_______________________
И.Н. Бабич
Бабич Ирина Николаевна
Кандидат педагогических наук
Докторант кафедры Управления социальными и экологическими системами Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация. Следуя за переменами, происходящими в обществе, изменяется сложившаяся система знаний. Формирующаяся новая образовательная парадигма берет за основу принципы нравственности, целостности, сложности. Идеи синергетики, успешно воплощаемые в экспериментальной педагогической практике, требуют содержательного диалога профессионального сообщества, дискуссии по актуальным вопросам современного образования.
Ключевые слова: знания, образование, синергетика, системность, мировое развитие, новая парадигма, междисциплинарность, постнеклассическая методология.
А. Бергсон
Обращение к будущему приобретает все большее значение в мировой политике, экономике, культуре. Анализ современных тенденций мирового развития заставляет задуматься о том, «как изменить эти тенденции и ход их развития, как сделать его управляемым и направить его к другой, благоприятной для человечества перспективе» [1, с. 58]. Необходимость научиться жить в быстро меняющемся непривычном для нас мире, «по сравнению с которым динамический XX век покажется уютно-неподвижным», согласно Ю.М. Лотману, «потребует создания личности, способной жить в новых, неожиданных для нее обстоятельствах» [2, с. 174]. Образование призвано сыграть здесь решающую роль.
В поисках образовательной парадигмы
Глобализация, интернационализация и информатизация общества приводят к значительным изменениям в сфере образования. Ориентированная на стереотипы стабильного развития в прошлом, на дисциплинарное разграничение знания в виде отдельных предметных областей, традиционная модель образования не отвечает реальностям современного мира. В результате все нарастающей информационной лавины сложившаяся система образования подходит к критической точке. Поиски ученых и педагогов сконцентрированы на попытках найти новые ресурсы устойчивости и определенности в неустойчивом и сложном мире. Однако в результате новаторских педагогических усилий не решены декларируемые задачи: не создана школа «новой формации (большинство педагогических новаций так и остались экспериментами, а современная массовая школа предельно эклектична)»; не возник новый тип человека, превосходящий «существующего в умственном отношении и как личность» [3, с. 247]. Социальные последствия реформирования образования – это неравенство в сфере образования; проблемы мотивации к обучению; специфические вопросы дошкольного, начального, основного обучения и воспитания; проблемы учительства; вопросы, связанные с присоединением к Болонской декларации и влиянием глобализации на структуру и функционирование образовательной системы [4, с. 118].
В теории социокультурной динамики П. Сорокин развивает идею о том, что переходные периоды от одного вида социокультурной реальности к другому всегда сопровождаются обширным кризисом общества и культуры. Кризис современной системы образования в нашей стране – часть общего кризиса, связанного с глобальными трансформациями и, как следствие, с изменением парадигмы познавательной деятельности. Проблема смены образовательной парадигмы вызвана потерей инновационного потенциала большинства известных педагогических концепций, претендовавших на новизну и эффективность [3, с. 247]. Необходим принципиально иной подход к определению целей, задач и принципов образования в информационном обществе, пересмотр содержания образования. Российское образование нуждается в новых формах и методах обучения и воспитания. Н.Н. Моисеев выделил в науке две тенденции: отвечающее сиюминутным потребностям практики стремление к специализации – понять «все больше о все меньшем» и стремление «человека увидеть целостность того мира, в котором мы живем» – увидеть «большее, пренебрегая меньшим», заглянуть в будущее [5, с. 13]. Гипертрофированное развитие первой тенденции препятствует формированию целостного видения образа современного мира. Развивая вторую тенденцию, автор современного эволюционизма считал, что назрела историческая необходимость современной науки изменить свою методологическую ориентацию. Решение проблемы Р.Г. Баранцев видит в необходимости «выйти в новое измерение, расширить пространство обзора», поскольку «линейный, одномерный подход неизбежно ведет к тупикам, парадоксам, взрывам» [6, с. 494].
Согласно естественному циклу жизни научных парадигм, который резко сокращается в периоды революционных преобразований в культуре, для смены образовательной стратегии отпущен краткий миг истории. В качестве преемницы прежней методологии В.Г. Буданов указывает на уже достаточно развитую новую холистическую методологию – междисциплинарное направление науки – синергетику или теорию самоорганизации [7, с. 168]. Г. Хакен в своих работах показывал, что традиционное образование отражает сегодняшнюю узкую специализацию наук, при этом теряется целостность науки. «Парадоксально, что усугубляется незнание целого, несмотря на то, что налицо прогресс в познании частей, – пишет Э. Морен. – Новое знание из-за недостатка внутренних связей не может быть ни ассимилировано, ни интегрировано». [8, с. 45]. Совершенно ясно, что в современном мире целостное познание окружающей действительности становится интеллектуальной и жизненной необходимостью.
Наряду с философскими и методологическими аспектами, синергетические методы исследования сложных самоорганизующихся систем применяются к решению педагогических проблем. Синергетическая парадигма как модель познания мира, использующая междисциплинарный подход и нацеленная на гуманитарные ценности, показывает нам направление научного поиска, включающего как процессы организации педагогического сообщества, так и процессы самоорганизации.
Синергетическая модель в междисциплинарных образовательных программах
Образовательная деятельность как совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов направлена на всестороннее развитие личности. В разработанном проекте современной модели образования выделяется формирование базовых компетентностей современного человека: информационной и коммуникативной, самообразования и самоорганизации. Исследованием процессов самоорганизации в системах разной природы занимается синергетика. Синергетика прошла путь от деятельности отдельных энтузиастов до масштабного научного движения. Ведущие отечественные и зарубежные специалисты выделяют следующие тенденции развития науки и образования: применение прогрессивных направлений аутентичной синергетики в образовании и подготовке синергетических кадров; формирование междисциплинарных технологий и постнеклассических мировоззренческих философских концепций в образовании; развитие социальных проекций теории самоорганизации, охватывающих новые сетевые сообщества, культуру, бизнес, государственное управление; построение моделей в гуманитарной сфере, проектирование саморазвивающихся образовательных пространств, индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Образовательная практика показывает, что основные идеи синергетической концепции не вызывают серьезных возражений у творческих педагогов и прогрессивно мыслящих управленцев. Однако для практического применения необходимо, чтобы эти знания представлялись в форме, пригодной для их широкого социального использования. Проблемы содержания – это всегда дилемма между аутентичной (не понятной для большинства школьных учителей) и метафорической (уязвимой для критики) синергетикой. Учителям необходима поддержка: как воплощать синергетическую модель образования, что включить в содержание, как эффективнее вводить методы синергетики в педагогические будни? На текущий момент подготовка в педагогических вузах и переподготовка учителей и администраторов образования не в состоянии поддерживать современный уровень знаний.
При разработке современной парадигмы образования появились новые термины и понятия. «На наших глазах, – пишет Ю.М. Лотман, – произошла огромная, неслыханная научная революция, по сути дела, все науки переменили коренные понятия» [2, с. 471]. Терминологический аппарат педагогики дополнился понятиями: самовоспитание, самоопределение, самоконтроль, самонаблюдение, самообразование, самооценка, самореализация, самосознание, самоуправление, самоутверждение, – развиваемые синергетикой. Понятия, являющиеся фундаментальными для рассматриваемой предметной области, по-разному определяются в научных работах, сборниках статей, энциклопедических словарях и хрестоматиях. Возможно ли достижение общего терминологического аппарата? Проблема адаптации глоссария теории самоорганизации в образовании в свете стандартов второго поколения становится одним из направлений деятельности просвещенного педагогического сообщества.
Целью обучения в российских гимназиях и школах является формирование личности, способной совершенствовать себя, связывать процесс самопознания с самоопределением и саморазвитием, владеть универсальными способами самостоятельного получения и применения информации. Чтобы обеспечить каждому учащемуся собственный путь самообучения, в число главных задач инновационные школы включают создание и реализацию условий для расширения возможностей самоопределения личности, для стимулирования внутренней потребности в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни.
Созидание будущего
При прогнозировании и построении образовательных моделей синергетическая парадигма учитывает нравственные, ценностные и эстетические аспекты. Инновационные подходы в образовании, сопряженные с синергетическим мировидением, включают деятельностно-коммуникативное, ценностное, познавательно-конструктивное измерение, «согласно которому будущее следует не только прогнозировать, но и создавать» [9, с. 40]. Сложность заключается в консервативности чиновников, в недостатке учебников, пособий и программ по теории самоорганизации в обучении и воспитании. Руководствуясь основополагающими идеями современной постнеклассической рациональности, педагоги-новаторы проводят междисциплинарную исследовательскую работу и эксперименты, которые служат предпосылками к широкому использованию разработанных методик в повседневном образовательном процессе. Поскольку в каждой естественнонаучной и гуманитарной дисциплине присутствуют материалы, иллюстрирующие ключевые термины и принципы синергетики, то наряду с дисциплинарным тезаурусом школьных предметов используется язык теории самоорганизации.
В рамках эксперимента проведены двадцать семь семинаров цикла «Синергетические семинары для школьников» с 5 по 11 классы. В основу семинаров были положены принципы, демонстрирующие взаимосвязь учебного процесса с современными научными знаниями. Одни семинары знакомили учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, показывающими современное состояние наук, темы других задавались учителями-предметниками согласно учебным программам, конкретным параграфам изучаемых дисциплин, рассмотренным в контексте синергетики. Содержательные аспекты семинаров раскрывались на материалах учебников; электронных образовательных ресурсов; докладов международных научных конференций; энциклопедий. Руководство и консультирование семинаров осуществлялось учеными ведущих научных центров страны: МГУ им. М.В. Ломоносова, института Прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Института философии РАН. Семинары вводили учащихся в проблематику современных междисциплинарных исследований. В центре этих исследований находятся следующие объекты: система образования, биосфера как глобальная экосистема, биогеоценозы, современные информационные технологии и биотехнологии, социальные системы, обладающие свойствами открытости и саморазвития и т.п.
В результате знакомства с исследованиями сложных эволюционирующих систем на семинарах: «Устойчивость экосистем: в поисках причин гармонии», «Уровни организации живого на примере членистоногих», «Рыночное саморегулирование» – учащиеся обращали внимание на логику доказательств. Следующие семинары: «На пути к научной картине мира», «Эволюция Вселенной: от Большого взрыва до наших дней», «Химия Земли как кибернетическая система» – позволили рассматривать исследуемые объекты в качестве открытых систем, используя эмпирические и теоретические знания из физики, астрономии, химии, экономики, биологии и других научных дисциплин. «Наука едина, и все без исключения ее области теснейшим образом между собою связаны. Это эмпирическое обобщение столь прочное, что оно не может быть изменено волей отдельных личностей, – утверждал В.И. Вернадский. – Все идущие в ней работы по сути равноценны, ибо … нет в ней важного и не важного, все ведут к одной и той же единой научной истине – к единому, всем обязательному научному пониманию окружающего» [10, с. 363]. Анализ результатов междисциплинарных исследований на семинарах служит для понимания картины мира, сути явлений, их взаимосвязи, для выработки умения предвидеть последствия принимаемых решений. Ученики осознают, что космос и человек, природа и человек оказываются неотделимы, следовательно, необходимо рассматривать вместе будущее человека и будущее природы.
Одна из особенностей гуманитарного знания – это понимание. Попытки понять, что такое человек, для чего он живет, являются предметом семинаров: «Online поколение в мире сложных систем», «Культура здоровья как единое целое, состоящее из взаимозависимых частей». На этих семинарах рассматривались духовные ценности, мир человека, мотивы его деятельности. С формированием умения ставить цели, планировать свои действия, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы вырабатывается базовая компетентность современного человека – самоорганизация.
Информационную компетентность – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем учащиеся получают в процессе всей учебной деятельности. На синергетическом семинаре для школьников «Через библиотеки – к будущему. Роль школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников» участники семинара совершили экскурс в историю библиотек; познакомились с электронной библиотекой «5555 шедевров мировой живописи» (DirectMedia); работали с программой «1С: Школьная библиотека», автоматизирующей работу со школьным книжным фондом, учениками и преподавателями; обсуждали результаты социологического исследования старшеклассников «Что подростки читают на самом деле?».
Отличительными особенностями художественного освоения мира, как особого типа познания, является использование художественного образа. На семинарах: «Система образов в слове и музыке по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Нелинейность, неустойчивость и непредсказуемость в художественных произведениях А.С. Пушкина» – средствами литературы было показано, как создается образ, какими художественными приемами достигается достоверность. Обращение к паттернам нелинейной динамики, пространству смыслов формирует нелинейный стиль мышления школьников.
Исследование зависимостей общественно-исторического процесса, общественных тенденций в развитии человечества, обращение к фактам и законам на семинаре «Циклы истории» происходили сквозь призму межцивилизационного диалога. Концепция глобального образования воплощается в усвоении школьниками понятий солидарности, понимания, терпимости на семинарах: «Глобализация как форма взаимодействия цивилизаций», «Европейский Союз – прошлое, настоящее и будущее. Франция как часть Евросоюза». Семинары: «Мировая художественная культура – единство в многообразии», «Лингвистическая культура общества», «Русский язык в современном мире», «Информационно-образовательные ресурсы обучения немецкому языку и культуре: традиции и новации» – были посвящены признанию равноценности и равноправия культур, языков, социальных и этнических групп. Рассмотрение социокультурного и историко-философского аспекта становления процессов междисциплинарной коммуникации в проекте «Креативная коммуникация» расширило контекст диалога до планетарного уровня, формируя умения эффективного сотрудничества с другими людьми.
Ответственность каждого человека и нравственные ценности являлись центральной темой всех семинаров, при обсуждении которых широко использовался активный поиск оптимальных решений. Проявляемые при этом учащимися и учителями интеллектуальная и познавательная активность, творческая направленность деятельности демонстрировали позитивное отношение к самообразованию и саморазвитию, способствовали становлению ценностных ориентаций.
Таким образом, передовой опыт использования постнеклассической методологии в школьной практике может быть положен в основу программ модернизации образования на качественно новом уровне. Замечая, что «в науке вообще ничего быстрого не бывает», Ю.М. Лотман предупреждает о том, что научно-техническая революция не дает нам времени на колебания «и в противном случае обернется к нам своим жестоким железным лицом. Двадцать первый век может оказаться огромной казармой, может оказаться новым Ренессансом. Развитие науки и техники открывает перед нами обе двери. В какую мы войдем, зависит от нас» [2, с. 180]. Возникает проблема выбора. Для его успешного осуществления в условиях инновационной образовательной среды важно обеспечить единство понимания и использования специальной терминологии, ключевых терминов теории самоорганизации. Чтобы сделать педагогический опыт (первый слой) общезначимым, необходима «серьезная педагогическая критика и рефлексия» [3, с. 251]. В современном образовании должен более интенсивно формироваться второй «рефлексивный» слой. Постнеклассическая методология объяснения сложной развивающейся системы образования предлагает средства и парадигму достижения такой рефлексии, где знание, действие и ценности конвергируют между собой. Задачами третьего «коммуникационного» слоя является обсуждение политики в сфере образования, особенностей разных педагогических практик и программ, анализ возможных организационных форм и социальных, экономических, культурных условий современного образования.
В связи с вышесказанным, можно подчеркнуть, что назрела необходимость обсудить общий подход к пониманию новых тенденций в мировоззрении, ориентирующий профессиональное научно-педагогическое сообщество на целостное, непрерывное, опережающее образование в информационном обществе.
Литература:
1. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы: сущность и значение, контуры будущего, системный подход // Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. Отв. ред. Шестова Т.Л. М.: МАКС Пресс, 2009. Вып. 2. С. 44–77.
2. Лотман Ю.М. Воспитание души. Санкт-Петербург, Искусство-СПБ, 2005. 624 с.
3. Розин В.М. Педагогика и личность в точке и процессе бифуркации // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 246–267.
4. Константиновский Д.Л. Размышления о социологии образования // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 117-124.
5. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.
6. Баранцев Р.Г. Эмоциональная доминанта российского образования // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 494–505.
7. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Изд. 3, доп. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 240 с.
8. Морен Эдгар. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 24–96.
9. Аршинов В.И. Время синергетики. Синергетика: Будущее мира и России // Синергетика: от прошлого к будущему. Будущая Россия / Под ред. Г.Г. Малинецкого. М.: Издательство ЛКИ, 2008. С. 23–41.
10. В.И. Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г.П. Аксенов. М.: Современник, 1993. 688 с.
© Информационное общество, 2010, вып. 6, с. 40-44.