О правовом обеспечении информационных процессов и информатизации в России

_____________________________

Копылов В.А.


Рассмотрена структура законодательства в области информатизации, сообщено о ходе работ над отдельными законами, планировании разработки Российской автоматизированной системы информации о нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Работы по обеспечению информационных процессов и информатизации в России ведутся во исполнение Программы правового обеспечения информационных процессов и информатизации, утвержденной в апреле 1992 г. В соответствии с этой Программой при Комитете Российской Федерации по информатизации создан Координационный совет из ведущих ученых и специалистов под руководством председателя Комитета, определен головной исполнитель по реализации Программы — Научно-технический центр "Информсистема".
Законодательство в области информационных процессов и информатизации развивалось в СССР медленно, носило фрагментарный характер. Принимались отдельные постановления правительства СССР и ведомственные акты по отдельным вопросам, связанным прежде всего с созданием и развитием автоматизированных систем обработки отдельных видов информации.
Положение дел в области законодательного регулирования информационных процессов и информатизации в Российской Федерации существенно изменилось после принятия декларации о независимости России. На первое место вышли проблемы прав граждан, организаций и предприятий на информацию независимо от форм собственности, повысилась роль государства в создании и использовании информационных ресурсов страны, стали рассматриваться проблемы правового регулирования прав собственности на информационную продукцию, прав авторства и собственности на продукцию, получаемую в процессе синтеза перспективных информационных технологий. Ждут своего решения вопросы защиты информации и вопросы управления и координации деятельности государственных структур в области создания информационных ресурсов и информатизации, а также изменения правоохранительного законодательства в связи с правонарушениями, возникающими в сфере информационных процессов и информатизации.
Комплекс этих проблем и путей их разрешения нашел отражение в концепции правового обеспечения информационных процессов и информатизации в Российской Федерации, разработанной во исполнение Программы правового обеспечения информационных процессов и информатизации. Концепция представляет своего рода руководство по организации и проведению правотворческой деятельности в России в этом направлении.
Законодательство в области информационных процессов и информатизации, формируемое ныне в России, представляет достаточно сложную семантическую структуру, являющуюся неотъемлемой составной частью системы законодательства Российской Федерации и условно подразделяемую на два блока. Первый блок составляют отдельные нормы права в области информационных процессов и информатизации, включенные в конституционные акты, основные акты и акты о власти и управлении, акты министерств и ведомств, правоохранительное законодательство. Второй блок представляет собой совокупность специальных законов и других нормативных актов в области информации, информатизации и защиты информации.
При разработке блока специальных законов применен комплексный подход, основанный на максимальном учете и интеграции зарубежного и отечественного опыта в этой области. Блок состоит из базового закона, в котором интегрируется накопленный опыт, и совокупности законов и других актов, формируемых в его развитие.
В настоящее время завершена разработка проекта базового закона "Об информации, информатизации и защите информации" и проекта Закона о внесении изменений в правоохранительное законодательство в связи с правонарушением в области информационных процессов и информатизации, которые обсуждаются в комитетах и комиссиях Верховного Совета РФ. Приняты законы "Об охране программ и баз данных", "О топологии интегральных схем". Ведется разработка проектов законов в развитие базового закона, к которым, в частности, относятся проекты законов "Об информационном обеспечении экономического развития и предпринимательской деятельности", "Об охране прав граждан в условиях информатизации", "О правовой информации", "О научно-технической информации".
В целях обеспечения полноты и качества законодательных и других нормативных актов создана методология их синтеза, основанная на формировании предметных областей (в данном случае информационные ресурсы, информационные услуги, перспективные информационные технологии), определении исчерпывающего перечня субъектов правоотношений, действий субъектов над объектами предметных областей, элементов правоотношений.
Естественно, что принятие законов представляет только подготовительную часть обеспечения правового информирования населения России. После принятия акта необходимо доведение его до широкого круга пользователей. Практически любой гражданин должен иметь возможность оперативно получать необходимую актуальную информацию о действующем законодательстве по интересующему вопросу. В России сегодня, к сожалению, отсутствует система правовой информации, которая могла бы решать эти задачи. А такая система необходима в правовом государстве.
В целях решения проблемы обеспечения всеобщей правовой информированности субъектов России планируется разработка Российской автоматизированной системы информации о нормативно-правовых актах РФ. Она будет иметь вид распределенной сети банков нормативных актов в правотворческих органах, специальном Российском базовом центре правовой информации, региональных центрах правовой информации.
До создания такой системы и введения ее в действие одним из наиболее эффективных способов решения проблемы правовой информированности населения может быть создание тиражируемых на машинных носителях банков нормативных актов по наиболее запрашиваемой тематике (налогообложение, предпринимательство, приватизация, внешнеэкономическая деятельность и др.) для восприятия на ПЭВМ пользователя.

Статья поступит в редакцию в мае 1993 г.
НТЦ " Информсистема

___________________

В. А. Копылов - канд. техн. наук


© Информационное общество, 1993, вып. 1-2, с. 57-59.