитие законодательства в сфере информации и информатизации с позиций построения в России информационного общества потребует корректировки Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации, а также других основополагающих федеральных правовых актов.

В Концепции констатируется ожидаемость внесения изменений или дополнений в действующие федеральные законы разных отраслей законодательства, в которых представлены нормы, касающиеся регулирования информационных отношений, поскольку эти законы не могли в полном объеме учитывать особенности информационных отношений в информационном обществе.

Развитие законодательства в сфере информации и информатизации должно проходить в условиях координации этой законодательной деятельности с развитием законодательства других сфер, а также с позиций гармонизации отечественного законодательства с международным.

Концепция определяет приоритеты разработки и принятия законов в сфере информации и информатизации следующим образом.

1. Работы над законопроектами, находящимися в настоящее время в процессе рассмотрения в Государственной Думе.

К таким законопроектам относятся: «О предотвращении сбоя компьютерных систем и его негативных последствий в связи с наступлением 2000 года («Проблема 2000»)»; «О коммерческой тайне»; «О праве на информацию»; «Об информации персонального характера»; «О телевизионном вещании и радиовещании»; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О средствах массовой информации»; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».

2. Работы над законопроектами по планам высших органов государственной власти, обладающих правом законодательной инициативы.

К таким законопроектам относятся: «Об электронной цифровой подписи»; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О связи».

3. Работы над законопроектами, необходимость которых должна быть дополнительно запланирована, исходя из основных положений данной Концепции.

К таким законопроектам относится проект базового федерального закона «О государственном информационном стандарте», призванного создать правовую основу развития единого информационного пространства России как части мирового информационного пространства, прежде всего, на базе интенсивного функционирования информационного рынка.

С целью обеспечения координации усилий органов государственной власти, направленных на информатизацию подведомственных им областей, следует разработать дополнения к Бюджетному кодексу Российской Федерации, определяющие порядок формирования расходной части бюджета по статье «Информатика».

С целью укрепления связей для согласованного осуществления социально-экономической политики государства всеми органами государственной власти необходимо предусмотреть разработку по блоку видовых законов проекта федерального закона «Об информационном взаимодействии органов государственной власти».

Интенсивное развитие российского фрагмента Интернета требует совершенствования законодательства, регулирующего отношения субъектов при использовании подобных сетей, обратив при этом особое внимание на правовое регулирование электронной коммерции.

Учитывая важность регулирования информационных отношений в конкретных отраслях общественной жизни, необходимо организовать постоянную ревизию отраслевых законов для того, чтобы своевременно приводить их в соответствие с действующими и вновь разрабатываемыми базовыми и видовыми федеральными законами сферы информации и информатизации.



1 см. стр. 59–60 данного издания.

2 см. стр. 3–11 данного издания.




Об авторах

Артамонов Генрман Тимофеевич - профессор, доктор технических наук, академик РАЕН, заместитель директора ВНИИПВТИ.

Кристальный Борис Владимирович - доцент, советник Комитета по информационной политике и свя Государственной Думы Российской Федерации.

Курносов Иван Николаевич - заместитель начальника Управления информатизации Государственного комитета Российской Федерации по телекоммуникациям.

Мелюхин Игорь Серафимович - доктор философских наук, председатель Ученого совета ИРИО.

Смолян Георгий Львович - доктор философских наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН.

Черешкин Дмитрий Семенович - профессор, доктор технических наук, вице-президент РАЕН, заведующий отделом Института системного анализа РАН.



© Информационное общество, 1999, вып. 3, с. 16 - 19.