Два последних десятилетия одной из острейших проблем российского образовательного сообщества был поиск наиболее эффективных путей развития сферы образования. И один из этих путей – модернизация системы управления образованием, повышение ее эффективности, обоснованности принимаемых решений. Глобальные изменения в мировом сообществе, переход к информационному обществу, реформирование образовательной сферы привели к резкому увеличению нагрузки на систему управления образованием. За последние 30 лет функции управления образованием увеличились на 85 %. Значительно усложнились выполняемые задачи, сократились сроки принятия управленческих решений, повысилась ответственность, а управляемая среда при этом стала более подвижной, подверженной постоянным изменениям, более сложной и непредсказуемой. Необходимо учитывать также резкий, экспоненциальный рост объемов информации, необходимой для выполнения управленческих функций в системе образования, повышение значимости стратегического, прогнозного управления, основанного на глубоком, всестороннем анализе информации. Это означает, что при решении проблем, связанных с управлением образованием, не обойтись без активного применения новых информационных и телекоммуникационных технологий.
Основой системы образования РФ являются территориальные образовательные системы – региональные, муниципальные, городские, областные и др. Территориальная образовательная система (ТОС) – это совокупность связанных между собой образовательных и инновационных процессов и деятельности по управлению этими процессами, осуществляемой образовательными учреждениями, органами образования и другими институтами в той или иной территории. Функции ТОС – поддержание функционирования и взаимодействия образовательных и других учреждений территории, обеспечение доступа жителей своей территории к образовательным ресурсам и учебным центрам для получения населением образования в различных формах, а также реализации инновационных программ региона. Идеальная ТОС – это такая образовательная система, которая гармонично учитывает и удовлетворяет все потребности, запросы, склонности, возможности всех проживающих на данной территории.
Московская территориальная образовательная система является одной и самых больших в России. Она включает более 4000 образовательных учреждений, в которых обучается более 1,5 миллионов детей и подростков. В образовательной среде города работает более 180 тысяч педагогов и административных работников. Образовательные учреждения подчиняются, согласно административно-территориальному делению города, десяти окружным управлениям образования. Часть учреждений непосредственно подчиняется Департаменту образования. В оперативном управлении Департамента образования города Москвы находится более 4500 зданий и сооружений. Эффективная работа образовательной сферы такого масштаба возможна только при использовании современных управленческих технологий, базирующихся на четко отлаженной вертикали управления и использовании соответствующей современной информационной инфраструктуры.
Кроме того, Москва как столица и огромный город испытывает на себе весь комплекс проблем столичных мегаполисов, таких как социальное неравенство, концентрация как лучших, так и худших идей, явлений и сообществ, разобщенность людей, большое количество неблагополучных семей, беспризорных и безнадзорных детей, ухудшение здоровья городских детей, экологические, межнациональные, транспортные проблемы. В этих условиях образование несет большую социальную нагрузку, поскольку оно вынуждено сглаживать социальные контрасты, обеспечивая конституционное право граждан на качественное доступное образование. В этих условиях ответственность при принятии управленческих решений возрастает многократно. Понятно поэтому внимание московских властей к модернизации системы управления образования, ведь положение дел в сфере образования напрямую зависит от эффективности управления этой отраслью.
Эффективность ТОС напрямую зависит от качества управления, а управление, в свою очередь, – от качества принимаемых решений. Повышение эффективности управления возможно за счет улучшения информационного обеспечения системы управления образованием. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений и доступ к соответствующим информационным ресурсам являются основными условиями повышения эффективности управления ТОС, так как проведение качественного анализа невозможно без доступа к достоверной и актуальной информации, которая накапливается в результате всестороннего мониторинга состояния и развития ТОС при условии построения современной информационной среды образования.
Принятая недавно городская целевая программа развития образования «Столичное образование – 4» на 2005-2007 гг. поставила модернизацию управления образованием в число своих приоритетов.
К основным направлениям модернизации управления системой образования Москвы можно отнести:
Анализ деятельности управленца показывает, что сегодня, помимо оперативного управления сетью учреждений, современному работнику системы управления образованием приходится решать такие сложные задачи, как:
Все эти методы невозможно использовать, не имея «под рукой» развитой информационной среды, содержащей и накапливающей данные, необходимые для принятия грамотных управленческих решений. Современные информационные технологии предполагают построение таких управленческих сред, которые обладают свойствами масштабирования информации, гибкой настройки под нужды той или иной группы управленцев и одинаково эффективно обслуживают как оперативные задачи управления, так и процесс построения прогнозных моделей развития и долгосрочное стратегическое планирование.
Специфические требования к информатизации сферы управления образованием естественным образом вытекают из особенностей деятельности работников образования, занимающихся принятием управленческих решений.
Во-первых, информационная управленческая среда должна адекватно подстраиваться под непрерывные изменения ТОС вследствие изменений законодательства, структурной перестройки системы управления, изменения приоритетов развития, текущей ситуации и т.д.
Во-вторых, предъявляются жесткие условия востребованности управленческих информационных ресурсов. Востребованность зависит от удобства работы с системой. Информационные системы должны быть наглядными, интуитивно понятными, экономить время, максимально автоматизировать рутинные операции, при этом вписываться в существующие стандарты работы. Например, для систем электронного документооборота формы документов должны с минимальными отличиями от бумажного оригинала воспроизводиться на экране и выводиться на бумагу, пользователь должен иметь возможность самостоятельно создать какую либо новую форму для отчета или справку, формируя на экране компьютера, как на листе, нужную конфигурацию документа и имея возможность обращаться к нужной группе данных.
В третьих, при разработке комплексных систем должен использоваться принцип территориальной распределенности и корпоративного использования данных. Первичная информация в полном объеме должна храниться и обновляться в тех органах, которые ее собирают. Локальные архивы первичных данных должны отвечать за достоверность, полноту и актуальность «своей» информации. На этом уровне производится первичная обработка и свертывание данных. Обобщенные данные поступают на следующий вышестоящий уровень управления, где обрабатываются совместно с полученными из других архивов, свертываются и в консолидированном виде поступают в более высокие инстанции. При этом даже с самого верхнего уровня обобщения информация может быть развернута до первичных данных, дополнена, выверена или обработана другими методами.
Однако, несмотря на то, что процессу информатизации управления образованием в Москве уже более 10 лет, до сих пор большое число управленцев ощущает дискомфорт, вызванный, боязнью применять новые информационные технологии, отсутствием навыков использования информационных и телекоммуникационных технологий в управлении, невысоким уровнем информационной культуры.
Несмотря на значительные масштабы работы по информатизации управления столичным образованием, степень и глубина использования информационных технологий продолжают оставаться недостаточными. Так же обстоит дело с информационной интеграцией внутри системы управления образованием. Наблюдается разобщенность форматов данных, отсутствие нормативной базы по формированию оперативной отчетности и т.д. В Москве, например, подразделения Департамента, окружные управления вынуждены прорабатывать огромный объем входящей и исходящей бумажной документации. Информационные потоки не структурированы и не оптимизированы, зачастую являются идентичными в различных подразделениях системы управления образованием. Аналогично обстоят дела и при взаимодействии с городскими структурами. Лишь в последние несколько лет наблюдаются попытки структурирования информационных потоков, построения локальных моделей интеграции данных.
Отсутствие целостного подхода не позволяло организовать эффективное объединение существующих ресурсов в действительно комплексную систему информационной и аналитической поддержки управленческих решений. Сегодня стала очевидной необходимость создания такой системы информационного обеспечения управления ТОС, в которой должны быть учтены следующие аспекты:
В задачи КСИО входит:
К сожалению, несовершенство организационной структуры управления образованием, нехватка ресурсов, дефицит времени и недостаточная компетентность кадров приводят к тому, что нарушается баланс составляющих частей управления в сторону обеспечивающей части. Основным становится ситуационное управление, то есть реагирование на событие, которое уже произошло, борьба с последствиями вместо прогностического управления, предсказывающего тенденции и принимающего управляющие действия до того, как негативные факторы успели проявиться. Стратегическая функция управления оказывается в плачевном состоянии, а ведь именно от ее качества зависит и качество обеспечивающей функции, и эффективность управления в целом.
Система информационного обеспечения управленческой деятельности, помимо обеспечения оперативного управления ресурсами ТОС, должна быть ориентирована и на решение сложных задач проблемного анализа и стратегического планирования, таких как:
Мамченко Анна Александровна - Сотрудник Информационно-аналитического центра Департамента образования города Москвы.
© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 42-45.